Виктор Кобеев Апрель 3rd, 2018, 9:45 pm
Правда жанра и неправда жанра или камешек в ботинке
(размышлизмы)
Для того чтобы донести свою мысль до читателя существует, наверное не один и не два способа начиная от классики, когда «во первых строках своего» письма указывается цель, очерчивается круг проблем, определяются способы их решения, а в конце делается логический вывод из сказанного. С этим знаком каждый профессиональный преподаватель. За это отвечает методика, то есть набор приёмов, форм и методов, обеспечивающий наиболее эффективное обучение. Словно бы автор ведёт по узкому коридору своего читателя к одному ему известной двери, за которой в заветном ларце и спрятано сокровище - его мысль. Всё правильно, но скукота какая! И кто ж читать будет? Студентам – понятно, деваться некуда, сидят и слушают или делают вид что слушают, а вот читатель может просто плюнуть, и открыть другое «окно». Есть, конечно, и другой вариант...
Ночь, тишина, за клавиатурой небритый и не выспавшийся автор. На столе пепельница набитая доверху окурками и пустая чашка из-под кофе. На экране монитора два извечных вопроса – «кто виноват?» и «что делать?» Творческий тупик на грани нервного истощения. Что же дальше?
Выбросить своего лучшего друга (не пугайтесь - компьютер потому что больше никого не осталось) с балкона и забыть всё как кошмарный сон? Прыгнуть самому и все проблемы исчезнут в одно мгновение? На худой конец податься в дворники, потому что там платят деньги? Или продолжать биться о стену головой и вопрошать что не так, и почему этот мир не отвечает взаимностью? Ведь я же потратил столько сил и времени! А в результате - НИ-ЧЕ-ГО!!! Но и это было. И не раз и не два. Вспомните хотя бы «Мастера и Маргариту». Разве не о том же? Мастер, написавший гениальный роман, оказывается невостребованным и не может, подобно золотой рыбке, пробиться через нефтяную плёнку Моссолита, чтобы глотнуть спасительного кислорода. Доведённый до нервного срыва он оказывается в дурдоме, где ему мерещатся черти в образе бомжей и консультантов, голые ведьмы и говорящие коты, за которыми гоняются доблестные ребята из НКВД с наганами и в синих фуражках. Им вообще всё равно кого ловить. В нормальном состоянии вряд ли такое привидится. Написать что-либо подобное? Но это будет лишь жалким отражением того что было сделано много лет назад. А потому – стоит ли? Или же вскользь коснутся проблемы, обозначив её всего лишь пунктиром, и предоставить читателю счастливую возможность самому отвечать на вопросы, в соответствии с его опытом и мировоззрением? Прониклись, дорогие друзья? И замечательно.
А теперь моя мысль прыгает в сторону и безо всякого плавного перехода пунктиром прошивает ваше внимание (ну, это я так думаю...).
За что уважаю интернет, так за то, то даёт неисчерпаемый источник вдохновения. То ГГ повесился по принципу –«захочешь, не получится» (пробовать не надо), то лбом едва притолоку не снёс при въезде в деревню. Притолока - перекладина над воротами, если кто не знает. Или спецслужбы мух ловят, и почти рядом с Кремлём размещается военная база криминальных сил, которую берёт штурмом дивизия спецназа. Иногда в ГАИ появляются «зам. директора», которые малолетних девочек отправляют в патрулирование. Гнева генеральского, однако, не боятся. Воины время от времени свои кирасы на голову одевают. Юные феи машут двуручным мечами, налево направо снося головы противникам. Наверное, люди никогда не видели, как на базаре дюжие мужики мясо рубят? Полиция «не судит строго» за торговлю героином. Наверное, сами приторговывают, или ГГ «отбашлял» выражаясь современным разговорным языком. Автор видимо не знает, что полиция вообще никого не судит, если уж на то пошло. Она – просто ловит. А дальше, как получится. Потом Ту-154, перелетев через Атлантику, заходит на посадку в аэропорту США и врезается в здание аэровокзала. А как он туда добрался? Дальность полёта 5000 км, а дозаправка в воздухе не предусмотрена. Ай, да мало ли!
И чего я привязался к авторам? Это, дорогие друзья – профессиональная деформация. Так сказать, отголоски прошлой жизни. Когда целыми днями перекладываешь бумажки из кучки в кучку, как сказал один мой коллега, предварительно прочтя их и оценив, что не так, глаз поневоле автоматически цепляется за несоответствия, потому, что от тебя требуют, чтобы разница стремилась к нулю. Разница между «творческим» замыслом высокого начальства и конечным результатом этого замысла, сначала, естественно на бумаге. И только после этого, заработает машина, в которой завертятся тысячи шестерёнок-людей, и у каждой - своя роль. Не важно, спецоперация ли это, строительство крупного объекта или внедрение новых технологий в медицину. Алгоритм всегда один и тот же – уяснить задачу, оценить ресурсы, и расписать – кто, что и как. Работа не бей лежачего, как говорят, но именно на этом этапе и допускаются самые серьёзные ошибки, которые очень дорого стоят, поэтому те, кто занимается подобным делом должны быть профессиональными занудами. Но любая работа, за очень редким исключением – это компромисс. В литературе, как я понимаю, между достоверностью и интересом. Если уж написать правду как «всё должно быть», то и читать никто не будет и смотреть боевики тоже. Вот и стараются авторы сделать сцены эффектными, сюжеты острыми настолько, что можно порезаться. Всё для того чтобы и читалось и смотрелось с интересом иначе, сами понимаете – кому оно надо? Недавно я посмотрел голливудский боевик «Стелс». Ну, я вам скажу! Это даже не «Цитадель» где наши воины идут на штурм с черенками от лопат, точенными на токарном станке. Черенки эти появились в продаже лет только двадцать назад. Мало того, что у голливудских сценаристов со школьной физикой серьёзные проблемы, так ещё и географию плохо знают! И так у них всё! Однако ничего, и сняли и показали. А мы ещё и посмотрели! «Недоглядки и очепятки» наших начинающих авторов, просто – «Куда, куда вы удалились ....», из Евгения Онегина, по сравнению с хором голодных котов. Поэтому снимаю все свои замечания ко всем авторам сразу, разве что по мелочи, ну, там слово, где не так. В конце концов, авторы – люди образованные, буквы знают, и интернет есть. Посмотрят что как называется. Главное – чтоб интересно было. И наконец – «финальный удар кисти», как говаривал некогда один из моих университетских преподавателей. Зачем я написал всё это? Только для того чтобы выставить на обозрение чужие ошибки и похихикать над ними? А то своих не хватает? Ведь ещё Аполлодор говорил критикам о том, что ругать ума не надо, сделайте так же. Или лучше добавил бы я. Только вот - «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Иногда в интернете встречаются очень хорошие работы начинающих авторов, ничем, на мой взгляд, не хуже авторов известных. Интересные, содержательные, написанные живым и красивым языком, и поэтому когда появляется тот самый «камешек в ботинке»... трёт, понимаете ли, трёт.
P.S. Всё это было написано несколько лет назад, однако вижу, что актуальность не утрачена, и для меня тоже, поэтому искренне благодарен Олегу и всем, всем, всем, кто нашёл время и силы прочесть то, что я натворил, чтобы этих камешков в читательских ботинках было как можно меньше.