Хочется поговорить не об описании героев – об этом и так говорено-переговорено, а об описании того, что героев окружает. Без декораций нет пьесы, но декорации должны быть грамотными, иначе пьеса способна из драмы превратится в комедию.
Итак.
1. Жилье. За редким исключением герои имеют квартиры, дома, и т.д., и зачастую действие затрагивает жилище. Начнем с большого: адрес, то есть конкретную улицу, дом и номер квартиры можно не указывать, это мало кому бывает интересно (разве что книга документальная), но вот описать двор и дом стоит. Потратите одно-два предложения, а уже, глядишь, настроение создано. Заострить внимание хочется на деталях: если во дворе у вас растут ели, то вряд ли летом двор будет страдать от тополиного пуха. Если двор находится в тихом месте, то упоминание об оживленной дороге, кот. проходит под окнами (как вариант шума от этой дороги) будет выглядеть несколько странным. Если двор по описанию большой, просторный, а через несколько абзацев один герой смотрит в окна квартиры, что находится в доме напротив и видит все, что там происходит, то закрадываются подозрения о полевом бинокле и специфических пристрастиях оного героя. Вещи на первый взгляд несвязанные, но при ближайшем рассмотрении страдает логическая конструкция и уменьшается доверие к автору.
Квартира. – Советую запомнить этаж, на кот. она находится – после того, как написано, что квартира находится на втором этаже, читать о самоубийстве/убийстве путем выбрасывания жертвы с балкона странновато. Ладно, еще самоубийство, но убийство в подобном случае выглядит идиотизмом.
Сама квартира – отражение хозяина. Потратьте на ее описание хотя бы треть той энергии, с которой описываете героя, и добьетесь замечательных результатов. А то, бывает, читаешь, и у героев квартиры до того похожи, что перестаешь понимать, где, собственно говоря, происходит действие. При описании не стоит увлекаться технической стороной и точно указывать метраж комнаты и подробно перечислять всю мебель, в ней находящуюся. Но, коли мебель перечислена, то не следует добавлять-убавлять. Допустим: в комнате диван и кресло, входит герой и садится на кровать. Или на стул. Вопрос: откуда они взялись? Или мебели столько, что возникает вопрос, где остается место собственно для действия. Дальше из типичных ошибок: герой бегает по комнате, маленькой и забитой мебелью. Но бегает же! И ни на что не натыкается. Ловкий, однако. С окнами и обоями тоже следует быть поаккуратнее, уж коли окно выходит во двор, то нельзя смотреть на автомобильную стоянку или зоопарк. Если один раз обои зеленые, то без ремонта они не станут синими или желтыми.
К чему это все? Просто, если в однокомнатной квартире, кот. находится на пятом этаже в доме без лифта, и в комнате светлые обои и светлый же ковер, кто-то кого-то убивает, то непременно возникнут проблемы с выносом трупа. А так же со следами, особенно если убийство кровавое, то есть, сивдетель/следователь, появившись там на следующий день/спустя час-два после свершения преступления, обязательно что-нибудь да заметит. Однокомнатная – значит, не м.б. нечаянного свидетеля, кот. прятался в соседней комнате и все слышал.
Основной совет: прежде, чем делать, думайте, представьте себе, как это б. выглядеть. Нарисуйте, начертите, если просто представить не выходит.
2. Машины. – В этом я не спец, знаю, у машины есть колеса и мотор. Знаю так же, что машина по ходу действия не способна самостоятельно трансформироваться из черного джипа в белое купе – такое в одном из романов Устиновой происходило, там у героя периодически был то темный джип, то светлое, но не джип (не помню, что).