Объявления

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.
(с)Сомерсет Моэм


Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Научить человека писать - невозможно, однако повысить квалификацию - нужно! Серия обучающих тем для литераторов.
Внимание: те, кто желает поделиться мастерством и провести Мастер-класс - обратитесь к модератору.

Модераторы: Doctor Lloyd, Исолемент

Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение АндрейКо Август 14th, 2011, 11:07 pm

Довольно интересный подход к творчеству.
Автор Наталия Девятко
http://samlib.ru/h/hishnaja_p/000wolshe ... kola.shtml
Моё время исчисляется не в часах и минутах, а в тысячах знаков с пробелами.

«Я слишком самовлюблен, чтобы утруждать себя попытками самоутвердиться.» (Макс Фрай)
Аватара пользователя
АндрейКо

 
Сообщения: 668
Зарегистрирован: Январь 9th, 2006, 10:13 pm

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение просто мария Август 15th, 2011, 2:54 am

Кое с чем согласна, кое с чем нет. Но прочесть, безусловно, было интересно - потому что многое из того, до чего я с трудом дошла своим умом, здесь очень хорошо сформулировано.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6313
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение АндрейКо Август 15th, 2011, 7:59 pm

просто мария
А можно подробнее – с чем именно согласны, а с чем нет?
В последнее время в качестве советов слышно только одно: не напишешь подробный план – не напишешь роман, метод снежинки и т.д. и т.п…
Тут же человек предлагает идти совсем от другого. Предлагает чуть-чуть сойти с ума, окунуться в мир своей фантазии, а результаты выложить на бумаге. Предлагает писать, не задумываясь о концовке, если мир живой, а история правдивая то всё получится.
Только вот романы авторов «конструкторов» (как выражается Наталия Девятко) выходят каждый год пачками. А книг автора статьи на прилавках я не наблюдаю.
Моё время исчисляется не в часах и минутах, а в тысячах знаков с пробелами.

«Я слишком самовлюблен, чтобы утруждать себя попытками самоутвердиться.» (Макс Фрай)
Аватара пользователя
АндрейКо

 
Сообщения: 668
Зарегистрирован: Январь 9th, 2006, 10:13 pm

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение просто мария Август 16th, 2011, 2:39 am

АндрейКо писал(а):просто мария
А можно подробнее – с чем именно согласны, а с чем нет?


Насче того, как писать роман - с планом или без плана, заранее зная концовку или "интуитивно", я как раз не спорю. Не согласна я с некоторыми ее сентенциями, касающимися стилистики.

Не стоит злоупотреблять двоеточием и тире. Их, конечно, нужно ставить по правилам, но если можно отдать предпочтение запятой или точке, то лучше поставить эти знаки. Почему? Встречая тире или двоеточие, читатель автоматически начинает думать: а правильно ли они здесь стоят? Тем самым снижается погружение.

Не согласна!
Если по-настоящему хорошо написано - то не начинает.
Более того, недавно ученые "открыли тайну Агаты Кристи" - в статье утверждается, что она употребляла больше тире, чем большинство писателей. и это (якобы) оказывало на читателей некое полугипнотической воздействие - глаз сам скользил вдоль строчек, так что от книги было невозможно оторваться. :shock:
Ну и кроме того, я сама... это... тоже много тире употребляю там. где можно и запятую было бы поставить. :oops: Мне во многих случаях кажется, что правильнее именно так - с тире.
И, знаете - никто из читателей по этому поводу претензий не высказал.

Я придерживаюсь иного мнения: чем больше синонимов в тексте, тем лучше, тем красочнее и точнее вы сможете передать то, что действительно видите перед внутренним взором. Синонимы дают ощущение многогранности, и каждое слово имеет свой оттенок, открывая новую сторону героя, отношение к нему других героев или автора.
Например, ваш герой - студент Петр Иванович Соколов. У вас есть сразу же вся россыпь производных от Петра (Петя, Петька, Петруша, но это больше разговорные, для диалога), имя в сочетании с отчеством подчеркивает уважение, но и может быть использовано для насмешки, фамилия более нейтральная. У героя могут быть прозвища, например, от фамилии: Сокол, Соколенок, Птичка, Пернатый и т.д. Каждое имеет свою эмоциональную окраску. Кроме того, могут быть прозвища и не связанные с фамилией. Еще у вас есть такие слова как студент, парень, человек, все связанное с внешностью (высокий-низкий, блондин-брюнет). Вариантов практически бесчисленное множество

Тоже не согласна. На мой взгляд, это лишь создает "эффект толпы", когда читатель уже не понимает, сколько же человек присутствуют в комнате: вроде бы двое - Петя и Вася, но вот еще студент какой-то реплику подал... а чего ж он до сих пор молчал? И еще какой-то мужчина в разговор вмешивается...
Мне кажется, что лучше называть героя одним и тем же именем (прозвищем), чтобы не сбивать читателя и не заставлять задумываться: "а это еще кто такой?!"

Из английского к нам попали бесконечные "был", "была", "было" (to be), "находиться" и производные (to stand), "иметь" (to have). Не смешно, это не лингвистика, а очень серьезная проблема. Так разрушаются коды языка, определяющие национальную идентичность, так происходят культурные завоевания. Видите, насколько важной оказалась литература?
Иностранное влияние проявляется и в обилии притяжательных местоимений "свой", "его", "ее", "собственный" (как вариация "свой"). Уже хрестоматийный пример: "Он засунул свою руку в свой карман". Что изменится, если написать: "Он засунул руку в карман"? Вычеркивайте их нещадно, оставляя только там, где действительно важно подчеркнуть принадлежность.
Вычеркиваем также жаргонизмы, канцеляризмы, анахронизмы, слова-паразиты "однако", "тем не менее", "все же", "вот" и другие. Нет сомнениям - "какой-то", "почему-то", вы знаете, какой и почему! Боритесь с тавтологией, предложениями, где слишком много частиц "не", накладывающихся одна на другую, лишними словами (эпитетами, массово следующими один за другим, тогда образы превращаются в информационный шум). Вред тексту могут нанести существительные, стоящие одно за другим...
...Из английского пришли бесконечные "всё", "все", "это", "то", "здесь", "тут". Они нам в таком количестве не нужны. Иные языки выстраиваются по своим законам, перечисленные слова заменяют там недостающие элементы в предложении или продолжают влияние определенного и неопределенного артиклей.

Не согласна! И когда Никитин писал, была не согласна, и тут тоже.
Все эти "паразитные" якобы слова - нормальная часть русского языка. И очен часто избыточность текста - даже тавтология - это именно то, что улучшает ритм текста. заставляет его "звучать" лучше и мелодичнее.
А перебарщивать ни с чем не стоит - ни с местоимениями. ни с "был", ни с эпитетами. Вот для этого и существует то самое "чувствр слова" которое никаким заучиванием правил не выработаешь.

Кстати, тут автор статьи сама себе противоречит: пишет, что не сушествует никаких абсолютно верных правил - и тут же эти правила навязывает.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6313
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение Татьяна Ка. Август 16th, 2011, 9:23 am

Интересная статья и не такая уж вредная, если сравнивать с другими. Опять-таки принимать или нет что-то из нее, каждый решает сам. Я, например, редко борюсь с "былками" и не считаю их пришельцами из иностранной литературы. С какой стати-то? Всю жизнь БЫЛИ и БУДУТ. :D Но вот один умник написал, что это не комильфо, и сотни других, особо не разбираясь сами, гаркнули хором "Одобрямс"! И покатились по работам полное отстутствие "были", замененное на тяжелейшие конструкции. И ведь еще соревнуются, кто круче придумает.
«Есть в моей книге хорошее. Кое-что слабо. Немало есть и плохого. Других книг не бывает, мой друг». Марциал
Аватара пользователя
Татьяна Ка.

 
Сообщения: 9290
Зарегистрирован: Октябрь 26th, 2006, 6:46 pm
Откуда: Москва

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение АндрейКо Август 16th, 2011, 9:23 pm

просто мария
Спасибо за развернутый ответ.
Татьяна Ка.
Суть статьи не в борьбе с "былками". Вы вынесли из её прочтения только это? :)
Моё время исчисляется не в часах и минутах, а в тысячах знаков с пробелами.

«Я слишком самовлюблен, чтобы утруждать себя попытками самоутвердиться.» (Макс Фрай)
Аватара пользователя
АндрейКо

 
Сообщения: 668
Зарегистрирован: Январь 9th, 2006, 10:13 pm

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение Грин* Август 16th, 2011, 11:05 pm

Мне тоже интересно, кто как пишет. У меня, например, нет четкого развернутого плана, но я точно знаю, каким будет конец и какие поворотные моменты будут в моей истории. Хотя иногда возникают непредвиденные повороты. Я иногда пользуюсь методом снежинки - пишу несколько линий сразу, а потом соединяю все в общее полотно.
Грин*
Автор Экслибриса/2 книги
 
Сообщения: 1327
Зарегистрирован: Декабрь 30th, 2007, 1:30 am

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение Татьяна Ка. Август 17th, 2011, 12:48 am

Да нет, что вы! Мне наоборот очень понравилось. Убедилась еще раз, что я - интуитивный писатель. У меня не получается долго вынашивать идею, собирать материалы. У меня нет шпаргалок. Мне легче искать все в процессе написания. Метод снежинки тоже как-то не прошел. Поэтому всегда казалось, что ошибаюсь.
«Есть в моей книге хорошее. Кое-что слабо. Немало есть и плохого. Других книг не бывает, мой друг». Марциал
Аватара пользователя
Татьяна Ка.

 
Сообщения: 9290
Зарегистрирован: Октябрь 26th, 2006, 6:46 pm
Откуда: Москва

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение Helenvik Август 17th, 2011, 8:38 am

Грин*
У меня, например, нет четкого развернутого плана, но я точно знаю, каким будет конец и какие поворотные моменты будут в моей истории.

а я и поворотных моментов заранее не знаю. :oops: Только с чего все начнется и чем примерно закончится. Каждый раз думаю:"Вот следующий роман буду писать по правилам - все предварительно продумав", а как начинаю писать, так... все как обычно :lol: Причем то, что продумано заранее, из окончательного варианта выбрасывается. :D
Ушла в себя и заблудилась
Аватара пользователя
Helenvik
Автор Экслибриса/4 книги
 
Сообщения: 2352
Зарегистрирован: Ноябрь 1st, 2007, 2:02 pm
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Re: Как не угробить писательский талант, или советы молодым

Сообщение Helenvik Август 17th, 2011, 9:16 am

заранее и до мельчайших подробностей я обычно только героев продумываю. Мне нужно, чтобы они у меня перед глазами стояли, а голос в голове звучал. Обычно беру за основу кого-то из знакомых, а дальше уже добавляю от себя. Например в последнем романе прототип Люды - моя подруга, а Козырева- ее бывший бой-френд.
Ушла в себя и заблудилась
Аватара пользователя
Helenvik
Автор Экслибриса/4 книги
 
Сообщения: 2352
Зарегистрирован: Ноябрь 1st, 2007, 2:02 pm
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13


Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron