Построение сюжета: Карточная система

Научить человека писать - невозможно, однако повысить квалификацию - нужно! Серия обучающих тем для литераторов.
Внимание: те, кто желает поделиться мастерством и провести Мастер-класс - обратитесь к модератору.

Модераторы: Doctor Lloyd, Исолемент

Построение сюжета: Карточная система

Сообщение Venetzia! Апрель 20th, 2005, 10:39 pm

Народ, меня давно волновала проблема построения сюжета. Я мучительно пыталась найти какие - то приемы, как это делается, ибо писать без плана - конечно же можно. Но это очень трудно.
И вот сегодня я, читая книгу своей виртуальной знакомой Валентины Седловой - я нашла ответ.
Копирую кусок из текста, и более добавить мне к этому нечего. Человек на страницах своей книги блестяще провел Мастер -класс по карточному построению сюжета. Причем в разговоре Валентина пояснила, что работала сценаристом, и именно так все и происходит.

Итак:
Валентина Седлова, "Вот такое кино, или рабыня Изаура отдыхает", издательство АСТ.
"...А то нам еще карточки раскладывать надо, а это процесс тонкий: историю надо выстроить, разбить по сценам и проследить, чтобы не возникло досадных технических накладок.
Что такое карточки и зачем их надо раскладывать? О, это очень приятная вещь, особенно для тех, кто в детстве не доиграл в кубики.Представьте, что на одной бумажке записывается ровно одна сцена. Например, "Глафира вертится перед зеркалом, надевает колье, звонит по мобильному, воркует, выходит". Записано? Отлично, теперь пришпиливаем ее к стене. Медитируем на тему Глафиры и пишем вторую бумажку: "Глафира выходит из дома, к ней подбегает бомж, срывает колье, Глафира кричит - обокрали". И так далее до самого финала
истории с Глафирой.
Дальше смотрим и понимаем, что Глафира у нас - Фигаро тут, Фигаро там. Перемещается в пространстве со скоростью света. То она в отделении милиции, в следующей сцене уже воркует в частном сыскном агентстве, а потом моментально оказывается дома в объятьях жениха. Значит, между этими сценами должны быть сцены-перебивки другой сюжетной линии.
Какой? А про что у нас сериал? Правильно, про троицу ребят - частных детективов. Берем бумажку другого цвета, либо отчеркиваем ее фломастером, и пишем: "Олег, Дана и Денис сидят в офисе, скучают без нового дела, деньги закончились". И снова проходим всю линию до финала, вплоть до "Олег, Дана и Денис на полученные от Глафиры деньги гуляют в ресторане, ребята дарят Дане на память тосамое поддельное колье". Те сцены, которые пересекаются в разных сюжетных линиях, пришпиливаем вместе, или склеиваем в одну - без разницы. Перемешиваем получившиеся карточки, соблюдая хронологическую последовательность событий. Смотрим. Ага, уже значительно лучше, но все равно еще не блеск. Так, а мы случаем никого не забыли?
Точно! Жених-злодей! Как же безпреступника! Значит, берем бумажку очередного оттенка и фиксируем: "Жених утешает Глафиру, ругается с милицией".
Принцип понятен? Я же говорю - просто, как игра в кубики. Тем более что все эти карточки очень легко двигать и перешпиливать с места на место, пока логическая конструкция серии окончательно не выстроится, и при взгляде на нее не будет ломить зубы. У американцев, говорят, естьдаже нечто вроде нормы: сорок карточек на полнометражный фильм. Одна сцена длится в среднем три минуты, итого - сто двадцать минут весь фильм. У нас другой формат, сцен не более тридцати, да и продолжительность редко зашкаливает за две минуты, но подход в целом один и тот же.
Самое главное при раскладке карточек - это не потерять нить повествования и не склеивать вместе и подряд то, что клеить нив коем случае нельзя. Вроде сцен с Глафирой в офисе и Глафирой дома. Это ведь только кажется, что все просто, как дважды два. На самом деле на мозговых штурмах перед глазами все начинает плыть, ты перестаешь понимать, что происходит вокруг тебя, и что, собственно говоря, ты пишешь. На то они и мозговые штурмы. Работать в таком напряжении достаточно долгое время способен, увы, не каждый автор. А мы -обыкновенные люди, и ничто человеческое, как говорится, нам не чуждо. Так что ошибки у нас бывают довольно часто. Все подобные ляпы потом приходится исправлять мне, как редактору"

Класс, что скажешь. Пошла резать карточки.
Аватара пользователя
Venetzia!
All the psychos in the world can't bring me down!
 
Сообщения: 3254
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2004, 12:57 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 5 книг
Мистика
Эксмо/Рипол Классик

Сообщение kapush Апрель 21st, 2005, 12:11 pm

Да, одна американская авторша фентези тоже предлагает карточки, но я предпочитаю записывать отдельно сюжетные линии на листе - на каждом листе своя сюжетная линия. А потом, когда вбиваю это в компьютер, последовательно смешиваю (обычно три) сюжетные линии. Иногда происходят временные нестыковки, и тогда сцены приходится переставлять местами. В общем, очень много писателей работает по похожим схемам, и чаще всего они сами, своим умом до этого доходят. Но как хорошо, когда есть кому подсказать! Сколько времени и усилий экономится!
Аватара пользователя
kapush
Модератор
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: Август 2nd, 2004, 12:01 pm

Сообщение Наташа Апрель 21st, 2005, 12:14 pm

ЗдОрово! Не для прозы, конечно :roll:
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение Терпсихора Апрель 21st, 2005, 12:50 pm

Очень знакомая система. Я так и пишу, только "карточки" у меня в голове.

kapuch:
"А потом, когда вбиваю это в компьютер, последовательно смешиваю (обычно три) сюжетные линии. "

Часто сомневаюсь, где уместно перейти от одной линии к другой, чтобы текст не выглядел рваным.
Есть какие-нибудь правила на этот счет?
Терпсихора
Автор Экслибриса/3 книги
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: Апрель 1st, 2005, 10:53 pm
Откуда: .ru

Сообщение kapush Апрель 21st, 2005, 1:49 pm

А мне как раз и нравится, когда текст "рваный". Останавливаюсь на (как мне кажется) самом интересном месте - и тут другая линия...
Аватара пользователя
kapush
Модератор
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: Август 2nd, 2004, 12:01 pm

Сообщение Мария Брикер Апрель 21st, 2005, 2:47 pm

Вот и мне нравится "рваный" текст. Я обычно пишу две разные истории, потом в конце делаю гремучую смесь, стыкуя героев между собой. И чаще даже не знаю, чем все дело кончится. Получается многослойный роман с большим количеством сюжетных линий, которые сводятся в одну в конце.
Пробовала я и карточный метод, ничего не получилось, я просто не знаю, что на них писать. Изначально у меня нет четкого сюжета в голове. Завязка и главный герой. А дальше этот самый герой творит самые неожиданные вещи. И мне все больше кажется, что от меня это мало зависит. :)
Мария Брикер
Автор Экслибриса//8 книг//ЗВЕЗДА'08
 
Сообщения: 746
Зарегистрирован: Декабрь 3rd, 2004, 11:51 pm

Сообщение Фрези Апрель 21st, 2005, 6:34 pm

Отличная система, спасибо, Венеция! Все авторы, конечно, по-разному пишут, но я ею тоже пользуюсь -- очень удобно. Всё перед глазами. Именно для того, чтобы создавать "рваный" (по-хорошему, то есть контрастный) текст, она необыкновенно подходит: все сцены перед глазами, и ты их тасуешь, ищешь самый выгодный контраст.

Большое спасибо!
Фрези
 

Сообщение Venetzia! Апрель 21st, 2005, 7:11 pm

Ну, ясен перец, что не всем это подойдет, но для меня это реально метод разложить сюжет по полочкам, и после этого писать без мучений. Ибо я торможу именно на обдумывании "Чего писать дальше" А так - ну максимум я неделю потрачу на выкладывание всех сюжетных линий и разложу карточки.
Зато потом - летопа - сиди да пиши, и никаких тебе простоев.

Фрези, я тебя в жж добавила к себе, давай, вливайся в нашу литтусовку, а то сидишь там одна - одинешенька, пишешь непонятно для кого:)
Аватара пользователя
Venetzia!
All the psychos in the world can't bring me down!
 
Сообщения: 3254
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2004, 12:57 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 5 книг
Мистика
Эксмо/Рипол Классик

Сообщение Imperius Июнь 28th, 2005, 2:33 pm

А я вообще не соблюдаю сюжетную линию, хотя строю план с самого начаала написания книги. А так у меня постоянно появляются новые герои, и я даже иногда сам не знаю, как закрутится сюжет...
Imperius
 

Сообщение naomita Август 4th, 2005, 12:58 pm

и я использую карточки..еще я использую карточки для описания биографий персонажей..кто как с кем и почему переплетается :)
очень удобно.
ВыдумщиЦЦа :)

Министр Фантазии

I'm in love with a fairytale...........
Аватара пользователя
naomita
Модератор
 
Сообщения: 1815
Зарегистрирован: Июль 21st, 2005, 2:45 am
Откуда: Лондон-Москва

Сообщение Сергей Бобёр Август 12th, 2005, 9:34 am

Спасибо, Маша, за эту заметку. Я-то раньше схемки рисовал. Но, похоже, с карточками будет удобнее работать. В дополнение к написаному Наоми, добавлю, что помогут карточки с внешним описанием героев. Чтобы в романе не возникали высокие среднего роста голубоглазые блондины с выразительными карими глазами и чёрными, как смоль длинными волосами., подстриженными под "ёжик". :)
Сергей Бобёр
 

Сообщение Blackfighter Август 12th, 2005, 11:53 am

когда я работала над крупными текстами (10 а/л и выше), я составляла глоссарий.
"Вася Пупкин - (дальше сборище цитат из себя же. чтоб в первой главе у него не был баритон, а в третьей фальцет, в первой глаза зеленые, а во второй - серые)"
это же помогало избавиться от повторяющихся и схожих имен.
совет был выловлен из "Стилиста" Марининой и оказался чертовски полезен.
сейчас придумала еще одну фичу. главу делю на смысловые эпизоды и каждой даю название, как было принято в 19 веке.
"Вася Пупкин пьет коньяк", "Вася Пупкин узнает новости" и так далее. все эти названия можно выписать в эксельный файл и там комбинировать.
а вот с карточками - имеет смысл попробовать, проверить.
Бессонная ночь над белым листом,
Как бездна между мостом и крестом... (с) Элхэ Ниэннах
Аватара пользователя
Blackfighter
Автор Экслибриса/1 книга
 
Сообщения: 712
Зарегистрирован: Июль 14th, 2005, 11:29 am
Откуда: Лыткарино, МО

Сообщение Сергей Бобёр Август 12th, 2005, 12:14 pm

Да, Exсel это вы, Blackfighter, удачно приспособили. Надо будет попробовать с ним поработать.
По поводу разбивания глав названиями эпизодов - не знаю. Дело вкуса и, наверное, зависит от жанра. Если название только "для себя", то фактически, это и есть "карточка", токи в электронном виде.
Сергей Бобёр
 

Сообщение Нора Август 12th, 2005, 11:39 pm

Как-то смотрела передачу о Набокове. Так он как раз писал, используя карточную систему.

А книга Седловой очень интересная и полезная, там много дельных советов. Еще есть ее один романчик, где также можно подчерпнуть интересную информацию "Девушка с зонтиком и перспективами". Написано легко и весело.
Я последний поэт деревни. Предпоследний скончался в пьянке. Из к/ф "Мы поженимся" ;)
Аватара пользователя
Нора
 
Сообщения: 979
Зарегистрирован: Август 16th, 2004, 2:57 am
Откуда: Оттуда

Сообщение Хуматон Август 15th, 2005, 8:01 pm

Irakliy писал(а):А я вообще не соблюдаю сюжетную линию, хотя строю план с самого начаала написания книги. А так у меня постоянно появляются новые герои, и я даже иногда сам не знаю, как закрутится сюжет...

Полностью согласен. Я тоже перед написанием произведения продумываю весь сюжет, но в процессе писательства (именно в моменты вдалбливания текста в клавиатуру) в голову приходят удивительные мысли. А что, если поступить так... да-да, пожалуй пускай сюжет повернется именно таким образом...
А в итогде, концовка, что была задумана заранее, становится совершенно иной...
Хуматон
 

Сообщение Волчья ягодка Сентябрь 8th, 2005, 10:52 am

Карточки не делала, но мысль интересная.
Я к написанию приступаю, когда сюжет полностью ясен. По ходу могут возникнуть ответвления или изменения. Пишу же эпизодами. Каждый эпизод - свой файл. Те же карточки, но в электронном виде. :)
Волчья ягодка
 

Сообщение Амрит Сентябрь 9th, 2005, 2:51 pm

А я пишу сразу ровно по сюжету, никогда не было такого, чтобы переставлять местами, но иногда, когда чувствую - нитки торчат, что писать дальше, неизвестно, в конце куча жэпизодов, но к ним еще придти надо - обманываю организм - типа ложусь спать, устала и сдалась. Стоит свернуться под теплым пледом в позе зародыша. как мозг начинает умолять - ну ты что, я же пошутил, зачем спать? Ну вот так надо и вот так, это вот сюда, а это сюда. Я подскакиваю - ага!!! Попался! - И бегу писать. В крайнем случае, в виде тезисов или синопсиса.
Изображение
Аватара пользователя
Амрит
Автор 06/07, Серебряная сказка, 6 книг
 
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Ноябрь 24th, 2004, 3:44 pm
Откуда: г. Калининград
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Алексей Леонов Сентябрь 9th, 2005, 3:04 pm

А я беру пример со Стивена Кинга и никогда не загадываю наперед, чем же все обернется. А карточки приспособил под биографию и описание (мне это напоминает эдакое досье на всех и каждого)
Алексей Леонов
 

Сообщение Анеза Сентябрь 14th, 2005, 6:20 am

Ну... я лично сюжет тока поверхностно представляю себе... Нелюблю по жизни что-то заранее придумывать и задумывать... Бывало часто такое, сижу где-то в метро, обдумываю ту или иную ветку данного сюжета... Прихожу домой и все пишу совершенно по другому...
К тому же, продумав сюжет "от и до" многое теряешь в реализации многих затей, которые могут всплывать во время написания книги... В этом случае приходится часто менять сюжетную линию, а из-за линии целую ветку... И так далее...
Может и не прав... но мне удобнее и как-то лучше сюжет понимать лишь поверхностно...
Мол вот оно, вот так должно быть в книге... А линии уже рисовать от руки, так сказать... =)
А концовку книги я вообще начинаю представлять лишь к середине книги... кручу, верчу, и довожу до нужной точки...
А после еще перечитываю книгу пару раз, и правлю что-то, что нужно...
Анеза
 

Сообщение Хуматон Сентябрь 17th, 2005, 12:01 pm

С недавнего времени попытался составлять подробный план эпизода пред его непосредственным написанием. Просто невероятно сильно помогает - основные мысли, что ты ввел в план, не забываются.
Хуматон
 

Сообщение bobrik Сентябрь 28th, 2005, 12:23 pm

есле я не помню своего героя не помню что он делает значит герой плохо получился. Всё стираю и пишу нового.
Аватара пользователя
bobrik
 
Сообщения: 407
Зарегистрирован: Сентябрь 26th, 2005, 12:46 pm
Откуда: Из дома.

Сообщение Рустам Габ Декабрь 14th, 2005, 2:43 pm

!!! мой совет
Не заморачивайтесь сюжетами, в памяти читателя остается не сюжет, а идея. Ну и некоторые особо удачные моменты, даже в нужный момент вставленное слово иной раз дает огромную отдачу. А что сюжет? Ерунда.
Рустам Габ
 

Сообщение Илья Демонов Декабрь 14th, 2005, 4:37 pm

Ты не прав Рустам...без сюжета не бывает произведения, герои важны, но сюжет это основа.

гнилой сюжет - гнилое произведение.
Илья Демонов
 

Сообщение Амрит Декабрь 14th, 2005, 4:56 pm

без сюжета не бывает произведения, герои важны, но сюжет это основа

Сколько хороших идей загублены вялым сюжетом, сколько талантливейших авторов клянут менее талантливых за то, что у них есть успех, а причина лишь в нестройном сюжете...
Изображение
Аватара пользователя
Амрит
Автор 06/07, Серебряная сказка, 6 книг
 
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Ноябрь 24th, 2004, 3:44 pm
Откуда: г. Калининград
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Эвелин Декабрь 14th, 2005, 5:32 pm

Я делаю не карточки, а таблицу (что-то похожее), где подробно расписываю по дням и ночам, что происходило с героями, где они в какой момент находились. Если ничего особенного не происходило, то просто не вставляю это в текст. То же самое делаю с предметами, если им придается какое-либо значение в сюжете.
По мед. вопросам - в аську: 220839175
Аватара пользователя
Эвелин
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: Ноябрь 6th, 2005, 1:13 am
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron