- Для чего необходимо разбивать произведение на главы, только ли для того, чтобы облегчить прочтение текста?
В первую очередь. Когда я отправила в издательство первый роман из 18 авторских листов, глав в нем не было, было четыре части по 4-5 авторских в каждой. Первый вопрос, который мне задал редактор, когда приступили к правке, согласна ли я на деление законченных сцен звездочками - для удобства чтения.
В дальнейшем я уже до отправки романа в издательство делила его либо на главы, либо на части, внутри которых была разбивка звездочками.
- Какую смысловую нагрузку несут названия глав?
Ту же самую, что и название романа. Информативную, рекламную (интригующую). При этом названия глав должны быть стилистически выдержаны и перекликаться с названием книги. Т.е. в семейной саге "Две судьбы" допустимы такие названия глав, как "Издержки богатства", "Друг детства", "Проблемы Даши", "Расследование", "Казаков действует", "Личный водитель", "Предательство" и др. Названия глав, подчеркнуто информативные, перекликаются с нейтральным информативным названием. Но в ироническом детективе, озаглавленном "Игра в кошки-мышки", сам жанр диктует игривость, увлекательность, в т.ч. и в названиях глав: "Если злобный лиходей схватит леди за филей", "Страдания юного опера", "Чудеса без решета", "Таланты и покойники".
- Нужны ли вообще названия глав или можно обойтись строгими "Глава 1,2,3..."?
Название главы - это ее визитная карточка. Название может быть строгим представлением (сообщать о событии, о котором пойдет речь. См. "Две судьбы"), а может быть загадкой, заданной читателю, ответ на которую он получит только прочитав главу (см. "Игра в кошки-мышки").
Если хотите, чтобы у вашей главы было лицо, а не номер, дайте ей название.
- А, может быть, можно вообще обойтись без разбиения, ведь такие примеры есть?
См. п.1. Издатели против.
- Какой длинный должна быть глава?
Глава должна быть законченной - раз. Размер глав должен быть примерно одинаковым. Нельзя дробить роман по количеству знаков, только по сценам.
- Хорошо ли это, когда глава заканчивается "на самом интересном месте", а следующая повествует о каких-то совершенно других событиях?
Я люблю этот прием у других писателей и сама использовала его в романе "Побег из сказки", где линии про разных героинь чередовались, а главы обрывались на самом кульминационном моменте. От читателей возмущенный откликов не поступало, напротив, этот прием отмечали как удачный.
- Каждая глава должна быть своего рода маленьким, относительно законченным рассказиком, или это вовсе необязательно?
См. п.5