РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФАКТУРЕ

Место общения молодых литераторов.
Добро пожаловать!

Модераторы: Doctor Lloyd, Иржи

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФАКТУРЕ

Сообщение Артём Дончак Июль 21st, 2012, 9:23 pm

Предлагается к прочтению некий черновой материал, который меня сейчас занимает. Формат, название и даже конечная цель пока не определены, сейчас это лишь рабочие заметки, попытки сформулировать то, что формируется в голове. Выкладывать планирую небольшими статейками. Интересны коммы.
----------

Это первая статья из предполагаемой серии о ключевых, узловых моментах литературы, как я её понимаю. Цель написания - не желание поумничать, а формулирование собственных терминов и упорядочивание наблюдений. Их у меня набралось довольно таки, мне нравится ими оперировать, и чтобы каждый раз не выдумывать заново, решил навести порядок. Если кому-то это покажется занятным и любопытным - буду рад. По крайней мере когда я буду использовать в рецензиях тот или иной свой термин, вы будете знать, что я имею ввиду.
Но зачем что-то выдумывать, когда всё давно описано и припечатано тяжёлым сургучом? Только открой нужный справочник и пользуйся? Это всё так, но не совсем. Мне удобнее работать с собственноголово созданными понятиями, для меня это более естественно чем рыться в замшелых академических основах языка, которые, к тому же, весьма успешно противоречат друг другу. Или использовать сухие формулировки, или оперировать удобными комплексными понятиями вроде уже известного «лисьего хвоста» или оформляющегося «кентавра». Мне выбор очевиден.

Участвуя в конкурсах, как в качестве рядового участника, так и в качестве судьи, читая очередную сотню «играющих» текстов, невольно приходишь к необходимости создания собственных критериев оценки прочитанного. Иными словами, есть тексты, и их, хотя бы условно, нужно растащить по классификационным ячейкам, по группам и по видам. Вот и вытягиваешь на поверхность «системные» авторские ошибки, чтобы было на что опереться. Некоторые из них очевидны и давно описаны, некоторые являются проекциями авторского мировозрения, не всегда грамотного и корректного, а совсем уж некоторые — может и не ошибки вовсе, а так, ощущение, что тебя обманули и чего-то недовесили.
Вот об этих «космических сквозняках» я и хочу поразмышлять.

Многие тексты, в силу малого объёма (конкурсная специфика), довольно просто устроены. Хорошо, если в них вообще есть конфликт, хорошо, если автором он детально продуман, и просто замечательно, если ещё и логично реализован. Всё! О большем мечтать не приходится. Но позвольте, ведь каждый текст — это персональный авторский мир, куда он нас затащил всеми правдами и неправдами! Но реален ли он? Материален ли?

Вот тут я введу в игру термин, который называю «ФАКТУРА».

В нашей обычной жизни, в мире, в котором мы живём, всё осязаемо. Можно встать с дивана, подойти к стене и убедиться, что она твёрдая, чуть шероховатая от краски, и солнце, через приоткрытое окно, нагрело её, несмотря на раннее утро. Это вещи очевидные, мы это имеем "по умолчанию" и не замечаем, как не замечаем того, как дышим. В мирах придуманных, в мирах описываемых этого "по умолчанию" нет. Там нужно всё прописывать явно, чтобы возник "эффект присутствия". Иначе мир произведения развалится на части. Фактура - это цемент, который удерживает части вымышленного мира во взаимодействии друг с другом. На одной авторской задумке, на голом вымысле далеко не уедешь!
В пример можно привести того же Мураками. В его "Норвежском лесе" есть момент, где герой сидит на крыше своей японской общаги, пьёт вискарь из бутылки и смотрит на Луну. Довольно большой кусок текста! И казалось бы, смысла в таком описании нет, оно "не работает на сюжет" как говорят умники. Чушь! Это наполнение мира жизненной силой, этой шероховатостью и теплотой от солнца. Это даёт миру фактуру! Мы ощущаем место, где сидит герой, мы смотрим его глазами, мы чувствуем то же, что и он, и невольно начинаем сопереживать. А это очень важно! Герои, которые тебя не трогают - мертвые герои мёртвого текста.
Не следует забывать, что литератор работает с неким «чёрным ящиком», который находится глубоко в подсознании читателя. И содержимое его совершенно индивидуально, как отпечатки пальцев, поскольку у всех нас разный жизненный опыт, образование, детские переживания, психотип, гендер и прочая, прочая. Для одного читателя достаточно написать «тугие паруса», и в его сознании возникает бригантина, опасно накренившаяся на крутом вираже, он уже ощущает солёные брызги у себя на губах и слышит рёв боцмана. А другой не видит, не слышит и не ощущает и не будем его винить! Просто он другой! Или пока, или вообще, но ведь он взял ваш текст, он его читает, так дайте ему фактуру этого мира! Не обвешивайте! Он вам платит своим потраченным временем! Позвольте и ему увидеть и бригантину, и боцмана.
Киношникам проще, они дали видеоряд и всякий имеющий глаза увидит. Как уж увиденное будет истолковано - это другой вопрос, но всё было показано, всё честно. А в литературе с этим ох, как сложно!

Отсутствие фактуры присуще многим текстам: как начинающих, так и уверенных авторов.
Такие миры похожи на поспешный карандашный набросок. Несколькими дрожащими линиями автор пытается привязать Идею к своей персональной Вселенной. Но получается ли? Условные стены, едва наметившиеся улицы и стандартные безликие двери, открывающиеся перед призрачными персонажами. Так ли это хорошо и правильно ли это? Приятно ли ходить по пустым, мёртвым мирам, проходить сквозь стены не потому, что ты высшее существо, а потому, что они сделаны даже не из бумаги, а из неонового света и тумана? Кому как, а у меня начинаются фобии. Мне страшно гулять среди призраков!
А ведь примеров удачной работы с фактурой очень много! Многие известные писатели ею не пренебрегали, прописывали, внедряли и делали это гениально. И на это нужно обращать внимание, пусть это не самая очевидная вещь, но очень важная. Ведь это уровень писателя. Жизненность миров - это его мастерство, а способов ввести фактуру на свои страницы много. И у каждого они свои, авторские!
Я не призываю писать маслом, делать фрески и вообще использовать "тяжёлую артиллерию". Но автор должен понимать как выглядит то, что он делает! Я даже не против карандашной лёгкости, если это осознанно и действительно воздушно, и не досказано.
Если это оправданный минимализм и прелюдия к равновесию.
"Вершина мастерства практикующего психолога - это умение манипулировать собственной кошкой." (с) Артём Дончак aka Fmaster
Аватара пользователя
Артём Дончак
 
Сообщения: 828
Зарегистрирован: Декабрь 24th, 2011, 11:01 pm
Откуда: Аксай
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Re: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФАКТУРЕ

Сообщение Helenvik Июль 23rd, 2012, 2:54 pm

Не следует забывать, что литератор работает с неким «чёрным ящиком», который находится глубоко в подсознании читателя.

хе-хе, попадаются сетевые литераторы, которые со своими-то "чёрными ящиками" разобраться не могут :mrgreen: А то и не подозревают об их существовании :?
Ушла в себя и заблудилась
Аватара пользователя
Helenvik
Автор Экслибриса/4 книги
 
Сообщения: 2352
Зарегистрирован: Ноябрь 1st, 2007, 2:02 pm
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Re: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФАКТУРЕ

Сообщение Артём Дончак Июль 23rd, 2012, 10:17 pm

Helenvik
Так это ж как раз "лупыристы" и есть! :))))
"Вершина мастерства практикующего психолога - это умение манипулировать собственной кошкой." (с) Артём Дончак aka Fmaster
Аватара пользователя
Артём Дончак
 
Сообщения: 828
Зарегистрирован: Декабрь 24th, 2011, 11:01 pm
Откуда: Аксай
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Re: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФАКТУРЕ

Сообщение Джек-Попрыгунчик Октябрь 21st, 2013, 4:31 pm

Артём Дончак писал(а): Вот тут я введу в игру термин, который называю «ФАКТУРА».
.



И чё????
И это все?????
Позвольте кинуть ваш же камень в вас - ГДЕ ФАКТУРА ТЕМЫ?
Где умные термины, объяснения и прочая, прочая, прочая????
Я уже губу раскатал понять что и как надо описывать, как создать эту самую фактуру, а выходит меня снова обвесили?????
Везде дурят, везде обманывают )))))))))0
Я не умничаю, я такой и есть )))))

"Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия.
Эрнест Хемингуэй"


Пятое правило
Вы принимаете себя слишком всерьез.
Аватара пользователя
Джек-Попрыгунчик
 
Сообщения: 1370
Зарегистрирован: Август 1st, 2013, 1:23 pm
Откуда: Россия, просто Россия......
Число изданных книг/Жанр/Издательство: еще нету......
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13


Вернуться в Клуб молодых литераторов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron