Карга-колдунья и три птицы.
Татарские предания на новый лад, легендарные существа в одной сказке. Как всё было названо.
Пока не было на свете людей, не было и названий у птиц и зверей. Да и зверей ещё не было. Весь мир состоял из воды, и водились в нём только рыбы и птицы. И вот одна из птиц, чьих детей потом назвали утками, нырнула глубоко-глубоко и вынесла в клюве комочек земли. Он начал увеличиваться, и так образовалась земная твердь.
И тогда только появились звери, трава, деревья и люди. Только сначала были Большие Люди и всякие разные духи и существа, а нынешние люди появились попозже.
Большие Люди были добрые и ленивые. Они и назвать птиц и зверей позабыли, а кого и дали прозвища, так по-своему. Они знали, что на земле ненадолго. Просто гуляли по тверди, через леса переступали. Однажды мальчик, сын одного из великанов, увидел как маленький человечек пахал на поле. С конём и плугом. Поставил мальчик-великан человечка, лошадь и плуг на ладонь, отнёс отцу. Рассказал:
- Когда я играл, нашёл вот этого маленького игрушечного человечка.
Отец взглянул и ответил:
- Сынок, ты его не повреди. Отнеси туда, где взял. Эти люди будут жить после нас.
Мальчик отнес человечка вместе с конём и плугом на поле. Очень добрые были Большие Люди, в этом их главный секрет.
А тайн в мире, когда люди только появились, было очень много. И не все добрые. Населяло землю множество всяких магических и загадочных существ. Одни жили близко к людям, другие сами по себе. Одни людям вредили, а другие помогали.
Некоторые из них были древними совсем, жили ещё в воде, а потом переродились, по озёрам, рекам, болотам расселились. А которые земные, от водных появились или от козней Шайтана.
Водные духи человеку не так страшны, кроме юхи. Хоть и они любят в города и деревни наведываться под людским обличием. Самый главный у них - Су-бабасы, водяной дед. Впрочем, ни один человек с Су-бабасы не встречался.
Сидит водяной дед, сказывают, на дне бездонного озера и реками, озёрами управляет. А к людям посылает своего прислужника - Су-ияси. Хитрый Су-ияси, водяной хозяин, большой любитель к людям в гости ходить. То он мальчиком притворяется, вызнаёт, то мужичком прикинется. С виду неприглядным, а сильнее обычного человека, только медведю уступает. Сказывают, сын он Су-бабасы и Су-абасы, водной матери.
Су-абасы из воды сама не выходит, однако, видят её некоторые люди. И днём с ней встречаются и ночью - сидит женщина на камне, чешет себе гребнем волосы. Разговаривать с ней гости не пробуют - боятся.
Водяные-то к человеку относятся по разному, а вот змеи - джиланы, людей просто ненавидят. Все они чёрные, цвета злобы. Только князёк их, джилан-падшасы, белый змей, человека понимает, но не пускают к нему остальные змеи. Зато, если джилана убить и кожу его на больного лихорадкой намотать, хворь проходит.
Из-за подлости своей змеи долго не живут. Но если исполняется какому-нибудь джилану сто лет, превращается он в аждага, дракона. И живёт тогда аждаг ровно тысячу лет. Только среди людей он никогда не встречается. Как только джилан становится аждагом, подхватывает его ветер и относит на остров морской. В воздухе видно, как молодой дракон бьётся хвостом и волнуется. И попадает в уединение на тысячу лет, с людьми не общается совсем, злобу копит.
А когда же истекает срок драконьей жизни, превращается аджаг в юху-оборотня. И вот тогда-то он человеку самым страшным и делается. Юха-змей вечно норовит притвориться девицей-красавицей, юха-кыз, и влюбить человека в себя. Получается у девицы юхи часто зло такое. Обычные девушки скромные, даже если парень понравился, не показывают. А юха вертится перед человеком по-всякому, заигрывает и ещё магические козни строит.
Отличить юху от девушки очень сложно. Есть только обязательная связь с водой Не может юха-змея от воды отказаться. Часто юха так и знакомится с человеком. Сидит у воды прекрасная девушка, волосы гребнем чешет. Глупый человек её может с Су-абасы, водной матерью перепутать. Только Су-абасы никогда с парнем не разговаривает, а юха-оборотень именно того и ждёт.
Ещё у юхи всегда изо рта дурной запах, не скрыть ей змеиного происхождения, и пупа у неё нет. Если не поведётся человек на чародейство её - легко от девушки человеческой отличит. А поддастся на козни змеиные - съест юха человека и нового искать начнёт.
В воде-то духов немного, и только юха из них человеку вредит сильно. Зато всех сказочных существ на земле сосчитать сложно. Человеку не только в лес страшно выйти, они и в дом наведываются.
Убыры могут и сами жить, но любят в каком-нибудь человеке пристроиться. Такой убыр давит человека, покусать норовит. Отличить его можно по дырке в подмышке, через которую убыр вошёл. А ещё бывают убыры-старухи, людоедки, они в чаще лесной живут, про то особый сказ далее. Похожи на убыров албасты, они на человека во сне нападают, только убыры мясо человечье съесть хотят, а албасты - вампиры, кровь пьют. Уряки, маленькие духи, человеку на могиле являются или от страха, говорят, у каждого человека свой уряк есть, в облаке они живут. Ещё может уряк в зверя или птицу какую вселиться, и тогда тот разумным делается. Любит человека побеспокоить в доме его бичура-какимора - дует в трубу, в окна стучит, вреда с неё нет, только беспокойства много.
А вот Ай-ияси, домохозяин и Азбар-ияси, хозяин хлевов, наоборот, людям на радость. Только они не каждому помогают, а людям работящим. Хозяин хлевов, если видит, что крестьянин о скотине сильно заботится, от хвори любой обережёт коров и лошадей, а домохозяин хитрый, он намекает человеку, каким делом в жизни ему заниматься стоит.
Чячяк-анасы и чячяк-ияси, оспенная мать и оспенный хозяин - духи хвори. Если лихорадка, значит они вселились. Или изгнать их надо или ублажить.
В лес человеку выйти совсем страшно, много там чудищ водится. Шюряли, леший, в каждой чаще есть. У него груди очень большие, закидывает леший правую грудь на правое плечо, а левую на левое. А если человека встречает - предлагает поиграть в щекотку и до смерти защекотать может, если кто-нибудь не выручает. Джины любят озорничать над человеком, часто на просёлочных дорогах встречаются. Ещё любят джины на людях жениться, от них дети не рождаются. Если у женщины детей нет, значит связана с каким-то джином душа её. Чтобы избавиться от джина, надо железный предмет какой-нибудь рядом положить или можжевельник использовать.
И нет, конечно, чудищ страшнее диу-пэри или дивов. Они создания шайтана человеку на погибель. У них свои царства есть, земные, подземные и подводные, и там дивы злобные планы вынашивают против людей. Как и другие чудища, ходят дивы в города, пытаются соблазнить человека. А ещё девочек они воруют, а потом женятся на них. Только такие жены не любят своих мужей и помогают тому человеку, который попадёт к дивам в плен.
Надо всеми же чудищами шайтан, главный враг человека. Он и остальных духов злых направляет, только этого не видно иногда. Хотя некоторые сильные дивы и юхи, бывает, его не слушают, свои владения создают.
И вот, когда только появились люди на земле, очень страшно им было. В лесах, на воде, в горах и в море множество всяких чудищ водилось и в города с деревнями постоянно наведывались. Все прилежно работали, а шайтан постоянно самым бедняком из всех прикидывался и других к тому же соблазнял, народ мутил.
Поэтому, отходить далеко от родного дома люди боялись. Они сеяли хлеб, ухаживали за скотиной, а в лес, к озёрам и в другие дальние странствия, отправлялись только самые отчаянные смельчаки. Они и давали названия диким зверям и птицам.
Так журавля назвали "тонра" за крик его "тор-рыйк, тор-рыйк", а после встретились люди первый раз с большой чёрной птицей, она сидела на вершине высокой ели. Птица их увидела и стала ругаться:
- Кар-р-р, кар-р-р.
А люди эти были охотники, смелые очень. Они над птицей смеяться начали и название дали "карга", ворона, за карканье. Птица продолжала ругаться:
- Кар-р-р, кар-р-р.
Охотники стали кричать:
- Карга, карга.
Обиделась птица и улетела. Только того не знали люди, что птица это была не простая, а оборотень. Старуха-убыр, отшельница, поселилась в вороне. Страшно разозлилась колдунья на людей за кличку обидную.
Тут ещё шайтан к старухе наведался, спросил:
- Здравствуй, Карга, как поживаешь? - рассмеялся и ушёл.
Вот тут колдунья совсем взбесилась, обернулась вороной и полетела к людям какое-нибудь зло сотворить. Страшно горели глаза её, а дело было к вечеру.
А в это время в лес возвращались совсем другие друзья, тоже птицы. Жили как-то дружно одной семьёй три птицы, в которых поселились уряки, духи малые. Не тужили, припевали птицы, каждая по своему, как одна семья были. И была у них в хозяйстве корова, гуляли птицы с ней, доили, пили молоко, без которого просто прожить не могли. Только как-то, на свою беду, потеряли корову. И тогда они собрали последние гроши, пошли в город за новой, людьми притворились.
Выбрали они подходящую корову на базаре, только денег у них немного не хватало. Посмотрели уряки на хозяина коровы, не стоит ли рядом с ним Азбар-ияси, хозяин хлевов. Не увидели, человек, как раз, поругался немного с добрым духом своим. И тогда стали птицы свистеть, каждая по-своему, обманули хозяина. Тому показалось, что достаточно заплатили. И только когда ушли птицы из города, обнаружил человек недостачу. И побежал за плутами следом.
Уряки же, как только из города вышли, приняли птичий облик. Одна птица села на рог коровы, другая на хребет, а третья на хвосте пристроилась. Почти уже домой попали, но тут их колдунья-карга повстречала на пути своём. И в это же время догнал их хозяин коровы, увидел ворону и в кусты спрятался. Он был не из смелых, не из охотников.
А колдунья-карга уже не могла злобы сдержать и закричала:
- Кар-р-р! Кар-р-р!
Корова перестала птиц слушаться, побежала в болото, в саму трясину. И стала тонуть.
Птица, которая на роге коровы сидела, закричала
- Сыер чык! Сыер чык! Сыер чык! Корова, выходи! Корова, выходи!
Хозяин коровы же подумал, что птица имя своё кричит, "сыерчык", скворец.
Корова начала выбираться из трясины, а птица, которая на хвосте сидела, тащить её начала и кричать:
- Тар-там, тар-там, тар-там. Тяну, тащу. Тяну, тащу.
А человеку со страху почудилось, что птица имя своё кричит, тартар, скворец.
Почти уже выбралась корова из трясины, но тут закричала опять карга-колдунья:
- Кар-р-р! Кар-р-р!
И тогда корова провалилась в трясину с головой. Птица, которая на хребте коровы сидела, вскрикнула:
- Юк бул-дык, юк бул-дык, юк бул-дык! Мы исчезли, кончились, сгнили - конец нам!
Хозяин же коровы с перепугу решил, что птица имя своё кричит, "бытбылдык", перепел.
Уряки в это время из птиц выпрыгнули, а те разлетелись. И карга-колдунья тоже злобу свою насытила и в чащу обратно полетела.
Хозяин, как только птицы разлетелись, к болоту подбежал, верёвку закинул и вытащил корову из трясины. С очень большим трудом. Повёл домой бедняжку и рассказал соседям, каких птиц он в лесу встретил.
Так в первые времена появились названия у птиц.