Страница 1 из 2

ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 20th, 2008, 2:12 am
naomita
Первая половина XIX века

Ловкий карточный шулер Иван с хитроватым блеском в глазах поглядывал на своего внешне спокойного соседа. Его звали Николай, барон Л., и он в который раз с неохотой уступал другу, просящему сыграть с ним. Николай не любил карты, он знал, что однажды его отец едва не проигрался в пух и прах, что это довольно опасное занятие – брать в руки маленькие листочки тонкого картона. Но за себя он не слишком боялся, понимая, что ему не грозит броситься в этот омут с головой. Иван же, напротив, был азартен и горяч. Казалось, что только за игрой он светится изнутри, живёт настоящей жизнью. Барон не разделял увлечения друга, но увещевания и советы никакого результата не приносили, несмотря на то, что Иван считал его своим старшим братом – Николаю в марте месяце исполнилось тридцать лет. Он служил на Кавказе и вернулся год назад со званием поручика. Теперь ему хотелось лишь одного – покоя и уединения. Уставший от вечных споров и восторгов, молодой человек мечтал жениться на достойной девушке и запереться в своём родовом поместье вместе с любящей супругой. Тогда бы он ощутил настоящий покой и умиротворение. Но, будучи офицером и потомственным дворянином, Николай был обязан хотя бы иногда посещать различные светские рауты. Хотя принимали его лишь из почтения к военным заслугам и ветвистой родословной. Он был почти разорён, а разорившихся не жаловали.

Салон графини Арины Н., известной в Петербурге светской дамы и богатой вдовы генерала Н., каждую неделю был полон гостей. И сегодняшний вечер не стал исключением. Здесь, в этой шикарной гостиной, с прекрасно сохранившейся старинной мебелью времён Анны Иоанновны, побывали лучшие люди, начиная от ярких придворных красавиц и заканчивая особами, приближёнными к его императорскому величеству.

В отдалённом углу гостиной шесть игроков сидели за круглым карточным столом, над которым витала туманная дымка от выкуренных сигар. Мужчины нервно переглядывались между собой и затем снова задумчиво смотрели на свои карты.

Николай не любил играть на деньги, но иначе здесь было не принято. Карты уже давно стали промыслом, даже для родовитых дворян, но сам он искренне не понимал таких людей.

Последние три недели молодой поручик приходил к Арине Н. только для того, чтобы снова увидеть милое лицо племянницы богатой вдовушки, ибо был страстно в неё влюблён. Юная красавица догадывалась о его чувствах, но не раз смущённо отводила взгляд, когда он издали наблюдал, как она в кругу вечно щебечущих подруг о чём-то увлечённо рассказывала.

Сегодня Ольга, разумеется, вновь принимала гостей вместе со своей тётушкой. Только поэтому Николай и откликнулся на предложение Ивана поехать вечером к Н.

- Что вы скажете на это, господа? – Лучший друг Николая лихо хлопнул свои карты на стол и, вальяжно развалившись на стуле, обвёл победным взглядом всех собравшихся.

Послышались неодобрительные и разочарованные вздохи и возгласы, но поделать никто ничего не мог. Все прекрасно знали, что Иван не только картёжник, но и бретёр. Однажды какой-то хлыщ уже посмел обвинить его в шулерстве, за что и поплатился собственной шкурой. Лучше Ивана стрелял только Николай, а он прошёл суровую школу. Нескончаемая война и тяжёлый климат закалили характер молодого офицера, и он даже был благодарен за это судьбе. Вернувшись в Петербург, поручик драться по пустякам не спешил, научившись ценить жизнь, и вовсе не считал подобное проявление трусостью.

- Ну что, mon cher, - весело воскликнул Иван, садясь в экипаж. – Вечер был просто изумительный! Сегодня мне везло, как никогда!

Николай усмехнулся, он слышал эту фразу почти каждый раз, как они уезжали с набитым кошельком.

- Теперь – к мадам Р., – заявил друг, но при этом вопросительно взглянул на сидевшего напротив барона.

- Как знаешь, - Тот сделал вид, что ему всё равно, и обратил взор к окну.

Под мадам Р. Иван подразумевал владелицу публичного дома, в котором часто бывал он сам.

- Всё места себе не находишь из-за юной Н.? – недовольно заметил молодой повеса, тряхнув кудрявой головой. – Любишь – так женись.

Николай мгновенно повернул голову к другу.

Зачем он это сказал? Знает ведь, что не может поручик жениться на ней. Опекунша, вдовушка Н., очень уж хочет избавиться от племянницы, но ищёт для неё мужа богатого, знатного, состоятельного, имеющего в обществе вес и значение. Арина Н. слишком охотлива до денег, в особенности до чужих. И сватает теперь она свою племянницу пышноусому и дородному генералу лет сорока пяти.

Барон только хотел укорить друга, но тот не дал ему и слова вымолвить:

- Сдаётся мне, я нашёл, как помочь твоему горю, Николя. Едем к бабке Авдотье, сей же час, - загорелся он.

- О какой бабке ты говоришь? – нахмурившись, поинтересовался поручик.

- О ней давно уже разные слухи ходят. Живёт за городом, недалеко от моего поместья. К бабке Авдотье! – крикнул он кучеру, выглянув в окно.

Николай пытался расспрашивать Ивана снова, но попутчик неизменно отвечал, что они всё увидят сразу, как прибудут.

В Петербурге часы уже пробили полночь, когда карета остановилась где-то за окраиной столицы у невысокого деревянного домика с покосившимся забором. В единственном окошке горел тусклый огонёк, который показался Николаю отражением его собственной угасающей надежды.

Иван первым открыл дверцу экипажа и вышел. За ним последовал Николай.

- И куда ты завёз меня? – возмутился он.

- Небольшая деревенька, здесь и живёт бабка Авдотья. Смотри, вот она.

На пороге полуразвалившегося домика стояла худая, сгорбленная старуха, плечи её были накрыты выцветшей шалью. В руках она держала свечу так, что пугающие тени ложились на морщинистое лицо.

- Кто вы такие? – проскрипела она, снизу вверх глядя на статного офицера.

- Нам нужна твоя помощь, бабушка Авдотья, - вышел вперёд Иван.

- Если так… что ж… заходите, гостями у меня будете, - Старуха повернулась к ним спиной и вошла в дом.

Поставив свечку на обшарпанный стол, она села на скрипучий и один-единственный во всей комнате стул. Молодые люди остались стоять рядом с ней.

- Мой друг без памяти влюблён в одну девушку, но жениться на ней не может… - начал было Иван, но бабка Авдотья вытянула костлявую руку вперёд, останавливая его.

- Деньги… - проговорила она. – Тебе нужен выкуп, за невесту-то…

- Всё верно, - глухо произнёс Николай.

- Тоска тебя столь сильно гложет… - Она закрыла глаза и произнесла медленно и нараспев: - Я знаю, что ты сделать должен. У твоего отца есть нечто, что тебе поможет. Барон её не уничтожил…

Отец? При чём тут его отец? Он умер, как только сын вернулся с войны. Николай в детстве помнил его очень добрым и чутким человеком, но по возвращении домой просто не узнал. Старый барон спился и стал буквально угасать на глазах, пока не слёг…

- Старуха из ума выжила, - нахмурился поручик и развернулся к двери.

- Постой. Уж больно ты спешишь домой. Ключом своим замок открой. Получишь шанс и женишься на той…

Но Николай не стал дальше слушать безумную ведьму и поспешил выйти из душной комнатушки, чтобы вдохнуть свежий ночной воздух. Иван нехотя вывалился за ним, но он почему-то был уверен в силе бабки Авдотьи. Барон же сердился, что только даром потерял время, приехав сюда, поэтому, не говоря ни слова, направился к экипажу.


…Спустя месяц в салоне Арины Н. приглашённые гости жарко обсуждали славную весть, которая, правда, перестала быть тайной уже очень давно. Все знали, что пышноусый генерал всю весну добивался внимания красавицы Ольги, и вот сегодня они должны были объявить о помолвке во всеуслышание.

Барон Л. был абсолютно уверен, что сама девушка не в восторге от подобного жениха, кичливого и явно не подходящего ей по возрасту. Но разве его статус сравнится со статусом Николая? Он еле сдерживался, чтобы не подойти к осчастливленному генералу и не швырнуть свою перчатку в его одутловатое лицо. Поручика останавливала лишь мысль о том, что это не поможет ему жениться на Олечке. С каким выражением она посмотрит на того, кто убьёт её будущего мужа, ведь драться до первой крови здесь бессмысленно… И что скажет графиня?

Иван, видя терзания друга, вновь напомнил ему о совете колдуньи. Не видя иного способа заставить судьбу поменять своё решение, Николай вздохнул и покинул салон вдовы Н.


Что тогда имела в виду бабка Авдотья, он не понял. Но зато помнил её последние слова о своём отце. Какую-то вещь старый барон не уничтожил. Значит, стоит посмотреть и поискать в его комнате, которую, на счастье, Николай оставил нетронутой после смерти отца.

В течение нескольких часов он искал сам не зная что. В отчаянии выдвигал ящики письменного стола, заглядывал под кровать, перерыл множество исписанных бумаг, но… Всё было бесполезно.

- Старуха обманула, - потерянно прошептал он, не найдя ничего, что могло бы ему помочь.

Но тут ему на память пришло ещё одно замечание бабки Авдотьи. Ключ! Она говорила про ключ… И всё же в комнате отца не было ничего, что можно было бы им открыть… Разве что… Старинная шкатулка на каминной полке.

Николай взял связку самых различных ключей и начал подбирать тот, который ему был нужен. Не было уверенности, что найдётся именно тот ключ, который подойдёт к замку. Руки дрожали, барон торопился. Но вот наконец один из ключей свободно в скважину замка, и уже через несколько секунд Николай осторожно открывал крышку шкатулки.

Он надеялся, что внутри окажутся деньги. Тогда его проблема была бы окончательно и бесповоротно решена. Но там лежала всего лишь колода потрёпанных игральных карт. Разочарованный Николай понял, что его последняя надежда помахала ему крылом и улетела к дородному генералу, который вскоре должен был жениться на самой прекрасной в мире девушке…


…Взволнованная Ольга стояла в окружении тётушки и её подруг, суетливо поправляющих на невесте дорогое платье и широкий пояс, пришивающих ленты и одевающих на красавицу украшения из сверкающих драгоценных камней. Сегодня должен был состояться свадебный пир в доме жениха, как и положено на следующий день после венчания. Побывав вчера снарядихой (1) и увидев присланную женихову шкатулку (2), графиня смекнула, что от такого выгодного замужества племянницы стоит ожидать очень многого.

Раскрасневшаяся, как невинная девица, собирающаяся замуж вместо Ольги, вдова Н. оглядела её чудесный наряд, удовлетворённо фыркнула и поспешила из комнаты. Спустя некоторое время экипаж, стоявший на улице, тронулся, увозя девушку из родного особняка.

В имении мужа Ольги Арина Н. не могла налюбоваться на своего нового родственника. Как же, ведь он богат! По её мнению, очень даже красив, да и к тому же имеет офицерское звание и положение в обществе.

- Я так счастлива, что отдаю ma nièce в ваши надёжные руки, - ворковала вдовушка Н., кокетливо помахивая веером.

- Очень рад, графиня, - сдержанно ответил Николай, целуя протянутую ему пухлую ручку. Однако на болтливую вдову он и не смотрел. Барон не сводил глаз со своей красавицы-жены Ольги, стоявшей поодаль и смущённо улыбающейся ему.


…Прошло уже более года с тех пор, как Николай взял в жёны ту, которую боготворил. И всё же в последнее время Ольга, сидя в спальне перед зеркалом и расчёсывая свои длинные русые волосы, с грустью думала, что страсть к карточной игре явно стала перевешивать нежную любовь к ней.

Это началось ещё до свадьбы. Он никогда не испытывал потребности играть, но однажды, неожиданным образом выиграв крупную сумму денег, уже не смог отказаться от этого увлекательного занятия. Единственным условием было то, что барон всегда играл только своими картами, довольно старыми и потрёпанными.

Накопив в короткий срок достаточно денег, чтобы попросить руки Ольги, Николай обратился к тётушке, и та дала своё согласие на брак, отказав генералу. Будучи тогда почти разорившимся дворянином, барон теперь вернул себе всё в двойном размере и, однако же, не оставил дурное, по разумению жены, занятие. Наоборот, только ещё больше углубился в него и вскоре отдалился от любящей супруги.

Поручик ночами просиживал в различных петербургских салонах, обыгрывая новичков и мастеров, и никто не мог разгадать его секрет. Осмотр старых карт ничего не давал недоверчивым игрокам, карты не были помеченными, и люди только разводили руками в недоумении.

Иван, так хорошо разбиравшийся в картах, и тот оказался сражён внезапно проявившимся мастерством друга. Обыгранный в пух и прах, молодой повеса наконец-то потребовал у Николая разъяснений, но увидел, как у того в глазах пляшут знакомые алые искорки. Азарт. Теперь и барону было ведомо это чувство. Чувство, которым он раньше не боялся заразиться.

Почему Николай ещё год назад не рассказал Ивану о найденной шкатулке? Он ведь хотел рассказать, но решил сначала проверить карты, не очень-то и веря в то, что из этого может получиться нечто стоящее. После первой же партии, после первого же выигрыша барон ощутил такое вдохновение, что понял – нет, он ни за что никому ничего не станет говорить! Иван обязательно попросит колоду, чтобы сыграть, а этого никак нельзя допустить.

Но друг всё равно догадывался, что дело тут нечисто. Он даже подозревал, что всё происходит благодаря ведьминому совету и… чему-то ещё, совершенно неясному. Неужели всё из-за старых карт?


Попытки образумить Николая ни к чему не привели. Он лишь злился и отмахивался от навязчивых доброжелателей. Несчастная молодая жена, мечтавшая о семейном уюте и тепле, ночами орошала слезами пуховые подушки. Муж совершенно потерял к ней интерес, предпочитая игру. Маленький Алёшка, сын одной из служанок, с невозможной для ребёнка серьёзностью смотрел на грустную Ольгу. Ему было всего 3 года, но, казалось, он понимал, что вокруг происходит.

Николай окончательно перебрался в Петербург на квартиру, оставив жену в своём родовом имении на попечении приехавшей на недельку погостить тётушки Н. Он выбирался из столицы домой раз в неделю, но для любящей супруги не видеть мужа так долго было сплошным мучением.

Иван, лучший друг Николая, так же навещал Ольгу и вдову Н. Только делал он это гораздо чаще, чем сам барон. И в какой-то момент Ольга поняла, что ещё очень молода для одиночества. А Иван был собою очень хорош и проявлял к жене друга почтительную симпатию. И симпатия эта очень быстро перерастала в более близкое знакомство и новые отношения, о которых знала только прислуга и вдова Н.

Ольга чувствовала свою вину перед мужем особенно остро тогда, когда он возвращался из Петербурга. Но обычно барон уделял ей слишком мало внимания, и, стоило ему уехать, сердце неверной жены начинало биться сильнее в ожидании Ивана. Он, конечно, понимал, что рискует потерять дружбу Николая, но привязанность к молодой и такой беспомощной Олечке росла с каждым днём. К тому же, успокаивал себя Иван, настоящего Николая они уже потеряли, он погряз в игре, она захватила его с головой и вряд ли он когда-нибудь станет прежним. Ему уже не помочь, а продолжать жизнь нужно. Олечка просто погибнет здесь одна, завянет, засохнет, как цветок!.. И Иван навещал её, искренне считая, что хотя бы этим делает для Николая и его жены доброе дело.

Однако, долго длиться всё это не могло. Сплетни разлетались как чёрные вороны, и вскоре весь Петербург судачил об одном из самых богатых рогоносцев столицы.

Опозоренный Николай ворвался в спальню своей жены как ураган, несущий с собой разрушения и смерть. С замиранием сердца Ольга снизу вверх в последний раз посмотрела на мужа полными боли глазами, прежде чем острый нож вонзился ей в грудь, разрывая тонкий батист ночной рубашки. Девушка даже не вскрикнула. Заперев дверь спальни, Николай приказал слугам не тревожить баронессу, пока она сама не позовёт кого-нибудь.

Следующим шагом обезумевшего барона был вызов на дуэль своего бывшего друга. Иван, не дрогнув, спокойно принял его, зная, что такова судьба. Вопреки всем правилам, они стрелялись без секундантов. Барон владел оружием гораздо лучше него, поэтому впоследствии никто не удивился, услышав, что новоявленный вдовец убил любовника своей жены метким выстрелом в голову.

Всю следующую ночь барона мучили кошмары. А на утро он проснулся с жуткой мигренью, с изумлением обнаружив, что всё, что он делал, он делал наяву. Подозревая, что за ним вскоре могут явиться, дабы препроводить в темницу, Николай решил сам покончить со всем этим фарсом. Жизнь перестала сверкать яркими красками кидаемых на игральный стол разноцветных карт, кокетливых улыбок барышень, любящих победителей, и унылых лиц проигравших соперников. На самом деле, самым ценным в этой жизни для него должна была стать семья. Но он лишился самого дорогого: жены и лучшего друга. А возможно, и будущего ребёнка.

Николай подержал на ладони колоду карт, с которой почти не расставался все три года. Если она так опасна, что может разрушить судьбу человека, почему отец не предупредил его или не уничтожил эти карты? Ведь Николай по совету ведьмы открыл настоящий ящик Пандоры. И он позволил ей победить себя. Отцу, наверное, просто не хватило сил расстаться с картами, но он явно боролся с этим. И не мог никому раскрыть свою тайну так же, как и Николай. Разум старого барона был замутнён игрой, он пытался отогнать наваждение, спрятал колоду в шкатулку, но играть продолжал. Однако, это дало уже совершенно иной итог – он почти разорился.

«Я уничтожу эти карты», - твёрдо решил Николай, набравшись духу.

Он разжёг огонь в камине и бросил в пламя всю стопку, обвязанную тонкой верёвкой. Яркие жёлтые языки облизали карты, и в мгновение ока верёвка исчезла.

На душе у Николая стало ещё тяжелее. Он достал револьвер, которым совсем недавно целился в друга, зарядил и приставил к виску. В голове не осталось ни одной мысли. Всё погибло и почернело. Значит, и его жизнь ничтожна и никому не нужна.

…Графиня Н., читая в гостиной роман, вздрогнула, услышав выстрел этажом выше, и, вскочив с кресла, охая, побежала к лестнице.



- Николя, Николя! Откройте, умоляю! – кричала за дверью Ольга. Она была ужасно бледна, по её щекам текли слёзы, в руках девушка теребила кружевной платок. С ней стояла вдова Н., прижимая племянницу к себе, и тоже была очень напугана.

Прислуга шумела рядом, мужчины несли стулья и другие предметы обихода – необходимо было выломать дверь. Запыхавшийся Иван первым делом подбежал к плачущей Олечке, она находилась на грани обморока.

- Мы слышали выстрел, там что-то случилось, в кабинете Николя… - закудахтала графиня Н.

Иван не стал терять времени и кинулся помогать выламывать дверь. Вскоре все с шумом и грохотом ввалились в полутёмную комнату и начали оглядываться в поисках того, кто стрелял. В камине быстро догорал огонь, освещая лишь часть комнаты.

- Слишком плохо видно. Найдите свечи и зажгите их! – приказал Иван, двигаясь вперёд почти наугад. Он прекрасно знал расположение мебели в кабинете лучшего друга, но всё-таки бродить в потёмках по такой большой и просторной комнате было довольно сложно.

- Ах! – вскрикнула вдруг Олечка где-то неподалёку. Послышалось лёгкое шуршание платья и гулкий стук упавшего на пол тела.

Тотчас же кто-то, добравшись до окна, наконец-то отдёрнул портьеру, и лунный свет пролился на лежащую навзничь девушку. Рядом в страхе всем телом тряслась белая как полотно тётушка. Её расширенные от ужаса глаза смотрели куда-то вниз, но не на племянницу. Ивану даже не потребовалось проследить за её взглядом. Он сразу увидел мужчину, безвольно распластанного на полу. Его застывший взор был устремлён в потолок. Иван опустился на колени. Ковёр насквозь пропитался свежей алой кровью. Невдалеке от тела молодой человек неверной рукой нащупал револьвер.

- Госпожа баронесса… Господин барон!.. – суетилась прислуга.

Иван молча встал и отошёл в сторону. Ольга скоро очнётся, а Николаю уже ничем не помочь.

- Что же это такое? Почему? – бормотала графиня Н.

Иван не знал ответа. Хмуро разглядывая револьвер, он двинулся к камину и положил оружие на каминную полку. В кабинете уже зажглись свечи, и молодой человек сумел разглядеть среди золы какой-то странный предмет, явно напоминающий… игральные карты. Взяв их в руки, он почувствовал, будто в сердце кольнули острой иглой. Не та ли это колода, которую Николай всегда носил с собой и не играл никакой другой? Огонь совсем не тронул её! Иван решил спрятать карты за пазуху и до поры-до времени никому не показывать, а там – кто знает, вдруг понадобятся…
Снарядиха – родственница невесты, обычно тётка или крёстная мать, которая одевает невесту к свадьбе.
Женихова шкатулка – шкатулка с гостинцами от жениха, а также с различными принадлежностями, необходимыми невесте: фатой, кольцами, венчальными свечами, булавками и др.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 20th, 2008, 12:34 pm
Руслан
Интересно. У автора есть потенциал. Вот только финальная обманка немного не прояснена. Надо дать хоть какой-то намёк, почему карты повлияли на поведение героя в конце именно так.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 20th, 2008, 12:35 pm
Руслан
Но вообще, до боли напоминает "Пиковую даму.".

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 20th, 2008, 2:56 pm
АндрейКо
Да! Конец получился какой-то запутанный. Фактически нам представлены две концовки.
Если реальная – вторая концовка, то что первая – бред рождённый воспалённым мозгом барона?
Кстати титул барон был ли в России? Я не уверен. Что скажут знатоки? )

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 20th, 2008, 3:45 pm
Бролга
andrei3 писал(а):Кстати титул барон был ли в России? Я не уверен. Что скажут знатоки? )


Вот что сказано в Википедии

В Российской империи титул барона был введён Петром I (первым его получил в 1710 П. П. Шафиров). В конце XIX века в России было учтено около 240 баронских родов. Титул был ликвидирован Декретом ВЦИК и Совнаркома от 11 ноября 1917.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 20th, 2008, 10:47 pm
Becoming Jane
Он еле сдерживался, чтобы не подойти к осчастливленному генералу и не швырнуть свою перчатку в его одутловатое лицо.
Сдается мне, автор не очень подкован в материале. Бросить в лицо перчатку - это фразеологизм, который нельзя менять, разбивать и пр. Если вы, Автор, имели в виду буквальное значение, то поверьте — в 19 веке никто никому в лицо никаких перчаток не бросал, к этому времени осталась лишь красивая фраза. В лучшем случае — если были свидетели, паче чаяния, девушка, могли бросить к ногам противника. Но никак ни в лицо, упаси Бог.

Теперь об идее. Руслан уже сказал — напоминает "Пиковую даму". Мне так казалось первую половину, затем появились мелодраматичные сцены, и все это стало походить на лермонтовский "Маскарад", что само по себе неплохо, но "Маскарад" мы уже читали. Хочется чего-нибудь новенького, а его нет. Написано гладко, взгляд скользит по тексту быстро, но сам рассказ производит впечатление какого-то пресного блюда. Нужно что-то острое, не хватает соли. Например:

прежде чем острый нож вонзился ей в грудь, разрывая тонкий батист ночной рубашки

Отдает любовными романами. Какой к черту, батист, когда герой убивает ударом в сердце жену? Неважно, была на ней пижама, рубашка или вообще ничего. Главное, чтобы сама сцена была эффектной либо она не нужна вовсе! Читатель должен вздрогнуть от этого заклания, увидеть это воочию, услышать удар, почувствовать запах крови... Чтоб мурашки забегали, чтоб картинка стала реальностью. А тут батист так же важен, как и жизнь!

Вспоминая Лермонтова. Рассказ напомнил его раннего "Вадима". Но ведь потом у Лермонтова появился "Герой нашего времени"! Так что я верю — автор, приложив усилия, тренируясь и оттачивая стиль, сможет проделать такой же путь, как Лермонтов, начавший с "Вадима" и написавший потом сагу о Печорине.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 2:12 am
Автор
Спасибо за отзывы.

Becoming Jane писал(а):Сдается мне, автор не очень подкован в материале.

Позвольте вам возразить. Прежде чем начать что-либо писать я всегда ищу так называемые "отходные пути": первоисточники, тематические подборки и прочее. Разумеется, бросить перчатку в лицо - это фразеологизм, позаимствованный для некоторой "красивости", свойственной тому времени, и необходимой, чтобы читатель почувствовал атмосферу тех лет. Тем более, что вообще в описываемое мной время поединки были запрещены, узаконил их только Александр III (но это так, к слову о том, что в материале я всё же разбираюсь). Сами дуэльные правила, как мне показалось, не имело смысла расписывать.

Becoming Jane писал(а):напоминает "Пиковую даму"

Becoming Jane писал(а):все это стало походить на лермонтовский "Маскарад"

Думаю, что здесь я могу это отнести скоре к достоинствам рассказа (лично с моей стороны). Значит ли это, что удалось передать атмосферу тех лет? Если возникли такие параллели, это мне, конечно, очень льстит. Но всё же литература первой половины 19 века - это не только Пушкин и Лермонтов, не только "Пиковая дама" и "Маскарад". В чём сходство между ними и моим рассказом, кроме самого антуража? Карты, мистика, любовь?

Becoming Jane писал(а):Отдает любовными романами.

Была у меня надежда на похожий эффект от сцены с убийством жены. Автору (то есть мне :) ) было угодно написать батист, чтобы заострить внимание на определённых деталях для красочности картинки. Простые действия, подумалось мне, были бы ни к чему. Разве картинка перестала быть реальностью, когда тонкий батист её рубашки порвался от удара острым ножом в грудь?

Becoming Jane писал(а):Так что я верю — автор, приложив усилия, тренируясь и оттачивая стиль, сможет проделать такой же путь, как Лермонтов, начавший с "Вадима" и написавший потом сагу о Печорине.

Выражаю вам искреннюю благодарность. Всё-таки Лермонтов - один из моих любимых писателей и поэтов. Буду следовать вашему совету.

Руслан писал(а):почему карты повлияли на поведение героя в конце именно так.

Какого именно героя? Ивана или Николая? В любом случае, мне казалось, что в самом контексте объяснение уже дано.

andrei3 писал(а):Конец получился какой-то запутанный. Фактически нам представлены две концовки.

Именно, именно. Две концовки. Здесь автор позволил себе лёгкий полёт фантазии и решил не действовать по шаблону. ;) Поэтому вы правильно рассудили про реальную и "не-реальную" концовки. Мне захотелось, чтобы читатель поразмыслил немного ;)

andrei3 писал(а):Кстати титул барон был ли в России? Я не уверен. Что скажут знатоки? )

Как знаток скажу вам - да, был :)

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 2:29 am
Becoming Jane
Автор, мне не понравилась разорванная идиома, я к ним очень трепетно отношусь) Собственно, потому и написала.

Насчет атмосферы... Можно честно? Насколько я поняла, вы не расположены обижаться на критику))
По-моему, не удалось. Понимаете, я не увидела в это тексте ничего того, чего я бы не знала, все очень общо и стандартно. Игра в карты высшего общества, поездки в бордели, светские рауты, браки по расчету... Нет изюминки. Хочется читать - чтоб взахлеб, перескакивая через строчку, чтобы текст был самодостаточным, сочным, наполненным эмоциями героев... чтобы там были какие-то мелкие бытовые подробности, характерные для того времени, но при этом описания не должны смотреться вычурно, максимально естественно и органично. Мне кажется, если доработать рассказ, вдохнуть в него жизнь, может получиться очень изящная вещь, правда) Тогда исчезнет некоторая картонность персонажей, появится Действие.

У меня был период, когда я увлекалась Акуниным. Он постмодернист, это вообще отдельная песня, нельзя рекомендовать фандоринский цикл в качестве образца, но из современных писателей он точнее всех создает Атмосферу 19 века. Это ценно. За это уважаю его до сих пор, хотя давно не читаю)

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 11:05 am
Руслан
Если автор считает, что всё замечательно, не смею больше здесь задерживаться.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 1:35 pm
просто мария
Мне кажется, что атмосфере 19 века несколько противоречат "рваные" предложения - для того времени характерен более плавный стиль.

Вот, например:
naomi писал(а):Зачем он это сказал? Знает ведь, что не может поручик жениться на ней. Опекунша, вдовушка Н., очень уж хочет избавиться от племянницы, но ищёт для неё мужа богатого, знатного, состоятельного, имеющего в обществе вес и значение. Арина Н. слишком охотлива до денег, в особенности до чужих. И сватает теперь она свою племянницу пышноусому и дородному генералу лет сорока пяти.


Для большего соответствия стилю и атмосфере 19 века стоило бы написать:

Зачем он это сказал? Знает ведь, что не может поручик жениться на ней - опекунша, вдовушка Н., очень уж хочет избавиться от племянницы, но ищёт для неё мужа богатого, знатного, состоятельного, имеющего в обществе вес и значение. Арина Н. слишком охотлива до денег, в особенности до чужих, и сватает теперь она свою племянницу пышноусому и дородному генералу лет сорока пяти

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 4:23 pm
Автор
Becoming Jane писал(а):Насколько я поняла, вы не расположены обижаться на критику

Я её очень люблю, она помогает совершенствоваться.

Becoming Jane писал(а):Игра в карты высшего общества, поездки в бордели, светские рауты, браки по расчету...

Простите, а разве это не та атмосфера?

Becoming Jane писал(а):Мне кажется, если доработать рассказ, вдохнуть в него жизнь, может получиться очень изящная вещь, правда

Спасибо :) Но, по вашим словам, таковым он получится путём добавления бытовых подробностей и описаний? На них внимание не было заострено намеренно, поскольку моей целью было отражение темы и идеи. О них вы не сказали для полной картины )) Было бы интересно услышать ваше мнение, вы хорошо критикуете :)

Руслан, вы не обижайтесь, я просто высказываю своё видение и свою точку зрения по поводу написанного, вот и всё ))

просто мария писал(а):Мне кажется, что атмосфере 19 века несколько противоречат "рваные" предложения - для того времени характерен более плавный стиль.

Спасибо за замечание, вы правы. Полностью соответствовать стилю 19 века - довольно тяжёло.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 6:29 pm
Becoming Jane
Автор, не буду пока трогать идейную сторону, над этим надо подумать. Появится время — прочту еще раз и напишу.
Мелкие бытовые подробности в моем понимании приближают читателя, помещают его в описываемое пространство. Но прежде чем это произошло, нужно это самое пространство создать. В вашем случае осталось оживить.
Можно было бы включить в самом начале размышления ГГ. Вот он стоит, с кем-то разговаривает, а тем временем...
... разглядывает располневшую графиню М. Говорят, она беременна, причем не от мужа. И герой оценивающе смотрит на ее фигуру, прикидывает, возможно ли это, в голове у него мелькают какие-то образы... может, он сам вспоминает, как когда-то был ее любовником?
... а там перед двумя княжнами рассыпается мелким бесом известный ловелас П. Девушки смеются, причем одна из них смеется неприлично громко, и герой отмечает, что у нее зубы как у белки.
... а у окна стоит Е.В. и ГГ вспоминает, что когда-то она отвергла его ухаживания, а сейчас искательно заглядывает в глаза губернатору. ГГ с мстительной радостью отмечает, что она подурнела, не так свежа и молода, как когда-то.
... а слева от него стоит его друг В. И, честно говоря, он единственный, кому можно было бы пожать руку в этой гостиной. Когда-то они стрелялись на дуэли, а теперь не то, что бы лучшие друзья, но регулярно видятся во время холостяцких пирушек и посещений публичного дома. Отлично скрепляет отношения, с иронией отмечает герой.
И вот посреди всего этого смрада, суеты, грязных сплетен и отношений, он видит свою Ольгу. Ведь почему-то он в нее влюблен? Значит, она должна выделяться на их фоне, быть более чистой и неискушенной, романтический герой (а ваш рассказ пропитан духом романтизма 19 века) не может влюбиться в княжну с беличьими зубами...

Ну, и так далее. Надеюсь, у меня получилось объяснить, что я имею в виду под созданием атмосферы места))

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 7:52 pm
Aлeкcaндp
Господа, позвольте заметить одну маленькую, но весьма существенную, ошибочку в таком хорошем рассказе...

На большие суммы старыми потрепанными картами не играют.

И уж, тем более, никто не будет таскать их три(!) года с собой - его примут за сумасшедшего ;)

По свидетельству известных братьев-фокусников: за один вечер игры по-крупному можно запросто использовать даже целый чемодан новеньких колод.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 8:58 pm
Автор
Aлeкcaндp писал(а):Господа, позвольте заметить одну маленькую, но весьма существенную, ошибочку в таком хорошем рассказе...

На большие суммы старыми потрепанными картами не играют.

И уж, тем более, никто не будет таскать их три(!) года с собой - его примут за сумасшедшего ;)

По свидетельству известных братьев-фокусников: за один вечер игры по-крупному можно запросто использовать даже целый чемодан новеньких колод.

А вот это точно - только новыми.
За сумашедшего не примут. Примут за шулера и уж точно не позволят играть старыми картами даже не по-крупному.
Поверьте старому картёжнику - не чемодан конечно, но три -четыре колоды "отыгрывали" в тряпочки. И ошибочка то не маленькая - сразу вся история становится неправдоподобной. Как телефонный разговор с издательством в Писателе ставит под сомнение и комкает концовку.
С уважением Автор Писателя. Извините за анонимность, но стоит только появиться новому нику и все сразу догадаются что это и есть "Писатель" :D

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 9:12 pm
Aлeкcaндp
Автор писал(а):Примут за шулера и уж точно не позволят играть старыми картами даже не по-крупному.
Да я знаю, только хотел как можно вежливее намекнуть, чтоб не обидеть уважаемого участника ;)

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 21st, 2008, 10:33 pm
Автор
Becoming Jane, спасибо! Обязательно в будущем воспользуюсь вашими советами и рекомендациями.

Автор, вы, я думаю, не жили в то время. Но, может, вы лучше знаете, какие там были нравы?

Aлeкcaндp писал(а):На большие суммы старыми потрепанными картами не играют.

Автор писал(а): три -четыре колоды "отыгрывали" в тряпочки.


Опять же, повторюсь, именно в то время? Каждому периоду истории, связанному с картами, свойственна особая специфичность. Может, в 19 в. ещё не в "тряпочки", а в начале 20 в. - уже в "тряпочки" :D
И ещё одно. В рассказе описывается жизнь довольно зажиточных людей, дворян (пусть один из них и полуразорившийся, это не меняет дела). В среде знатных людей было принято уважать тех, с кем играешь не меньше, чем себя, а значит, и доверять. Т.е. о подозрении в чём-то там не могло быть и речи. Поэтому не было необходимости перед каждой игрой брать новую колоду. Поэтому, скорее всего, играли "тряпочками". Это всего лишь мои рассуждения, основанные на логике и некоторых исторических фактах.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 22nd, 2008, 6:16 pm
Aлeкcaндp
Не-а, неубедительно, товарищ Автор, ибо путаетесь в показаниях ;)

Карточные законы незыблемы во времени и пространстве.

И отступление от них - смерти подобно.

А значит...

Я очень сожалею, но... "ДАМА ВАША БИТА"

(Вздохнул...)

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 22nd, 2008, 6:54 pm
Автор
Ну не играли тряпочками! Правилом плохого тона считалось свою колоду предлагать. Это сохранилось до сих пор, если люди серёзно садятся играть. Могу вам доложить ещё несколько законов, но это ни к чему. И не надо обижаться. Мы ведь помочь Вам хотим. Мы промолчим, но, если претендуете на широкую публику то вопрос должен быть отработан до деталей. Народ то не обманешь. А я же Вам сказал, что жил в этом вопросе несколько лет. Играли по-крупному. Вы будете смеяться, но в офицерстве, не смотря на долгие годы советской власти, подобные традиции стараются хранить. Дуэли пытались устраивать! Вот гадают как раз на тряпочках. Там нужны "намоленные" карты. С уважением Автор Писателя

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 22nd, 2008, 8:39 pm
Автор
Александр, Автор, ладно-ладно, не буду спорить с "прожжёнными" в этом вопросе людьми :D
Если большинство считает, что так и было, значит, так и было. Главное, тему, кажется, удалось раскрыть (решать уважаемым судьям), а нюанс с картами - карты можно будет в последующем заменить и не на "тряпочки".
Автор писал(а):Мы ведь помочь Вам хотим.

Думаю, если поможете и другим конкурсантам, то "Родина вас не забудет" :)
Автор писал(а):И не надо обижаться.

Ну что вы! :D Вы меня в обиде не видели :D Я же всё-таки участвую в конкурсе и каждый отзыв комментирую со своей стороны, ну а вы пишете - как вы думаете. Поэтому каждый при своей идее ))

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 22nd, 2008, 10:31 pm
Snelly
Автор, вы хорошо потрудились! Рассказ понравился. А ситуация с картами - можно же сделать так, что он носил бы их "под сердцем", когда играл - и они приносили ему успех. Как талисман. А играл - обычными.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 23rd, 2008, 3:26 am
просто мария
А можно - и чтобы они всегда выглядели "как новые". :) Они же в конце даже в огне не сгорели...

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 23rd, 2008, 3:43 pm
Лилитанна
В рассказе у меня удивило то, что Николай в течении 3-х лет играл одной и той же колодой и выигрывал. Нет, меня волнует не сохранность карт, а то, что состоятельные люди, садящиеся за игральный стол, соглашались играть этой колодой. Как известно, заядлые карточные игроки – народ ужасно подозрительный и суеверный! Разве не нарушением правил игры будет то, что Николай везде и всюду играет одной и той же колодой? И, при том, что он выигрывает – не должны ли его партнеры уже к третьей партии заподозрить, что колода его меченая? А, заподозрив, не перестали бы принимать в игру? Неужели другие карточные игроки - профаны, продолжающие играть с Николаем, зная, что он играет только своей колодой и при этом неизменно выигрывает?...
Концовка показалась банальной, но это не в минус - просто констатация факта. О схожести сюжета с некоторыми произведениями классиков, уже высказали критики выше. Но вот что в плюс автору – язык хороший, тема выбрана не чиклитовкая, собран определённый материал – то бишь в авторе виден потенциал. :ugeek: :ugeek: :ugeek:

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 23rd, 2008, 4:00 pm
Snelly
А объясните мне, что такое "чиклит". А то часто вижу слово, а что за жанр - не понимаю.

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 23rd, 2008, 6:25 pm
Лилитанна
А объясните мне, что такое "чиклит". А то часто вижу слово, а что за жанр - не понимаю.


Snelly - чиклит с западного слэнга переводится как "Чтиво для цыпочек" (чикен, чикен :mrgreen: горячие цыпочки, киски, детки, милашки, куколки и прочие пуссикэты). Это романы, написанные легким, увлекательным языком, ориентированные на молодых женщин, работающих (и не очень), следящих за модными тенденциями и событиями в шоу бизнесе. Яркий пример: "Дьявол носит Прада". У нас в России чиклит несколько иной, нежели на западе, в этот жанр - изначально довольно легкомысленный и гламурный - влились чисто женские истории, не пахнущие гламуром, однако выдаваемые нашими издательствами за тот же популярный чиклит. :ugeek: :ugeek: :ugeek:

Re: ШКАТУЛКА ПАНДОРЫ

СообщениеДобавлено: Ноябрь 23rd, 2008, 6:28 pm
Snelly
Спасибо, Лилитанна! Только, я, к сожалению, писать в таком стиле не могу.... А жаль, поскольку это модный жанр. Мою забубенистую философию мало кто поймет :cry: ( ушла осваивать чиклит).