Объявления

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.
(с)Сомерсет Моэм


Способы объективной оценки собственных текстов

Научить человека писать - невозможно, однако повысить квалификацию - нужно! Серия обучающих тем для литераторов.
Внимание: те, кто желает поделиться мастерством и провести Мастер-класс - обратитесь к модератору.

Модераторы: Doctor Lloyd, Исолемент

Сообщение Исолемент Май 4th, 2007, 11:50 am

Не понимаю, в чем спор?
Объективности нет как класса, ее не бывает нигде и никогда, это факт. Но если писатель хочет издаться, то ему нужны субъекты-читатели, которым должно нравиться то, что он пишет, они ведь субъективно оценят его, а подругому и быть не может. Группы субъектов составляют целевую аудиторию, чем она шире, тем лучше, но на всех, разумеется, не угодишь.
Качество текста с точки зрения стилистики оценить может более-менее объективно любой человек, прочитавший за свою жизнь десяток-другой книг, может сказать легко ли читается этот текст, или дальше первого абзаца вообще невозможно продраться сквозь всю эту заумную бредятину. Но человек, разумеется, должен быть примерно из целевой аудитории, на которую вы расчитываете. Ведь, к примеру, среднестатистический человек научный текст не сочтет интересным.
Если уже хотите оценки не в смысле нравится/ненравится, а более подробной, то вполне можно пойти в ту же самую Пробу Пера и опробовать там свои силы, ткнут носом во все ошибки, помогает обучению и опускает на землю. Необъективности я там не заметила, часто даже хвалят за хорошую критику. Да и самому почитать и помочь отредактировать чужой текст не помешает, автор все же должен быть отчасти редактором. А чтобы кто-то из завести говорил плохо - это глупость, нет тут такого, нормальные люди радуются успехам других. В любом случае писатель остается и читателем тоже, так что хороший интересный текст оценивается весьма объективно. Да и печатающиеся уже авторы совсем не зазнаются, вот, к примеру, Маша Стрельцова она же Каролина, как когда ее читаешь, прямо удивляешься, какое качество текста вне зависимости от сюжета, и комментирует чужие ошибки очень хорошо. Реально можно получить хорошую оценку текста.
Но тут другая загвоздка, ведь целую книгу на форум не выложишь, как ни крути. Можно собрать свой небольшой круг бета-тестеров книг (я знаю Маша Стрельцова так делает), чтобы они прочитали и оценили - вполне вариант. Выбираешь людей, которые могут действительно оценить и помочь, в интернете таких полно, проблем-то.
Тут главное - понять собственное несовершенство, уж простите, если вы на этом форуме, значит не такой уж и знаток. На тонкие места вам покажут, а уж как исправлять, сами решите - на то вы и писатель.
А, например, на Пушкина кивать нечего, у него школа была еще какая, не зря Царскосельский лицей признан одной из самых лучших школ тысячелетия, и писательству там тоже обучали. Либо идите в литинститут, либо прислушивайтесь к тому, что умные люди говорят. Как не странно, зазнаются обычно именно начинающие авторы, строют из себя непризнанных гениев =(
Парадокс: яой - самый романтичный жанр в манге. Кто погуглит, тот поймет.
Аватара пользователя
Исолемент

 
Сообщения: 1449
Зарегистрирован: Апрель 28th, 2006, 9:40 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор

Сообщение Шая Вайсбух Май 16th, 2007, 1:07 am

quote="авто-мат"], Редактор - это не личность, это такая вот должность.
[/quote]

Я бы вам памятник за такой афоризм поставил, вот только с ресурсами...
Шая Вайсбух

 

Сообщение Елена Коно Октябрь 6th, 2007, 5:55 pm

Мне вот например свои тексты не оч нравятся из-за повторов. Хотя все кому даю читать, говорят: "очень понравилось". На этом всё(((.
Вот поэтому и решила один текст свой выложить сюда, чтобы хоть какую-то развернутую оценку получить.

Грамотность и стиль оценить объективно, думаю, вполне можно. А вот сам жанр... - это вопрос. Да и любители одного жанра тоже разные стили текстов предпочитают. Мне вот, например, нравится, где развернуто описывается герой, его чувства, действия, окружающий мир, вкупе с диалогами. А где идет только гольный диалог - сразу отпугивает.
Кстати, не у всех писателей получается развернуто описывать все это, не переходя к монотоности и нудности (надеюсь у меня получается).
Так что любая объективная оценка спокойно может перерасти в субъективную)))
Елена Коно

 

Сообщение Discane Октябрь 8th, 2007, 9:48 pm

Оценка-оценка... прям как в школе. Текст нужно улучшать а не оценивать. Для этого в первую очередь должен развиваться автор. Тогда он найдет свои ошибки.
Все, что не цитата - мое личное мнение.
Аватара пользователя
Discane

 
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Сентябрь 17th, 2007, 1:44 pm
Откуда: Снежинск

Сообщение Solnechnaja Февраль 14th, 2008, 5:49 pm

Я проверяю свои книги (романы для девушек подростков на близких знакомых и родственниках) соответствующего возраста, ну или ненамного старше. Причем особенно интересно узнать реакцию людей, которые не интересуются литературой подобного рода. Например, мой брат, как и многие парни очень любит фэнтази. А я ему книжки для девушек. Смотрю, сидит, читает не отрываясь, хохочет. Понравилось, говорит. Есть конечно в этом методе один недочет, от обычных людей вы вряд ли услышите рецензию на тему в каком месте у вас ошибки или плохо написано. Зато узнаете, легко ли читать ваш опус. Насколько он будет интересен целевой аудитории. А собственные недоработки оценить вполне возможно. Роман закончен, напечатайте его. И забудьте на месяц. Потом перечитайте, остановитесь на наиболее важных моментах, исправьте их. Отложите книгу еще на недельку и начинайте читать внимательно как редактор, представьте, что перед вами не ваше творение, а чужое. Читайте медленно, и вы наверняка обнаружите лишние глаголы, местоимения, повторы и прочие ошибки и неувязки. Записывайте эти ошибки в блокнот. Проверили 10-20 листов, начинайте править текст на компьютере. Со стопроцентной уверенностью, могу сказать на этом этапе ошибки, тоже найдутся. Не торопитесь, норма 20 листов в день – это максимум, чтобы взгляд не затуманивался. Исправили, прочитайте весь роман еще раз, и можете готовить его к отправке. Не комплексуйте, по поводу незамеченных ошибок. Ошибаются все. Откройте любой толстый журнал, пролистайте и наверняка найдете ошибки. А ведь над этим текстом поработал не только журналист, но и редактор, плюс еще парочка корректоров.
Не желайте ближнему того, чего себе не пожелаете. Мысль запущенная в пространство рано или поздно возвращается бумерангом.
Аватара пользователя
Solnechnaja

 
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: Февраль 14th, 2008, 2:25 am
Откуда: Курск

Сообщение Ассоль Март 4th, 2008, 3:04 pm

Не знаю можно ли это считать способом объективной оценки своих текстов, но мне очень понравился метод Дика Фрэнсиса. Готовое произведение (по-моему готовое -не куски) он начитывал на магнитофон, а потом ставил воспроизведение. Таким образом он правил стилистические ошибки, вылавливал режущие слух моменты, "слушал" разговорную речь героев...
Ассоль

 

Сообщение Иволга Март 4th, 2008, 7:12 pm

Объективности нет как класса, ее не бывает нигде и никогда, это факт.

Объективность бывает везде, где есть система доказательств, ее обоснующая. Мне кажется, вы путаете оценку качества текста и субъективное отношение к тексту.
Пример: я могу обосновать, что А. П. Чехов писал качественную прозу, но субъективно его тексты мне не нравятся :) И я также могу обосновать, что литературное качество книг О. Пелевина оставляет желать лучшего, но мне эти книги субъективно очень нравятся :D
Что касается способов оценки собственного текста — это вопрос очень сложный. Прежде всего, как и в любой области искусства, нужно иметь дар нахождения достоинств и недостатков худ. текста, т. е. дар к его анализу. У многих писателей присутствует только способность к синтезу (собственно, сочинительству). 30-летний Булгаков писал в дневнике о "Белой гвардии": "Иногда мне кажется, что это очень слабое произведение, а иногда, что это роман невиданной силы" (цитирую по памяти). А у некоторых людей есть только дар к анализу, из них получаются критики. Во-вторых, в дополнение к дару, надо знать ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии оценки худ. текста. Существует несколько школ и направлений, с их положениями не трудно ознакомиться, почитав научные книги по теории литературы и литературоведению.
Лично для меня основным способом оценки моего текста является его "отлеживание". Чем дольше вещь отлеживается, тем больше ляпов потом отыскивается свежим глазом.
Последний раз редактировалось Иволга Март 5th, 2008, 1:50 am, всего редактировалось 2 раз(а).
Иволга

 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: Январь 15th, 2008, 4:12 pm
Откуда: Москва

Сообщение Марина Крамер Март 4th, 2008, 9:40 pm

литературное качество книг О. Пелевина

Всегда считала, что он Виктор. :shock: Но, может, я чего-то не знаю? Но Вы редактор - Вам виднее.
Я не сдурела. Я вообще такая. (с) Ольга Арефьева
http://marina-kramer.ru
Аватара пользователя
Марина Крамер
Автор Экслибриса//12 книг//Прорыв года"08
 
Сообщения: 1240
Зарегистрирован: Февраль 4th, 2007, 7:38 pm
Откуда: Красноярск
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 22/криминальный роман/ЭКСМО/Букмастер
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Иволга Март 4th, 2008, 9:45 pm

Виктор Олегович он! Ваша правда. Первый инициал исчез :wink:
Иволга

 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: Январь 15th, 2008, 4:12 pm
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron