Как избавиться от повтора имён и личных местоимений

Место общения молодых литераторов.
Добро пожаловать!

Модераторы: Doctor Lloyd, Иржи

Сообщение Арго Декабрь 24th, 2006, 12:00 am

Может действительно не стоит уж так принципиально относиться :? к этой проблеме. Надо по моему, больше "идти от ситуации" ,и называть героя так, как требуют этого обстоятельства.
Арго
 

Сообщение RUTA JURIS Январь 31st, 2007, 8:22 pm

Давно уже не читала столь полезных постов...
RUTA JURIS
 

Сообщение Takovsky Январь 31st, 2007, 8:57 pm

Или есть ещё такое "наш герой"
Быть может, звучить устарело и глупо, но мне как-то по душе

С этим надо поакуратней, а то и вправду можно отпугнуть читателя. Допустим самое начало повести:

"И вот наш герой идет, горюет. Засмотрелся на витрины - слезы текут; слезы текут - платок достает и вытирает. Так и тащится по ночи."

Но, простите, какой он наш? Мы его впервые видим. А автор говорит мол: "да ладно, твой он, твой". Ну т.е когда герой еще не прописан называть его "нашим" не надо. Можно, пожалуй, "моим". Мой герой. Но опять же - все зависит от жанра.
Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворять нуждам разрастающейся бюрократии. (с) Неизвестный автор.
Аватара пользователя
Takovsky
 
Сообщения: 818
Зарегистрирован: Май 12th, 2006, 12:20 pm
Откуда: Москва

Сообщение Липа Февраль 1st, 2007, 3:47 pm

А вот мне всякие "наши герои" не нравятся до такой степени, что из-за них могу перестать читать книги автора. Согласна с Таковски: создается впечатление, что тебе кого-то навязывают. Пожалуй, только в эпической поэзии они смотрятся органично.
Аватара пользователя
Липа
Автор Экслибриса/1 книга
 
Сообщения: 902
Зарегистрирован: Март 23rd, 2006, 6:18 pm
Откуда: Минск

Сообщение Валерий Февраль 23rd, 2007, 8:35 am

Takovsky,
С этим надо поакуратней, а то и вправду можно отпугнуть читателя. Допустим самое начало повести:

Согласен с Вами. Мне на эту ошибку Васек Трубачев и просто мария указывали, когда рецензию писали. Пришлось в срочном порядке всё исправлять. :)
Валерий
 

Сообщение Talita Апрель 5th, 2007, 2:43 pm

У меня есть вот такая проблема. Главный герой растёт по мере повествования. Сначала он проходли у меня мальчиком. Потом вырос до парня. Я к этому парню так прикипела за 100 страниц, что тепер язык не поворачивается назвать его мужчиной. Такой себе тридцатилетний парень, мда... и ещё вот вопрос, с какого момента и как поменять "парень" на "мужчина", чтобы это не резало слух?
у нас тут автофелляция, или изба-читальня?
колыхание струй и душевредительство (с)
Наше оружие - доброта и слово божие
Аватара пользователя
Talita
 
Сообщения: 326
Зарегистрирован: Март 5th, 2007, 11:53 am
Откуда: Харьков

Сообщение Medvedica Апрель 5th, 2007, 2:59 pm

в Тридцать еще вполне за молодого человека можно сойти :)
Medvedica
 

Сообщение Fiona Апрель 5th, 2007, 4:04 pm

Talita писал(а):Такой себе тридцатилетний парень, мда...

а почему бы и нет? ))))
вообще зависит от конкретного человека, солидного бизнесмена конечно парнем не назовешь )))
...и честно говоря "мужчина" мне как-то не нравится, сама никогда так не называю героев, может придумать ему какое-то другое название?
Fiona
 

Сообщение Никта Апрель 5th, 2007, 4:48 pm

ну хорошо, молодой человек применимо к молодому мужчине. А к молодой женщине как, "молодая человека"? Сожалею, что у нас не принято говорить "леди". Мне, например, очень нравится. Хотя, молодой человек - имеет место в обращениях.
Я встречала у авторов моменты, когда совсем молодую девушку называли женщиной, юношу - мужчиной. У других авторов все было наоборот. Думаю, автор сам решает, возможно, хочет как-то подчеркнуть какие-то особые моменты.
Но в тридцать лет - "мужчина".
В каждом человеке - фонарик, только дайте ему батарейки.
(надеюсь, Сократ не обидится).
Аватара пользователя
Никта
 
Сообщения: 778
Зарегистрирован: Июль 10th, 2006, 10:38 am

Сообщение Medvedica Апрель 5th, 2007, 7:20 pm

Ну женщина, если не замордована жизнью и проблемами со здоровьем долго еще девушка, пока внуки не появятся :D А если серьезно, то чем вам не нравятся "молодая женщина", "молодой мужчина"?
Леди вполне можно применять и у нас, главное чтоб к месту. А то леди, идущая на колхозный рынок за картошкой может вызвать нездоровые вопросы. :D
Medvedica
 

Сообщение Никта Апрель 5th, 2007, 8:05 pm

верно :D
В каждом человеке - фонарик, только дайте ему батарейки.
(надеюсь, Сократ не обидится).
Аватара пользователя
Никта
 
Сообщения: 778
Зарегистрирован: Июль 10th, 2006, 10:38 am

Сообщение Talita Апрель 11th, 2007, 2:43 pm

Medvedica писал(а): А если серьезно, то чем вам не нравятся "молодая женщина", "молодой мужчина"?
:D


светило солнце бла-бла-бла. Владимир сидел в кресле и (допустим) думал. Мысли молодого мужчины сплетались (допустим) змеями бла-бла-бла.

кажется, "молодой мучина" - слишком уж как-то... :lol:

и это, я ошибочно тыцнула на синюю кнопку. кажется, я сделала что-то страшное, да?
у нас тут автофелляция, или изба-читальня?
колыхание струй и душевредительство (с)
Наше оружие - доброта и слово божие
Аватара пользователя
Talita
 
Сообщения: 326
Зарегистрирован: Март 5th, 2007, 11:53 am
Откуда: Харьков

Сообщение просто мария Апрель 11th, 2007, 5:02 pm

А почему не написать просто "Мысли его сплетались..." :roll:
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Medvedica Апрель 11th, 2007, 8:04 pm

и это, я ошибочно тыцнула на синюю кнопку. кажется, я сделала что-то страшное, да?

наябедничали на меня модератору? :lol:
Medvedica
 

Сообщение Искатель Апрель 11th, 2007, 8:46 pm

Talita писал(а):и это, я ошибочно тыцнула на синюю кнопку. кажется, я сделала что-то страшное, да?

Это был запуск атомных ракет! :P
Искатель
 
Сообщения: 2094
Зарегистрирован: Январь 21st, 2005, 7:12 pm

Сообщение Talita Апрель 12th, 2007, 11:13 am

просто мария писал(а):А почему не написать просто "Мысли его сплетались..." :roll:


Ну, это понятно, что "его". мы тут просто обсуждали, как ЕЩЁ можно назвать тридцатилетнего человека мужского пола.

Medvedica, да, наябедничала. уж и не знаю, чем меня ваш пост так задел, но подсознание сделало своё грязное дело :D
у нас тут автофелляция, или изба-читальня?
колыхание струй и душевредительство (с)
Наше оружие - доброта и слово божие
Аватара пользователя
Talita
 
Сообщения: 326
Зарегистрирован: Март 5th, 2007, 11:53 am
Откуда: Харьков

Сообщение Канн Апрель 14th, 2007, 3:06 pm

выход в количестве персонажей,ну в самом деле один на один с окружающей средой это так скучно
Канн
 

Сообщение lit-jack Май 30th, 2007, 10:03 am

А кто-нибудь знает синонимы к местоимению "Я". Пробую писать от первого лица... "Моя персона", "Моя особа", "Ваш покорный слуга" - подходят и приемлимы ли они?
Спокойствие есть венец духа.
Аватара пользователя
lit-jack
 
Сообщения: 1438
Зарегистрирован: Апрель 28th, 2007, 8:10 pm
Откуда: Арзамас, Нижегородская обл.
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор.
В перспективе - редактор и специалист книжного дела :)
Внештатный корреспондент газеты "Арзамасские новости"

Сообщение Azaza Май 30th, 2007, 6:10 pm

А кто-нибудь знает синонимы к местоимению "Я". Пробую писать от первого лица... "Моя персона", "Моя особа", "Ваш покорный слуга" - подходят и приемлимы ли они?

На мой взгляд, "Ваш покорный слуга" можно употребить пару раз, не больше, да и то в иронических ситуациях. А бороться с повторами "я" только одним способом: где возможно, пропуская уточнение. Т.е. там, где и без всякого "я" будет понятно, кто это делает (или наоборот не делает).
Вообще мне кажется, что в плане удобства для автора куда предпочтительнее писать от третьего лица, отстраненно. Тут и героев называй, как хочется в данном конкретном месте, и со стороны описания мыслей и психологии больше возможности. Заметьте, вслух человек редко может произносить свои тайные мысли, или же выносить на суд читателя глубоколичные чувства. В некоторых ситуациях откровенность автора/героя может быть воспринята неадекватно. Зато если писать от третьего лица, этих сложностей не бывает: автор вполне может знать о своем герое куда больше его самого. Очень хорош фокал - пишете вроде как от третьего лица, но сугубо с точки зрения определенного героя. ИМХО, конечно, но мне кажется, что выбирая форму "от первого лица", автор создает себе неоправданные трудности. Повторюсь: это всего лишь моя личная точка зрения.
Краткость - лишь сестра таланта
Аватара пользователя
Azaza
 
Сообщения: 1594
Зарегистрирован: Февраль 8th, 2007, 6:32 pm
Откуда: Киев

Сообщение almad Август 14th, 2008, 1:16 am

Ещё у Толкина хорошо. Например, Гэндальфа эльфы зовут Митрандир, гномы, кажется, Таркун. Три имени обеспечено.
Русский мужик халявой крепок!
Аватара пользователя
almad
 
Сообщения: 446
Зарегистрирован: Сентябрь 15th, 2007, 12:02 am

Сообщение Мааэринн Август 14th, 2008, 4:23 am

Ух, какую старую тему открыли... Ну ладно, я вот что сказать хотел при прочтении странички:
А если серьезно, то чем вам не нравятся "молодая женщина", "молодой мужчина"?
светило солнце бла-бла-бла. Владимир сидел в кресле и (допустим) думал. Мысли молодого мужчины сплетались (допустим) змеями бла-бла-бла.
кажется, "молодой мучина" - слишком уж как-то...

Никогда не надо так делать! С самого детства описываешь персонажа, он тебе (и читателю) практически родной уже, и вот на тебе - всплыл какой-то безлико-отчужденный "молодой мужчина" :shock: словно мы все внезапно забыли, что он был именно мужчиной, а не табуреткой, и нам срочно надо об этом напомнить. Разве кто-то называет близкого друга или родственника просто "какой-то-там-мужчина"? Так можно в описанном случае только от фокала другого персонажа, который этого, о ком речь идет, еще пока не знает.
Называть героя по мере знакомства надо с переходом от более общего - "мужчина (мальчик, юноша, старик, вообще человек)" в самом начале произведения к более частному - по имени (или выбирая какой-то интимный или секретный признак, например, "сердечный друг президента" или "агент Ее Величества" :D ).

Кстати, довольно распространенная ошибка.
Если уж нечистый расточает улыбки весны, значит, нацелился на душу... (с) духовник Хейли в философском настроении.
Поддерживаю взгляды Тридцати трех ушедших.
Аватара пользователя
Мааэринн
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: Май 27th, 2007, 10:47 am

Сообщение Сешат Август 14th, 2008, 4:40 am

как ЕЩЁ можно назвать тридцатилетнего человека мужского пола.


А он что, у вас в вакууме живёт? Он, мужчина, Вася - и всё? Да вы любому своему коллеге определений больше дадите. Проживите с героем жизнь - и проблемы, как егоназвать, не будет.
Сешат
 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am

Сообщение Сешат Август 14th, 2008, 4:41 am

Тема вообще интересная... А я вот никогда над этим не задумывалась… Щас задумалась :) Перечитала несколько своих вещей, даже интересно стало – ну, как той сороконожке, что начала выяснять, как же она ходит, и запуталась в собственных конечностях :)

Вот рассказ, три героя, большая часть рассказа – поединок между А и Б, заключение – диалог между А и В. Первый абзац, десять предложений, сразу пошёл ввод двух героев. Второе предложение – имя Лючия. Пятое – собеседник. Дальше упоминается «род занятий» – кардинал, затем фамилия – Бертолло.

Мне кажется, «проблема имен и местоимений» встаёт тогда, когда автор в каждом предложении сообщает об очередном действии героя. Саша встал. Саша пошел. Саша увидел. И т. д. Чем больше отступлений самого разнообразного свойства – тем меньше проблем с поиском заменителей имен ГГ.

А может просто предложения подлиннее делать, действия-описания более развернутыми, тогда все эти "он-она-оно" вкупе с именами и не так заметны будут? Произойдет так сказать "эффект разбавления"....


Вот! Тоже согласна с Noname.

Вот тут риск наваять громоздкие нечитабельные конструкции, когда в конце предложения уже забыл, кто такой этот "Он", чьи ботинки стучали на лестнице, там, куда Ему (или ЕЙ) предстояло выйти, и кому показалось, что ОН не один в своём неосвещённом подъезде...


Оса, это уже проблема авторского умения складывать буковки :)

Ладно, поехали дальше... Чаще всего упоминаются: Лючия, Бертолло, кардинал (причём один раз пять раз подряд, в пяти предложениях: «Кардинала ненавидели. Кардинала боялись. Кардинала проклинали. Кардинала боготворили. Не исключено, что кардинала любили больше, чем это можно было представить и чем признавались самим себе…»), он, она. Также: супруга Джованни Карро, его высокопреосвященство, достойная жена мессира Карро, исчадие ада, сеньора дель Карро, соперница, шестнадцатилетняя супруга Джованни Карро, без пяти минут вдова любимца герцога Джованни Карро, чудовище (кардинал), убийца (Лючия), Лючия Dentata, донна Лючия, женщина (точнее – женщины, вместе с матерью), мужчина (во фразе «такой мужчина, как…»), недавний соперник.

В диалогах: прелестница, моя красавица, человек вашего сана, дьявол, дочка.

В описаниях: мудрая змея; бог и дьявол; сгусток крови и мрака; воплощение тайны бытия; хозяйка, жена и дочь; бабочка; очаровательная женщина в самом расцвете своего шестнадцатилетия.

Где-то в середине текста упоминается имя – Лазаро Бертолло, в заключении – только имя во фразе: «Лазаро, тебе не воскреснуть!»

Джованни Карро также упоминается как «сладколикий, влажногубый мальчишка» и просто Джованни. Герцог, упомянутый в нескольких фразах – как мужеложец, негодяй и хитрая бестия. Чёрный король (шахматный) – как «чёрный властелин», «фигура тёмного янтаря» и «кусок янтаря цвета выдержанного бургундского». Ещё упоминается «литературный герой, прославившийся любовью к опиуму, скрипке и своей непревзойдённой дедукцией» (без имени).

В диалогах кардинал несколько раз упоминает матушку Лючии, а заключении к ней применяются определения: женщина, вдова Паччини, мать Лючии, Лукреция Паччини, мать, матушка.

Стиль текста, конечно, существенно способствовал размножению витиеватых сущностей.

Вот, выписала. Много это или мало на 23 700 зн.? Фиг знает. На мой взгляд, хватило… Специально «как назвать героя в этом предложении, не думала…
Сешат
 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am

Сообщение Сешат Август 14th, 2008, 5:04 am

Это у нас был стиль, дающий возможность витиеватым выражениям. Взяла другую вещь, современный язык, лёгкий налёт юмора, довольно простые словесные конструкции.

Кто у нас:

Влад (чаще всего), Владька, Владислав Святогубов, лох последний (самокритика), идиот, скотина, племяш, молодец, наш человек (последние пять – в обращениях), истукан, дурак (сравнения), дружбан, молоток, настоящий мужик, глист (обращения), последний гандон (сравнение), тунеядец (в отрицании «не был тунеядцем»), соискатель

Мать, отец, мама, братан (слова дяди по отношению к отцу), предки, родаки, родители, бюджетники

Дедушка, батяня, папа, дед

Борька, Боря Святогубов, Борис, ребёнок, мелкое недоразумение

Валериан Константинович, Валера, гость, буржуй недорезанный, сынок, Валериан, новоявленный Санта-Клаус, дядя, родственник, крутой дядя

Гости-амбалы, ребята с четвертого этажа, ещё одна гоп-компания, старшекурсники

Длинноволосый очкарик, патлатый, долговязый, очкастый, Жердь, тварь очкастая

Крепыш с бутылкой пива, Бочонок

Двухметровый великан со второго этажа, великан

Незнакомый Владу парень в кожаной кепке

Девчонки, девицы

Одна, с чёрной подводкой у глаз и бесконечными шпильками

Светка, дура

Танька, сука

Девчонки из пятьдесят третьей, ляди

Друган Серёга, балда, Сергей

Хулиганы-первокурсники (Влад и Серёга вместе, характеристика в студенческой газете)

Молодой человек на другом конце стола, начальник отдела кадров, молодой человек, парень

Декан (раз шесть в трёх абзацах, но, вроде, вполне органично)

Опять же, специально как кого назвать, не придумывла. Объём текста - 21 600 зн. Большие тексты брать не стала, долго писать бы пришлось...

А мало или много "замен" на текст - не знаю... По мне, хватает...
Сешат
 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am

Сообщение Сешат Август 14th, 2008, 5:18 am

Для интереса взяла рассказ, написанный от первого лица.

1, 2 предложение – описания природы, погоды
3 – «Я + действие»
4 – сложноподчинённое, «я» во второй части
5, 6 (длинное) – описания действий противника
7 – фраза + «сказала я, бла-бла-бла».
8 – 11: информация о месте действия
12 – фраза собеседника с атрибуцией
13 – 19: информация о мсте действия, о том, что происходит
20 – фраза + «прислушалась я, бла-бла-бла».
21– фраза собеседника с атрибуцией
22 – сравнение, местоимение «меня».
23 – информация о собеседнике
24 – фраза + «потянула я брата».
25 – следующая фраза героини.

Это завершённый кусок текста (рассказа примерно на 20 тыс. зн.), введение, 25 предложений, 1 700 знаков. Местоимение «я» потребовалось употребить всего пять раз, и один раз – форму «меня».

Короче – пишите не только о себе ;) и будет вам щастье. Не потребуется чрезмерно «якать».
Сешат
 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am

Пред.След.

Вернуться в Клуб молодых литераторов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6