Venetzia! Апрель 20th, 2005, 10:39 pm
Народ, меня давно волновала проблема построения сюжета. Я мучительно пыталась найти какие - то приемы, как это делается, ибо писать без плана - конечно же можно. Но это очень трудно.
И вот сегодня я, читая книгу своей виртуальной знакомой Валентины Седловой - я нашла ответ.
Копирую кусок из текста, и более добавить мне к этому нечего. Человек на страницах своей книги блестяще провел Мастер -класс по карточному построению сюжета. Причем в разговоре Валентина пояснила, что работала сценаристом, и именно так все и происходит.
Итак:
Валентина Седлова, "Вот такое кино, или рабыня Изаура отдыхает", издательство АСТ.
"...А то нам еще карточки раскладывать надо, а это процесс тонкий: историю надо выстроить, разбить по сценам и проследить, чтобы не возникло досадных технических накладок.
Что такое карточки и зачем их надо раскладывать? О, это очень приятная вещь, особенно для тех, кто в детстве не доиграл в кубики.Представьте, что на одной бумажке записывается ровно одна сцена. Например, "Глафира вертится перед зеркалом, надевает колье, звонит по мобильному, воркует, выходит". Записано? Отлично, теперь пришпиливаем ее к стене. Медитируем на тему Глафиры и пишем вторую бумажку: "Глафира выходит из дома, к ней подбегает бомж, срывает колье, Глафира кричит - обокрали". И так далее до самого финала
истории с Глафирой.
Дальше смотрим и понимаем, что Глафира у нас - Фигаро тут, Фигаро там. Перемещается в пространстве со скоростью света. То она в отделении милиции, в следующей сцене уже воркует в частном сыскном агентстве, а потом моментально оказывается дома в объятьях жениха. Значит, между этими сценами должны быть сцены-перебивки другой сюжетной линии.
Какой? А про что у нас сериал? Правильно, про троицу ребят - частных детективов. Берем бумажку другого цвета, либо отчеркиваем ее фломастером, и пишем: "Олег, Дана и Денис сидят в офисе, скучают без нового дела, деньги закончились". И снова проходим всю линию до финала, вплоть до "Олег, Дана и Денис на полученные от Глафиры деньги гуляют в ресторане, ребята дарят Дане на память тосамое поддельное колье". Те сцены, которые пересекаются в разных сюжетных линиях, пришпиливаем вместе, или склеиваем в одну - без разницы. Перемешиваем получившиеся карточки, соблюдая хронологическую последовательность событий. Смотрим. Ага, уже значительно лучше, но все равно еще не блеск. Так, а мы случаем никого не забыли?
Точно! Жених-злодей! Как же безпреступника! Значит, берем бумажку очередного оттенка и фиксируем: "Жених утешает Глафиру, ругается с милицией".
Принцип понятен? Я же говорю - просто, как игра в кубики. Тем более что все эти карточки очень легко двигать и перешпиливать с места на место, пока логическая конструкция серии окончательно не выстроится, и при взгляде на нее не будет ломить зубы. У американцев, говорят, естьдаже нечто вроде нормы: сорок карточек на полнометражный фильм. Одна сцена длится в среднем три минуты, итого - сто двадцать минут весь фильм. У нас другой формат, сцен не более тридцати, да и продолжительность редко зашкаливает за две минуты, но подход в целом один и тот же.
Самое главное при раскладке карточек - это не потерять нить повествования и не склеивать вместе и подряд то, что клеить нив коем случае нельзя. Вроде сцен с Глафирой в офисе и Глафирой дома. Это ведь только кажется, что все просто, как дважды два. На самом деле на мозговых штурмах перед глазами все начинает плыть, ты перестаешь понимать, что происходит вокруг тебя, и что, собственно говоря, ты пишешь. На то они и мозговые штурмы. Работать в таком напряжении достаточно долгое время способен, увы, не каждый автор. А мы -обыкновенные люди, и ничто человеческое, как говорится, нам не чуждо. Так что ошибки у нас бывают довольно часто. Все подобные ляпы потом приходится исправлять мне, как редактору"
Класс, что скажешь. Пошла резать карточки.