Читая конкурсные рассказы, я понимаю, что данная тема необходима.
Не хочу никого учить, но чувствую желание просто поделиться своими мыслями с начинающими авторами.
По себе помню, что только начиная писать книги, вообще не думаешь о таких вещах, как конструкция сюжета, персонажи, а слово саспенз вообще означает что угодно, только не необходимый элемент для создания атмосферы.
Кстати, и об атмосфере тоже не думаешь - просто пишешь.
Сейчас, пройдя пять лет писательского пути и пять изданных книг, я понимаю, что не все так просто. НЕЛЬЗЯ писать книгу, пока не видишь героя. Пока ты не представляешь его, как самого себя. Пока не знаешь, что у него в душе, как он учился в школе, какие девушки ему нравятся, и что он не переносит. Пока ты не знаешь его сны и не можешь сказать, о чем он думает. Он думает - а не ты, - очень важный момент.
Мои френды, наверное, еще помнят, как я несколько недель строила Милоградского. Подбирала ему офис. Байк. Образ мыслей и так далее.
Пренебрежение этим правилом однажды меня сильно подвело. Я написала Мертвую невесту и ее продолжение - Эсперанцу. И они даже понравились читателям. Но мне пришлось сжечь рукописи этих книг. Просто потому, что я осознала: два антагонистических героя, Этьен и Антуан - по сути одинаковы. У них нет индивидуальности. И самое печальное - Я думаю за них. Я, а не они действуют. И именно на этом основании я забрала эти книги из редакции, кратко пояснив: это хрень.
Сейчас я строю персонажа так: я пишу на него досье. Обдумываю его биографию с пеленок, пишу про него забавные случаи, в которые он попадал. Его недостатки и достоинства. Кто он по знаку гороскопа. Его характер и привычки.
Файлик с персом пополняется постоянно, и порой достигает десятка страниц.
Только полное представление персонажей дает возможность написать их хорошо, сделать их трехмерными. Иначе - брак.
Сюжет....
Сюжет - это, разумеется, дело каждого. Но напомню- в основе ДОЛЖНА лежать незыблемая конструкция: начало-апогей-конец. Вроде элементарно, но в последнее время это настолько часто игнорируется, что я впадаю в оторопь. Народ, вот этот момент даже не обсуждается. Это не поле для экспериментов. Намечайте эти три точки СРАЗУ, - не рвите мое сердце=)
Атмосфера.
В конкурсных рассказах я сосредоточилась только на одном элементе атмосферы - эмпатии, и это не случайно. Тема конкурса - музыка, вдохновение, а для меня все это - эмоции в чистом виде. Посему, по моему представлению, автор должен был написать так, чтобы торкнуло. Чтобы читатель СОПЕРЕЖИВАЛ.
Однако, в зависимости от жанра, есть много и других элементов создания атмосферы.
- КОНФЛИКТ.
- САСПЕНЗ
- ЭНЕРГЕТИКА и так далее.
Вы задумывались об этом? Если да, то все здорово. Если нет - я предлагаю вам прочитать книгу Александра Митты "Кино между раем и адом", там это все разложено по полочкам.
Добавлю только, что для создания атмосферы необходимо одно важное условие: ХАРИЗМА. Харизма автора. Его душа. Именно кусочек его души, вложенный в строки, заставит читателя полюбить книгу.
Иначе - все напрасно, какой бы ни был прекрасный текст.
Наверняка многие сейчас скажут: "к чему такие сложности? мои тексты нравятся! я получил 1001 и один восторженный отклик! ну и что, что у меня плохо проработаны герои и невнятный сюжет! Читать ведь интересно!".
Могу ответить на это одно: мои сожженые книги стали трауром для многих читателей, которые неосторожно познакомились с началом истории, которую я кинула в интернет. Мне гневно писали: мол, и нам дочитать историю до конца не дала, и сама сожгла! не нравится - так хоть бы на СИ выложила, чтобы люди могли уже дочитать историю!
Понимаете, дорогое авторы, есть такое слово: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Если не перед читателем, то перед собой. Профессионалы ценились всегда, в отличие от халтурщиков. Первые свои книги, которые люди прочитали с большим удовольствием, я видеть не могу. Просто потому, что я выросла как профессионал и не могу не видеть несовершество тех книг. Не могу не печалиться от того, что вот тут, тут и тут я упустила важные моменты, а вот тут не дописала необходимого.
Вы уж простите мне мое брюзжание, дорогие мои. Я уже старая мудрая обезьяна, и могу сознаться в ошибках молодости . И может, кому-то это и поможет избежать их.
А книгу Митты вы все же прочтите. Мне в свое время она здорово мозги вправила.
ЗЫ. На всякий случай напомню, я перфекционист. Если вы не стремитесь так же как я написать не просто книгу, а максимально хорошую для ваших возможностей книгу - то все вышенаписанное было не для вас.