"Памятка молодого автора" одного литагентства :-)

Научить человека писать - невозможно, однако повысить квалификацию - нужно! Серия обучающих тем для литераторов.
Внимание: те, кто желает поделиться мастерством и провести Мастер-класс - обратитесь к модератору.

Модераторы: Doctor Lloyd, Исолемент

Сообщение Фрези Январь 19th, 2005, 11:36 am

Venetzia ! писал(а):девушки, сорри за оффтоп.

Можете ли вы привести примеры удачных, на ваш взгляд детективов, в которых не происходит сразу преступление, а на глазах у читателя - подготавливается с логической развязкой в конце? То есть - около героя явственно сгущаются тучи, все понимают - что - то произойдет и т.д.
Это не по канону и неправильно.
И это проблема, которая меня мучает.


Я сходу так вспомнить не могу, но мне идея ужасно нравится! Ее можно замечательно реализовать. А насчет канонов -- Агата Кристи, например, сознательно нарушает "правило", что повествователь не может быть убийцей (не могла же она этого не знать!), и что получается? -- прекрасный роман!

Что мне нравится в Вашей идее, это то, что такая растянутая подготовка преступления дает возможность показать всё черное, тайное в натуре человека, а, по-моему, это и есть суть детектива -- показать все черное и тайное.

Прекрасная идея, я советую Вам на нее сесть и никому не отдавать. :-)
Фрези
 

Сообщение Фрези Январь 19th, 2005, 11:42 am

Иманка писал(а):Я попробую найти это в сети. Но так рекомендует Никитин в книге Как стать писателем. Он говорит, что читатель, создавая образ, допустим, белокурой блондинки, потом "обижается", если она в третьей главе превращается в брюнетку. Поэтому он рекомендует описание главных героев давать едва ли не в самом начале, чтобы не обижать читателя и дать ему образ героя.


Как интересно -- я рекомендации Никитина поняла как раз наоборот: давать минимум описания (он же там иронизирует много, может, я это поняла, как иронию?) Многие современные авторы и педагоги как раз настаивают, что нужно давать абсолютный минимум внешности, причем только то, что отличает перса от других. Но про Булгакова я говорила именно про описание внешности в самом начале, в обычной книге первый параграф отдавать под описание -- неразумно. А в самом романе "вообще" много описания внешности или мало -- это, конечно, действительно на любителя. Я сейчас читаю великолепный роман, бестселлер действительно по заслугам автора, где (единственный недостаток, по-моему :-)) автор описывает каждого перса вплоть до формы ушей. Мне это ужасно мешает. А кому-то, может быть, нравится.
Фрези
 

Сообщение Kloun Январь 19th, 2005, 12:22 pm

Мне кажется, что начало произведения важно в первую очередь для автора. Первые два предложения это камертон. Они задают темпо-ритм для всего произведения. И его надо соблюдать до конца. От первых двух- трёх предложений зависит и форма произведения. Если начать роман в темпо-ритме рассказа или новеллы, в определённой точке, роман остановится. Если наоборот, тоже ничего не получится. А для того, чтобы выбрать правильный темпо – ритм, как мне кажется, нужно не торопиться садится за письменный стол. Задуманное произведение сначала надо хорошо продумать, определить дистанцию и мысленно пробежаться по ней до самого конца. Скелет произведения должен быть готов до того, как автор берёт чистый лист и карандаш. За письменным столом должен происходить второй этап – «наращивание на скелет мяса».
Kloun
 

Сообщение Наташа Январь 19th, 2005, 3:11 pm

Венеция:
из таких знаю только один: "Преступление и наказание" Достоевского :D
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение Иманка Январь 19th, 2005, 3:22 pm

А 10 негритят это не оно?
Иманка
 

Сообщение Мухадбай Январь 19th, 2005, 3:25 pm

А разве "Преступление и наказание" детектив?
Мухадбай
 

Сообщение Наташа Январь 19th, 2005, 3:31 pm

В своём роде - да! Первый русский детектив :D
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение Фрези Январь 20th, 2005, 2:18 am

Да, но там преступление-то все-таки в начале.

Венеция! я вспомнила, недавно читала такого типа детектив. Автором, правда, (краснею) была Джоан Коллинз (я вообще этих двух сестричек, Джоан и Джеки, не читаю, мне его силой подсунули), и она это сделала вот так:

Пролог -- большая сцена: находят труп, вызывают полицию, и все подозреваемые толпятся тут же, с кратким описанием каждого.

Затем текст романа начинается за 15 лет до того, и весь роман -- история жизни и убитого, и подозреваемых (несколько сюжетных линий). Постепенно действие приближается ко времени убийства, наконец в самом конце та же сцена -- находят труп (но уже глазами другого перса), и после нее еще пара-тройка сцен, где собственно вычисляют убийцу и оканчивают сюжетные линии всех остальных персонажей.
Фрези
 

Сообщение marusia Январь 24th, 2005, 9:55 pm

Много таких романов: например, "Парфюмер" Зюскинда , "Коллекционер" Фаулза... Подумав хотя бы пару минут, можно вспомнить еще с десяток известных.
marusia
 

Сообщение Александра Январь 24th, 2005, 11:37 pm

Ага, и еще Патриция Хайсмит оч любила этот способ: по крайней мере, в нескольких романах про мистера Рипли.
"В защиту детективного жанра я бы сказал, что он не нуждается в защите". (с) Х.Л.Борхес
Александра
Автор Экслибриса/2 книги
 
Сообщения: 394
Зарегистрирован: Сентябрь 3rd, 2004, 7:09 pm

Сообщение Noki (Ptaha) Февраль 11th, 2005, 1:42 am

Я - гуманист по натуре, учить человека писать бестселлер целых 10 часов - это просто издевательство над дарованием!
Потому сейчас я предложу почтеннейшей публике свой скромный, но выдающийся дидактический труд:
Последний раз редактировалось Noki (Ptaha) Февраль 11th, 2005, 1:43 am, всего редактировалось 1 раз.
Noki (Ptaha)
 

Сообщение Noki (Ptaha) Февраль 11th, 2005, 1:42 am

Я - гуманист по натуре, учить человека писать бестселлер целых 10 часов - это просто издевательство над дарованием!
Потому сейчас я предложу почтеннейшей публике свой скромный, но выдающийся дидактический труд:

“ТВОЙ первый БЕСТСЕЛЕР - за 10 минут,
или прямая дорожка к прибыли через литературный труд”

БЛОК 1:
Эпиграф: Отчего люди не летают как птицы?
Н. Островский
Проведи первичный маркетинг книжного рынка с целью окончательного выбора литературного пути по группам:
- узкоспециализированная (профессиональная) литература
- пособия и руководства для широкого круга читателей
- поваренные книги, сборники медицинских рецептов, магических заговоров и прочие компиляты
- справочники и энциклопедии
- художественная литература
- поле не паханное

Эссенс: уяснить, какая тема не представлена вообще
- представлена, но книги быстро продаются
- представлена, но не в том аспекте, который востребован читательской аудиторией
- да и вообще, что люди спрашивают?

Портрет потенциального читателя залог финансового успеха – лучше 7500 кредитоспособных грибников или лесорубов, которые приобретут дорогой сбавочник грибника или лесоруба, чем 52 миллиона любителей фантастики во всем мире, которые так никогда и не узнают о космическом капитане Ваське Пупке.

ГЕНИЮ не нужны пособия – он сам войдет в энциклопедии – как скончавшиеся в нищите Бодлер, Кафка или Джойс.


БЛОК 2: Из чего сделана литература ?
- о чем не стоит задумываться гениальному автору, и несколько поучительных банальностей из теории литературы для прочих:

Эпиграф: «Мы диалектику учили не по Гегелю»
Если это фаза «за вас», то посмотрите в толковом словаре значение следующих слов:
- сюжет
- жанр
- фабула
- герой литературный
- литературные приемы
- стилистика

Все это косвенно присутствует не только в художке, но и в любой сколько-нибудь удачной книжке. Лучше, конечно прочитать учебник хоть самый простенький, но все – таки по ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ

БЛОК 3.
Эпиграф: «Писатель должен иметь чугунную задницу.» Д. Донцова

Научная организация литературного труда очень важна – помоги себе сам. И определись:
- где отыскать время
- как организовать рабочее место – а оно вам надо это место ???
- средства, увы, автор – они тебе потребуются. И лучше узнать сразу – где, чего и сколько?

БЛОК 4.
Эпиграф: «…Штирлиц знал наверняка…» Ю.Семенов

Не пиши о том, чего не знаешь…
Всякая хорошая книга сильна реалистическими деталями. Задумайся - где их взять?

Материал – собрать его не уж хлопотно, как многие думают:
- специальная литература – справочник, словарь, энциклопедия. Мало их иметь, нужно еще и знать, как с ними бороться (Например, писать роман «Мы из зоны» при помощи справочника тюремного сленга в целофанированной обложке, приобретенного в ближайшем ларьке, все равно что взяться писать роман на таджикском, только при помощи словаря).
Чего нет в справочнике?
Реконструировать дух времени и гений места возможно при помощи:
- прессы описываемого периода – именно так поступает «великий и ужасный» Акунин
- книг, которые были популярны в описываемый период и в описываемой среде
- географических карт и атласов
- библиотек
- итернета

Сформируйте свой собственный архив, за одно приобретете полезные в любом деле навыки работы с каталогами, базами данных, картотекой.

Помощники и консультанты.
Да – всегда возможно прибегнуть к услугам таких людей как:
- платные консультанты
- консультанты - энтузиасты – вспомни дедушку Карнеги и прояви интерес – тебе ответят добром….
- профильные специалисты – стоит ли к ним обращаться, и чем это чревато – зависит от их профиля
- свидетели времени или событий – почувствуй себя Пинкертоном, возьми лупу, купи пивка, воблу и навести дедушку – он, ведь, помнится, Врангеля видел, когда лежал в коляске…

Но – главное, разумеется – личный опыт.
Опыт – за плечами не носить!
К примеру, автор - Коля Перчик - всю жизнь вставлял металлопластиковые окна – а тут затеял детектив. Казалось бы при чем тут личный опыт? Но ведь с установщиком окон может произойти много всякого:
- окно упало и убило олигарха,
- сам герой увидал в окно убийство,
-пришел вставлять окно не в ту квартиру, ухватил лежащую на окне винтовку, был задержан – готов новый Ли Харви Освальд,
-пришел вставлять окна, повстречал хорошую девушку, влюбился и женился бы – да ее мама узнала в нем бывшего стриптизера и собственного юного любовника…
В любом случае, высокоточные профессиональные бытовые нюансы украсят книгу!

Этнографические и исторические произведения могут потребовать от автора приобретения специфических знаний и опыта.
Главное – не переборщить.
К примеру, решит наивный Вася Пупок накропать роман из жизни самураев, и пытается узнать, что они ели на обед. Изучает дипломатический протокол, покупаете дорогущий костюм, знакомится с представителем посольства, и всего через четыре часа точно знает – как мало сведущ аташе по культуре Тонаки Сан в самурайском меню ))

Специфика чужого мышления сложная штука – стоит ли ее восстанавливать – решать автору…

Ну, с фантастика и фентази – вообще все просто -
«Варкалось хливкие шарьки пырялись по нове,
и хрюкотали зелюки как мымзикик в мове…»


БЛОК 4: Пишем под заказ или просто за деньги.
Привлечь средства на публикацию в виде спонсорских пожертвований или грандов сложно, но вполне реально.

Автор помни - наиболее опасный жанр - биография – своя или чужая.
Это жанр с жестокими законами! (Пример: Некто Вася Пупок (автор) предлагает депутату Сявкину написать книгу в серии «Жизнь великих стратегов» - куда будут входить жизнеописания Суворова, Жукова, мера Лужкова, Гая Юлия Цезаря и Кабзона, но – как самого выдающегося – самого Сявкина. Обойдется проект Сявкину – всего – ничего… Такую сумму и назвать – то в приличной сауне – так просто засмеют пацаны!
Депутат, в тайне счастлив, но мнется, разглядывает собственные дорогие часы, потом натирает антикварный перстень о рукав костюма Версаче… Что бы преодолеть его сомнения автор упоминает приватизацию Хлебобулочного комбината «Сладкие плюшки» как пример стратегического мышления Сявкина. Сам Сявкин считал нюансы этой «сделки века» коммерческой тайной – и тут же зовет начальника охраны… Хорошо еще что Вася Пупок не раздумал писать боевик про спецназ! Бывший майор Денесюк как раз познакомит его с основами работы этого подразделения - в виде приемов рукопашного - боя прямо сейчас…

Зато, выписавшись из больницы, Вася Пупок с легкостью издаст документальную повесть «На краю могилы» - о нечеловеческих условиях, в которых находятся больные, поступившие в травмпункт, за средства Фонда красного креста и красного же полумесяца, а затем его пригласят на должность почетного председателя ассоциации «Врачи – хирурги против наркоза».

БЛОК 5: Устраните внутренние ограничения, а именно:
- демонстрировать неоконченную рукопись – не наказуемое деяние!
- Критик – друг или враг? А ни то ни другое – он просто еще один читатель…
- Потенциальный читатель – спроси его как ему ?
- Журналы толстые и тонкие – кто запретит послать рукопись туда?
- Твои конкуренты – кто они? Их нужно знать если не в лицо, то хотя бы в имя.
- Почему ты лучше? Это главный и очень существенный вопрос. Если ты сам смог на него ответить – значит, бестселлер уже готов….

Осталось только позаботится об авторском праве – как его сохранить и использовать в дальнейшем?

ГОТОВО – один бестселлер уже перед вами!!!
Noki (Ptaha)
 

Сообщение Фрези Февраль 11th, 2005, 2:36 am

Смешно и умно :-) Спасибо!
Фрези
 

Сообщение Нора Февраль 11th, 2005, 2:29 pm

Отлично, Noki! :lol:

Я думаю, многим начинающим может пригодиться данная вами памятка.

С уваженим, Нора.
Я последний поэт деревни. Предпоследний скончался в пьянке. Из к/ф "Мы поженимся" ;)
Аватара пользователя
Нора
 
Сообщения: 979
Зарегистрирован: Август 16th, 2004, 2:57 am
Откуда: Оттуда

Сообщение Егорка Май 5th, 2005, 12:35 am

Не стоит о Жуховицков, при всем уважении, там - пошлость изложена огромная. "Лужа крови в каждом абзаце" Человек излагает свою точку зрения на совершенно особый вид литературы, но навязывает её всем и каждому, и требует, чтоб под одну гребенку писался детектив и вдумчивая проза. "Стать писателем за десять часов" - Так нельзя. К тому же, для преподавателя литинститута он совершает слишком много ошибок, мелких, но - это преподаватель!
Егорка
 

Сообщение Егорка Май 5th, 2005, 12:51 am

Во времена Толстого перед литературой иная задача стояла. Тогда нужно было скрасить унылый зимний вечер, без радио и телевизора. Это сегодня голова читателя настолько забита красочными медиа-образами, что ему скажешь - дерево, он дерево и представляет. А Толстому это дерево необходимо было на протяжении трех страниц описать. Потому нельзя судить одной меркой.
Егорка
 

Сообщение Хуматон Сентябрь 17th, 2005, 5:21 pm

Фрези писал(а):Лютиэн,

очень много хорошего сказано в сборнике статей-лекций "Мастер-класс Леонида Жуховицкого". Вот тут ссылки на лекции с первой по шестую (нужно кликнуть на "Подробнее..."):

http://writer.fio.ru/index.php?c=1418&first_news=10&r=

а тут -- с седьмой по десятую (ищите ссылки в самом низу страницы):

http://writer.fio.ru/index.php?c=1418&first_news=0&r=

Прочитал я эти лекции, подчерпнул оттуда много чего важного для себя, некоторые странички даже распечатал.
Хуматон
 

Сообщение Antelope Hunter Январь 5th, 2006, 5:47 am

Noki (Ptaha) писал(а):Всякая хорошая книга сильна реалистическими деталями.

Ну, с фантастика и фентази – вообще все просто -
«Варкалось хливкие шарьки пырялись по нове,
и хрюкотали зелюки как мымзикик в мове…»


Выходит реалистические детали в научной фантастике и не нужны. :) Можно получать реакцию нейтрино с электроном, установить на Венере 24-х часовые сутки, главное чтобы "хрюкотало в мове" :D
Antelope Hunter
 
Сообщения: 120
Зарегистрирован: Сентябрь 20th, 2005, 11:56 pm

Сообщение Егорка Январь 7th, 2006, 2:27 am

Antelope Hunter, не устаю повторять: не лезьте в литературу с логарифмической линейкой.

Где-то детали не нужны, а где-то нужны даже очень.
Егорка
 

Сообщение Antelope Hunter Январь 7th, 2006, 11:41 pm

Егорка писал(а):Antelope Hunter, не устаю повторять: не лезьте в литературу с логарифмической линейкой.

Где-то детали не нужны, а где-то нужны даже очень.


Логарифмическая линейка это прошлый век. :) А общеизвестные детали должны быть точными, тем более в научной фантастике.
Antelope Hunter
 
Сообщения: 120
Зарегистрирован: Сентябрь 20th, 2005, 11:56 pm

Сообщение Тоги ди Драас Январь 8th, 2006, 5:58 am

А общеизвестные детали должны быть точными, тем более в научной фантастике.

А специфические - логичными и, по сути, простыми, что бы обязательно работала фраза: "все гениальное - просто"

и фентази – вообще все просто -
«Варкалось хливкие шарьки пырялись по нове,
и хрюкотали зелюки как мымзикик в мове…»

Чтобы хорошо описать магию, по крайней мере нужно знать физику (не только школьную программу, но и плазмы (хотя бы для описания движения молнии), анатомию (в меньшей степени: ботанику, зоологию), географию (в особенности, знания об атмо- и лито- и гидросфере), геофизику, геометрию (самое простое: как летит Fireball?).
Большинство сюжетов сторится на каки-либо легендах и мифах, чтобы написать их самому, необходимо прочесть настоящие аналоги, в чем помогает история, обычаи и традиции - культорология.
Тоги ди Драас
 

Сообщение Егорка Январь 11th, 2006, 1:45 am

Опасное это дело, общеизвестные детали. То, что вам представляется общеизвестным и очевидным, специалисту может показаться сущей глупостью.
Егорка
 

Пред.

Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2