Информативная статья о текущем состоянии литературы

Место общения молодых литераторов.
Добро пожаловать!

Модераторы: Doctor Lloyd, Иржи

Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Феликс Сентябрь 22nd, 2009, 9:45 pm

Реинкарнация книги

— 22.09.09 15:51 — Газета.ру

ТЕКСТ: Наталья Осс, писатель, журналист

Из культового, даже сакрального предмета книга превращается в типичный объект медиабизнеса, ее главные функции теперь – информация и развлечение.

Книжный рынок России чувствует себя лучше, но ненамного – так можно описать состояние книгоиздательской отрасли через год после начала экономического кризиса.

Кризис обострил старые, нерешенные проблемы издателей, писателей, полиграфистов и книготорговцев и прибавил новых.

Развитие интернета, который дал новую генерацию пиратов – теперь уже литературных, появление новых издательских форматов, в частности, электронной книги, и глобализация, одним из двигателей которой стал Googlebooks, заставляют всех, причастных к книжной отрасли, нервничать. Тот, кто вовремя не перестроит бизнес, может остаться без него. Писателю тоже приходится туго. Вместо нового романа он садится за уроки английского. Одному читателю хорошо. Но дорого. Книги подорожали, и их стало меньше. Но все равно больше, чем читателей, способных их купить. Это и есть системный отраслевой кризис – мировой книгоиздательский бизнес, частью которого является и российский, начал испытывать трудности за год до наступления глобального экономического коллапса.

Кто этот человек?

Читатель – существо настолько ценное и редкое, что на его изучение тратятся государственные деньги, его интерес к чтению стимулируют федеральные программы, для него устраиваются выставки и ярмарки, для него писатели тащатся через пробки на ВВЦ, садятся в литературный экспресс и выступают в уездных домах культуры – все для того, чтобы взглянуть в глаза человеку, который не утратил еще умения складывать русские буквы в слова. Это не шутки.

В стране снижается уровень грамотности, особенно среди детей. Российский читатель читает мало и неохотно. А иногда читает такое, что лучше бы уж совсем не читал.

По результатам опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, не читают книг совсем 46% россиян (в 2005 году их было 37%). Так что толчею на выставках и в книжных магазинах обеспечивают всего 16% граждан, которые читают книги постоянно (в 2005-м их было 23%).

24% российских семей не имеют книг дома, у 36% в квартирах найдется не более ста книг. Посчитайте – сколько у вас? Популярный у книголюбов середины 70–80-х годов стишок «Не шарь по полкам жадным взглядом, здесь не даются книги на дом», отражавший отношение к книге как чему-то ценному и дорогому, что требуется оберегать от посягательств, – безнадежно забыт. Когда вы в последний раз утаскивали, выкрадывали, заигрывали книжку? Заиграть книгу – устаревшее выражение. В интернете молодежь, обнаружив вдруг раритетную табличку со стишком в чьей-то библиотеке, обсуждает дикие нравы предков из разночинной интеллигенции, которые крали друг у друга книги (?!).

Обладатели семейных библиотек – это всего 6% россиян (в 1995-м их было 10%). Про общественную библиотеку практически забыто – 77% не знают туда дороги.

Чтобы уж совсем вас добить, сообщу, что, по данным американского опроса Reading on the Rise, проведенного Национальным фондом искусств (National Endowment for the Arts), 54,3% американцев прочитали за год хотя бы одну книгу. 50,2% взрослых граждан Америки читают художественную литературу – романы, рассказы, пьесы и даже поэмы.

В России чаще читают женщины, чем мужчины, люди с высшим образованием, жители средних и крупных городов. Состоятельные читают больше бедных. Печально, но среди людей пожилых больше всего тех, кто вовсе перестал читать книги.

Конкуренты Гутенберга

Книжки теснят в первую очередь интернет и радио – их доля в структуре медиапотребления российского гражданина растет. А доля книг снижается – сейчас это всего 4% (сравните с телевизором, которому достается 44%). Это объясняется множеством причин, одна из них – изменившийся образ жизни (когда огромное количество времени съедают пробки, и потому растет радио) и приход новых технологий (интернет откусывает проценты у газет, видео и DVD – у книг). Аудиокнигой, которая хороша в пробке, пользуются всего 4% россиян.

Молодой читатель (до 39 лет) живет в интернете. Оттуда он скачивает учебники, рефераты, прикладную литературу и фэнтези. Он же входит в ничтожно малую долю читателей – 0,5%, которые покупают электронные книги.

Электронная книга – главный тренд. Рано или поздно, как прогнозируют эксперты, она прибьет живую в некоторых жанрах.

По оценкам ФАПМК, объем рынка электронных книг в 2009 году достиг отметки в $0,9 млн, что ничтожно мало по сравнению с общим объемом рынка книжной продукции (менее одного процента). Оценивая общий объем книгоиздательского рынка, эксперты называют разные цифры – от $2,2 млрд до $3 млрд в 2008 году (такой перепад высот – следствие непрозрачности отрасли).

Покупают книги «в цифре» люди молодые, до 35 лет, а это как раз самый сладкий, самый платежеспособный сегмент книжных покупателей – от 25 до 40 лет. К тому же, старея, он не откажется от электронной книги. Поэтому монстры издательского бизнеса АСТ и «Эксмо» уже играют на этом поле. Летом обсуждалась сделка по поглощению «Эксмо» крупнейшего в рунете магазина электронных книг «ЛитРес», хотя ни одна из сторон официально об этом не заявляла. Издательство и ресурс уже сделали совместный проект – выпустили серию художественных книг на CD. Издательство АСТ заключило договор с интернет-магазином Amazon на продажу 20 тысяч наименований оцифрованных книг. У издательства «ОЛМА Медиа Групп» есть аналогичный контракт с Googlebooks на 24 тысячи книг.

Развитие рынка тормозит тот факт, что электронные права находятся, как правило, у авторов, и чтобы оформить договор, надо гоняться за каждым писателем отдельно, а это для крупных издательств практически невозможно.

Старые договора не включали в себя пункт об электронных правах, зато по новым автор вместе с «бумажными» правами, как правило, передает и электронные. Хуже обстоит дело с «мертвыми» книгами – теми, которые проданы, но допечатываться не будут. Пока не истек контракт, ни автор, ни издательство не смогут заняться оцифровкой.

Кости, череп, web 2.0

Пока решается вопрос с авторскими правами, пираты успешно действуют. Всякая книга, проданная официально непосредственно издателю или сетевому ресурсу, тут же выкладывается в сети совершенно бесплатно. Автор данной статьи проверил это на собственном опыте. Оттого доходы от этого способа продаж малы. Вслед за шоу-бизнесом с его пиратскими песнями страдает теперь и писатель.

Всего в интернете существует до 5000 электронных «библиотек», содержащих огромный массив русскоязычных текстов, охраняемых авторским правом и попавших туда без ведома издателя и писателя.

Один из главных врагов правообладателей – «Либрусек», крупнейший пиратский портал русскоязычных произведений. Владелец портала Илья Ларин сидит в Эквадоре вместе со своим «железом» и руководствуется собственными представлениями об авторском праве. А именно – отрицает его. В манифесте «Либрусека» записано: «Мы – люди, которые любят книги. Не авторов, не деньги, не законность и справедливость. Только книги». Портал предлагает пользователям воздержаться от использования выложенной литературы, если это противоречит законодательству их страны: «Если вдруг что, сидеть – вам». Интернет-аудитория Ларина любит и приветствует, как просветителя эпохи web 2.0, который создал условия для неограниченного доступа к русскоязычным книгам для всех желающих читать и не желающих платить. 12 августа в ЖЖ Ларина была опубликована новость, подтвержденная и «Литресом», – достигнута договоренность по книжным новинкам. Новые книги, продаваемые «Литресом» (кстати, в прошлом пиратским ресурсом), не будут доступны для скачивания на «Либрусеке» в течение месяца, on-line читать можно, по истечении месяца книгу можно скачивать пиратски. Это единственное, чего удалось достичь продавцам легального контента.

Сам факт этой договоренности с пиратами коробит поборников священного для издателей авторского права и напоминает дележ рынка в духе 90-х: лаг в месяц для того, чтобы «снять» сливки, а дальше продолжается грабеж караванов мирных издателей и писателей.

Справедливости ради надо признать, что издатели пиратам тоже не чужие люди – иногда книгу заливают на торренты сами правообладатели с целью продвижения.

Как качают электронные книжки? Глава оргкомитета выставки цифрового книгоиздания «Книга-байт», организованной в рамках XXII ММКЯ, Андрей Гельмиза говорит, что в среднем в день происходит 5 тысяч продаж, средняя стоимость книги – 30 рублей. Автор совершенно по-пиратски умудрился подглядеть статистику скачиваний за последний месяц собственного произведения и статистику просмотра страниц (качают в разы меньше, чем читают) и одновременно сравнить свои данные с результатами известной шоу-писательницы и писателя-букеровского лауреата. Данные автора не разочаровали, однако никак не отразились на его финансовом положении. 36 рублей 6 копеек за книгу.

Глобальный библиотекарь

Еще один опасный враг «бумажных» издателей – Google. Он пытается закрепить за собой право на использование в интернете любых книг, изданных любым издательством в любой стране (за исключением произведений, по которым достигнуты специальные договоренности между правообладателями и Google). Проект GoogleBooks, начавшийся в 2004-м, предполагал создание глобальной системы поиска книг. В реальности гугловцы строят супербиблиотеку, оцифровывая издания европейских и американских национальных книгохранилищ – ведь чтобы найти текст по ключевым словам, требуется отсканировать произведение целиком.

Google, таким образом, становится легальным монополистом, способным перевернуть всю ситуацию с авторскими правами. Куда там утлым суденышкам пиратских электронных библиотек – Google сможет диктовать рынку свои условия.

И хотя компания уверяет, что пользователь получит доступ всего к 2–3 страницам произведения, издатели, конечно, против такой глобализации.

С европейскими издателями Google еще ведет диалог, российским же предлагается смириться. Противостоять гиганту российские издатели не в состоянии – теоретически они могли бы, но практически в течение многих лет не способны объединиться для решения ни одной отраслевой проблемы.

Когда она умрет?

Вы, возможно, огорчитесь, но никакие всхлипы ретроградов, приверженцев традиции, любителей пошуршать страницами и вдохнуть запах свежей типографской краски не остановят неумолимый прогресс – электронная книга неумолимо теснит бумажную. Об этом говорил президент Международной ассоциации издателей Герман Спруйт: «Для нового поколения важны скорость, функциональность, информативность. Молодые привыкли к ярким картинкам, которые открываются, мелькают в тексте. По сравнению с электронными бумажные книги отстают». Для книг и издателей это означает смерть некоторых «бумажных» жанров. Спруйт прогнозирует, что у научной книги, например, есть только цифровое будущее.

С развитием рынка букридеров, которые становятся дешевле и функциональнее – тонкие, с большим объемом памяти и даже обученные читать вслух, акцент будет смещаться в сторону электронных книг по всем жанрам.

Технологическая и медийная революции сформировали новый способ чтения и новое отношение читателя с книгой – только текста уже мало, нужно, чтобы текст был легкодоступен (скачать, а не дойти до магазина) и мультимедиен (содержал звуковой и визуальный ряд или существовал параллельно с ними в одном книжном продукте). Из культового, даже сакрального предмета книга превращается в типичный объект медиабизнеса, ее главные функции теперь – информация и развлечение. То, что от этого страдает «духовно ориентированная», «чистая» литература и ее адепты, – до этого прогрессу нет никакого дела.

Российских издателей будущее тоже страшит – они могут потерять свой бизнес, если вовремя не изменят стратегию. Мировая практика существования книгоиздательских концернов – это вхождение в состав мультимедийных компаний на правах подразделений либо диверсификация бизнеса (не только книги, а различный контент). Реализуется продукция таких компаний далеко за пределами страны-производителя. Отечественным книгоиздателям придется искать способы интеграции с другими медиа, вступать в альянсы и договариваться внутри и вне отрасли и запускать новые виды продуктов. В общем, и издательства в их традиционно-сакральном виде – где редакторша, похожая на Галину Волчек в «Осеннем марафоне», с сигаретой в зубах спешно правит рукопись карандашом – давно отошли в прошлое, так же, как домашние библиотеки, культ типографской краски и заполненные студентами читальные залы Ленинки.

Современного практичного читателя вся эта лирика не волнует – букридер позволяет носить собой Ленинскую библиотеку и смотреть яркие картинки – и хорошо.

Добьет типографскую книгу книжный автомат – такие уже есть в Великобритании, США. Теперь книгу можно распечатать мгновенно, получить, как пачку сигарет или шоколадный батончик – нажми на кнопку, получишь результат. Правда, у автоматов есть большой минус – он выдает только мягкие обложки.

Цифра не отменит полностью бумагу – научную и техническую книгу все-таки можно будет подержать в руках. В мире активно развивается технология print on demand (печать по запросу). Происходит это так: текст книги находится в электронной библиотеке, вы покупаете книгу, даже не подозревая, что в печатном виде ее не существует. Заказ с сайта поступает в типографию, которая по вашему спецзаказу отпечатывает экземпляр, который доставляется через один-два дня. Цена книги при этом всего на 25–40% выше, чем при печати тиража в 1000 экземпляров. Print on demand позволит читателю разжиться уникальными книгами, например, из Ленинки, или купить нужную книгу, которую ни одна типография печатать массовым тиражом больше не будет. По технологии «печать по заказу» работает знаменитый lulu.com – основная масса книг, реализуемых через портал, – именно научные.

«Но окончательно электронная книга старую не вытеснит, а разовьется во что-то новое, самостоятельное, но сейчас даже непонятно, во что», – утешает Герман Спруйт. Кино не убило театр, телевизор не убил кино, дай бог, интернет не убьет книгу.

И все-таки бумажная, та самая культовая книга останется. Утешительно было бы думать, что в качестве деликатеса для интеллектуалов. Нет, скорее в качестве предмета избыточно буржуазного.

Такое коллекционное произведение создал недавно ИД Мещерякова – книга искусственно состарена и повторяет «родное» английское издание «Историй для детей» 1910 года в мельчайших деталях. Герман Спруйт считает, что бумажная книга будет играть роль подарка (вот оно, советское «книга – лучший подарок», это была не просто родительская отговорка, чтобы не купить плюшевого мишку, а прогноз на 50 лет вперед). «Дарить просто диск – это не круто, – говорит президент Международной ассоциации издателей. – Иметь напечатанную книгу приятно, приятно находиться с ней рядом. Предмет искусства – эта функция печатной книги останется навсегда».

Получается, что с книгой произойдет ровно то, что произошло с вещами прозаическими, утилитарными – электронная книга станет массовой, как мебель из ДСП, машины конвейерной сборки, ширпотреб с китайских мануфактур.

Печатная книга превратится в предмет элитарный, относящийся к сфере прикладного искусства, а потому доступный немногим – как антиквариат, автомобиль ручной сборки или костюмы с Севил-роу.

Демократизация процесса неизбежно приводит к обратному эффекту – выделению люксового сегмента. Эстетам это даст возможность вывести книгу в сферу избыточного потребления и гламура, поставить в один ряд с яхтами и бриллиантами, а интеллектуалам – проклясть эстетов в очередной раз.

Что читать и кому писать?

Вообще, человек, преданный идеалам духовности и идеям великой русской литературы, будет разочарован происходящими на книжном рынке событиями. Ассортимент все больше, тиражи все меньше (это не только общероссийская, но и мировая тенденция, свидетельствующая о глобальном кризисе книгоиздания) – писатель, за редким исключением, все беднее. В рейтингах самых издаваемых и продаваемых книг писатель и издательский проект (у которого, конечно, тоже есть имя и фамилия) стоят на соседних строчках. Все смешалось в мире литературы.

Статистика книжной палаты за I полугодие 2009 дает картину того, что читают граждане. Цифры не поражают, хотя кому-то покажутся неприятными: женский детектив держит пальму первенства.

Самые издаваемые книги из раздела «художественная литература» – Донцова, Шилова, Устинова, Полякова. Первые двадцать позиций в рейтинге – это российские беллетристы, разбавленные Коэльо, Вишневским, Вербером.

Читатель любит читать про себя – реального или воображаемого, wanna be, как любят говорить маркетологи. Поэтому в издательском топе – сплошь современники, из покойных – только Агата Кристи.

Сравнивать изданные (а не проданные) бумажные книги со скачанными (то есть проданными) электронными напрямую некорректно – в интернет-библиотеках лежит все, что издано на бумаге, а достоверного рейтинга продаж бумажных книг нет (издательства не открывают информацию). Но кое о чем судить можно. На «Литресе», где первое место – вы догадались – у Донцовой, лидируют по итогам года писатели-фантасты и мастера фэнтези – Сергей Лукьяненко, Роман Злотников, Вадим Панов, Аркадий и Борис Стругацкие, Ник Перумов и другие авторы, о существовании которых иной «бумажный» читатель и не подозревает.

Успех авторов фантастики и фэнтези в области электронных книг связан с тем, что поклонники жанра – наиболее продвинутые в технологическом отношении граждане.

О том, какие жанры больше всего востребованы «на бумаге», можно судить по данным магазинов. В лидерах – учебная и детская литература, они держат на плаву издателей и книготорговцев, художественная литература на почетном третьем месте.

Больше всего пострадала от кризиса политическая книга. Что не удивительно: ее родная мать – политика – от перемены конъюнктуры на финансовых рынках пострадала не меньше.

Корм для кошек или пища для ума

Книжная палата порадовала правительство бодрой статистикой – по ее данным, рост за полгода 2009-го в сравнении с аналогичным периодом 2008-го составил 108,6% по числу выпущенных названий, 103,8 % по тиражу. (371 млн экземпляров против рекордных прошлогодних 342 млн.) Издатели возмутились. «Откуда палата берет эти данные?» – удивлялся Олег Бартенев, вице-президент издательской группы АСТ. Бартенев, конечно, знает, откуда. Книжная палата считает наименования произведений по количеству номеров ISBN (номер присваивается каждой изданной в мире книге) и количество экземпляров по данным типографских тиражей. То есть печать инструкции по борьбе с терроризмом, изданной тиражом более миллиона экземпляров, сразу дает рост объема рынка, а деятельность самиздатовцев-графоманов расширяет ассортимент. Судить о состоянии российского книгоиздания по этой статистике – все равно, что мерить среднюю температуру по больнице.

Данные из типографий свидетельствуют, что объем выпускаемых книг снизился (по некоторым направлениям до 30%). Издатели считают, что отрасли требуется дать дополнительные льготы, а оптимизм книжных статистиков создает у властей неверное впечатление о реальном положении дел.

Сейчас льготная ставка НДС на реализацию книжной продукции составляет 10%, все остальные этапы производственной цепочки (редакционные расходы, печать, транспортировка) облагаются стандартным 18% НДС. Для выживания в кризис и снижения цен на книги необходимо снижение налога до 10%, 5% или даже 0%. В некоторых странах Европы НДС на книги минимален или вовсе отсутствует – так правительства стимулируют граждан покупать и читать книги.

Доля книг в потребительской корзине россиянина, по оценкам участников рынка, составляет полпроцента. Это чуть больше, чем затраты на товары для животных. Есть риск, что кризис поменяет картину – пища для ума уступит-таки кошачьему корму.

Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо», привел цифру – в денежном выражении рынок сократился на 20%. Растут кипы нераспроданных книжек на складах издательств. Единственный регион, в котором, по словам Олега Бартенева, АСТ, объем продаж в рублях не упал, – это Москва. Для сравнения – в Калининграде падение на 35–40%. Больше всего от кризиса пострадали города-миллионники и моногорода. Читатели резко снизили количество покупаемых книжек. Лучше всего чувствуют себя две столицы и, как ни странно, малые города с населением менее 50 тысяч. Эффект объясняется просто – меньше, чем покупали там, покупать уже нельзя.

Извечная проблема российского рынка – перенасыщенность – в кризис обострилась. «Книг по-прежнему выпускается больше, чем рынок готов принять и переварить», – сказал Новиков.

Издатели с этим борются простыми методами – режут планы публикаций. Первыми под нож ложатся писатели, чьи книги продавались неплохо, но не так быстро и не такими объемами, как у дойных издательских лошадок. Издатели расторгают контракты, рвут отношения даже с авторами, проверенными рынком и имеющими свою аудиторию. Начинающему писателю или автору штучных книг (не готовому строчить по 3–4 романа в год) опубликоваться теперь очень трудно. Некоторые издательства заморозили планы до 2011 года.

Писателю остается только писать – в надежде, что после кризиса опубликуют все его романы, написанные «в стол». Или осваивать новые технологии. Например, ресурс lulu.com позволяет автору заделаться издателем. Писатель сам может создать макет книги, залить в него текст, выбрать дизайн обложки, получить ISBN, ресурс размещает книгу на Amazon и все – дело сделано. Читатель заказывает книгу, ее распечатывают по технологии print on demand, и наступает счастье. Писатель обрел читателя, читатель обогатил писателя, типография и интернет-ресурсы заработали немного денег. Именно через интернет пробила себе дорогу в англоязычной литературе целая генерация современных авторов – их бестселлеры занимают теперь почетное место на полках магазинов.

http://www.gazeta.ru/comments/2009/09/2 ... 3625.shtml
Феликс
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: Ноябрь 19th, 2008, 3:36 pm

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Татьяна Ка. Сентябрь 25th, 2009, 12:45 am

Печально, но факт. :?
«Есть в моей книге хорошее. Кое-что слабо. Немало есть и плохого. Других книг не бывает, мой друг». Марциал
Аватара пользователя
Татьяна Ка.
 
Сообщения: 9342
Зарегистрирован: Октябрь 26th, 2006, 6:46 pm
Откуда: Москва

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение КЭТ Сентябрь 30th, 2009, 4:12 pm

Очень интересная сатья. Феликс, спасиибо.
"Ты всегда можешь взять больше, чем ничего!" Льюис Кэрол
Аватара пользователя
КЭТ
Автор Экслибриса\9 книг\АВТОР-2007
 
Сообщения: 759
Зарегистрирован: Март 30th, 2006, 11:25 pm
Откуда: БЕЛАРУСЬ

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Феликс Октябрь 12th, 2009, 10:13 pm

Что происходит в русской литературе. Рассказывает Дмитрий Быков (видео)

Часть 1
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1248326

Часть 2
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI ... mesID=1019
Феликс
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: Ноябрь 19th, 2008, 3:36 pm

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Venetzia! Октябрь 14th, 2009, 7:53 am

Я бы сказала, перегибов в статье больше, чем информации.
Аватара пользователя
Venetzia!
All the psychos in the world can't bring me down!
 
Сообщения: 3254
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2004, 12:57 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 5 книг
Мистика
Эксмо/Рипол Классик

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Myshunya Октябрь 25th, 2009, 5:21 pm

Очень интересная статья.
К своему стыду признаюсь, что сейчас не расстаюсь с электронной книгой и тексты качаю из сети. Увы...Но я думаю, что как и любое другое направление, где пахнет деньгами это тоже будет схвачено. И скоро будем скачивать книги за деньги. Топовых авторов уже за просто так не найдешь практически.
Myshunya
 

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение bsb Октябрь 31st, 2009, 1:36 pm

Хороший "мрачняк". Впрочем я думаю можем дойти и до такого состояния, законодательная база, скажем так не особенно способствует развитию книжного бизнеса и снижению стоимости книги. Главное всё таки цена на литературу, а она скажем так великовата. Вот к примеру почему пенсионеры не читают? Потупели или разучились? По моему просто денег хватает только на "комуналку" и питание. А книжечка "съест" любую прибавку. Таким образом традиционный читатель, старого поколения усилиями государства нас покинул. Богатым людям читать, как правило некогда. Они просто физически могут неуспевать заниматься чем то подобным. Так что все издания, зашкалившие за несколько сот рублей за экземпляр, имеют шансы остаться на полках. Вот и остаётся доступным для развлекательного чтения иногда не самая лучшая литература, самых недорогих формах издания.
На счёт НДС. Тут можно несомневаться, как только издательства "посыпятся", то тут же разработают нацпрект, выделят бешенные деньги, учредят коммисию.... и через пару лет наши книжки будут издавать "импортные" издательства, укрепившиеся в нашей стране. Впрочем может кто и из наших уцелеет. К слову, я не уверен, что будет хуже.

С уважением BSB.
Аватара пользователя
bsb
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: Сентябрь 27th, 2008, 12:21 pm

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Феликс Октябрь 31st, 2009, 2:40 pm

bsb
Вряд ли дело в стоимости книг. Библиотеки бесплатны, а пенсионеры и туда перестали ходить. Телевидение полностью удовлетворяет потребности невзыскательных потребителей. Не знаю, как в других местах, а в Москве сейчас повсюду кабельное телевидение, десятки каналов. Думаю, что если раздавать книги пенсионерам даром – все равно читать не будут.

Где-то прочел, что по итогам анкетирования на Франфуртской книжной ярмарке большинство книгоиздателей прогнозируют рост продаж электронных книг: к 2018 году продажи электронных книг должны сравняться с бумажными (сейчас e-продажи составляют всего 10%).
Феликс
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: Ноябрь 19th, 2008, 3:36 pm

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Надеюсь Октябрь 31st, 2009, 7:15 pm

bsb, Феликс,

я вам даже больше скажу - академические пенсионеры потихоньку сдают личные библиотеки в букинист. Чтобы денежкой разжиться :(

Где-то прочел, что по итогам анкетирования на Франфуртской книжной ярмарке большинство книгоиздателей прогнозируют рост продаж электронных книг: к 2018 году продажи электронных книг должны сравняться с бумажными (сейчас e-продажи составляют всего 10%)

Но есть сильное подозрение, что монографий АН СССР там не будет. А раздел этнографии займут Рерихи с Блаватской...
Надеюсь
 
Сообщения: 1227
Зарегистрирован: Август 2nd, 2007, 1:50 pm

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Тави Июль 27th, 2010, 11:59 am

Первые ласточки наступающей эры мультимедийных книг?

Издательство Пенгвин и телекомпания Старз Энтертеймент выпустили специальную "расширенную" электронную версию нашумевшей книги Кена Фоллетта "Столпы Земли". Издание приурочено к выходу 8-серийной телеэкранизации книги. Предназначена электронная книга для просмотра на Айпаде и Айфоне и включает непосредственно текст книги, отрывки видео экранизации, видео-интервью с автором, а также видео рабочего процесса съемок сериала (саундтрек, исторические костюмы, размышления актеров и режиссеров). Плюс представлена диаграмма генеалогия персонажей с XII века и до наших дней.

Это не первая подобная попытка. Издательская компания Эмеривилль ранее уже выпустила несколько электронных книг (в частости, Кафку), в которых текст сочетается с фрагментами художественных видеофильмов (т.е., очевидно, вместо обычных иллюстраций используются видеоклипы).

http://news.yahoo.com/s/ap/20100720/ap_ ... fied_books
Тави
 
Сообщения: 953
Зарегистрирован: Сентябрь 19th, 2008, 11:50 am
Откуда: Каменные джунгли Московии

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Тави Июль 29th, 2010, 6:08 pm

Электронная литература продолжает наступать на пятки бумажной?

"Писатели дожили до того времени, когда стало возможно мериться тиражами электронных книг. В электронном мире за первенство борются двое мужчин — швед Стиг Ларссон и американец Джеймс Паттерсон.

По мировым агентствам разошлась сенсационная новость: интернет-сервис Amazon.com объявил, что шведский писатель Стиг Ларссон стал первым, кому удалось продать миллион копий электронных книг для устройства Amazon Kindle. Этого результата он достиг с помощью своей трилогии «Миллениум», в которую входят книги «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, игравшая с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» — последний роман на английский перевели как «Девушка, которая разворошила осиное гнездо».

Разумеется, Ларссон не был девушкой, и вряд ли у него была татуировка дракона, с огнем он любил играть только во время курения, а вот осиное гнездо мировой литературы ему разворошить удалось.

Стиг Ларссон долгое время работал журналистом в шведском новостном агентстве, противодействовал распространению правого экстремизма в Швеции, а потом взял и написал три книги о журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер. Увидеть их напечатанными он не успел — скончался в 2004 году в возрасте 50 лет от инфаркта. Но книги зажили своей собственной жизнью: их перевели на множество языков, общий тираж трилогии составил, по разным оценкам, от 35 до 40 миллионов экземпляров. В 2008 году Ларссон стал вторым автором по продажам, уступив только автору «Гарри Поттера» Джоан Роулинг и обойдя долгожителя этого рейтинга Стивена Кинга.

Сейчас «Миллениум» побил очередной рекорд, новый для книжного бизнеса.

Впрочем, о первенстве можно спорить. Буквально две недели назад было объявлено, что занявший второе место на Amazon.com автор детективов Джеймс Паттерсон уже продал больше миллиона электронных копий — правда, здесь подсчет велся для всех платформ сразу, включая, например, iPad. Но и значение самого Amazon.com недооценивать не стоит: из 1,14 миллиона книг Паттерсона, проданных в электронном виде, 860 тысяч было куплено именно пользователями Amazon Kindle.

Другие авторы, продаваемые интернет-сервисом, остались позади, но их электронные продажи также велики.

Рубеж в полмиллиона копий преодолели автор вампирской саги «Сумерки» Стефании Майер, создательница литературной основы для сериала «Настоящая кровь» (тоже про вампиров) Шарлен Харрис и автор любовных и детективных романов Нора Робертс.

В этом же месяце Amazon.com объявил еще об одном важном событии: за последние три месяца на каждые 100 проданных бумажных книг приходилось 143 книги электронные, причем в июне количество электронных книг увеличилось до 180 на каждую сотню обычных книг. При этом, как сообщает интернет-сервис, рост числа проданных электронных книг не привел к уменьшению продаж бумажных, что означает: к чтению подключается новая аудитория.

В России ситуация с электронным книжным рынком более запутанная.

Как сообщил «Парку культуры» заместитель генерального директора компании «Литрес» Владимир Дмитриев, электронные книги «топовых» авторов продаются совершенно непредсказуемо. В среднем уходит примерно 0,5% от «бумажного» тиража, но для конкретного автора эта цифра может колебаться от 0,1 до 6%. Например, у Дарьи Донцовой этот показатель составляет 0,3%, а у фантаста Вадима Панова — 5% (для сравнения: на Amazon.com это соотношение у Ларссона составляется 2,5%). При этом коэффициент может плавать еще и в зависимости от книги.

Сообщить точные цифры представитель «Литреса» отказался, но если взять указанные проценты от тиражей писателей за 2009 год (что на самом деле не очень корректно), то получится, что «электронок» и Донцовой, и Панова было продано в прошлом году примерно одинаково — по 20 тысяч штук.

До миллиона, мягко говоря, далековато.

Фактически всё отличие русского рынка электронных изданий от американского, на который в основном работает Amazon.com, заключается только в распространенности устройств для чтения и легкости оплаты. Взлет популярности электронных экземпляров на Amazon.com пришелся как раз на тот момент, когда компания выпустила в продажу Amazon Kindle по не очень высокой цене. При этом пользователи имеют возможность получать книги прямо с сайта сервиса, а плата списывается с их счета, который легко может пополняться через пластиковую карту. И если с возможностью оплаты у «Литреса», судя по сайту, всё более или менее в порядке, то вот собственный Kindle отсутствует как класс.

В дополнение к этому имеется множество пиратских сайтов, где «горячие» новинки появляются практически сразу после появления книг в магазине, в любых возможных форматах, а никакой оплаты, кроме просмотра порнобаннеров, не требуется.

Впрочем, например, на английском «Амазоне» книгам Стига Ларссона тоже далеко до миллионных тиражей, и британский издатель писателя по этому поводу также жалуется на недостаточное распространение устройств чтения.

Что касается Стига Ларссона, то феномен его популярности только набирает обороты. На родине, в Швеции, книги писателя были экранизированы в 2009 году, причем картина, снятая по «Девушке с татуировкой дракона» при бюджете в $13 млн собрала в прокате больше $100 млн.

Такой успех не остался незамеченным голливудскими продюсерами, которые немедленно запустили в производство ремейк с режиссером Дэвидом Финчером. Главную роль исполнит Дэниэл Крейг, а на роль Лисбет Саландер прочат Натали Портман и Кристен Стюарт. Фильм должен выйти на экраны в 2012 году.

http://www.gazeta.ru/culture/2010/07/29/a_3402535.shtml
Тави
 
Сообщения: 953
Зарегистрирован: Сентябрь 19th, 2008, 11:50 am
Откуда: Каменные джунгли Московии

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Тави Август 1st, 2010, 7:00 pm

Американский роман умер?

В литературных кругах Америки разразился скандал, после того как ведущий критик объявил о смерти американского романа.

В статье, опубликованной в журнале Нью-Йорк Обзервер, критик Ли Сигель утвеждает, что эра крупных романистов прошла, что американскую публику роман больше не интересует и что роман как литературная форма навсегда утратил свою притягательную силу. Критик уверяет, что по множеству причин художественная литература превратилась в музейный экспонат, а тех, кто ею занимается, можно назвать, скорее, музейными смотрителями, а не писателями. Настоящими же художниками-рассказчиками нашего времени являются документалисты, писатели нон-фикшн. Только они способны ныне реально будоражить общество.

Сможет ли американская художественная литература возродиться и вновь составить конкуренцию документалистике с точки зрения влияния на умы? Такова ныне тема ожесточенных споров американских литературных критиков.

http://www.guardian.co.uk/books/2010/ju ... novel-dead
Тави
 
Сообщения: 953
Зарегистрирован: Сентябрь 19th, 2008, 11:50 am
Откуда: Каменные джунгли Московии

Re: Информативная статья о текущем состоянии литературы

Сообщение Феликс Август 10th, 2010, 4:44 pm

Электронные книги наступают

Одно из крупнейших американских издательств популярной литературы Dorchester отказалось от выпуска печатных книг и переключается на цифровые. Это мировая тенденция: в 2010 году устройств для чтения электронных книг будет продано 10 млн, прогнозируют эксперты. Российский рынок цифрового контента сейчас оценивается в $3 млрд...

В июле интернет-магазин Amazon объявил, что цифровые издания для его читалки Kindle впервые обошли по продажам книги в твердой обложке. По подсчетам компании за три месяца на каждые 100 проданных книг в твердой обложке приходится 143 книги для электронного ридера. За последний исследованный месяц это соотношение составило 100 книг к 180. У Amazon в первой половине 2010 года было продано втрое больше книг для ридеров, чем в тот же период прошлого года. Исполнительный директор Amazon Джефф Безос сделал прогноз, что электронные издания смогут обогнать по продажам и книги в мягкой обложке уже в течение следующего года....

В России рынок цифрового контента оценить сложно из-за широкого распространения пиратской продукции — ее доля составляет более 90%. Но косвенные признаки роста имеются: продажи устройств для чтения электронных книг в последнее время резко пошли вверх. По данным аналитической группы SmartMarketing, в прошлом году они разошлись в России в количестве 189 тыс. штук.

http://www.gazeta.ru/business/2010/08/10/3406259.shtml
Феликс
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: Ноябрь 19th, 2008, 3:36 pm


Вернуться в Клуб молодых литераторов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 4