Синтаксис - запятые

Научить человека писать - невозможно, однако повысить квалификацию - нужно! Серия обучающих тем для литераторов.
Внимание: те, кто желает поделиться мастерством и провести Мастер-класс - обратитесь к модератору.

Модераторы: Doctor Lloyd, Исолемент

Синтаксис - запятые

Сообщение просто мария Сентябрь 16th, 2005, 3:30 am

Многие из форумчан - чего греха таить - пишут: "Запятые - это мое слабое место!"
Возможно, кому-нибудь пригодится этот материал. Если так - я буду рада.

Итак...
Запятая ставится:
1. Для разделения однородных членов предложений.
2. Для выделения обращений.
3. Для выделения вводных слов и вводных предложений.
4. Для выделения междометий.
5. Для выделения слов да, нет, конечно, ладно и т.п., обозначающих согласие или несогласие, и слов что, как, употребляемых как усилительные в начале вопроса.
6. Для выделения обособленных второстепенных членов предложения.
7. Для разделения сложных предложений.
8. Совместно с тире, для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью.


Вот и все правила - а теперь каждый пункт посмотрим более подробно, с примерами и исключениями
1. Для разделения однородных членов предложений:
а) если они не разделены союзами, например:
На дворе стояла осенняя, дождливая, черная ночь.
Под пули, под грохот орудий, под свист нескончаемых вьюг/ Семнадцатилетние люди выходят из дряхлых лачуг.

Но тут есть два исключения:
1. Не являются однородными два определения, если первое из них относится ко всему последующему словосочетанию. Например:
Она приняла прежний гордый вид.
Зеленое длинное платье ей необыкновенно шло.

2. Не являются однородными и не разделяются запятыми два глагола, одинаковых по форме, следующих один за другим и образующих одно смысловое целое, например:
Пойди посмотри, кто там.

* Бывает, сразу не разобрать, ко всему словосочетанию относится определение, или нет, и образуют ли глаголы "одно смысловое целое". Это ситуация самая скользкая - во многих случаях тут запятая допустима - как авторский знак - но не обязательна.
Проще всего прочитать фразу "с выражением" - ведь никто лучше автора не знает, как она должна звучать. Если присутствует так называемая "интонация перечисления" - то запятая нужна, а если не присутствует - значит, не нужна.
Есть и еще способ - если между этими глаголами или определениями можно без потери смысла предложения вставить союз и, значит, и запятая "лишней" не будет.

б) если однородные члены предложения связаны союзами а, но, да.
Например:
Но не убился, а рассмеялся.
Мал золотник, да дорог.
Она сидела не в беседке, а на лавочке.


в) если однородные члены предложения соединены повторяющимися союзами и - и, либо - либо, или - или, ни - ни. (Именно повторяющимися, а не одиночными. Перед одиночными и, или запятая не ставится.)
Например:
И небо, и звезды, и тучи толпой.
Ни слева, ни справа выхода не было.


Примечания:
1. Если однородные члены предложения соединены попарно любыми из этих союзов, то запятая ставится между парами однородных членов, например:
На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.
2. Не разделяются запятыми застывшие цельные выражения, образовавшиеся из слов, соединенных парными союзами и - и, ни - ни. Например : ни то ни се, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, и так и сяк, и день и ночь, ни взад ни вперед.

г) если однородные члены предложения соединены двойными союзами, то запятая ставится перед второй частью союза (т.е. между однородными членами), например:
Опасность грозила как слева, так и справа.

2. Для выделения обращений.
Например:
Что у тебя, хлопец, на груди скрыто?
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Барин, шел бы ты отсюда...


Примечания:
1. Частицы о, а, стоящие перед обращением, не отделяются от них запятой, например:
О Волга, колыбель моя!
Дяденька Грек, а дяденька Грек, - прошептал Васька.

2. Если обращение является местоимением, то междометие эй, стоящее перед обращением, запятой не отделяется, например:
Эй ты, поди сюда!
* В последнем случае запятая не нужна, но допустима - в качестве авторского знака. Например:
Эй, ты, как там тебя?!

3. Для выделения вводных слов и вводных предложений.
Например:
Ты, я вижу, славный малый.
Кстати, вы не слышали эту новость?
Это показалось ему, по-видимому, странным.


4. Для выделения междометий.
Например:
Ах, как быстро прошли эти дни!

Примечание:
От междометий надо отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т.п. Они при произношении не отделяются от последующего слова, а сливаются с ним и после них запятая не ставится, например:
Ох ты гой еси, добрый молодец!
Ну и погода!
Ну что ж - попробуем!


* Тут опять идет проверка "на произношение". Во многих случаях совершенно одинаковую фразу можно произнести по-разному - и в зависимости от этого ставить или не ставить запятую. Взгляните, например, на этот кусочек диалога:
- Ну, пошли?!
- Ну пошли...


5. Для выделения слов да, нет, конечно, ладно и т.п., обозначающих согласие или несогласие, и слов что, как, употребляемых как усилительные в начале вопроса.
Например:
Да, были люди в наше время
Нет, с этим он не справится.
Как, ты еще здесь?
Что, перепугался?
Как же, припоминаю!


6. Для выделения обособленных второстепенных членов предложения.
а) определений, в том числе причастных оборотов.
Например:
Усталый и испуганный, он с трудом добрался до дома.
Я погрузился в размышления, большей частью печальные.
Оба они молчали, охваченные одним и тем же чувством уныния.
Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид.


б) приложений.
Например:
Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
Мужик этот, по прозвищу Леший, был необыкновенным лентяем.
Она, моя сестра, никогда бы не поступила так.


в) деепричастий и деепричастных оборотов.
Например:
Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь.
Я немного успокоился, увидев, что ружье перешло в руки любителя и знатока.
Лошади быстро бежали, звучно и равномерно стуча подковами.


г) распространенных обстоятельств.
Например:
Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.
За неимением квартиры, он приютился в одном из подвалов замка.


д) уточняющих членов предложения.
Например:
Однажды в субботу, рано утром, я пошел на огород.
На востоке, за волнистой линией холмов, разрастался темно-золотой свет луны.
Неподалеку, метрах в ста, стояла машина.


е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и т.д.
Например:
Кроме того, он просто не хотел этого делать.
Вместо двенадцати капель, лекарь второпях налил целых сорок.
Все остальное, за исключением этого параграфа, их вполне устраивало
.

7. Для разделения сложных предложений.
а) для разделения сложносочиненных предложений с союзами, например:
Беседка была ярко освещена, и внутри ее двигались люди.
Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало.


Примечание:
Если в сложносочиненном предложении с союзами и, да, или, либо имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, или общее придаточное предложение, то запятая не ставится, например:
Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу.
Над кустом порхали бабочки и жужжали пчелы.


б) для отделения придаточных предложений от главного, например:
Он ответил, что не знает.
Тому, что было, уж не бывать.
В ту пору, как шли казаки походом, подружил Опанас с одним казаком.
Ответь мне, где тебя носило!


Примечание:
Соподчиненные придаточные предложения, соединенные союзами и, или, запятыми не разделяются, например:
Она чувствовала, что, произнося эти слова, он слегка разглаживает концами пальцев свои усы и что в голосе его звучит улыбка воспоминания.

в) для разделения предложений, входящий в состав бессоюзногго сложного предложения, если они обозначают одновременно или последовательно происходящие события и не содержат внутри себя запятых, например:
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

8. Совместно с тире, для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью, и когда там не имеется другого знака, например:
Выслушайте меня, - сказала она, - хоть раз до конца.
Эк его угораздило, - махнул головой шахтер.
Да... Я играл, - ответил он голосом, сиплым от мороза.


Примечание.
Если в конце прямой речи стоит восклицательный, вопросительный знак или многоточие, то запятая уже не нужна, например:
Постой! - сказал Пугачев.
Что вы тут делаете? - спросил он, садясь рядом.
Не знаю... я совсем запуталась... - еле вымолвила девушка.


Теперь - маленькое дополнение: где не нужно ставить запятую:

Оно связано с наиболее распространенными ошибками, получающимися при автоматической расстановке запятых "Вордом". Во всех предложениях, приведенных ниже в качестве примеров, запятая на самом деле не нужна.
1. Не ставится запятая между подлежащим и сказуемым:
Порыв ветра, сорвал с меня плащ.
Его более удачливый собрат, оторвал взгляд от костра.
Уцелевшая местами кожа, была мертвенно бледной.


2. Не выделяются запятыми дополнения (кроме вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и т.д.)
Но как дойдет, до работы - так сразу руки сами опускаются.

Вот и все правила...
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Алексей Леонов Сентябрь 16th, 2005, 10:32 am

Ну, собственно, школа далеко позади, а грамматику, вроде, не отменяли. Спасибо за памятку, может пригодиться! Оно-то, конечно, "редакторы-корректоры", но гораздо приятнее, согласитесь, видеть свой текст более-менее грамотным уже изначально.
Алексей Леонов
 

Сообщение kapush Сентябрь 16th, 2005, 10:45 am

просто мария, чудесная памятка! :)
Аватара пользователя
kapush
Модератор
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: Август 2nd, 2004, 12:01 pm

Сообщение Эфа98 Сентябрь 16th, 2005, 11:05 am

Большое спасибо, просто Мария!
Хотелось бы еще узнать, в каких случаях ставят тире. Я не имею в виду случаи с прямой речью.
Например у Маяковского:
"Его ни к чему перестраивать заново -
приладим с грехом пополам,
а в наших - ни стульев нет, ни органов.
Копнёшь - одни купола.
И лучше б оркестр,
да игра дорога -
сначала не будет финансов, -
а то ли дело когда орган -
играй хоть пять сеансов.
Ясно - репертуар иной -
фокстроты, а не сопенье."
Конечно, тут можно сказать, что это авторские знаки. Но мне все равно хотелось бы разобраться. Почему фраза "сначала не будет финансов" с двух сторон украшена "тире", а в конце еще и запятая? И разве во фразе "Ясно - репертуар иной - фокстроты, а не сопенье" правильно поставлены тире? Я бы после "ясно" поставила бы запятую, а тире после слова "иной".
Эфа98
 

Сообщение Барабанщик Сентябрь 16th, 2005, 12:14 pm

Хотелось бы еще узнать, в каких случаях ставят тире.


Тире теперь ставится в любых случаях. Современная лит. мода заменяет запятые и точки с запятыми просто точками, а там где по Розенталю нужно поставить двоеточие -- ставят тире. Кавычки в прямой речи тоже выкидываются за ненадобностью. Дескать, авторская пунктуация...
Барабанщик
 

Сообщение просто мария Сентябрь 16th, 2005, 12:53 pm

Если есть на то" воля народа", могу в ближайшие дни сделать еще одну небольшую тему - про тире.
Барабанщик, Вы правы - и неправы. Дело не совсем в моде. Есть очень много случаев, когда только от автора зависит - поставить запятую или тире. И то и другое не будет ошибкой. То же самое относится и к двоеточию.
Я сама часто ставлю тире - поэтому специально смотрела правила.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Назар Сентябрь 16th, 2005, 1:26 pm

просто мария, да- да, про тире пожалуйста. Прям беда...
Назар
 

Сообщение Амрит Сентябрь 16th, 2005, 5:23 pm

просто мария, сджелайте пожалуйста тему про тире, хоть Розенталь у меня настольная книга, а с тире у меня свои счеты, мои учителя до сих пор про мои тире вместо запятых помнят, называют, в шутку, цветаевким
Изображение
Аватара пользователя
Амрит
Автор 06/07, Серебряная сказка, 6 книг
 
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Ноябрь 24th, 2004, 3:44 pm
Откуда: г. Калининград
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Амрит Сентябрь 16th, 2005, 5:24 pm

Сори за ошибки в такой теме, позорище, но у меня тут вторым окном мери попинс и дите ноет, комарами покусанное :x
Изображение
Аватара пользователя
Амрит
Автор 06/07, Серебряная сказка, 6 книг
 
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Ноябрь 24th, 2004, 3:44 pm
Откуда: г. Калининград
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Andy Cygnet Сентябрь 17th, 2005, 11:59 am

Лошади быстро бежали, звучно и равномерно стуча подковами

Вот тут, по-моему, не надо обособлять. Деепричастие "тесно связано по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания".
Пример из Розенталя: "Мальчик шёл прихрамывая на левую ногу"
Andy Cygnet
 

Сообщение просто мария Сентябрь 17th, 2005, 2:27 pm

Про лошадей - это Куприн. Он запятую поставил.

Кстати, тут я не уверена, что это так уж "тесно связано по содержанию". То, что мальчик хромал - согласна, связано. Убрать - весь смысл из предложения уйдет. (Мальчик шел.)
А если в предложении Куприна убрать деепричастный оборот, смысл его не изменится, только "картинки" не будет. (Лошади быстро бежали.) Так что тут деепричастный оборот тут именно обособленный член предложения.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение kapush Сентябрь 19th, 2005, 11:01 am

Andy Cygnet писал(а):Пример из Розенталя: "Мальчик шёл прихрамывая на левую ногу"

Нас учили так:
если "Мальчик шел прихрамывая" или "Он курил стоя" - то без запятой,
а если "Мальчик шел, прихрамывая на левую ногу" или "Он курил, стоя у окна" - то с запятой.
Правила не помню.
Аватара пользователя
kapush
Модератор
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: Август 2nd, 2004, 12:01 pm

Сообщение Эфа98 Сентябрь 19th, 2005, 11:21 am

Хотелось бы докопаться до истины. Как же все-таки правильно? Опасно сейчас сделать неверный вывод (пример с мальчиком, который прихрамывал).
Мой папа тоже считает, что прав Капуш, а не Розенталь.
Эфа98
 

Сообщение просто мария Сентябрь 19th, 2005, 12:00 pm

Честно говоря, я бы тоже в примере с мальчиком поставила запятую - но не берусь спорить с авторитетом.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Blackfighter Сентябрь 19th, 2005, 11:23 pm

Мальчик с запятой и без имеет равные права на существование. есть такое понятие - вариативный знак пунктуации. тот самый случай. :)
Бессонная ночь над белым листом,
Как бездна между мостом и крестом... (с) Элхэ Ниэннах
Аватара пользователя
Blackfighter
Автор Экслибриса/1 книга
 
Сообщения: 712
Зарегистрирован: Июль 14th, 2005, 11:29 am
Откуда: Лыткарино, МО

Сообщение Груня Сентябрь 20th, 2005, 2:56 am

Фраза "Мальчик шел, прихрамывая на левую ногу" равна фразе "рассказчик увидел идущего мальчика, который, как оказалось при дальнейшемем рассмотрении, хромал на левую ногу".
Фраза "мальчик шел прихрамывая, на левую ногу" равна фразе "рассказчик увидел идущего хромающего мальчика, как оказалось впоследствии - прихрамывал он на левую, а не правую ногу.
Фраза "Мальчик шел прихрамывая на левую ногу" равна фразе "рассказчик увидел мальчика, который шел хромой походкой - прихрамывал он на левую ногу".

В зависимости от желания автора донести тот или иной смысл ставится или не ставится знак.
"Неужели красота, самое драгоценное, что есть в мире, валяется, как камень на берегу? Красота - это то удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания".
С. Моэм
Груня
 
Сообщения: 129
Зарегистрирован: Февраль 16th, 2005, 2:16 pm
Откуда: Столица нашей Родины

Сообщение Шая Вайсбух Февраль 16th, 2006, 8:31 pm

Спасибо Груня!
Отличный урок... У меня с запятыми ну просто экстренная ситуация...
Да и не только с ними! Если можно повторить урок, но на этот раз - точка с запятой.

Шая.
Шая Вайсбух
 

Сообщение Марат Немешев Август 19th, 2006, 11:15 am

просто мария, спасибо.
Марат Немешев
 

Сообщение Марат Немешев Август 19th, 2006, 11:17 am

Шая Вайсбух писал(а):Спасибо Груня!
Отличный урок... У меня с запятыми ну просто экстренная ситуация...
Да и не только с ними! Если можно повторить урок, но на этот раз - точка с запятой.

Шая.


Ага, обращение выделяется запытыми. Ну, а про "ну"...
Марат Немешев
 

Сообщение Toraton Ноябрь 4th, 2007, 3:09 pm

просто мария, спасибо за тему!
"Все, что тебя не убивает - делает тебя сильнее" (Фридрих Ницше)
http://zhurnal.lib.ru/editors/p/pomelow_a_a/ - я на СИ
Toraton
 
Сообщения: 814
Зарегистрирован: Август 23rd, 2007, 9:16 am
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Takovsky Ноябрь 4th, 2007, 6:18 pm

Вставлю и свои пять копеек.
Когда во второй части предложения вы раскрываете часть первой, ставьте двоеточие. :)

Мальчик хромал: левый ботинок был ему велик, а правый мал.

Хотя боьшинство все же пишет:
"мальчик хромал - левый ботинок ему был велик, а правый мал"
Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворять нуждам разрастающейся бюрократии. (с) Неизвестный автор.
Аватара пользователя
Takovsky
 
Сообщения: 818
Зарегистрирован: Май 12th, 2006, 12:20 pm
Откуда: Москва

Сообщение Larisa Май 9th, 2008, 12:36 pm

вроде такого здесь нет ещё:

Между подлежащим и сказуемым запятую обычно не ставят :oops:
Это моё личное мнение. Оно может не совпадать с другими.
Неопытная Ведьмочка.
Аватара пользователя
Larisa
 
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Ноябрь 4th, 2007, 1:30 am

Сообщение просто мария Май 9th, 2008, 1:50 pm

Так я писала о том, где нужно ставить запятые - а не о том, где их не нужно ставить (разве что речь шла о каких-то исключениях из основных правил). :lol: :lol:
А то, что не нужно ставить запятую между подлежащим и сказуемым - мне кажется, это само собой должно быть ясно. Хотя, судя по тому, что вижу в "Пробе" - увы, не всем. :(
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Сешат Июнь 26th, 2008, 9:39 pm

Фраза "Мальчик шел, прихрамывая на левую ногу" равна фразе "рассказчик увидел идущего мальчика, который, как оказалось при дальнейшемем рассмотрении, хромал на левую ногу".
Фраза "мальчик шел прихрамывая, на левую ногу" равна фразе "рассказчик увидел идущего хромающего мальчика, как оказалось впоследствии - прихрамывал он на левую, а не правую ногу.
Фраза "Мальчик шел прихрамывая на левую ногу" равна фразе "рассказчик увидел мальчика, который шел хромой походкой - прихрамывал он на левую ногу".

В зависимости от желания автора донести тот или иной смысл ставится или не ставится знак.


О вариативности.

На курсах устного русского перед поступление в университет (за полгода узнала больше, чем за всю школу!) рассказывали случай - ЕГЭ тогда ещё не было, писали сочинения и изложения...

Девочка написала "Он шёл, не смотря на дождь". Ну и, в результате, получила на балл ниже (там за две, что ли ошибки, снижали, уже не помню). Суть в том, что девочка подала заяву на апелляцию.

И три часа талдычила профессорам и доцентам, что она имела в виду: "Он шёл и не смотрел на дождь!" Девочка оказалась упорная, из разряда "лучше дать, чем объяснить почему нет".

Кажется, ей засчитали как более лёгкую стилистическую ошибку (лучше было бы употребить другой глагол, вместо "не смотря на дождь" написать "не глядя"), или вообще плюнули, и не стали засчитывать... Но "плюс балл" она получила :twisted: За отличную, так сказать, аргументацию :twisted:

Кстати, сейчас многие выпускники, пользуясь двусмысленными, нелогичными и просто у... убогими вопросами ЕГЭ, набирают немало баллов умелыми апелляциями, тем более что в сомнительных случаях дейсвтует правило "прав ученик".
Сешат
 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am

Сообщение Larisa Июль 4th, 2008, 6:30 am

просто мария,
А то, что не нужно ставить запятую между подлежащим и сказуемым
- увы, встречаю такое довольно часто.
А сегодня вот новое слово встретила на литературном сайте:
эту кандидатуру надо потдержать.
Вероятно, поддержать потом. Про "и кровью" умолчали. Впечатление очень долгоиграющее :oops:
Сешат, " автор всегда прав" :lol:
Аватара пользователя
Larisa
 
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Ноябрь 4th, 2007, 1:30 am

След.

Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8