Литературной тропою Брюса Ли

Место общения молодых литераторов.
Добро пожаловать!

Модераторы: Doctor Lloyd, Иржи

Литературной тропою Брюса Ли

Сообщение Снарк Октябрь 21st, 2005, 5:30 pm

Собственно говоря, Большое Откровение боевых искусств – явление не японское, китайское, корейское, далее везде. Чисто американское.
Молодая страна, не имеющая собственной мифологии, создавала её всеми подручными средствами. Отсюда легенды о суперстрелках ковбоях или Нати Бумпо, загоняющем пулей в дерево гвоздь со ста ярдов, т.е. расстояния, с которого ни один человек просто не различит шляпки. А мощь побежденных врагов – одна из непременных составляющих национальной мифологии. Так и появились узасные воины–индейцы, пред которыми, ежели верить авторам вестернов, типа Ламура, полными ничтожествами были и драбанты Карла XII, и усачи Наполеона и чудо-богатыри Суворова. То, что за столетнюю историю войн с аборигенами, армия США потеряла чуть больше тысячи человек убитыми, не сильно важно. Важно верить, что замочили наиболее матерого и коварного врага.
Приблизительно то же самое произошло и с японцами. Сопоставление войны в Европе и на Тихом океане, расклада сил, не оставляло сомнения в том, что американцы победили не самого страшного противника. Обидно. И тут, как нельзя вовремя, на помощь примчались боевые искусства. Низкорослые, косоглазые, желтопузые макаки враз превратились в неистовых самураев, разрубающих мечом автомат, нинзей, броском сюрикена способных пронзить танковую колонну и каратистов, одной мавашей вырубавших взвод противника.
Кроме того, боевые искусства оказались очень прибыльным бизнесом. Облачившись в дзюдоги, хаками или кимоно, затвердив несколько кошмарных японских терминов и настелив с десяток матов, сделалось возможным вполне прилично существовать. Тем паче, что прелести сего занятия были по достоинству оценены синематографом. Легенда о разбивателях кирпичей, носителях черных поясов и прочих голопяточниках начала триумфальное шествие по миру.
Чаша сия не миновала и область творчества, именуемую литературой. Бизнес, он бизнес и есть.
Да, в общем то, и неплохо. Динамика, адреналин, восторг и страсть. Как говаривал один герой АБС «Смотреть я тоже люблю». Потому, когда мастера голой пятки используются в качестве атрибута фэнтези или боевика типа «Слепой стреляет без промаха», «Глухой слышит все», «Маваша безного» - сие понятно, почтенно и не вызывает нареканий. Ну, такая народная литературная бизнес-игра. Автор типа пишет, читатель типа верит.
Поэтому лично у меня привнесение уважаемой Совой элементов типа дзюдо в рассказ «Страх в наследство» нареканий не вызывает. Более того, в отличие от многих рецензентов я считаю его вполне оправданным, ибо он подчеркивает, что героини не случайные подружки.
Но воспользуюсь предложением Blackfighter поговорить за боевые искусства, и, как «борец, славы не лишенный» (с), коснусь нескольких моментов:
Дверь подъезда якобы ненормально открывалась внутрь. – Ну, это как сказать. Подъезды в России исторически имеют теплоизоляционные тамбуры, дверь в подъезд, действительно открывается исключительно наружу, а вот из тамбура в холл первого этажа, на лестницу и т.д. - в зависимости от типа дома. Поэтому не очень понятно, где происходит милая беседа с молодыми людьми – в холле или в тамбуре, а это существенно, учитывая, что подруга Лерка - дзюдоистка, а не носитель ударных техник.
Черный пояс… Классика жанра. Требует пояснения. Дело в том, что в дзюдо пять типов черных поясов, но, главное, Россия до сих пор (могу, ошибиться, я отошедши от дел, слежу от случая к случаю) не присоединилась к мировой классификационной системе. Т.е. проект разработан, но находится в стадии рассмотрений, доработок, согласований и т.д. и т.п. По упомянутому проекту, черные пояса с первого по пятый дан соответствуют ЕВСК, то есть от кандидата до международного мастера включительно. Разница меж кмс и мсмк, думается, очевидна. Поэтому, говорить, что подруга Лерка – обладатель черного пояса, во-первых – не сказать ничего о её квалификации, во-вторых, пояснить, что она занималась в каком-то подпольном додзе, наличие которых, учитывая широкое распространение дзюдо в России представляется абсолютно бессмысленным. Это же не какая-то загадочная школа Врепудам-до, о существовании которой, окромя новоявленного сенсея, по совместительству распространителя черных, и иных цветов радуги поясов, никому не известно.
«Пойдем дальше» (с).
«Захват, поворот, бросок…» Вот тут и возникает вопрос, где происходил инцидент. Для броска требуется пространство, а уж для того, чтоб бросить нескольких человек… Да и сам факт, что девушка посредством бросковой техники одолела нескольких мужиков, даже будь она комплекции Теа Гонгузашвили, а мужики пигмеями вельми сомнителен есть. Несколько – это по крайней мере четыре, тут никакой техники не хватит. Чтобы там не говорили о гибком пути, сила – важнейшая составляющая, кто смотрел последнюю Олимпиаду, помнят, как греческий грузин Илиадис, юноша огромной силы, просто сломал исключительного техника Носова. Можно, впрочем, предположить, что Лерка – носительница генов Орлеанской Девы.
«болевой…» Ну, провести болевой стойке – надо сильно постараться. Собственно, основная техника дзюдо их не предусматривает. В самбо имеется «рычаг локтя в стойке», видел неплохое исполнение на последнем ЧМ. Если для исполнения болевого переводить в партер, так на все нужно время, тем более на болевой, ногами успеют запинать.

По большому счету, все изложенное для ширпотреба не сильно важно. Пипл схавает.

ИМХО, гораздо хуже, когда о мастерах голой пятки пишут в книгах, претендующих на звание реалистических.
Вот, к примеру, «отрывок 4 из романа «Патриоты и негодяи» Атоса.
Несколько, т.е. опять таки не меньше четырех, хулиганов бьют человека. Причем у них кастеты, ножи и пист…, стоп, пистолетов не было. Что делает ГГ. Ни секунды не раздумывая, хотя, думать - для бойца не последнее занятие, он ввязывается в драку. Легко переходит на «режим форсажа», сыплет как бисером терминами, и, разумеется, как и положено «мастеру голой пятки» быстро и без проблем вырубает подонков. Для экшна в стиле «Всех убью, один останусь» - отлично.
В реале… Грузины, несмотря на слова классика, «бежали робкие грузины», ребята не трусливые и крепкие, в среднем посильнее русских будут. А тбилисская шпана, не отлынивавшая от драк – умелая и жестокая. Чтобы один человек справился с четырьмя, вооруженными ножами? Да зарежут они его нафиг, вот и вся недолга. Тем более, такого кипучего, лишенного осторожности. В пятидесяти метрах – друзья, чего проще позвать, помочь разрулить ситуацию, так нет, ГГ машет пяткой, не задумываясь об том, что и самого убьют, а потом и знакомца Тенгиза.
Все. Реалистичность «Патриотов и негодяев» на этом закончилась. Бессмысленно читать, какими еще уникальными способностями одарен ГГ. То ли сочиняет музыку не хуже Моцарта, то ли нарисовать Джоконду-другую для него раз плюнуть, то ли вышивает крестиком.
Честно говоря, больше похоже на запоздалые мечты мальчика-ботаника «Ах, если б я был мастером голой пятки! Я б им всем показал!»

Многочисленные соревнования по боям без правил достаточно очевидно выявили, что ни одна школа боевых искусств не имеет явного преимущества, пока некоторый перевес на стороне борцов, которым поставили ударную технику, но, в конце концов, все индивидуально.

А что описания схваток титанов голой пятки уже давно стали литературным штампом, так это нормальное явление. Не перестают же люди смотреть шпагатные похождения Ван Дамма.
Снарк
 

Вернуться в Клуб молодых литераторов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron