Дон Бивер Май 9th, 2007, 12:18 am
«Да я попросту не понимаю, что такое НФ. Спейсопера - НФ? Киберпанк - НФ? Кроненберговский "Сканеры", об экстрасенсах фильм - НФ? Цикл Перумова "Техномагия"? Лукьяненковская трилогия об Интернете?»
Доктор, да - деление на жанры условно. Если вампиры – это мутанты, созданные (инфицированные) в генлаборатории, то это нужно относить НФ. Если вампиры – древняя раса сверхлюдей с какими-то сверхьестественными свойствами – то в мистику или в фэнтези. Но лучше-то классификации никто не придумал – поэтому и издатели, и мы тут в спорах все равно вокруг этих терминов вращаемся. Спейсопера – это НФ, но кто-то недавно назвал это псевдо-научной фантастикой, и это мне нравится больше. Киберпанк – НФ.
«На мой вопрос, какое отношение к НФ имеют Стругацкие, например, его "Миллиард лет до конца света", на который вы, между прочим, ссылаетесь. Именно ваша сентенция о фантастах и науке вызвала у меня желание побрызгать слюной в старческом брюзжании. Именно фраза "Нет новой НФ. Говорят – из-за того, что наука стала слишком сложна для фантастов. А, может, фантасты слишком поглупели для науки?" Читается мной так, что вам наука, то есть ракеты и кварки, дороже людей. Если я ошибся, поправьте. Только уж правьте аргументировано, пожалуйста.»
В вопросе жанров часто царит вкусовщина. Но я лично "Миллиард лет до конца света" железно отношу к научной фантастике. Да, герои-учёные столкнулись с невиданной могучей силой, которая бьёт их как кувалда – комаров. Отставим в сторону главную идею (которая, как известно, была навеяна столкновением Стругацких и КГБ) и рассмотрим антураж и детали, без которых цена любому произведению – дерьмо (с) Стругацкие. Антураж – описание работа физика-астронома, биолога-экспериментатора и математика (ещё был инженер и востоковед) – сделан превосходно, научно-реалистично. Кроме вот этого, действительно непонятного до мистичности, квантового поля рыжих карликов и зеленых красавиц – все остальное абсолютно реалистично, нет никаких сверхъестественных сил, которые бы позволили отнести это к мистике. Да и это поле – Вечеровский собрался с ним разбираться именно методами науки, как с природным феноменом, это было последней высказанной авторской позицией, и это позволяет нам классифицировать это произведение как научную фантастику. Конечно, оно как литературное произведение – о людях, как они ведут себя под невыносимым давлением внешних обстоятельств, это первично, но речь о вторичном – о жанре. И для того, чтобы написать вещь в жанре научной фантастики, нужно не только придумать человеческий конфликт (первично), но и уметь воссоздать вокруг вторичный, но важный научно-реалистический антураж (Марс, Венера, космический корапь, матрица, генноинженерный автоклав). При этом научная фантастика, описывая реалистические ситуации, служит и источником познавательной информации – часто искаженной, зато высказанной в увлекательном стиле. И эта научная антуражность и реалистичность сейчас оказывается (по мнениям высказанным в печати и критиками) для многих неподъёмным трудом. Вот что я имел в виду своим высказыванием. Подтверждение тому, что я считаю что в НФ «люди важнее ракет»: в моей книге главный конфликт – человеческий: подросток-маугли попадает в мир людей. Повествование вращается вокруг адаптации подростка к новому миру, вокруг конфликтов, которые вокруг себя вызывает эдакий «жук в муравейнике». Если бы моя героиня решала свои проблемы с помощью могучего амулета, то это было бы фэнтези, но действие происходит на Луне, героиня справляется с ситуациями, в первую очередь, с помощью своего интеллекта и мужества. Поэтому – это НФ предельной твердости. (Кстати – мои герои летают на ракетах, но в будущем это обыденное дело, как ныне такси или самолет, и ни разу я не сказал, на каком «гамма-мю-анамезоне» летают эти ракеты и как они устроены в деталях... какая разница?)
По рукам, Доктор, насчет жанров?
«Лев Николаевич Толстой сказал, что пошлость - это банальность.» Классики – они такие, они много себе позволяют. Но нам, рядовым литературы, нужно быть точнее:
«Банальный – лишенный оригинальности, избитый.»
«Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.»
Нет, все-таки замечательный старичок – Ожегов! Дружите с ним, ребята.
«Длинный рассказ о хиппи и [s]гомосеках[/s] постмодернизме я не понял.»
Тут был намек на Ильфа и Петрова. В словаре Эллочки Людоедки было 33 слова, зато её очень культурная подруга Фима Собак (?) владела таким богатым словом, как «гомосексуализм».
Модернизм (здесь и далее я не специалист и излагаю по интуитивному ощущению) – это когда на смену классикам (по стилю) – Толстой-Чехов-Бунин - пришла волна модернистов, ниспровергателей старых литературных норм, - Джойс, Кафка, да и Воннегут, наверное.
Постмодернизм – это современное и очень расплывчатое течение, когда уже все модерновые приемы были перепробованы, но не к классицизму же возвращаться! и литераторы устремились в книги-аллюзии и ассоциации, когда текст беспрерывно отправляет читателя к известным книгам классиков и модернистов, когда перебирает, и передирает, и комбинирует уже известные приемы. Пример – «Нефритовые четки» написаны в постмодернистском стиле – многие новеллы отсылают к известному произведению. И постмодернисты же устремились к окончательному развенчанию старых норм и догм – вот вам Сорокин с «Голубым салом». Сейчас некий кризис настал, насколько я могу судить по прочитанному, в том числе у своего знакомого критка и писателя – Дмитрия Бавильского. Уничтожили всё и вся – с одной стороны, сто раз уже поиспользовали все накопленное – с другой (Шишкин «Венерин волос» писал как постмодернист – выдирая и цитируя куски чужих текстов без указания источников). Прочитал где-то: литературная башня пуста! Что дальше? И возникает потихоньку у людей мысль: что пора поворачиваться к человеку и к вечным ценностям, которые, конечно, существуют – людей убивать нельзя, детей обижать нельзя, лишать любого человека шанса на счастье – нельзя. Пафосно? Да. Я полагаю, что нашему времени (и литературе) не хватает хорошего пафоса, не хватает смелости встать под флаг старых и добрых истин, что нужно сеять разумное, доброе, вечное.
Вы не согласны, Доктор? Тут я с Вами спорить не буду – это не жанры, которые являются терминологическим понятием, это личные позиции, которые у всех разные. Вы узнали мою – может, подумаете над ней. Вашу я знаю и тоже думаю над ней. А почему я решил, что могу быть воспитателем? Ниже я поясню свою позицию насчет воспитания.
«...несколько на меня злитесь».
Ребята, я вам всем совершенно честно скажу – ни на кого здесь я не злюсь и не обижаюсь. Митингую, саркастирую, язвлю, впадаю в азарт – это есть. Но большинство присутствующих мне годятся если не в сыновья, то в студенты – поэтому я не могу на них злиться и обижаться. Да и отходчив от пыла – если кто из обиженных согласен снова нормально общаться – всегда готов. Ну и вы постарайтесь не дуться на мои выпады – в целом я считаю, что здесь собралось исключительно достойное и умное общество, которое делает дело огромной важности – думает о книгах, размышляет о культуре – пусть даже в частом разрезе «как мне издаться?» - но все равно местный форум представляет собой незаурядное явление в писательской и культурной жизни. И я пытаюсь внести в него свой вклад. Не надо меня любить, но я – ей богу! полезный. Как хинин или касторка.
«Человек, который механизмом воспитывающего воздействия искусства видит проекцию, прекрасно разбирается в теме? Гм, гм... Дон Бивер, вы хотя бы учебник по педагогической психологии или педагогике читали?»
«рвется воспитывать без всякой теоретической подготовки человек глупый и безответственный.»
Васёк!
В университетском курсе у меня была педагогика и психология, сдал я их на отлично – небось, не бином Ньютона! – и в дипломе у меня написано квалификация «преподаватель». Судя по всему, лет десять назад вы еще сидели на студенческой скамье, а я как раз лет десять назад профессорствовал в паре вузов. Эх, с удовольствием вспоминаю эти полтора года – в конце старенький ректор предложил стать проректором, сейчас бы уже стал ректором – юг, море, дегустационный зал, девушки на набережной. Что ещё надо человеку? Эх, отказался, упустил нафаня свое счастье... Кхм... Так, короче, присаживайтесь студент Трубачёв, будем разбираться, что Вы тут написали.
«Меня всегда настораживали граждане, рвущиеся поучать и воспитывать. Как правило, за этим неуемным желанием стоит кривобоко развитая личность. Маленький человечек с большими аппетитами, которому жизнь регулярно дает по шапке. Самый обычный компенсаторный механизм, короче.»
Трубачев! Это странный взгляд. Как мы смогли тогда выйти из пещер и как-то продвинуться по пути прогресса, если в педагоги рвались исключительно кривобокие личности? А пассионарность, а одержимость альтруизмом? Незачет по психологии. Ах, Вы имели в виду конкретно меня. Тем более незачет. Ошиблись с головы до ног.
Упорствуете? Говорите, что знаете все механизмы воспитания – проекции, обратной проекции и самоотождествления? – лучше, чем студент Охотник? Эхе-хе, молодой человек. Проекция – понятие старое, не психологи его придумали. Когда речь идет о проецировании художественного, литературного образа читателем на самого себя, то совершенно понятно, о чем идет речь. Вы настаиваете, что знаете более точно терминологию? Возможно, но самого главное Вы в теории воспитания не поняли, чего понял студент Охотник. Незачёт, оставляю Вас на осень. Теперь садитесь и внимательно слушайте. Да и всем полезно.
Воспитание – это воздействие на личность. Оно может быть положительным или отрицательным, а то и сомнительным, но бесспорно одно: ВОСПИТЫВАЕТ ВСЁ.
1. Мусор на тротуаре.
2. Улыбка встречного.
3. Оплеуха.
4. Красивый пейзаж.
5. Уничтоженный красивый пейзаж. Ах, как больно!
6. Случайно услышанное бранное слово.
7. Полоска света под дверью отцовского кабинета.
8. Вонючий общественный туалет.
9. Путешествия.
10. Косо сколоченная занозистая табуретка.
11. Собчак в телевизоре. Восхищает ли, раздражает ли.
12. Инопланетяне – даже если их вообще нет - ведь мы о них говорим и думаем.
13. Гигантский воспитательный потенциал у любого элемента культуры – картин, книг, фильмов, барби, комиксов.
14. Заголовки газет, рекламные лозунги («Ты – достойна!»), названия детских книг («Мафия забивает стрелку»!).
15. Драка на танцплощадке (Стругацкий приравнивал её воспитательное значение к десяти книжкам).
16. Прочитанная книга может изменить жизнь.
17. Неразрезанная книга на домашней книжной полке тоже воспитывает.
18. Купите букет красных роз весной – идите по улице и каждой встречной женщине дарите по розе. Без шуток и выцыганивания телефонов, просто дарите: «Это – вам!» Вы оставите за собой воспитательную волну, просто ЦУНАМИ!
19. Идите по улице без роз, с обычной хмурой мордой. Вы этим воспитываете, являя собой элемент хмуромордой среды.
20. Человек, который говорит: «Друзья, спасем мир!» воспитывает.
21. Человек, который говорит: «Лохи, ничего вы не спасете!» тоже воспитывает.
22. Не воспитывает никого только робинзон, родившийся на необитаемом острове и там же умерший, и про существование которого никто не узнал. Если о Робинзоне, который преодолел все трудности и выжил на необитаемом острове, написали книгу – он становится воспитателем, да ещё каким!
23. Звездное небо воспитывает с поразительной силой. На Иммануила Канта оно произвело могучее впечатление на всю жизнь. Кстати, Кант был не только философом, но и гениальным астрономом, который намного опережал Лапласа и других западно-европейских ученых. Абсолютно великолепное мышление! Но его труды были малоизвестны и не оказали существенного влияния на развитие науки. Сообщив вам этот факт, я совершил воспитательное воздействие на вашу личность. Вы уже не тот, кем были минуту назад. Поздравляю. Сочувствую. Выслушав ваши отклики на этот пост и даже не согласившись с ними, я тоже изменюсь. Вы на меня повлияли и воспитали.
Судить и рядить, кто достоин воспитывать, а у кого нет на это диплома бессмысленно – каждый из нас уже воспитатель. Вы полагаете, что просто рассказываете читателю веселые истории, просто описываете своё состояние и вовсе не хотите быть воспитателем? Да кто вас спрашивает – хотите вы или нет. Одну фразу написали, размножилась она в типографии, стала частью среды, оказала воздействие на тысячи людей. Не оказала никакого воздействия по причине банальности? Все равно оказала – заняла место свежей фразы, обеднила среду. Если вы не понимаете воспитательной роли литературы, то это означает, что вы просто неправильно понимаете, что такое воспитание. Но это не снимает с вас ответственности воспитателя. Сознательно не хотите воспитывать? Тогда желаю вам всегда обедать в столовой или ресторане, где повар готовит еду в бессознательном, сомнамбулическом состоянии.
Начали с чего – сериальность поможет пробиться к читателю. Вот совет и рецепт. Правильно. Хорошо.
Возражение последовало: сериальность вредит шедеврам, а также сверхзадаче литературы и её воспитательной роли. Тоже верно.
Тут нужно быть гибким реалистом. Я лично не призываю всех бросить свои сериальные книги и ваять нетленку в стол.
Пользуйтесь советами Кэролайн, пробивайтесь к читателю, стремитесь к тиражам. «Продакт-плейсмент»? Ну что же - Голливуд и кино на этом живет.
Но! Делайте всё, что вы можете в своем нынешнем положении, чтобы в мире стало больше света (Доктор, мне понравилось Ваше выражение). Такими сериалами как Шерлок Холмс и Ниро Вульф можно гордиться – психологизм, интеллект, масса интересной информации. Амрит пишет очень достойный детский сериал. А цикл Стругацких о Полдне – с точки зрения современных издателей – это тоже сериал. И какой великолепный!
Донцова пишет бесконечные сериалы. Посмотрите – в каждой книжке есть микроскопические «культурные» элементы – то сноску поместит, кто такой Аристотель, то ещё какой отсыл к мировой культуре сделает.
Даже это дело. Капля камень точит.
Уф, устал клацать, пойду на волю. Удачи всем.