Еще порция рецензий от Магдалены Острой (извините что с опозданием - оправдаюсь публично на Поляне
)
Чок-чок, пятачок
Вступление, господа, будет критическим, но недолгим. Когда пишете текст, включайте, пожалуйста, графические редакторы, проверяющие правописание! Ведь если быстро пишешь, могут быть банальные опечатки, которые можно принять за обыкновенную безграмотность. Это простительно где угодно, но не на литературном портале. Тем более на конкурсе.
Что касается рассказа, то он мне понравился. Вообще присутствие представителей старшего поколения, но не «морально устойчивых, серьезных и правильных», а заботливых и мудрых, дает не только в рассказе, но и в жизни ощущение тепла и покоя. Наша генетическая память начинает работать безотказно, и мы вспоминаем все лучшее, что накопили наши предки. Причем без всяких усилий. Особенно, если это сопровождается такими формами заботы и комфорта, как мягкая постель, теплый, душистый чай, запахи, звуки... Картины прошлого, даже если мы его не видели, живо рисуются в наших головах. И превращаются в реальность...
Кстати, примечания автора о том, что изнасилование на Руси не приветствовалось – более чем правильно. За это предки наши карали более чем жестоко, причем без суда и следствия. Может быть поэтому такого рода преступников, по сведениям летописцев, было мало.
Под воздействием таких «снов-воспоминаний наяву» меняется наше поведение, мировоззрение, ощущение жизни. Мы становимся более спокойными, трудолюбивыми, мудрыми и добрыми, лучше излагаем свои мысли. И окружающие нас люди, как правило, довольны тем, что мы делаем, когда мы находимся в подобном состоянии.
Именно поэтому редактор был доволен повествованием молодой журналистки. Вместо публицистической статьи получился романтико-этнический очерк, но прекрасного качества. Читатель такие любит! А значит, и редактор выполнил свою задачу: дал материал, который наиболее близок читателю и любим им. Вроде, никаких фактов существования ведьм. Но напиток из трав помог воссоздать такое!... Что называется, было-не-было. Хороший, обновленный взгляд на жизнь автора рассказа настраивает на трепетную, радостную волну. И, возможно, позволяет почувствовать близость к нашим языческим предкам, благодарность к ним и к тому, что они незримо через славянскую кровь нам, своим потомкам, передали.
Явление
Уважаемый автор, очень добрый и трепетный Ваш рассказ. Однако фамилия моя не позволяет не покритиковать (хи-хи). В названии, заглавии текста не принято ставить точки в конце. Только если интонация предполагает знак вопроса или восклицания.
Прекрасно передан дух уважения к старшим. Ведь людям, которые нас вырастили и воспитали, мы можем и должны простить больше, чем другим. Это знак благодарности – абсолютной добродетели человечества. Он характерен для многих представителей животного мира, к слову сказать.
Очень живо и, вместе с тем, мудро переданы психологические игры молодого поколения со старшим. Старшие требуют, а младшие – растут и развиваются. А потому последние будут, с одной стороны, стараться не обижать старших. Но, с другой стороны, постоянно нарушать установленные предыдущим поколением порядки. Ведь будущее – это изменение установленных ранее норм, их постепенное развитие. А это невозможно без разрушения предыдущих норм жизни. Ведь опыт – это фундамент, а новый опыт – это стены и все несущие конструкции. Без будущего прошлое бессмысленно... Поэтому психологические приемы воздействия молодых на старых (при правильном воспитании последних) в большинстве случаев всегда оправданы. И Вы это тонко и любовью описали.
Молодая весна, будоражащее кровь настроение в описании автора также хорошо передают языческое состояние духа древней Руси. Оно по-природному дикое, необузданное, и вместе с тем, чистое, огненное и сильное.
Да будет снег
Господа, заранее прошу прощения за прямоту. Но я в этом рассказе ровным счетом ничего не поняла.
Во-первых, непонятна мотивация ни одного из героев. Во-вторых, я не поняла смысла большинства событий, описанных автором. Откуда старуха эта появилась? Почему ненавидела радость? Отчего племянницу ненавидела? Каким образом они родственниками стали и как у них сложились такие отношения? Почему не тронули племянницу чары старухи? Кто старуху утащил под корни и на каком основании?... Здесь ни на один из этих и подобных вопросов даже намека на ответ не наблюдается. А ведь у каждого события есть своя история, которая ему предшествует, свои объяснения, своя сюжетная линия! У героев должен быть мотив, характер... Не понимая все эти причинно-следственные связи, читать просто не интересно ни для сердца, ни для ума.
Напоминает сборную солянку из каких-то событий, жвачку для мозгов по типу «в огороде бузина, а в Киеве – дядька». Или первую попытку ребенка рассказать о каком-то событии, которая может выглядеть так: «Какая эта тетенька? Да плохая! Почему? А у нее платье некрасивое и вообще она дура. Почему дура? А не нравится мне она, поэтому и дура! А кто хорошая тетенька? А вон та, у нее собака классная. При чем здесь она? Так это же ее собака»...
Особенно мне понравилось выражение «Старая старуха». Масло масляное, милая Мила, хилая Хилари... (Хи-хи). Хотя для совсем юных писателей тавтология является простительным элементом письменной речи.
Дорогой автор, не хочу Вас обидеть ни в коем случае. Простите мне мою критичность! Налетела на Вас, как черт на грешную душу... Есть и положительное в Вашем рассказе. Во-первых, «правильнописание» у Вас, в отличие от Винни-Пуха, не хромает. Оно очень на достойном уровне, чего нельзя сказать о половине участников конкурса. Во-вторых, мне показался очень трогательно, что рассказ велся от лица гриба боровичка. Очень милый у Вас получился персонаж. Смотришь на иного ребенка, и просится аналогия: ну прямо маленький грибочек боровик! Крепенький, серьезный, сильный... Кстати, у славян способностью любым своим прикосновением растапливать снег и лед, а на месте своих следов оставлять цветы и траву обладала девица-весна. И образ девушки, способной силой любви тепло подарить и лед растопить, очень живо Вами подмечен. Это как символ любви, которая выше и важнее всего на свете. Ведь именно она делает настоящие чудеса! Почитайте славянскую мифологию, Вы много вдохновения для творчества там почерпнете. Успехов Вам.
Золотые яблоки.
В качестве эпиграфа к своей рецензии приведу простое рассуждение. «Ах, нам не нравится, что на нашем унитазе скапливаются микробы!» - вопят в телерекламе, и люди бегут покупать «Туалетного утенка». А если смеха ради задать себе вопрос: а микробам-то на унитазе приятно наблюдать каждый день... то, что они там вынуждены видеть?! Если следовать этой логике, нужно и для микробов изобрести средство от людей...
Только представив себя на месте другого существа, мы можем понять его логику и использовать его себе и ему (существу) во благо. Автор настолько живо представила себя в роли птицы Солнечного Света (это одно из названий этого мифологического персонажа), что описать ее плохо она просто и не могла. Прекрасное описание! Эмоции, ощущения, визуальные образы родились сразу, живо и ярко.
Автор подняла очень животрепещущую тему для современного общества: прежде чем что-то большое получить, нужно щедро что-либо отдать. Без всякой червоточинки в сердце! Только тогда тебе без подвоха дадут то, что нужно.
У людей же к птице Удаче именно потребительское, варварское отношение. Поэтому и не торопится она к большинству людей...Может, от общества потребителей следует двигаться в сторону общества радостного труда и творчества?! И тогда Жар-птице станет уютно, она здесь поселится и будет здесь жить... Ведь она исповедует принцип тепла, света, красоты и является воплощением этого принципа. Поэтому так прекрасна, и поэтому все так хотят, чтобы она была с ними вечно. А что ты ей готов дать?... Только истинный свет и тепло твое, твои искренние золотые дары сердца могут дать ей ощущение, что ты – ее брат, которого хочется любить. Мысль автора глубока и мудра.
Грамотность тоже на достойном уровне.
Энергия Земли требует обновления.
Новые идеи требуют пространства.
Плоть и дух требуют новых вызовов.
Грядущее обернется настоящим, и мечты получат возможность стать явью.