Страница 1 из 14

О конструктивной критике

СообщениеДобавлено: Май 14th, 2007, 2:10 pm
lit-jack
Что есть конструктивная критика? Нет, это не только когда «хамят, а на душе приятно». Не в этом суть. Справедливый критик всегда конструктивен, он пытается указать партнеру/автору/оппоненту на его ошибки и предложить ВМЕСТЕ с ними справиться (конечно, не в открытой форме, чтобы критика не считали подлизой).
Я считаю, что каждый писатель должен быть критиком (разумеется, справедливым). Во-первых, критика чужих произведений учит нас самокритике, во-вторых, развивает объективность взгляда. Это две главные причины того, чтобы писатель критиковал других пишущих людей, но критиковал справедливо!
Любая критика ядовита, и яд этот опасен, что бы не говорили. Главной целью критика (в частности – литературного) должно стать разбавление этого яда конструктивным разбором. Даже «промывать косточки» нужно с умом.

Ниже я не только выделяю основные принципы конструктивной литературной критики, но и привожу соответствующие примеры. На них я наглядно попытаюсь показать, как надо и как не надо критиковать.

Итак, поехали:
1. Не обвиняйте автора ни в чем, смените гнев на милость (или снисходительность). Выражайтесь конструктивно, в доброжелательной манере.
Злобный критик: «Если бы автор как следует поработал над своим стилем, возможно, рассказ был бы менее ужасным. А так – слишком много ляпов».
Справедливый критик: «Автору стоит заострить внимание на стиле, которым написан рассказ, так как проскакивают распространенные ошибки. И это вполне нормально. На ошибках учатся. Возможно, после некоторой правки, рассказ станет более интересным».

2. Избегайте аргументов типа: «А вам уже не раз говорили!». Не нужно пытаться сравнять автора с землей.
Злобный критик: «Самое интересное, что автору уже не раз указывали на эту ошибку, он же пренебрежительно воротит нос, мол, я – творец, и мне решать. Вот и получаются после такие “опусы”».
Справедливый критик: ---

3. Стремитесь понять точку зрения автора, его аргументацию; проявите к нему сочувствие.
Злобный критик: «Автору, в первую очередь, нужно подучить русский язык в рамках школьного курса, а уже потом браться за перо, если это вообще возможно».
Справедливый критик: «Я понимаю желание автора изложить свои мысли именно в такой форме, пренебрегая элементарной грамматикой. Но, к сожалению, написанное отталкивает своей излишней неординарностью. Хотя, кто знает, может через несколько лет этот рассказ, написанный «не по канонам», человечество признает гениальным творением».

4. Нельзя навязывать автору свое мнение (критику, отношение, оценку).
Злобный критик: «И если автор не прислушается к изложенным выше советам, он никогда не созреет, как писатель и превратится в конченого графомана».
Справедливый критик: «Я бы, на месте автора, больше не прибегал к данному приему, ибо читатели этого попросту не оценят. Но автор на то и автор, чтобы действовать согласно своим предубеждениям. Если у него получится написать нечто интересное в той же манере, я не буду против и даже похвалю его за проделанную работу».

5. Сначала похвалите, потом в ненавязчивой форме укажите на ошибки.
Злобный критик: «Затронутая тема настолько изжила себя, что сказать хорошее слово в адрес автора язык не поворачивается».
Справедливый критик: «Автор ценит время читателя, выражая свои мысли лаконично и доступно. Но тема рассказа далеко не нова и испробована многими писателями, поэтому советую автору найти нечто свое, уникальное, то, о чем никто и никогда не писал».

6. Не давите на психику, предлагайте варианты выхода из сложной ситуации.
Злобный критик: «Автор понимает, что не может написать так, чтобы читателю было интересно. Зачем эти безуспешные попытки, раз ему не удается (и вряд ли уже удастся) схватить быка за рога?».
Справедливый критик: «Автору придется сложно, если он захочет и дальше работать в данном направлении. Но один добрый совет я дать могу…»

7. Признавайтесь автору, что сами когда-то делали такие же ошибки (то есть, к критике прилагайте и самокритику).
Злобный критик: ---
Справедливый критик: «Я понимаю автора, так как сам до недавнего времени делал эту же ошибку. Но, поняв, в чем дело, я решил исправить эту оплошность. С тех пор мои рассказы читаются лучше, и отзывы на них тоже весьма удовлетворительные».

Конечно, стать Абсолютно Справедливым Критиком сложно, но этого и не требуется. Просто нужно относиться к объекту критики добродушно, понимать, что он тоже человек, и тоже талантлив (если не в писательстве, то в чем-то другом).
Жду ваших мнений на этот счет.

СообщениеДобавлено: Май 14th, 2007, 2:35 pm
Морлок
- Вам шашечки - или ехать? ;-)

Если предлагаемая вам критика вам неудобна - зачем вообще нарываться на критику? Тем более, в Интернете, где почти все анонимно. Одно дело - получить нелицеприятную критику от близких друзей, что весьма обидно. Другое дело - от "каких-то придурков" из Интернета, которых вы и в глаза не видели и вообще не знаете. На анонимную критику из Инета обижаются... ну разве что подростки, у которых в переходном периоде ярко выражен максимализм, а также желание самоутвердиться в любой форме. Они-то и вспыхивают по любому поводу, и "на слабо" поймать их легче простого.

А вот выудить из анонимой критики свежий взгляд, и понять свои недочеты - это уже признак "не мальчика, но мужа".

Ребята, относитесь к критике конструктивно, и по существу. Творческий человек должен отделять эмоции от реалий. Выработайте в себе бегемотову кожу для общения в Инете. В Инете каждый придурок может обгадить все и вся - так что - обижаться по каждому поводу?

Re: О конструктивной критике

СообщениеДобавлено: Май 14th, 2007, 2:38 pm
Kropa
lit-jack, вот мы по этому поводу до вашего появления толковище разводили - http://www1.forum.eksmo.ru/viewtopic.ph ... b0cdaadaab
Посмотрите, есть любопытные посты (хотя и не без флуда).

Что касается вашей позиции, то она понятна, конечно, но касается больше формы высказываний, а не сути. А конструктив все-таки - не тон высказывания, а мысли, в нем содержащиеся.

СообщениеДобавлено: Май 14th, 2007, 2:40 pm
просто мария
Мне кажется, нужно добавить и еще три правила:
1. "Критикуйте само произведение - а не отзывы предыдущих критиков!"
Потому что порой в "Пробе" попадаются фразы вроде: "Все эти дилетанты, которые вас хвалят, ни гроша не стоят! Вот я - я единственный, честный, тот, кто правду-матку режет - меня и слушайте!" или наоборот "А чего вы все на человека набросились?! Да, он плохо пишет - но это же не причина, чтобы так "опускать" - он ведь старался!"

2. Когда цель "критика" - прежде всего "себя показать" и продемонстрировать свое остроумие или свою "крутость" - это не есть критика.

3. Критикуйте конкретное произведение, а не его автора (его возраст, биографию, предыдущие произведения, высказанное им на другом форуме мнение и т.д.)

СообщениеДобавлено: Май 14th, 2007, 5:22 pm
Talita
1) Если человек выставляет своё творчество напоказ, он ему, как бы это сказать, уже не хозяин. То есть, он должен быть готов к тому, что произведение может быть воспринято разным образом и получить разные отзывы.
2) иногда жёсткость необходимо. Когда я была в возрасте 14-15 лет, то периодически чего-то начитывала в союзе писателей, и на меня сыпались все возможные шишки. Сначала было жутко обидно и хотелось всё забросить, но потом именно жёсткость высказываний мне помогала взять себя в руки и попытаться написать иначе. А если бы критиковали мягко, я бы подумала, что "ваяю" вполне сносно и осталась бы на том же уровне.
3) Имхо, тем, кто ломается после первого резкого высказывания в адрес своего опуса, вообще не стоит заниматься писательством.

СообщениеДобавлено: Май 14th, 2007, 8:42 pm
Вячеслав
Теперь я знаю что такое критика. Пошел тренироваться, а то у меня не все конструктивно.

просто мария
2. Когда цель "критика" - прежде всего "себя показать" и продемонстрировать свое остроумие или свою "крутость" - это не есть критика.
[b]
[/b]

В таких случаях больше показывают свою тупость.

СообщениеДобавлено: Май 14th, 2007, 9:30 pm
Baratepkin
Конечно, стать Абсолютно Справедливым Критиком сложно, но этого и не требуется. Просто нужно относиться к объекту критики добродушно, понимать, что он тоже человек, и тоже талантлив (если не в писательстве, то в чем-то другом).


:lol: :lol: :lol:

а если конструктивно... то присоединюсь к Морлоку...

как там сейчас модно выражать согласие? +1 что ли? ну ладно... плюс один, так плюс один... :?

СообщениеДобавлено: Май 16th, 2007, 10:14 am
Исолемент
По-моему, по этому поводу вполне полно отписалась Маша Стрельцова
http://www1.forum.eksmo.ru/viewtopic.php?t=3051 :?
В любом случае нужно помнить, что, прийдя на этот форум, вы как раз и хотели критики и странно было бы думать, что к вам отношение будет каким-то иным, чем к другим начинающим писателям. Следовательно, все мы знали, на что шли. А критика, особенно разгромная, должна подстегнуть писателя к тому, чтобы писать так, чтобы потм не к чему было придраться - мы ведь все здесь друг другу добра желаем и скорейшего издания :wink:

СообщениеДобавлено: Май 20th, 2007, 11:38 pm
lasha2
Настоящий и (извините за каламбур) стоящий критик, всегда укажет на ошибки, а вот отклики типа: Фи, или ерунда, так это любой может написать. Мы учимся на ошибках указаных со стороны, если о них никто не станет говорить, то вдохновение пропадет 8)

СообщениеДобавлено: Июнь 7th, 2007, 2:02 pm
Anastasiyatat
Супер-статья :wink:

СообщениеДобавлено: Июнь 7th, 2007, 3:22 pm
Морлок
Статья Злобного Ыха - Конкурсанту - http://zhurnal.lib.ru/z/zlobnyj_y/contestants.shtml

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 11:37 am
Тимофей Каэс
Весело - раньше не обращал на эту тему внимания. :)
Такие высказывания, как "Мне нравится - Мне не нравится" и им подобные - это флуд. Ваше ОТНОШЕНИЕ никого не волнует, в отличие от МНЕНИЯ. А многие за эти слова отправят вас куда подальше. Во всяком случае за второй вариант точно. В конце концов, со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
Вопрос в том, а вам-то самим это нужно? Для чего вы пишете эти слова? С какой целью? Чего вы добиваетесь? И добьётесь ли, если их произнесёте?

А если говорите, стоит ли удивляться, что на вас самих начинаются нападки?
Мол, если вы действительно такие умные, что всё знаете, а автор - дилетант, можно об него ноги вытирать или играть, как с домашней живностью - то почему сразу переходите глухую оборону после его реакции? Вы напали, а на контратаку не рассчитывали?
Открою вам маленький секрет: тот, на кого вы нападаете, тоже человек. И он будет защищаться от вас и ваших нападок.
Ей-богу, мне так весело было, когда люди толком ничего сказать-то не могли в своё оправдание, а только начинали на меня злиться.

Если вы не хотите, чтобы люди, которые сюда приходят, так делали, то сначала прочтите, а потом подумайте: а что хотел сказать автор? Добился ли он этого? Вам это интересно читать? Если не интересно, то почему? С чем автор не справился? Как это можно исправить?
Как вы будете выражать эти мысли - дело ваше. Ваша задача - показать, что вы умный и понимающий человек. Для этого ответьте на вопрос: а чего стоит то, что вы хотите сказать?

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 12:28 pm
Vlad
Ибо сказано: любое произведение судить надобно по тем законам, по которым оно создано. НЕ попытавшись сие понять, возможно лишь скользнуть по поверхности приведливым взглядом и найти поводы для мелочных придирок.
Но сами авторы слишком часто уподобляются людям, творящим полнейшее и беспредельное беззаконие. Уголовный кодекс надо чтить! Обеим сторонам процесса и господам присяжным заседателям.

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 1:29 pm
Тимофей Каэс
Vlad, вы, кажется, не поняли меня. В чужой монастырь не ходят со своим уставом. Но в то же время и монахи права не имеют никакого ругать этот устав. Судить-то можно по любым законам и даже просто по понятиям.
А вот понять...
Понять человека - это гораздо сложнее, чем осудить его или то, что он сделал.
Не будь у человека на то каких-то особых причин, он никогда не признает себя в чём-либо виноватым. Найдёт себе оправдание, если его прижмут-таки к стенке.

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 1:31 pm
Каллипсо
Меня со школы выбивали из душевого равновесия слова "что хотел сказать автор" или "автор имел в виду..."
Может и имел, может и хотел, но я-то вижу по-своему. И не факт, что тот, кто берется интерпретировать слова автора, правильно их понял.
У каждого своя картина мира, до невозможности субъективная, и в этом нет ничего плохого.
Теперь касаемо авторов. Автор сказал. Все. Точка. Есть слова, предложения, рассказ или роман, есть то, что написано. И если никто не понимает чего же такого Автор имел в виду - минус прежде всего ему, а не читателям.
Хочет сказать тот, кто думает. Тот кто написал уже сказал, значит, непременно найдуться те, кто со сказанным не согласен, или думает иначе, или видит иначе. Любая критика - вещь частная, тиак же как и авторский взгляд на свое произведение. Ему в конечном итоге решать - приемлимо или нет.
А вообще меня куда-то не туда повело.

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 1:43 pm
Тимофей Каэс
Каллипсо, вы на правильном пути. Из этого можно сформулировать самый главный вопрос для критика: а что, по вашему мнению, хотел сказать автор?
Автор сказал. Да, сказал. Но есть ещё и то, что он подразумевал. А вот это дано понять не каждому.
Насчёт того, кто думает: хочет сказать - не значит, что думает.
Человек свободен тогда, когда его мысли подчинены его целям. Вот тогда он думает.
Если же мысли бродят туда-сюда, то человек становится их рабом. В этом случае ЕГО думают.

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 2:08 pm
Каллипсо
Тимофей Каэс, в таком случае меня думают, поскольку мысли мои сами по себе, а цели... ну есть какие-то, малые и большие, близкие и далекие, но думать лишь о них... скучно. Да и зачем

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 2:28 pm
Azaza
Автор сказал. Все. Точка.

+1000
а что, по вашему мнению, хотел сказать автор?

Ровно то, что сказал. Но понял каждый по-своему, и тут опять же права Каллипсо:
У каждого своя картина мира, до невозможности субъективная

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 2:44 pm
Тимофей Каэс
Каллипсо, приходят идеи - это хорошо :idea: . Без них мы не были бы людьми. Контролировать ХОД своих мыслей невозможно.
Но возможно направить их ХОД в нужное русло, задавая себе цель, которой хочется во что бы то ни стало достигнуть. Лучше её записать на бумаге, как будто уже её осуществил. А лучше сразу пятьдесят целей или две сотни.
Вот, допустим, так: 9 марта 2018 года я, Тимофей Каэс, известен как писатель всему миру! И спокойно пью апельсиновый сок у себя в особняке, кушаю торт с тридцатью двумя свечками. :D

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 4:46 pm
Каллипсо
Тимофей Каэс, бойтесь своих желаний, они имеют обыкновение осуществляться... это не я сказала, просто к месту и разговору фраза

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 4:48 pm
Toraton
Тимофей Каэс писал(а):кушаю торт с тридцатью двумя свечками. :D

Кушать свечки! :D Неужели через 10 лет это будет модно?

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 6:20 pm
OhotNIK
Каллипсо писал(а):Меня со школы выбивали из душевого равновесия слова "что хотел сказать автор" или "автор имел в виду..."
Может и имел, может и хотел, но я-то вижу по-своему. И не факт, что тот, кто берется интерпретировать слова автора, правильно их понял.


Прошу пардону, но это полная ерунда. С таким убеждением можно утверждать, что китайские иероглифы ни черта не означают, а представляют собой просто абстрактные картинки. Так вот-с, говоря прозаичнее, если вы чего-то не постигаете в иероглифах, значит, просто не знаете китайской грамоты. Если я учился режиссуре, то вижу, что хотел сказать автор, дословно. Понимаете? Если автор написал "А", но вы прочли это, как "Б", то проблема в вас, а не в авторе. Возможно, вы читаете не на том языке. Или вверх ногами.

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 6:57 pm
Azaza
Если автор написал "А", но вы прочли это, как "Б", то проблема в вас, а не в авторе.

Странный поворот, однако. Я прочитала "А", а вот имел ли в виду автор "А" или "Б"? Мне все-таки думается, что задача автора написать "А" таким образом, чтобы читатель, держащий книгу не вверх ногами, не задом наперед, и довольно уверенно разбирающийся в буковках, прочитал именно "А", а не какое-нибудь "З" или "Ы". Этак, простите, каждый автор может придумать свой автономный алфавит, а дураком будет выглядеть читатель? Автор должен изложить свою мысль так, чтобы она была понятна не только ему. Иначе у него в голове одна история, а читатель читает совершенно другую.

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 7:19 pm
Каллипсо
OhotNIK,
Если я учился режиссуре, то вижу, что хотел сказать автор, дословно.
- рада за вас.
Касаемо иероглифов - довольно однозначное толкование, тогда как характер, действия, мотивация поступков, само соотношение этих поступков с моралью оставляют простор для размышления.
И когда я сажусь писать, то не ставлю себе целью символом белого паруса выразить одиночество в мире. Или еще что-либо в этом же духе.

СообщениеДобавлено: Март 25th, 2008, 7:23 pm
OhotNIK
С этим никто не спорит. Но прочтите внимательно цитату оппонента. В школе человеку преподают основы, а его это бесит. Он априори уверен, что никто, кроме автора, не может определить, что написано.

Разумеется, автор должен владеть языком, а не просто знать алфавит. Это определяет его читательскую аудиторию. И чем читатель ниже по уровню культуры, тем меньше он поймет из произведения. Скажем, вот недавний фильм "Астерикс на Олимпийских играх". Подавляющая аудитория этой киношки - молодежь тинэйджерского возраста. А теперь прикинем, сколько процентов этой аудитории поняли поняли авторские постмодернистские посылы из уст того же Цезаря-Делона: "Цезарь ничего не должен Рокко и его братьям", "Двум леопардам не место в одной зале" и пр. Для подавляющего большинства тинэйджеров эти фразы - пустой звук, ибо мало кто из них смотрел фильмы Лукино Висконти. И мало кто из них просек параллель между стареющим Цезарем и царственно-самоироничным Делоном, таким же стареющим Цезарем мира классического кино, место которого настойчиво пытается занять бестолковый и бесталанный выскочка. Вот вам пример. Автор заложил. А часть зрителей благополучно пропустила за неумением смотреть.