Что такое рецензия и с чем ее едят.
Добавлено: Октябрь 13th, 2005, 7:13 am
Здравствуйте.
Писать книги – нелегкий труд. И не каждому он по плечу. Наверняка с этим утверждением согласится каждый, кто хоть раз пробовал заняться сочинительством. Однако мало кто подозревает, что грамотная рецензия – не меньший труд, а может, даже и больший. Ведь для того, чтобы написать книгу, нужно не так уж и много – всего лишь желание. Чтобы написать настоящую рецензию, нужно быть специалистом.
Конечно, мы не ставим перед собой целью научить вас здесь за пять минут тому, на постижение чего уходят годы. Пусть этот пост станет просто помощью тем, кто хочет быть не только хорошим писателем, но и критиком. Чтобы сделать наш рассказ максимально доступным, мы постараемся избежать специальных терминов и занудных описаний, изложив информацию в наиболее удобной форме – полезных советов.
Но сначала – небольшое отступление.
Народ, очень часто в «Пробе…» можно видеть фразы типа: «В своей рецензии…», «Я написал рецензию…» - в то время как смысл «рецензии» («рецы») сводится к простому «Молодец!» или «Плохо». Так вот, приведенное выше – рецензией не является. Это ОТЗЫВ. Отзыв – это краткий отклик читателя на прочитанное.
Итак, РЕЦЕНЗИЯ – это критический разбор произведения, дающий представление как о его достоинствах, так и недостатках. Следует помнить, что любая рецензия – сугубо субъективный жанр, и при желании на одно и то же произведение можно написать как хвалебную, так и разгромную рецензию. Ниже мы поговорим именно о рецензии, так как отзыв как жанр в комментариях не нуждается, хотя многие пункты применимы и к нему.
Классическая рецензия включает в себя три пункта:
Библиографию (т.е. выходные данные произведения)
Краткое изложение содержания прочитанного
Собственно критическую часть.
Так как первые два пункта нам не особенно актуальны, мы рассмотрим рецензию именно как критический разбор произведения.
Итак, о чем следует помнить при написании рецензии:
1) ГРАМОТНОСТЬ. Представьте, что вы – автор, и читаете рецензию на свое произведение. Как вы отнесетесь к тексту вроде: «Автор плохо напесал мне ни панравилас»? Правильно, рассмеетесь. Поэтому важно помнить: рецензия – такое же произведение, как и рецензируемый текст, поэтому ошибки здесь неуместны. Можно не соблюдать грамматику в личном сообщении, но рецензия – это ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР, и подходить к нему надо с той же меркой, что и к художественному тексту.
2) ЛОГИЧНОСТЬ.
Помните, как в школе учили писать сочинение? «Вступление – основная часть – заключение». Рецензия – это устное монологическое высказывание, и если оно будет сбивчатым и нелогичным – вас попросту не поймут.
3) АРГУМЕНТИРОВАННОСТЬ.
Этот пункт хотелось бы подчеркнуть особо. Если вы высказываете какое-то суждение - не забывайте подкрепить его аргументами. Лучше, если это будет прямая цитата, даже простая ссылка на текст – лучше, чем ничего. Помните, неаргументированное утверждение является голословным.
4) РЕЦЕНЗИРОВАТЬ СЛЕДУЕТ КАК ФОРМУ, ТАК И СОДЕРЖАНИЕ.
У каждого текста «две стороны медали» - формальная сторона и содержательная. Формальная сторона – это все, что касается стилистики автора, или его «языка». Содержательная сторона – если она есть – касается идеи, которая нашла свое отражение на страницах разбираемого текста. Лучше подвергнуть разбору оба аспекта, это сделает рецензию более полной.
5) ОБЪЕКТИВНОСТЬ.
Конечно, объективность при написании рецензии – категория условная. Ведь пишет рецензию человек, т.е. субъект, следовательно, взгляды и убеждения этого субъекта неминуемо найдут свое отражение в рецензии. Но важно помнить вот о чем. Если вы в своей рецензии затронете только негативные моменты, оставив без внимания позитив – получится, что вы увидели в написанном только плохое. И автор, прочитав такую рецензию, поймет, что его текст плох СО ВСЕХ СТОРОН. Спросите себя, а так ли это на самом деле? Если произведение показалось вам неинтересным, но написано ясным, хорошим языком – обязательно напишите об этом. Иначе вы погрешите против истины, да и врага в лице обиженного автора точно наживете.
6) НЕЙТРАЛЬНОСТЬ.
Старайтесь избегать в рецензии эмоционально-окрашенной лексики типа «Дурак», «Фуфло» или «Полная лажа». Веса вашим словам это все равно не прибавит. Уж если решили говорить «по-взрослому» - пусть это будут конструкции типа «Мне кажется небесспорной позиция автора…», либо «У меня вызывает сомнения необходимость использовать в тексте…», сойдет и обычное «Я считаю неверным…» или «По-моему, следует…». Этим вы продемонстрируете компетентность и эмоциональную выдержку. Однако не забывайте, что художественное произведение – это прежде всего позиция автора, его видение мира, а одинаковых взглядов на мир, как и на творчество, не существует.
7) НЕ ОТОЖДЕСТВЛЯЙТЕ АВТОРА С ЕГО ГЕРОЯМИ.
Одно из важнейших правил литературоведения – не стоит считать, что все герои «списаны» с автора или являются выразителями его мировоззрения. Достоевский – не убийца старушек, Донцова – не мужчина, а Лукьяненко – не борец за права вампиров. Подобный подход существенно поможет в разборе произведения, если же сомневаетесь – лучше спросить самого автора, прежде чем делать скоропалительные выводы.
И последнее, что хотелось бы подчеркнуть еще раз. Рецензия – это прежде всего жанр критической литературы, подходить к которому надо подходить по крайней мере с теми же требованиями, что и к художественному тексту. Т.е. рецензия должна быть грамотной, логичной, аргументированной, охватывать все уровни произведения и быть по возможности объективной. Нельзя написать хорошую рецензию, не умея создать элементарный текст.
Что ж, пожалуй, все. Надеемся, эта памятка поможет вам оттачивать свое мастерство, а может, для кого-то она послужит неплохим шаблоном. Не обязательно следовать этой инструкции целиком, вариантов – тысяча. Лишь бы вы помнили об основных принципах, а остальное – дело вашей фантазии, вкуса и уровня знаний. Помните, ваша цель при написании рецензии – доходчиво и достойно сообщить автору и остальным участникам обсуждения ваше мнение о прочитанном. Успехов!
PS: Текст принадлежит Груне, я только выложила.
Писать книги – нелегкий труд. И не каждому он по плечу. Наверняка с этим утверждением согласится каждый, кто хоть раз пробовал заняться сочинительством. Однако мало кто подозревает, что грамотная рецензия – не меньший труд, а может, даже и больший. Ведь для того, чтобы написать книгу, нужно не так уж и много – всего лишь желание. Чтобы написать настоящую рецензию, нужно быть специалистом.
Конечно, мы не ставим перед собой целью научить вас здесь за пять минут тому, на постижение чего уходят годы. Пусть этот пост станет просто помощью тем, кто хочет быть не только хорошим писателем, но и критиком. Чтобы сделать наш рассказ максимально доступным, мы постараемся избежать специальных терминов и занудных описаний, изложив информацию в наиболее удобной форме – полезных советов.
Но сначала – небольшое отступление.
Народ, очень часто в «Пробе…» можно видеть фразы типа: «В своей рецензии…», «Я написал рецензию…» - в то время как смысл «рецензии» («рецы») сводится к простому «Молодец!» или «Плохо». Так вот, приведенное выше – рецензией не является. Это ОТЗЫВ. Отзыв – это краткий отклик читателя на прочитанное.
Итак, РЕЦЕНЗИЯ – это критический разбор произведения, дающий представление как о его достоинствах, так и недостатках. Следует помнить, что любая рецензия – сугубо субъективный жанр, и при желании на одно и то же произведение можно написать как хвалебную, так и разгромную рецензию. Ниже мы поговорим именно о рецензии, так как отзыв как жанр в комментариях не нуждается, хотя многие пункты применимы и к нему.
Классическая рецензия включает в себя три пункта:
Библиографию (т.е. выходные данные произведения)
Краткое изложение содержания прочитанного
Собственно критическую часть.
Так как первые два пункта нам не особенно актуальны, мы рассмотрим рецензию именно как критический разбор произведения.
Итак, о чем следует помнить при написании рецензии:
1) ГРАМОТНОСТЬ. Представьте, что вы – автор, и читаете рецензию на свое произведение. Как вы отнесетесь к тексту вроде: «Автор плохо напесал мне ни панравилас»? Правильно, рассмеетесь. Поэтому важно помнить: рецензия – такое же произведение, как и рецензируемый текст, поэтому ошибки здесь неуместны. Можно не соблюдать грамматику в личном сообщении, но рецензия – это ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР, и подходить к нему надо с той же меркой, что и к художественному тексту.
2) ЛОГИЧНОСТЬ.
Помните, как в школе учили писать сочинение? «Вступление – основная часть – заключение». Рецензия – это устное монологическое высказывание, и если оно будет сбивчатым и нелогичным – вас попросту не поймут.
3) АРГУМЕНТИРОВАННОСТЬ.
Этот пункт хотелось бы подчеркнуть особо. Если вы высказываете какое-то суждение - не забывайте подкрепить его аргументами. Лучше, если это будет прямая цитата, даже простая ссылка на текст – лучше, чем ничего. Помните, неаргументированное утверждение является голословным.
4) РЕЦЕНЗИРОВАТЬ СЛЕДУЕТ КАК ФОРМУ, ТАК И СОДЕРЖАНИЕ.
У каждого текста «две стороны медали» - формальная сторона и содержательная. Формальная сторона – это все, что касается стилистики автора, или его «языка». Содержательная сторона – если она есть – касается идеи, которая нашла свое отражение на страницах разбираемого текста. Лучше подвергнуть разбору оба аспекта, это сделает рецензию более полной.
5) ОБЪЕКТИВНОСТЬ.
Конечно, объективность при написании рецензии – категория условная. Ведь пишет рецензию человек, т.е. субъект, следовательно, взгляды и убеждения этого субъекта неминуемо найдут свое отражение в рецензии. Но важно помнить вот о чем. Если вы в своей рецензии затронете только негативные моменты, оставив без внимания позитив – получится, что вы увидели в написанном только плохое. И автор, прочитав такую рецензию, поймет, что его текст плох СО ВСЕХ СТОРОН. Спросите себя, а так ли это на самом деле? Если произведение показалось вам неинтересным, но написано ясным, хорошим языком – обязательно напишите об этом. Иначе вы погрешите против истины, да и врага в лице обиженного автора точно наживете.
6) НЕЙТРАЛЬНОСТЬ.
Старайтесь избегать в рецензии эмоционально-окрашенной лексики типа «Дурак», «Фуфло» или «Полная лажа». Веса вашим словам это все равно не прибавит. Уж если решили говорить «по-взрослому» - пусть это будут конструкции типа «Мне кажется небесспорной позиция автора…», либо «У меня вызывает сомнения необходимость использовать в тексте…», сойдет и обычное «Я считаю неверным…» или «По-моему, следует…». Этим вы продемонстрируете компетентность и эмоциональную выдержку. Однако не забывайте, что художественное произведение – это прежде всего позиция автора, его видение мира, а одинаковых взглядов на мир, как и на творчество, не существует.
7) НЕ ОТОЖДЕСТВЛЯЙТЕ АВТОРА С ЕГО ГЕРОЯМИ.
Одно из важнейших правил литературоведения – не стоит считать, что все герои «списаны» с автора или являются выразителями его мировоззрения. Достоевский – не убийца старушек, Донцова – не мужчина, а Лукьяненко – не борец за права вампиров. Подобный подход существенно поможет в разборе произведения, если же сомневаетесь – лучше спросить самого автора, прежде чем делать скоропалительные выводы.
И последнее, что хотелось бы подчеркнуть еще раз. Рецензия – это прежде всего жанр критической литературы, подходить к которому надо подходить по крайней мере с теми же требованиями, что и к художественному тексту. Т.е. рецензия должна быть грамотной, логичной, аргументированной, охватывать все уровни произведения и быть по возможности объективной. Нельзя написать хорошую рецензию, не умея создать элементарный текст.
Что ж, пожалуй, все. Надеемся, эта памятка поможет вам оттачивать свое мастерство, а может, для кого-то она послужит неплохим шаблоном. Не обязательно следовать этой инструкции целиком, вариантов – тысяча. Лишь бы вы помнили об основных принципах, а остальное – дело вашей фантазии, вкуса и уровня знаний. Помните, ваша цель при написании рецензии – доходчиво и достойно сообщить автору и остальным участникам обсуждения ваше мнение о прочитанном. Успехов!
PS: Текст принадлежит Груне, я только выложила.