Если автор ключевые конфликтные ситуации продумывает заранее и не так, «а чтобы были приключения!», а исходя из идеи произведения, характеров героев – сталкивая между собой характеры, обстоятельства, - все может развиваться довольно логично и (для автора) предсказуемо, причем герои и слушаться будут, и живыми при этом...
Это что-то вроде того, как автор просто записывает действия героев
не руководит ими, а аккуратно фиксирует уже свершившееся в той, параллельной реальности произведения…
Но это уже скорее вопрос методов работы: видит ли автор произведение целиком или пишет без плана, на волне вдохновения (хотя это уже скорее спор конструкторов и неконструкторов - и с той, и с другой стороны есть известные имена, так что спор, "как правильней" - бессмысленен).
.....................................................................................................
Характер, как показывает моя личная практика, очень даже может плясать от сюжета. А вот с конфликтом согласна. Потому что нет конфликта - нет сюжета.
Кстати, а ведь даже исходя из общего сюжета-наброска романа, автор все равно в проработке ключевых сцен зависит от характеров героев! Потому что конфликт – это всегда столкновение характеров. Триггер, секонд пойнт, дакр момент, кульминация и т. д. – это ничто иное как столкновение характеров или характера и обстоятельств! Другое дело, как решен этот конфликт в произведении: на уровне «тварь ли я дрожащая?» или на уровне «а сейчас я, супер-конан, каааак захреначу этой тварине по бошке!»
(«Скотине по бошке» - это, к сожалению, тот крайний случай, когда конфликтные ситуации (все «пики» произведения, от триггера до кульминации) изобретаются по принципу «чтобы приключения»).
«Пляска от сюжета», в отличие от «пляски от героя», определяет общую канву произведения и потому гораздо чаще используются в литературе, особенно в крупных произведениях – ведь героев-то может быть очень много! их всех между собой надо столкнуть! А значит, в отличие от чисто-характерных рассказов типа Чехова и Шукшина _об_одном_человеке_, нужен общий сюжет, который их объединяет и сводит в одном месте.
Но при этом сюжет может только наметить общую канву (например, от пункта А в пункт Б, а между ними мы покажем... как мир навернулся от катастрофы/как героиня и священник влюбились в друг друга/как герой сражался с мафией и т. д.). Но в «пиках» - конфликтных ситуациях – все равно автор будет плясать от характеров! Ключевые моменты в произведении – это всегда столкновения характеров и моральный выбор героя.
Если, конечно, это не «скотине по бошке, чтобы приключения». Тут пляска от сюжета, к сожалению, очень часто переходит в диагноз – «квест обыкновенный, одна штука». Но зато приключения и «по бошке, по бошке»...