Объявления

Писатель должен писать.
(с)Илья Ильф и Евгений Петров


Журнальный вариант или Как сократить текст

Научить человека писать - невозможно, однако повысить квалификацию - нужно! Серия обучающих тем для литераторов.
Внимание: те, кто желает поделиться мастерством и провести Мастер-класс - обратитесь к модератору.

Модераторы: Doctor Lloyd, Исолемент

Журнальный вариант или Как сократить текст

Сообщение просто мария Август 16th, 2007, 3:43 pm

Порой форумчане спрашивают: как сократить текст - на конкурс в размер не влезает, или там редактор требует убрать, чтобы в формат серии "легло". И обратные проблемы возникают: нужно расширить уже имеющуюся вещь - а сюжет, в общем-то, уже закончен - что делать?

Маленькое отступление "по теме": в свое время - мало кто это сейчас помнит - фантастику и детективы в СССР почти не издавали. И если и удавалось прочитать что-то интересное - то зачастую в журнале вроде "Смены" или "Знание-сила" - "с продолжением".
Подруга моей бабушки работала в газетном киоске и собирала такие журналы - а потом давала почитать их в виде подшивки, так что можно было читать весь роман сразу.
Там были и Чейз, и Агата Кристи, и Стругацкие, и Абрамовы... много разных
авторов, словом. И все это были "журнальные варианты " романов - то есть сокращенные примерно на четверть.
А поскольку память у меня хорошая, то потом, когда мне удавалось достать тот же роман в книге, я читала и машинально отмечала: "Ага, а вот этой фразы раньше не было... и этой!"
То есть еще с тех самых пор, со времен моей молодости, когда я и не предполагала, что вообще когда-нибудь сама писать начну, я примерно представляла себе, что и как нужно сокращать, чтобы и объем убрать, и роман не испортить.

И вот недавно мне этот опыт пригодился - когда зашла речь о том, чтобы в журнале опубликовать один и моих романов. Точнее - пока что первую его часть, сюжетно законченную. Объем ее был почти 8 а.л. - в журнале требования жесткие: максимум 6 а.л., не больше.
И пришлось мне делать из моего романа "журнальный вариант" - сообразуясь с теми самым принципами, которые в свое время поняла.

Сейчас я выложу оба варианта: "полный" и "журнальный" - первой главы, чтобы вы могли сравнить - и потом попытаюсь объяснить примерно, что и как я сокращала. По утверждениям моих бета-ридеров, разницы они "навскидку" не заметили, хотя второй вариант по сравнению с первым сокращен чуть ли не на 20 процентов.

Полный вариант:

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Неширокую асфальтовую дорожку, проходившую вокруг парка, все называли просто "кольцом". Длина ее была чуть больше мили, что очень устраивало тех, кто взял себе за правило пробегать каждое утро определенное расстояние. Им можно было не задумываться о счете: одно кольцо - одна миля, два кольца - две... и так далее.
Как и на любой транспортной магистрали, здесь существовали свои правила: бежать было принято по часовой стрелке, а обгонять - непременно справа - и свои часы пик. Где-то часов в шесть утра, когда еще еле-еле начинало светать, на дорожку выходили первые любители бега. За ними - собачники, стремившиеся побыстрее добраться одного из входов в парк и отпустить, наконец, своих любимцев, то и дело норовивших погнаться за соблазнительно проносившимися мимо фигурами в спортивных костюмах. Часам к восьми бегунов становилось меньше - зато приходил черед студентов находившегося за парком колледжа. Некоторые из них неслись по дорожке на скейтборде или роликовых коньках, не соблюдая - увы! - никаких правил и распугивая редких еще попадавшихся на пути любителей джоггинга.
Часам к одиннадцати на кольце мало кого уже можно было встретить - а потом, к обеду, все повторялось в обратном порядке...

К сожалению, у городских властей несколько лет не доходили руки до того, чтобы отремонтировать изрядно потрескавшийся по краю дорожки асфальт и сделать там хоть какой-то бордюр. Поэтому неудивительно, что колесо инвалидной коляски, попав в выбоину, резко вильнуло и соскользнуло с дорожки. Человек, сидевший в ней, замер в неудобной позе, откинувшись влево и изо всех сил пытаясь сохранить равновесие.
Коляска застыла накренившись, того и гляди грозя опрокинуться. Сотовый телефон был закреплен справа, и любая попытка дотянуться до него неизбежно привела бы к падению.
От злости и ощущения беспомощности на глаза наворачивались слезы. Что делать? Сидеть вот так и ждать, пока Бен, удивившись, что его так долго нет, решит пойти посмотреть, что же стряслось? Если решит... Если не засмотрится на какой-нибудь дурацкий фильм...
Можно, конечно, пренебречь всем, дотянуться до телефона - и неизбежно упасть, и валяться потом в мокрой траве, как перевернутая черепаха, вызывая жалость случайных прохожих... черт бы их побрал! Или позвать на помощь кого-то из этих самых случайных прохожих.
Или попытаться все-таки выпутаться своими силами. Если еще сильнее отклониться влево... От этого движения коляска дернулась, как живая, и начала медленно и неумолимо крениться - он замер, не дыша, тщетно пытаясь восстановить равновесие, и неожиданно услышал сзади шаги.
Ну вот... уже и добрые самаритяне на подходе. Теперь можно попросить помощи - авось, не откажут несчастному калеке! А потом нужно будет улыбаться и благодарить... Эта мысль вызвала приступ невыносимой, застилающей глаза багровой пеленой, ярости.
Просить не потребовалось - человек, подбежавший сзади, с одного взгляда оценил обстановку. Толчок... голос, как не странно, женский: "Осторожно!" - и коляска, выровнявшись и прокатившись пару метров, остановилась, уже на безопасном месте.
- Сейчас, тут сбоку стопор... вот и все! - раздался тот же голос. Справа вынырнула, выпрямляясь, легкая фигурка, и встала перед ним, отряхивая руки.
И они замерли на мгновение, впервые увидев друг друга...

Первое, что она подумала: "Какой красивый мужик!" - и через секунду, вспомнив про коляску: "Как жалко..." И смутилась - она ожидала увидеть человека куда старше, а этому было едва за тридцать.
Резкое сильное костистое лицо с чуть впалыми щеками и выступающим подбородком, темные волнистые волосы - и совершенно потрясающие сине-бирюзовые глаза. Никогда в жизни она не видела ничего подобного...
В данный момент эти глаза смотрели почему-то с недовольным выражением, еще больше смутив ее.

Если бы ему предложили придумать ей имя, он назвал бы ее Джой - радость. Казалось, она вся переполнена радостью жизни и от этого ей трудно устоять на месте. Длинные ноги нетерпеливо переступали, готовясь нести их обладательницу дальше, но, судя по дружелюбной, чуть смущенной улыбке, она ждала от него каких-то слов.
А говорить ничего не хотелось - хотелось просто разглядывать ее. После тех немногих людей, которых он привык видеть каждый день, смотреть на нее было приятным разнообразием.
Волосы небрежно растрепанной пепельной шапочкой обрамляли узкое лицо с выступившими на верхней губе бисеринками пота. Тонкая и легкая, девушка тем не менее не производила впечатления хрупкости или субтильности - скорее, она напоминала молоденькую скаковую лошадку с отливающей золотистым блеском шкурой и переливающимися под ней мышцами.
Впрочем, едва ли хрупкое создание смогло бы с такой легкостью вытолкнуть из кювета его почти двести фунтов - не считая коляски...

- Это вода? - спросила девушка, кивнув на бутылку, торчащую сбоку коляски.
- А? Да, конечно... - Очнулся он от размышлений. - Как я сразу не подумал! - быстро достав из специального кармана бутылку, протянул ей. - Вот, пожалуйста!
- Плесни мне немного на руки! - попросила она, нагнулась и протянула вперед ладони, которые тщетно пыталась отряхнуть от грязи, появившейся на них при близком знакомстве с колесом коляски.
Торопясь, и сам удивляясь, почему так торопится, он отвинтил пробку и вылил на подставленные руки рассыпавшуюся веселыми брызгами струю.
- Куда, куда?! Хватит! - рассмеялась девушка и отряхнула руки. Он хотел достать платок, но она уже вытерла их об штаны и снова потянулась к бутылке.
- Можно?
Запрокинув голову и почти не касаясь губами края бутылки, девушка сделала несколько глотков, после чего, оттопырив ворот майки, плеснула немного воды и туда - на миг зажмурилась от удовольствия, встряхнула головой и вернула бутылку.
- Спасибо!
Сделала шаг назад, улыбнулась, махнула рукой - и, повернувшись к нему спиной, побежала дальше по дорожке.

Весь вечер он думал о ней, восстанавливая в памяти малейшую подробность - как она запрокинула голову... улыбнулась... и под промокшей майкой явно не было лифчика. Одернул себя: к чему все это?! - ему-то!
Впрочем, пожалуй, получается неплохое упражнение для памяти... своего рода тренировка. Почему бы и нет?!
И снова вспоминал... Дружелюбные глаза... кажется, светло-карие? Да, точно, светло-карие! И как она пила - а по шее скатилось несколько капель воды. И ямочку на щеке - когда она улыбнулась...

На следующий день он поехал на кольцо сам - без обычного, ставшего уже почти традицией получасового препирательства по поводу того, стоит или не стоит это делать; не стал привычно ссылаться на намечающийся дождь и срочную работу, которую никак нельзя отложить даже на час.
Положенную ему милю решил на сей раз проехать против часовой стрелки - в конце концов, он же не обязан подчиняться неписанным правилам, принятым любителями джоггинга! Да и приближающихся бегунов так будет лучше видно...
Дождь и правда вскоре пошел - холодный, мелкий и противный, заставивший его довольно скоро развернуться и уехать домой. В такую погоду болтаться по улице мог только законченный фанатик.

Снова Ник увидел ее только через три дня и, издали заметив приближающуюся фигурку в светлой майке, сразу, еще не видя лица, понял, что это она.
Судя по всему, девушка тоже вспомнила его - во всяком случае, кивнула и махнула рукой, собираясь пробежать мимо. И в тот момент, когда их глаза встретились, он быстро достал из кармана коляски специально приготовленную бутылочку минералки и с улыбкой помахал ею в воздухе, как бы приглашая попробовать.
Ну вот, сейчас все должно решиться... Если она отмахнется и проскочит мимо, второй попытки он делать не станет. Хотя и эта была, наверное, ни к чему...
Но девушка без колебаний свернула к нему и притормозила.
- Привет!
- Привет...
- Как дела?
- Нормально.
- Хочешь глотнуть? - он протянул бутылку.
- Пожалуй...
Она сделала несколько глотков и вернула ему остатки.
- Спасибо. Сегодня жарко.
Было не так уж жарко, но она разогрелась от бега. Щеки горели румянцем, а ноги, как и в прошлый раз, нетерпеливо переступали на месте.
- Ник.
- Что? - она непонимающе дернулась.
- Это меня так зовут. Ник Райан.
- А-а... - она улыбнулась и кивнула. - Нэнси.
Протянула руку - небольшую и неожиданно сильную и жесткую. Пожала - коротко, почти по-мужски.
- Это имя тебе не подходит...
- Почему? - удивилась девушка.
- Когда я слышу "Нэнси", то всегда представляю себе что-то такое, - он очертил в воздухе ладонями нечто круглое, - и с кудряшками.
- Тем не менее меня зовут именно так, - рассмеялась она, - и кудряшек у меня нет, - слегка взъерошила и без того растрепанные волосы.
Секундная пауза, пока он искал, что бы еще сказать - и момент был упущен. Девушка отступила на шаг.
- Ну ладно, я пойду... - прозвучало это так, словно она спрашивала у него разрешения. Ему оставалось только кивнуть.
Она отступила еще на шаг, улыбнулась - и через секунду ее уже не было рядом.
Ник не стал оборачиваться ей вслед, хотя... пожалуй, хотелось... Усмехнулся, подумав, что в былые времена он бы на такую... простенькую дважды и не взглянул. Тогда ему нравились хрупкие маленькие стервочки, которых было приятно сначала довести каким-то пустяком до истерики, а потом тут же получше утешить.
А сейчас... зачем это все?! Вот уж действительно, не хрен делать!

- Привет!
- Привет...
- Чего-то тебя вчера не было?...
- Проспала. Так снаружи мрачно и слякотно было - не хотелось из-под одеяла выбираться...
- А ты в дождь не бегаешь?
- Когда как. Вообще-то надо - но не всегда удается себя на улицу выпихнуть...

- Привет!
- Привет...
- Ты что, простудился?
- Да ну... к черту!... Хочешь кофе глотнуть? У меня термос с собой...
- Давай!

Они ни о чем не договаривались - но встречались теперь почти каждый день. Так получалось...
Короткий разговор, три-четыре фразы, иногда - пара глотков воды или стаканчик с кофе. Один раз - печенина. Как-то он предложил ей сэндвич - Нэнси отказалась, сказав, что на полный желудок тяжело бежать.
- А тебе еще далеко?
- Больше половины.
Так он узнал, что она живет за парком - наверное, в одном из двух многоквартирных домов рядом с колледжем.

- Привет!
- Привет...
- Завтра я, наверное, не приду...
- Чего так?
- К зубному надо. Ужасно не хочется...

- Привет!
- Привет...


Журнальный вариант:

Неширокую асфальтовую дорожку, проходившую вокруг парка, все называли просто "кольцом". Длина ее была чуть больше мили, что очень устраивало тех, кто привык пробегать каждое утро определенное расстояние. Им можно было не задумываться о счете: одно кольцо - одна миля, два кольца - две...
Как и на любой транспортной магистрали, здесь существовали свои правила и свои часы пик. Примерно в шесть утра, когда начинало светать, на дорожку выходили первые любители бега; за ними - собачники, стремившиеся побыстрее добраться одного из входов в парк и отпустить своих любимцев. Часам к восьми бегунов становилось меньше - зато приходил черед студентов находившегося за парком колледжа; некоторые из них неслись по дорожке на скейтборде или роликовых коньках, распугивая редких еще попадавшихся на пути любителей джоггинга.
Часам к одиннадцати на кольце мало кого уже можно было встретить - а потом, к обеду, все повторялось в обратном порядке...

К сожалению, у городских властей несколько лет не доходили руки до того, чтобы отремонтировать изрядно потрескавшийся по краю дорожки асфальт. Поэтому неудивительно, что колесо инвалидной коляски, попав в выбоину, резко вильнуло и соскользнуло с дорожки. Человек, сидевший в ней, замер в неудобной позе, откинувшись влево и изо всех сил пытаясь сохранить равновесие.
Коляска застыла накренившись; сотовый телефон был закреплен справа, и любая попытка дотянуться до него привела бы к падению.
От злости и ощущения собственной беспомощности на глаза наворачивались слезы. Что делать? Сидеть и ждать, пока Бен, удивившись, что его так долго нет, решит пойти посмотреть, что же стряслось?
Можно, конечно, пренебречь всем, дотянуться до телефона - и неизбежно упасть, и валяться потом в мокрой траве, как перевернутая черепаха, вызывая жалость случайных прохожих... черт бы их побрал! Или позвать на помощь кого-то из этих самых прохожих.
Или попытаться все-таки выпутаться своими силами. Если еще сильнее отклониться влево... От этого движения коляска дернулась, как живая, начала медленно и неумолимо крениться - и тут он неожиданно услышал сзади шаги.
Ну вот... уже и добрые самаритяне на подходе. Теперь можно попросить помощи - авось, не откажут несчастному калеке! А потом придется улыбаться и благодарить... Эта мысль вызвала приступ невыносимой, застилающей глаза багровой пеленой ярости.
Просить не потребовалось - человек, подбежавший сзади, с одного взгляда оценил обстановку. Толчок... женский голос: "Осторожно!" - и коляска, выровнявшись и прокатившись пару метров, остановилась на безопасном месте.
- Сейчас, тут сбоку стопор... все! - раздался тот же голос. Справа вынырнула, выпрямляясь, легкая фигурка, и встала перед ним, отряхивая руки.
И они замерли на мгновение, впервые увидев друг друга...

Первое, что она подумала: "Какой красивый мужик!" - и через секунду, вспомнив про коляску: "Как жалко..." И смутилась - она ожидала увидеть человека куда старше, а этому было едва за тридцать.
Волевое, резко очерченное лицо с чуть впалыми щеками и выступающим подбородком, темные волнистые волосы - и совершенно потрясающие сине-бирюзовые глаза. Никогда в жизни она не видела ничего подобного...
В данный момент эти глаза смотрели почему-то с недовольным выражением, еще больше смутив ее.

Если бы ему предложили придумать ей имя, он назвал бы ее Джой - радость. Казалось, она вся переполнена радостью жизни и от этого ей трудно устоять на месте. Длинные ноги нетерпеливо переступали, готовые нести их обладательницу дальше, но, судя по дружелюбной, чуть смущенной улыбке, девушка ждала от него каких-то слов.
А говорить ничего не хотелось - хотелось просто разглядывать ее.
Волосы небрежно растрепанной пепельной шапочкой обрамляли узкое лицо с выступившими на верхней губе бисеринками пота. Тонкая и легкая, она все же не производила впечатления хрупкости или субтильности - скорее, напоминала молоденькую скаковую лошадку с отливающей золотистым блеском шкурой и переливающимися под ней мышцами.
- Это вода? - спросила девушка, кивнув на бутылку, торчащую сбоку коляски.
- А? Да, конечно... Как я сразу не подумал! - достав бутылку, он протянул ей. - Вот, пожалуйста!
- Плесни мне немного на руки! - попросила она, нагнулась и вытянула вперед ладони.
Торопясь, и сам удивляясь, почему так торопится, он отвинтил пробку и вылил на подставленные руки рассыпавшуюся веселыми брызгами струю.
- Куда, куда?! Хватит! - рассмеялась девушка. Он хотел достать платок, но она уже вытерла ладони об штаны и снова потянулась к бутылке.
- Можно?
Запрокинув голову и почти не касаясь губами края бутылки, девушка сделала несколько глотков; оттопырив ворот майки, плеснула немного воды и туда - зажмурилась от удовольствия, встряхнула головой и вернула бутылку.
- Спасибо!
Сделала шаг назад, улыбнулась, махнула рукой - и побежала дальше по дорожке.

Весь вечер он думал о ней, восстанавливая в памяти малейшую подробность: как она запрокинула голову... улыбнулась... Одернул себя: к чему все это?! И снова вспоминал дружелюбные глаза... кажется, светло-карие? Да, точно, светло-карие! И как она пила - а по шее скатилось несколько капель воды. И ямочку на щеке - когда она улыбнулась...

Снова Ник увидел ее только через три дня. Издали заметил приближающуюся фигурку в светлой майке и сразу, еще не видя лица, понял, что это она.
Судя по всему, девушка тоже вспомнила его - кивнула и махнула рукой. И в тот момент, когда их глаза встретились, он быстро достал из кармана коляски специально приготовленную бутылочку минералки и с улыбкой качнул ею в воздухе.
Ну вот, сейчас все должно решиться... Если она отмахнется и проскочит мимо, второй попытки он делать не станет. Хотя и эта была, наверное, ни к чему...
Но девушка без колебаний свернула к нему и остановилась.
- Привет!
- Привет...
- Как дела?
- Нормально.
- Хочешь глотнуть? - он протянул бутылку.
- Пожалуй...
Она сделала несколько глотков и вернула ему остатки.
- Спасибо. Сегодня жарко.
Было не так уж жарко, но она разогрелась от бега. Щеки горели румянцем, а ноги, как и в прошлый раз, нетерпеливо переступали на месте.
- Ник.
- Что? - она непонимающе дернулась.
- Это меня так зовут. Ник Райан.
- А-а... - она улыбнулась и кивнула. - Нэнси.
Протянула руку - небольшую, но неожиданно сильную и жесткую. Пожала - коротко, почти по-мужски.
- Это имя тебе не подходит...
- Почему? - удивилась девушка.
- Когда я слышу "Нэнси", то всегда представляю себе что-то такое, - он очертил в воздухе ладонями нечто круглое, - и с кудряшками.
- Тем не менее меня зовут именно так, - рассмеялась она, - и кудряшек у меня нет, - слегка взъерошила и без того растрепанные волосы.
Секундная пауза, пока он искал, что бы еще сказать - и момент был упущен. Девушка отступила на шаг.
- Ладно, я пойду... - прозвучало это так, словно она спрашивала у него разрешения. Отступила еще на шаг, улыбнулась - и через секунду ее уже не было рядом.
Ник не стал оборачиваться ей вслед, хотя, пожалуй, хотелось. Усмехнулся, подумав, что в былые времена он бы на такую... простенькую дважды и не взглянул - тогда ему нравились хрупкие маленькие стервочки, которых было приятно сначала довести каким-то пустяком до истерики, а потом получше утешить.
А сейчас... зачем это все?!

- Привет!
- Привет...
- Чего-то тебя вчера не было?
- Проспала. Снаружи мрачно и слякотно было - не хотелось из-под одеяла выбираться.
- А ты в дождь не бегаешь?
- Когда как. Вообще-то надо - но не всегда удается себя на улицу выпихнуть...

- Привет!
- Привет... Хочешь кофе глотнуть? У меня термос с собой.
- Давай!

Они ни о чем не договаривались - но встречались почти каждый день. Так получалось...
Короткий разговор, три-четыре фразы, иногда - пара глотков воды или стаканчик с кофе. Как-то он предложил ей сэндвич - Нэнси отказалась, сказав, что на полный желудок тяжело бежать.
- А тебе еще далеко?
- Больше половины.
Так Ник узнал, что она живет за парком, в одном из двух больших домов рядом с колледжем.


Второй вариант - примерно на 20 процентов короче первого, при этом остались на месте все эпизоды и все сюжетные линии.
А теперь - и запомненнные мною, и выработанные в процессе работы принципы - возможно, они кому-нибудь пригодятся.

1. Работать только с малыми "единицами текста" - предложением, абзацем - не пытаться перелопатить весь текст. Сократили абзац - переходим к следующему. Не удалось сократить - значит, не удалось, трагедию из этого не делаем, идем дальше. Работа это ювелирная - буквально по слову, по обороту, тут и там.
2. Менее всего стоит сокращать диалоги - за исключением тех, которые ничего не дают сюжету и служат лишь для "настроения" (что делать - полный вариант конечно лучше - но чем-то надо и пожертвовать).
3. Описания - можно подсократить за счет: наречий, прилагательных (особенно если их два-три - смело можно урезать), уточнений и вставных оборотов. Да, "картинка" получается чуть победнее, читателю больше придется додумывать, но... что поделаешь. Это - главный "материал" для сокращения.
4. Очень хорошо сокращается атрибуция диалога.
5. Не пренебрегайте безличными предложениями - где можно и не портит стиль - стоит убрать подлежащее: птичка по зернышку клюет, там десяток букв убрали, тут - глядишь и несколько сотен набирается.
6. Тире - великолепный знак, им часто можно заменить "подразумевающееся" слово.
7. слова "наверное", "все-таки", и т.д. - часто можно убрать.

И последний принцип: забейте на все, что написано раньше, Вы - автор, и если Вам внутреннее чутье буквально вопит, что что-то нужно оставить - так оставляйте. Самое главное - чувствовать свой текст, а не действовать как робот, "от" и "до".

И последнее. Все те же принципы можно примаенить и "в обратную сторону" - то есть с помощью этих нехитрых приемов расширить текст процентов на 10 лично мне удавалось спокойно. :lol: :lol:
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6294
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Вик Август 16th, 2007, 3:49 pm

просто мария, спасибо, очень полезная тема.
Только сама собой напрашивается и другая - как увеличить объем текста, чтобы не налить лишней воды и не растерять остатки динамики? :roll: :D
У меня это целая проблема. Если еще сократить могу, то раздуть текст с 9-10 алок до 12 ну никак не получается! :oops:
Аватара пользователя
Вик

 
Сообщения: 1140
Зарегистрирован: Сентябрь 13th, 2006, 5:34 pm

Сообщение просто мария Август 16th, 2007, 4:12 pm

С 9 до 12 - трудно. Но с 10,5 до 11,5 у меня спокойно вышло.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6294
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Dari Август 16th, 2007, 7:39 pm

Увеличить объем на несколько алок можно только вставкой новых эпизодов. Метод Просто Марии подходит если нужно увеличить на небольшой объем.
Аватара пользователя
Dari

 
Сообщения: 455
Зарегистрирован: Январь 30th, 2006, 8:29 pm
Откуда: Ukraine-Egypt

Сообщение Сешат Август 17th, 2007, 9:21 pm

Подходят также вставки-отступления: психологические, описательные, исторические, биографические...

Чтобы не потерять динамики - вычерчиваете на листке пики-спады напряжения по роману, как можно подробней. И смотрите, куда что впихнуть. Кстати, помогает также скорректировать провалы по тексту.
Сешат

 
Сообщения: 688
Зарегистрирован: Июль 16th, 2006, 3:38 am

Сообщение Светлана С. Август 17th, 2007, 9:41 pm

просто мария, очень нужные и, конкретно для меня, очень своевременные советы.
Я тоже, к сожалению (или к счастью), с первого прочтения не заметила разницы между полным и сокращенным вариантом.
После изучения ваших рекомендаций, на тексты посмотрела совсем другим взглядом.
Большое спасибо вам.
Светлана С.

 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: Январь 4th, 2007, 8:42 pm

Сообщение просто мария Август 18th, 2007, 5:51 pm

Светлана С., рада, если смогла Вам в чем-то помочь. :)
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6294
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Kropa Август 20th, 2007, 11:17 am

Мне в свое время предлагали сократить текст с одиннадцати до шести алок, но я не взялся. Думаю, зря не взялся. Теперь вот созрел попробовать.
Ворчал, ворчу, ворчать буду.
Аватара пользователя
Kropa

 
Сообщения: 564
Зарегистрирован: Август 29th, 2006, 9:47 pm

Сообщение Azaza Август 20th, 2007, 11:47 am

Думаю, зря не взялся.

Да ну, это ж, считайте, писать новое произведение! Не халам-балам: убрать половину, чтоб ничего важного не пропало.
Краткость - лишь сестра таланта
Аватара пользователя
Azaza

 
Сообщения: 1594
Зарегистрирован: Февраль 8th, 2007, 6:32 pm
Откуда: Киев

Сообщение Ojos asi Сентябрь 4th, 2007, 9:28 pm

Не хотела начинать новую похожую тему, решила спросить здесь.
Меня попросили сократить роман. Проблема в том, что много героев и второстепенные сюжетные линии прописаны слишком подбробно и, как сказали - интересно, и поэтому - отвлекают от главной сюжетной линии.
Вопрос: как сократить текст, оставив второстпенных героев. Как сделать героя менее ярким и интересным? И вообще, сколько главных героев может быть в романе?
Hips don't lie...
Аватара пользователя
Ojos asi

 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: Август 10th, 2006, 2:35 pm
Откуда: Москва

Сообщение просто мария Сентябрь 5th, 2007, 11:59 am

Мне кажется 3-4 главных героя - это нормально. Больше - меня, как правило, утомляет.
Что же касается того, как "притушить" именно ГГ - попробуйте сокращать (вот так, как я описала) те отрывки, где он фигурирует. Чем меньше он будет "мелькать на экране" - тем меньше читатель на нем будт концентрироваться.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6294
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Ojos asi Сентябрь 13th, 2007, 11:33 am

просто мария,
большое спасибо за совет. Уже исправляю. Но у меня возник ещё вопрос: сколько фокальных персонажей будет нормально для романа размером около 7 а.л. ?
Hips don't lie...
Аватара пользователя
Ojos asi

 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: Август 10th, 2006, 2:35 pm
Откуда: Москва

Re: Журнальный вариант или Как сократить текст

Сообщение olesky Март 23rd, 2010, 2:13 pm

Главное — не забыть о сохранении первоначального варианта :) .
没有秘密在这题字
Аватара пользователя
olesky

 
Сообщения: 2718
Зарегистрирован: Май 21st, 2009, 6:06 pm

Re: Журнальный вариант или Как сократить текст

Сообщение Надеюсь Март 23rd, 2010, 3:58 pm

olesky, мне кажется, резать можно и нужно всё, без чего не пострадают сюжет и образы героев. Если фрагмент можно безболезненно вырезать, он - лишний. Хотя поначалу, конечно, жалко.
Надеюсь

 
Сообщения: 1227
Зарегистрирован: Август 2nd, 2007, 1:50 pm

Re: Журнальный вариант или Как сократить текст

Сообщение olesky Март 23rd, 2010, 4:58 pm

Ну и вот. Повесть, 85000. Надо рассказ, не больше 40000. Резал, резал - 47000. Все, дальше резать некуда. Написал отдельный рассказ.
Мне пришлось резать рассказ для конкурса "Музыка, которая меня вдохновляет", и он занял почетное последнее место. Резал, резал и зарезал. Потому что вырезал всю музыку.
没有秘密在这题字
Аватара пользователя
olesky

 
Сообщения: 2718
Зарегистрирован: Май 21st, 2009, 6:06 pm

Re: Журнальный вариант или Как сократить текст

Сообщение Надеюсь Март 23rd, 2010, 5:52 pm

olesky, соглашусь, 50% текста не могут быть лишними. Просто физически - если, конечно, текст сознательно не "разгонялся" под что-то другое.
85 до 47 - снимаю шляпу. У меня бы не получилось, максимум процентов на 10-15.
Надеюсь

 
Сообщения: 1227
Зарегистрирован: Август 2nd, 2007, 1:50 pm

Re: Журнальный вариант или Как сократить текст

Сообщение olesky Март 24th, 2010, 4:58 pm

Надеюсь писал(а):85 до 47 - снимаю шляпу.

Да нечем там восхищаться. Любовная сюжетная линия исчезла, детективная — намеками, основная идея дана не веселеньким диалогом, а канцелярщиной, персонажи безликие, шутки сплющились. Плохо получилось.
没有秘密在这题字
Аватара пользователя
olesky

 
Сообщения: 2718
Зарегистрирован: Май 21st, 2009, 6:06 pm


Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1