Описание мира (фэнтезийщикам)

Научить человека писать - невозможно, однако повысить квалификацию - нужно! Серия обучающих тем для литераторов.
Внимание: те, кто желает поделиться мастерством и провести Мастер-класс - обратитесь к модератору.

Модераторы: Doctor Lloyd, Исолемент

Описание мира (фэнтезийщикам)

Сообщение Rukia Kuchiki Май 28th, 2006, 1:34 am

Столкнулась я вот с какой проблемой. Надеюсь, что кто-нибудь поможет "собрату по цеху" и расскажет о своих способах решения таких вопросов.

Итак, в рассказе, над которым я работаю, действие происходит в другом мире, отдалённо напоминающем наш.
Но читатели не сразу начинают ориентироваться в мире, где происходит действие. Высказывались предположения, что действие происходит просто в средневековой Европе, потом говорили о дохристианской Руси - сие не так важно.
Суть проблемы в том, что я пишу от первого лица. Соответственно познакомить читателя с миром просто при помощи описания - не могу. С другой стороны мы с вами же не каждый день думаем о том, что "живу я в таком-то мире, боги у нас такие-то, отличия от остальных миров такие-то". Более того, персонаж у меня девочка не очень умная, соответствено филосовские рассуждения ей в принципе чужды.

Как вы знакомите читателя с миром, если пишете от первого лица?
No heart warming stories
Аватара пользователя
Rukia Kuchiki
 
Сообщения: 239
Зарегистрирован: Январь 11th, 2006, 8:24 pm
Откуда: Кипр
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 7/Для подростков/Зеленый пес. РОСМЭН

Сообщение Siolin Май 28th, 2006, 6:07 am

А девочка в этом мире одна или с другими?
Я, например, никогда не пробовала писать от первого лица, но могу предположить, что интересно будет, если Героиня встретится с кем-либо из местных жителей, до смерти запуганных этими самыми богами. Тогда от них, запуганных, читатель и узнает массу кровавых и жутких до дрожи в коленках историй про тайны, божьи проклятия и т.д. Или ещё вариант. Пусть, например, Героиня найдёт какую-нибудь старинную пиктограмму или наскальный рисунок (а почему бы и нет? :) ), и из неё уже узнает ТАКОЕ!!!!! В общем, задача, как мне кажется, тяжелая, но выполнимая. Ксати, а вы про детей пишете?
Siolin
 

Сообщение Dari Май 28th, 2006, 12:44 pm

Я просто нагружаю первые две-три гравы бытовыми деталями ( в меру, конечно), создаю нужный антураж, а дальше повествование продвигается уже легче.

PS Я, правда, не фентези пишу, но эта проблема мне знакома ;)
Аватара пользователя
Dari
 
Сообщения: 455
Зарегистрирован: Январь 30th, 2006, 8:29 pm
Откуда: Ukraine-Egypt

Сообщение Rukia Kuchiki Май 28th, 2006, 3:10 pm

Ксати, а вы про детей пишете?

Я про людей пишу :lol: Героине, о которой идёт речь - 17. Она у меня самая "молоденькая и глупенькая" :lol:
No heart warming stories
Аватара пользователя
Rukia Kuchiki
 
Сообщения: 239
Зарегистрирован: Январь 11th, 2006, 8:24 pm
Откуда: Кипр
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 7/Для подростков/Зеленый пес. РОСМЭН

Сообщение Каллипсо Май 28th, 2006, 3:53 pm

Создайте ей спутника - смешного и мудрого, кот. и будет время от времени знакомить ее с событиями мира.
"От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь".
Клайв Льюис
Аватара пользователя
Каллипсо
 
Сообщения: 4147
Зарегистрирован: Декабрь 22nd, 2005, 12:40 am
Откуда: Беларусь

Сообщение Rukia Kuchiki Май 28th, 2006, 4:15 pm

Создайте ей спутника - смешного и мудрого, кот. и будет время от времени знакомить ее с событиями мира.

?
Телевизор? :lol:
У вас есть "смешной и мудрый" спутник, который знакомит вас с событиями мира? Просто приходит в гости и говорит "сейчас я тебе последие новости политической жизни расскажу"?
No heart warming stories
Аватара пользователя
Rukia Kuchiki
 
Сообщения: 239
Зарегистрирован: Январь 11th, 2006, 8:24 pm
Откуда: Кипр
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 7/Для подростков/Зеленый пес. РОСМЭН

Сообщение просто мария Май 28th, 2006, 4:21 pm

Если она совсем молоденькая и глупенькая - может ходить к кому-то учиться. Или подслушивать, как учат кого-то другого, и запоминать.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Стрелецкий Май 28th, 2006, 4:31 pm

Телевизор?
У вас есть "смешной и мудрый" спутник, который знакомит вас с событиями мира? Просто приходит в гости и говорит "сейчас я тебе последие новости политической жизни расскажу"?


Не-а :0 Например, дед, который будет её чему-то учить или, если у вас фантастика про девушку-магессу, то пусть он будет её магическим наставником :wink: Удачи!
Стрелецкий
 

Сообщение Rukia Kuchiki Май 28th, 2006, 4:38 pm

Если она совсем молоденькая и глупенькая - может ходить к кому-то учиться

Например, дед, который будет её чему-то учить

Я, наверное, криво объяснила... Естественно и общение, и описание мира есть. В середине. Не в начале.
До появления "старших положительно-настроенных к героине" персонажей, проходит определённое время. А мир нужно описать В НАЧАЛЕ, чтобы не возникало вопросов.
Т.е. чтобы снялись вопросы по миру, нужно описать его в экспозиции главного персонажа, а не там, где начинается собственно действие.
No heart warming stories
Аватара пользователя
Rukia Kuchiki
 
Сообщения: 239
Зарегистрирован: Январь 11th, 2006, 8:24 pm
Откуда: Кипр
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 7/Для подростков/Зеленый пес. РОСМЭН

Сообщение просто мария Май 28th, 2006, 5:07 pm

Опишите в предисловии. Или в эпиграфе - "стилизации" под старинную хронику или отрывок из священной книги.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Каллипсо Май 28th, 2006, 6:06 pm

Телевизор? У вас есть "смешной и мудрый" спутник, который знакомит вас с событиями мира? Просто приходит в гости и говорит "сейчас я тебе последие новости политической жизни расскажу"?
- У меня нет, но мне больше 17 и глупенькой еще никто не называл, да и не шляюсь я по параллельным мирам, дома сижу. :mrgreen:
Я имела ввиду кого-н. живого, местного, гнома, эльфа, дракончика, баньши, черта, полуденницу, Василису Прекрасную, кот. еще в образе жабы и мечтает о нормальной внешности, вот и помогает героине и т.п. нечисти хватает.
А вопросов по миру. Ну, у Бушкова в Свароге герою кратко объясняют, куда он попал, да и в конце книги есть краткое описание мира, воинских званий и т.п., в "Дюне" тоже нечто подобное. Ведун - герой изучает окружающие его мир, и доходит до всего сам. Толкиен вообще ничего никому не объясняет - рассказывает по ходу действия. Решайте сами.
"От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь".
Клайв Льюис
Аватара пользователя
Каллипсо
 
Сообщения: 4147
Зарегистрирован: Декабрь 22nd, 2005, 12:40 am
Откуда: Беларусь

Сообщение Искатель Май 28th, 2006, 7:41 pm

До появления "старших положительно-настроенных к героине" персонажей, проходит определённое время. А мир нужно описать В НАЧАЛЕ, чтобы не возникало вопросов.

Ну, если Ваша героиня из простонародья, она же должна знать местные сказки, предания там разные... И, поскольку архаичное сознание не склонно отделать мифологическое пространство от реально, Ваша девушка неизбежно будет сравнивать происходящее вокруг неё с той или иной историей. На худой конец, у Вас есть воспоминания героини; так Вы лучше познакомите с ней читателя, а заодно и создадите ему определённый "задел"... INTRO, так сказать 8) 8) 8)
Искатель
 
Сообщения: 2094
Зарегистрирован: Январь 21st, 2005, 7:12 pm

Сообщение Шагалан Май 29th, 2006, 4:05 pm

...Толкиен вообще ничего никому не объясняет - рассказывает по ходу действия. Решайте сами.

На мой вкус так это самое лучшее: в пару фраз обрисовать-намекнуть на фундаментальные особенности мира (если таковые имеются), а дальше уточнять детали по ходу повествования и по мере необходимости. :)
Никто не сделает этого лучше, чем не сделаем мы...
Аватара пользователя
Шагалан
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: Октябрь 26th, 2005, 5:37 pm
Откуда: Москва

Сообщение Maksim Usachov Май 29th, 2006, 5:00 pm

Не понимаю в чем проблема из-за повествования от первого лица…
Девочка же что-то видит и слышит?
Закат должен наползать, а рассвет опадать!
Maksim Usachov
 
Сообщения: 134
Зарегистрирован: Ноябрь 21st, 2005, 5:32 pm

Сообщение Rukia Kuchiki Май 29th, 2006, 6:07 pm

Девочка же что-то видит и слышит?

Вы каждый день видите и слышите (в беседах с друзьями и не друзьями, ибо телефизор-радио-интернет исключаем) слова и видите что-то что отличает ваш мир от других? И думаете про себя "да, у нас такие-то континенты, такие-то моря, и мой мир на другие не похож тем-то тем-то"?

Мир, в котором вы живёте, вы не воспринимаете как "особенный". Он вам привычен. Поэтому вы (впрочем, за вас не ручаюсь, но я - точно :D ) не заостряете внимания на том, что отличает ваш мир от других. Вы не воспринимаете его особенности как особенности, в отличие от читателя, который читал бы о вас и вашем мире.
Если вы каждый день будете проходить мимо припаркованного дракона, лет так 50, то быстро перестаните его замечать и (соответственно), ни во внутрених монологах, ни в описании окружающей среды в беседе, не будете фиксировать своё внимание на этом драконе.

Поэтому проблема в том, что персонаж должен думать и поступать логично, соответственно своему привычному поведению. И в его привычное поведение не входит описание деталей мира, в котором он существует. Он просто живёт в этом мире, и соответственно, все его особенности воспринимает как данность, не фиксируясь на них.
Но для читателя обрисовать мир необходимо. Я пыталась в этом отношении брать пример с Профессора, но раз у читателей возникли вопросы, значит этот вариант не подходит.

На мой вкус так это самое лучшее: в пару фраз обрисовать-намекнуть на фундаментальные особенности мира (если таковые имеются), а дальше уточнять детали по ходу повествования и по мере необходимости.

Изначально так и было. Но получилось недостаточно :roll:
No heart warming stories
Аватара пользователя
Rukia Kuchiki
 
Сообщения: 239
Зарегистрирован: Январь 11th, 2006, 8:24 pm
Откуда: Кипр
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 7/Для подростков/Зеленый пес. РОСМЭН

Сообщение Каллипсо Май 29th, 2006, 9:14 pm

Если вы каждый день будете проходить мимо припаркованного дракона, лет так 50, то быстро перестаните его замечать и (соответственно), ни во внутрених монологах, ни в описании окружающей среды в беседе, не будете фиксировать своё внимание на этом драконе.
- Зато в разговоре с другом я буду обсуждать преимущества одного вида дракона перед другим, кто больше жрет, быстрее разгоняется, выше летает, дальше плюется пламенем. Да и новости обсуждаем - там землетрясения, там война и т.п. В таких моментах и м. рассказать о мире.
"От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь".
Клайв Льюис
Аватара пользователя
Каллипсо
 
Сообщения: 4147
Зарегистрирован: Декабрь 22nd, 2005, 12:40 am
Откуда: Беларусь

Сообщение Шагалан Май 30th, 2006, 10:51 am

Мысль в тему (ИМХО, разумеется): подчас важнее не столько подробно описать мир, сколько внушить читателю, что целостное его полотно и все детали у вас существуют и проработаны... :D
А вводная лекция "Теперь, детишки, коротенько о нашей Вселенной..." рискует просто похоронить интерес к книге. :mrgreen:
Никто не сделает этого лучше, чем не сделаем мы...
Аватара пользователя
Шагалан
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: Октябрь 26th, 2005, 5:37 pm
Откуда: Москва

Сообщение Сешат Июль 16th, 2006, 4:00 am

Хорошее введение в мир у Логинова, в "Многоруком боге". Далайн - сложный мир, да еще и с кучей названий, ввод в текст которых - большая проблема для автора. И то, как это сделал Логинов со всеми своими "тукками" (без объяснений, что "тукка" - эта такая зверюга и т. п.) - для меня лично идеал, к которому надо стремиться :)
Повествование "Многорукого" не от первого лица, конечно, но вполне сходно тем, что автор не дает пояснений и разъяснений, а показывает картину мира через восприяти егероя (причем самые сложные страницы "ввода в мир" показаны глазами ребенка).
У Логинова есть и "вводки" по истории и мифологии мира, но они служат скорее для придания миру атмосферы.
Если не читатали - рекомендую как учебник по вашей проблеме :)

Ваша героиня, какой бы стадией олигофрении не страдала ;) все равно чем-то в своей жизни занимается и как-то это осмысляет. Например (я не знаю, что она делает именно у вас, но в целом): она кушает, а значит, как-то может отозваться о вкусе блюд, названии, запахе, а отсюда, возможно - о поднявшихся ценах на рынке, а также о том, что торговки судачили...
Вообще то, о чем "судачили торговки" (вариант - соседки, гости и кто угодно) - довольно прост для передачи информации в преломлении бытового (профессионального) сознания. Я, правда, стараюсь его избегать, но только по той причине, что очень соблазнительно его постоянно использовать, и хочется примеять более слоджные приемы :D Если информация идет от разных источников (например по пути из А в В героиня слышала что-то от торговки, беседующих магов, воина, предупредившего ее), то можно создать небольшую тайну "а про что же они все говорили" - например, слух о а) драконе, б) лесном пожаре; в) сгинувшем королевском отряде; г) готовящейся мобилизации может оказаться в конце концов банально рухнувшей летающей тарелкой :roll:

Но, возвращаясь к мелким бытоым действиям: героиня может одеваться, размышлять о туалетах и социальном положении подружек, кушать, копаться в огороде или шить какую-нибудь ерунду, говорить/думать о каких-то своих мелких проблемах, завязанных на крупномасштабных, ходить в церковь/на капище/к колдуну/знахарке, испоганить какую-нибудь сверхценную вещь, которую (тут описание вещи и способа ее получения с краткой информацией о мире), рвать цветочки, глазеть на парней (крестьян, дворян, волхвов, магистров, воинов, магов, конан-варваров) и прочих людов - через это можно передать социальную структуру мира, видеть купцов, путешественников, врагов или слыхать о них (инфа о соседних странах, географии), у нее может что-то случиться с родичами или знакомыми (сожгли деревню, посадили в тюрьму, казнили таким-то образом, угнали в рабство, продали на острова) и т. д. Все эти кусочки мозаики и создадут ту самую объемную картину мира.

Понятно, что от того, чем занимается ваша героиня, все это будет варьироваться. Но общие принципы, надеюсь, понятны.
Сешат
 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am

Сообщение Сешат Июль 16th, 2006, 4:13 am

Каллипсо писал(а):
Если вы каждый день будете проходить мимо припаркованного дракона, лет так 50, то быстро перестаните его замечать и (соответственно), ни во внутрених монологах, ни в описании окружающей среды в беседе, не будете фиксировать своё внимание на этом драконе.
- Зато в разговоре с другом я буду обсуждать преимущества одного вида дракона перед другим, кто больше жрет, быстрее разгоняется, выше летает, дальше плюется пламенем. Да и новости обсуждаем - там землетрясения, там война и т.п. В таких моментах и м. рассказать о мире.


Да, а еще вы точно зафиксируете свое внимание на той тварюке, которая припарковала своего динозавра прямо перед святым капищем Великого Ктулху, да пошлет он триста болячек этой дуре! Понакупают прав... а попона у нее тюнинговая. А чешуя золотая. А дракон-то не дворовый, фокстерьер-огнемет. Лапочка какая... И сама небось, вся из себя в татурповке от Гуччи. Везет дурам. Еще б парковаться научилась! Впрочем, что взять с зеленокожей блондинки, если в ее роду все хамы и варвары, и вообще зачем только наш шах-султан присоединил этих чокнутых горцев - что, для того чтобы они тут перед капищами своих золоточещуйчатых ставили?!

:twisted: ;)
Сешат
 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am

Сообщение Каллипсо Июль 16th, 2006, 5:19 pm

Примерно это я и имела в виду!
"От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь".
Клайв Льюис
Аватара пользователя
Каллипсо
 
Сообщения: 4147
Зарегистрирован: Декабрь 22nd, 2005, 12:40 am
Откуда: Беларусь

Сообщение Сешат Июль 16th, 2006, 5:31 pm

Каллипсо, я так и поняла, просто развила вашу идею ;)
Сешат
 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am


Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1