Артём Дончак Июль 21st, 2012, 9:24 pm
Несмотря на множественные индивидуальные различия, нас объединяет один факт: мы все учились в средней школе. И всем преподавали литературу. И все писали сочинения «Как я провёл лето».
Разумеется, сама тема тут вторична и важен даже не результат, важен сам процесс. Ребёнок, в хорошем смысле «одичавший» от каникуляной свободы, возвращается в лоно школы через пачканье бумаги своими автобиографическими воспоминаниями о недавнем прошлом. Это ритуальное действо, воспитательное, возможно немного жестокое, поскольку изводит на корню гармонию узаконенной лени.
Многие дети в этом возрасте ранимы, по крайней мере, этим я могу объяснить тот факт, что повзрослев, выучившись и «встав на ноги», найдя себя в профессии, очень многие маниакально продолжают писать на досуге всё те же школьные сочинения-заклинания. Вот так на них подействовала застарелая детская травма. А может это от того, что многие так и остаются на уровне средней школы, где слово «средняя» ключевое? Не растут, не развиваются, не смотрят прищурившись вдаль. Средняя! И тексты у них такие же - одноплановые комканные повествования с рваной сюжетной линией. «Лупырики», одним словом!
Таких «лупыристов» развелось отвратительно много, пишут они тоннами на радость почитателям, чьё количество также «соизмеримо с количеством мух», что меня всегда удивляет, но к счастью, не сильно. И что самое замечательное - в большинстве случаев это весьма приятные люди! Действительно! У меня таких знакомых по социальным сетям набирётся две-три дивизии! Целое воинство! Которое и «покрошить» как-то неудобно в силу воспитания, но и читать нет никакой душевной возможности.
И всё это я говорю не о графоманах, совсем нет! А лишь об авторах, неспособных собрать на своих страницах хоть что-то трёхмерное! Только прямые линии, только примитивные связи, только очевидные поступки предсказуемых героев. Как не старайся, как ни креативь, но из детского набора «Конструктор» можно собрать только ограниченное количество описанных моделек. Да, это просто. Да, это развивающее занятие. Но результат! Поэтому первой задачей въедливого читателя является определение причастности рассматриваемого текста к славному типу «лупыриков».
Разумеется, внутри этого огромного пласта текстов существует градация на виды, типы и категории, но это уже отдельная и довольно скучная тема. Единственное, что обязательно нужно сделать, это хотя бы условно разделить произведения на две неравные части: «хронический лупырик» и «псевдо».
«Хроник» - это продукт литературной деятельности классического лупыриста. Это стабильный, неизменно низкого качества текст от автора, который в силу разных причин писать интересно и глубоко не способен. Вины его в этом нет, он такой, какой есть, каким закостенел. Малообразованный, не умеющий думать, анализировать, выделять главное и генерировать новые формы. Но имеющий писательскую страсть. Пожалуйста, никто не запрещает! Но свои пометки касательно текста я сделаю. Как правило, такие тексты мертвы изначально. Править их и давать соответствующие советы бессмысленно. Автор или не поймёт их, или, что скорее всего, останется при своём мнении. В худшем — разобидится, даже при самой мягкой подаче замечаний.
«Псевдо» - это досадная неудача у интересного автора. Такое бывает и довольно часто, и причин хватает. Сжатые сроки, сложная тема, проблемы внешнего мира, который вклинивается в авторский мозг и прочее. Не раз встречал откровенные провалы у людей, которые порой радуют свежими находками. Тут диалог возможен и интересен. И автор вынесет для себя ценный урок, и всем участникам дискуссии будет о чём поговорить. Как правило, основной проблемой таких текстов является неглубокая проработка имеющихся ходов и не полный перенос материала из авторской головы на бумагу. Часто в дальнейшем текст шлифуется и превращается во вполне читабельную вещицу.
Раз всё описанное мной имеет место быть, то вполне логично предположить, что должно быть и нечто, совершенно противоположное: глубокий объёмный текст с несколькими уровнями погружения и альтернативными ответвлениями. Поэтому дальше речь пойдёт о «лисьих хвостах».
"Вершина мастерства практикующего психолога - это умение манипулировать собственной кошкой." (с) Артём Дончак aka Fmaster