Имя и фамилия – это номинация, называние героя. И если имя обычно несет в себе фоносемантическую информацию, через звучание – нежное, резкое, мелодичное или грубое – характеризует героя, то фамилия дает возможность для более конкретной характеристики, выполняет роль клички. Фамилии, через которые писатель намеренно подчеркивает ту или иную особенность характера героя, называют «говорящими».
Фамилия может быть ярлыком, бескомпромиссным диагнозом, а может быть намеком, ассоциацией, своеобразным предсказанием. Фамилия также может быть украшением героя, насмешкой над ним
Разберемся, о чем может говорить фамилия.
Фамилия-ярлык. Это точная и меткая характеристика героя. С ее помощью писатель навешивает на своего персонажа ярлык – «простак», «хитрец», «смельчак», «трус», «слабак», «лидер» и т.д. Все просто, ясно и очевидно. В фамилию выносится главная черта, движущая страсть героя, определенный типаж. Например, доктор Добров в романе Т.Устиновой «От первого до последнего слова» - собирательный образ честного и благородного эскулапа.
Другие примеры фамилий-ярлыков: Ангелин, Буянов, Горячкин, Шальнов, Бушуев, Кляузов, Хвастунов, Косорукова, Ласкин, Негорюева, Любомудров, Трусов, Двойнишникова, Злыденко, Грехов, Брехов, Веселов, Кислая, Плаксин, Смельницкий, Добряков, Негодяев, Щедрин, Милосердов, Глумов, Владыкин, Молчанов, Горчаков, Борзов, Неряхин, Добронравов, Добромыслов, Добролюбов, Добрынин, Докукин, Докучаев, Каверзнев, Клейменов, Остряков, Потехин, Распутин, Прямиков, Разумовский, Смыслов, Умов, Остроумов, Способин, Смышляев, Суетин, Неверов.
Недостаток фамилии-ярлыка в том, что, точно характеризуя героя, она загоняет его в определенные рамки. От такого героя не ждешь сюрпризов и противоречивости. Ярлык обычно исключает возможности роста персонажа, его изменения. Так, Хитров вряд ли откажется от интриг и станет проповедовать честность, а Хвастунов сможет похвастаться скромностью.
Фамилия-намек. Более прозрачное средство номинации. В отличие от характеристики, не прямо характеризует героя, а лишь намекает на возможные черты характера: не Хитров, а, к примеру, Туманов; не Горячкин и Буянов, а Лиходедов или Пожаров; не Злыденко, а Покусаев.
Другие фамилии-намеки: Ломов (идет напролом), Крылов (романтик), Масленников (скользкий тип), Мыльников, Блинов, Блинников, Каблуков (подкаблучник), Патрикеев (Лиса Патрикеевна), Сахаров, Сабельников.
Фамилия-ассоциация. Затрагивает область общеизвестных символов и архетипов, штампов и стереотипов, намекает на сущность персонажа, может предостерегать читателя.
Сюда относятся все «звериные» фамилии: Акулов, Бакланов, Жуков, Жабкин, Клопов, Кротов, Котов, Кошечкина, Мышкин, Заичкин, Гусынина, Наседкина, Пчелкина, Слонов, Червяков, Тараканов, Прусаков, Полозов.
А также фамилии «растительного» происхождения: Дубов, Поганкина, Мухоморов, Перцев, Капустина, Лимонов.
Их недостаток – излишняя прямолинейность, про такого героя как будто заранее все знаешь, его поступки ожидаемы и предсказуемы, подчинены инстинктам. Такая фамилия удачно подчеркнет плоскость, однобокость персонажа, но не подойдет для более сложного, противоречивого героя.
Не менее выразительны, но более изысканны фамилии с мифическим подтекстом: так, от героя по фамилии Троянский так и ожидаешь какой-нибудь подлости, а от Геркулесова ждешь подвигов и благородства.
Яркой выразительностью обладают и «цветовые» фамилии, особенно «черно-белые»: Чернов, Беленькая, Беликов.
А также фамилии, обыгрывающие природное начало: Солнцев, Ветров, Громов, Вьюгин.
Фамилия-судьба. Фамилия может служить прогнозом, намеком на судьбу героя. Например: Горюнов, Горев, Неустроев, Счастливцев, Баловнев, Погорельцев, Безуглов (этимологически - человек без дома, без семьи).
Фамилия-портрет. Подчеркивает какую-то особенность внешности героя. Обычно такой фамилией наделяют эпизодического персонажа, и фамилия, заменяя подробное описание внешности, выполняет изобразительную функцию, к которой часто добавляется и комическая.
Примеры: Пузаков, Брюханов, Малявко, Рыжиков, Росляков, Великанов.
Фамилия-украшение. Примеры: Горностаев, Алмазов, Барсов, Воронцов, Озерская, Графский, Старосветский, Султанов, Яхонтов, Амфитеатров, Барский, Сенаторов, Венецианов, Горизонтов, Закатов, Модестов, Преображенский, Королева.
Красивая, аристократичная фамилия выполняет декоративную функцию. Если она принадлежит главному герою, то лишний раз подчеркнет его положительный облик. Если ее носит персонаж с аристократическими манерами и происхождением, она служит доказательством его особого положения.
Красивая фамилия может выполнять и комическую роль: в том случае, если ею наделен жалкий персонаж, звучная фамилия создает диссонанс со сниженным образом героя.
Фамилия-насмешка. Примеры: Ознобищева, Жабкин, Копошилко, Жабоедов, Поскребышев, Тролль, Марамышкин, Мешалкина, Бебякин, Икаева, Пендюрина, Лохов, Убейволк, Задависвечка, Карапузова, Лихобаба, Трупогрызов.
Смешные и неблагозвучные фамилии в книгах обычно получают комические персонажи, причем чаще отрицательные, чем положительные.
Фамилия-комплимент. Выражает расположение автора к персонажу.
Примеры: Поцелуев, Солнышкин, Лапушкина, Баловнев.
Фамилия-диагноз. Указание на какой-то изъян или на болезнь в фамилии может подчеркнуть изъян самого героя, его ущербность, «больную» личность.
Примеры: Безруков, Безносов, Беспалов, Косыгин, Ломоносов, Рубцов, Заикин;
Краснухин, Желтухин, Золотухин, Курослепов.
Фамилия-профессия. Фамилии, произошедшие от различных профессий, в художественных текстах обычно указывают на происхождение героя, принадлежность к той или иной социальной группе. Например, интеллигент вряд ли будет носит фамилию Дворников или Кожемякин, а скорее Докторов, Семинаристов.
Фамилия-заимствование. Фамилия, принадлежащая какому-либо известному литературному, кинематографическому или историческому персонажу, будучи данной (в неизменном виде или в созвучной форме) герою нового произведения, проводит знак равенства между героем и его знаменитым однофамильцем. Например, герой по фамилии Стародубов непременно напомнит о Стародубе из комедии Фонвизина, от героини по фамилии Ларина читатели будут ждать романтизма, искренности и порывистости пушкинской Татьяны.
Поведение героя обычно оправдывает сходство, реже - опровергает его, показывая героя полной противоположностью. Фамилии-ассоциации довольно редки, так как по сути являются копированием и фамилии, и образа уже существующего героя, и, если к ним и прибегают, то обычно для называния эпизодического персонажа и создания яркого, колоритного образа малыми средствами.
Практически не используются в художественных текстах из-за своей яркой ассоциативности имена известных исторических личностей – Кутузов, Суворов, Брежнев, Сталин.
Безличная, нейтральная фамилия. Сюда относятся все фамилии, образованные от личных русских имен - Иванов, Петров, Сидоров, Потапов, Федоров и т.д.
И безличная фамилия может быть говорящей, в том случае, если ею наделяют безликого, серого персонажа, который не обладает яркой индивидуальностью. Этакий середнячок, обыватель, каких тысячи в жизни. В книге же ему отводят эпизодическую роль.
Если нейтральную фамилию носит один из главных персонажей, это говорит о том, что автор сознательно (или неосознанно) воздерживается от оценок при номинации героя и предоставляет читателю возможность самому составить мнение о персонаже на основании его поступков.
Однако и нейтральная фамилия может быть разной. Сравните: образованные от одного и того же имени - Малахов и Малашкин, Алдонин и Гавриков, Иванов и Иванушкин.
Отсутствие фамилии или фамилия Бесфамильный – это отсутствие своего лица у героя.
Фамилии героев на службе у автора«Говорящая» фамилия – выразительное средство и одна из ярких красок в описании персонажа.
«Говорящие» фамилии могут выполнять комическую функцию, в том случае, если в характере или внешности героя наблюдается противоречие с фамилией. Например, коротышка по фамилии Великанов, уборщица по фамилии Графская. Так же комический эффект может создаваться диссонанс изысканного имени со смешной фамилией. Например, героиня книг Дарьи Донцовой, Виола Тараканова, постоянно сетует на родителей, наградивших ее претенциозным именем и нелепой фамилией.
Фамилия может служить знаком принадлежности героя к определенной группе.
Можно сыграть и на распространенности или редкости фамилии. Редкая фамилия подчеркнет уникальность героя, массовая – это обычность.
В противопоставлении героев книги их фамилии тоже могут сыграть значительную свою роль. Ср. внебрачный сын Пьер Безухов и князь Андрей Болконский. Или героиня по фамилии Царегородская, которая попадает в коллектив Ивановых и Сидоровых.
Выбор фамилии во многом зависит от роли героя в произведении и от жанра. Герою-любовнику не к лицу фамилия Губошлепов, если он не престарелый ловелас, досаждающий прекрасной героине своими нелепыми ухаживаниями. А вот Жданов, Истомин, Красавин – подходящая фамилия для Прекрасного Принца. Злодей с фамилией Степашкин или Огрызкин не вызовет у читателя ничего, кроме насмешки. Зато коварный Волков или Гюрза станет серьезным и опасным противником для главных героев. Опасность разлучницы или соперника легко подчеркнуть фамилией. Сразу понятно, что какая-нибудь Анюта Мухоморова особой опасности не представляет, тогда как Анфиса Грацианская – серьезная конкурентка, от которой можно ожидать чего угодно.
Главные героини женских романов обычно носят нейтральные распространенные фамилии, что подчеркивает: героиня – обычная женщина, каких много.
Фамилия следователя или частного сыщика в детективном романе обычно указывает на его мудрость, опытность, силу характера. Например, следователь Настя Каменская – известная героиня Александры Марининой, следователь Седов в романах Ольги Тарасевич.
Фамилии в классических произведенияхЕдинственный герой художественной литературы, названный по фамилии, в то время, как имя его так и остается неизвестным, это Рахметов – герой романа «Что делать?» Чернышевского. «Железный человек», который спит на гвоздях, он и фамилию носит резкую, своим отрывистым звучанием подчеркивающую силу характера героя. Отсутствие у героя личного имени словно подчеркивает отсутствие у него личных интересов.
Не нуждаются в комментариях фамилии Евгения Онегина, образованной от слова «нега», Базарова, внесшего смуту в семейство Кирсановых, гимназиста Коли Красоткина в «Братьях Карамазовых» Достоевского, Родиона Раскольникова.
Говорящие фамилии особенно широко использовали в своих произведениях писатели-сатирики – Гоголь, Зощенко, Ильф и Петров.
Фамилии главных героев популярных книжных сериаловОсобенно важны имена и фамилии героев книжных сериалов.
Недаром, героиня детективов Александры Марининой носит фамилию Каменская – говорящая фамилия подчеркивает твердость и силу характера следователя Насти.
Фамилия следователя Седова в цикле детективов Ольги Тарасевич указывает на опытность и мудрость оперативника.
Герой Дарьи Донцовой недаром назван Иваном Подушкиным. Иван – русское имя, вызывающее ассоциации с царевичем или дураком. Подушкин – намек на мягкотелость героя, которая особенно проявляется в его отношениях с матерью и работодательницей.
Любимый герой писательницы Галины Куликовой – детектив Арсений Кудесников, обаятельный ловелас. Красивые и звучные имя и фамилия, которые дала писательница своего герою, служат дополнительным украшением образа героя, а фамилия вызывает ассоциации со сказками, чудесами и волшебством, добавляя герою привлекательности.
Таким образом, фамилия – это визитная карточка героя, своеобразное резюме персонажа, из которого можно узнать и его характеристику, и отношение к нему автора, и роль героя в произведении.
***
В продолжение темы -
viewtopic.php?f=13&t=12762