Огонь на поражение

Пятый, юбилейный конкурс на звание лучшего писателя Клуба Молодых Литераторов.
К участию допускаются члены клуба, зарегистрированные не позже 1.06.2008 года.
Подробности читайте в Правилах конкурса.

Модератор: просто мария

Огонь на поражение

Сообщение просто мария Январь 20th, 2009, 11:19 pm

ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ


Полумрак гостиной рассеивался мерцанием телевизора, да ещё светильником в форме розы, что укреплён был над диваном. Бледно- лимонный свет играл надписью на обложке книги – «Арсений Тарковский. Избранное». Парень лет четырнадцати, опёршись затылком о валик дивана, листал пожелтевшие страницы, время от времени бормоча что-то под нос.

Тишина в квартире нарушалась лишь едва слышным бормотанием телевизора. Финальные титры очередной серии мыла сменились там вечерним выпуском «Евроньюс».

- Да блин, куда ни ткни, везде стреляют, - скривив губы, парень глянул на экран.

Репортаж из Грузии прервался срочным сообщением из Палестины.

Парень пошарил по дивану в поисках пульта. Не обнаружив искомого, опять уткнулся в книгу.

- Найдёшь и у пророка слово, - звучно продекламировал он, разгладив ладонью страницу, - но слово лучше у немого…

- И ярче краска у слепца, - отозвался из-за двери глуховатый, но приятный баритон, - здорово, чтец-декламатор!

Свет ночника отразился на стёклах очков в тонкой оправе. Росту вошедший был невысокого, довольно плотный. Более всего смахивал он на добродушного медвежонка. Ценитель же Тарковского-старшего был ещё по мальчишески угловат и худ, очков не носил, и глаза у него были ярко голубые с длинными ресницами.

- От литератора, Яша, и слышу, - приподнявшись, голубоглазый шутливо ткнул вошедшего в небольшой животик, - ты откуда и куда?

- Фигаро здесь, Фигаро там, - Яков расстегнул молнию сумки, вынул стопку компакт-дисков, - Горбушку вот посетил.

В этот момент в кармане его рубашки задёргался сотовый.

- Да, Марьян, - Яков прижал трубку плечом к уху, - ага…и Руслан? Ну сейчас, да, разумеется, ага, ну давай на Фрунзенской, да, давай…

Голубоглазый, меж тем, без особого интереса тасовал принесённую стопку дисков.

- Всё, Санёчек, труба зовёт, - Яков закинул сумку на плечо, шагнул в коридор, - с форумскими нашими встреча.

- Пивом не увлекайтесь на ночь глядя! – крикнул вдогонку Саша, - а то знаю я Руслана вашего!

За вышедшим Яковом щёлкнул замок входной двери. Саша потянулся, хрустнув суставами, не глядя, вытянул из стопки диск. На квадрате обложки красовалась фотография длинноволосого мужчины с отрешенным взглядом философа. В руках мужчина держал гитару, внизу приткнулся красно-белый спасательный круг с оптимистичной надписью «Титаник».

Мерцание экрана отразилось на серебристом кругляшке диска. Загрузив компакт в музыкальный центр, Саша ткнул в кнопку произвольного выбора песен. Бормотание новостей заглушила минорная пульсация электронной музыки.

- Занимайтесь любовью, а не войной, - пробормотал парень в телевизор. Потянувшись и зевнув, он вернулся на диван.

Когда они окружили дом, и в каждой руке был ствол…

Пел усталый мужской голос.

Он вышел в окно с красной розой в руке и по воздуху плавно пошёл…

Ногтём мизинца Саша почёсал кончик брови. Носок правой ноги покачивался в такт музыке. Неожиданно мизинец застыл – буквально на мгновение – чтобы продолжить расчёсывать бровь. Стало очевидным, что парень вознамерился разодрать её в кровь.

И хотя его руки были в крови, они светились, как два крыла…

Движение мизинца ускорилось, затем палец сполз вниз, царапая кожу.

И порох в стволах превратился в песок, увидев такие дела…

Очень медленно Саша повернулся к центру. Лицо окаменело, взгляд стянуло голубоватым ледком.

Воздух выдержит только тех, только тех, кто верит в себя…

Неожиданно лежащий запрокинул голову, со всхлипом втянув в себя воздух.

Ветер дует туда, куда прикажет тот, кто верит в себя…

Саша скатился на пол, скорчился. Выгнулся дугой.

Воздух выдержит только тех…

Тело парня сотрясала мелкая дрожь.

- Господи, - пробормотал он, пряча в ладонях лицо, - о Господибожетымой…

Только тех, кто верит в себя…

Обхватил ладонью лоб, растирая кожу по всей поверхности.

- Что это?! – закричал он, обращаясь, по всей видимости, к поющему, - да что это?!

Ветер дует туда, куда, прикажет тот, кто верит в себя...

Неожиданно у лежащего закатились зрачки. Кажется парень находился сейчас в отключке – ничего не видел, ничего не слышал. Но, если бы кому-нибудь было по силам заглянуть в этот момент внутрь этого корчащегося на полу человека…

Он действительно выпал из окружающего мира. Но не спал, и не был в забытьи. Он слышал и видел.

Яркие живые картинки выплыли из ниоткуда, кадрами до предела реалистичного фильма, и отчётливы были там звуки и запахи…

Саша видел…


Деревенька в южной полосе. Мазаные глиной домики, деревянные заборчики. На пыльных улочках куры, гуси, козы.


…отчётливо слышал…


Едва слышный шум моторов. Звук постепенно усиливается. Из-за поворота выныривают мотоциклы с колясками. Живность, кудахтая, блея и гогоча, рассыпается по дворам. Из колясок выпрыгивают солдаты в форме СС. Рассредоточиваются, с оружием наизготовку врываются в дома. Автоматные очереди, женские крики, немецкая ругань, детский плач. Солдаты покидают дома, кое-кто вытирает окровавленный нож. Из дома позади доносится шорох. Один из солдат возвращается в жилище. Короткая очередь, вскрик. Солдат выходит, присоединяется к отряду. Так дом за домом.


- В школу, – пробормотал Саша. Пальцы барабанили по полу, словно имитируя торопливый испуганный бег. Зрачков парня по-прежнему было не видно. – В школу бежим…


Каменное одноэтажное строение, по виду бывшая церковь. На фасаде табличка «Детский сад. Начальная школа».

В одной из комнат из окон за двором наблюдают люди. Мужчина в красноармейской форме, с культей правой руки, левой сжимает «наган». Другой, восточной внешности, вооружён допотопной берданкой. Третий, с длинными волосами и бородкой, по виду священник, без оружия. На полу ничком мужчина в милицейской форме. Из-под тела натекла обильная лужица крови, рядом валяется трёхлинейка.

Звон разбитого стекла. Шальная пуля, раздробив раму, впивается в стену. Мужчины в комнате отвечают выстрелами из револьвера и берданки. Священник склоняется над убитым, неуверенно нащупывает винтовку.

Из соседней комнаты доносится детский плач. Там, на кроватях, выводок детей от трёх до десяти лет. Две высохшие старухи и молодая женщина в белом халате пытаются успокоить перепуганных ребятишек.



- Тёть Свет, - слёзы катятся по щекам парня, - где мама…


Стрельба во дворе на время стихает.

- В кольцо берут, твари, – красноармеец одной рукой ловко перезаряжает револьвер. Поворачивается к владельцу берданки, – зацепило, Махмуд?

- К похоронам заживёт, – Махмуд бинтует предплечье грязной тряпкой, – а может не успеет...ждать-то недолго осталось...

- На всё воля Божья, – вздыхает священник. Он по-прежнему на коленях. Не решается взять в руку винтовку, словно боясь об неё обжечься.

-Так молись! – Махмуд неожиданно срывается на крик, – да покрепче ему помолись-то, Богу своему!!

- Прекратите, товарищи, – красноармеец устало морщится, – развели поповщину. Светлан, вода осталась? – кричит в соседнюю комнату.

Из комнаты с детьми показывается молодая женщина. Виновато разводит руками.

- На донышке, товарищ Братерский.

Подходит к Махмуду, разматывает у того тряпку. Тот охотно подчиняется, улыбаясь девушке.

- Есть уже просили – девушка достаёт из кармана халата бинт, ловко бинтует раненому руку, – младшенькие маму звали...

У Братерского сводит судорогой лицо, Махмуд сдавленно ругается по-узбекски.

- На всё воля Божья, – священник по-прежнему смотрит на винтовку.

- Аллах всевидящ, – говорит Махмуд, – нельзя вот так... женщин детей нельзя... Аллах всевидящ...

- Бог им судья – священник касается винтовки кончиками пальцев.

В этот момент двор снова взрывается автоматными очередями. Пули крошат рамы, выносят оставшиеся стёкла, застревают в штукатурке.

Осколок стекла впивается красноармейцу в руку. Братерский роняет револьвер, тут же поднимает, продолжает стрельбу. Священник поднимает трехлинейку, встаёт с колен.

Слышно, как заходятся плачем дети.

К школе перебежками приближаются СС-овцы, поливая здание автоматным огнём. Пулями выбиты рамы, изрешечены стены. Мужчины в комнате пытаются отстреливаться, однако ответный огонь чересчур плотен. Пуля выбивает берданку из рук Махмуда. Они с Братерским вынуждены прятаться за стенами.

Священник сжимает винтовку, видно, как побелели костяшки его пальцев. Махмуд опять ругается по-узбекски. Братерский высовывает руку с наганом в окно, сдавленно охает, роняет револьвер. По предплечью мужчины плывёт красное пятно, рукав гимнастёрки пропитывается кровью.

Неожиданно священник вышвыривает винтовку в окно, падает на колени, начинает громко молиться. Слова молитвы чередуются со свистом пуль.

В соседней комнате заходятся криком дети, старухи прижимают к себе самых маленьких.



Саша рыдает навзрыд.


Почти крича в экстазе, молится священник. Неожиданно к нему присоединяется Махмуд, что-то нараспев произнося по-узбекски. Детский плач, визг пуль. Слова молитвы на двух языках каким-то образом сливаются в единую мелодию.

В соседней комнате по-прежнему свистят пули, почти в унисон молятся на разных языках двое мужчин.

С кровати вдруг медленно поднимается девчушка лет четырёх. Взгляд отстранённый, глаза с пушистыми ресницами - голубые льдинки. Девочка встаёт, направляется к выходу. Движения, как у лунатика.

- Даша! – Светлана кидается к малышке, однако спотыкается на ровном месте, - куда?!



- Спасти, - бормочет парень, размазывая по щекам слёзы, - просто нужно всех спасти…


Даша заходит в первую комнату. Священник с Махмудом умолкают, удивлённо смотрят на малышку. Та идёт, не замечая никого и ничего, не обращая внимания на пули. Беспрепятственно проходит комнату, спускается на крыльцо. Автоматный огонь стихает.

Девчушка стоит на крыльце, рассматривая солдат голубыми глазами. СС-совцы с оружием наизготовку оцепили школу полукругом. Несколько секунд стоит гробовая тишина.

СС-овец в унтерской форме что-то кричит по-немецки, указывая на девочку. Сам вскидывает автомат, палец ложится на спусковой крючок.

- Пух! – глядя на СС-совца, тихо, но отчётливо произносит малышка, – пух-пух!

На груди унтера вспухают пулевые отверстия, оттуда начинает сочиться кровь. Фашист, опустив голову, смотрит на грудь непонимающим взглядом. Падает на колени, затем на землю лицом вверх. Взгляд остаётся тем же немигающим и пустым, однако теперь это глаза мёртвого человека.

- Пух-пух! – негромко говорит девочка.

Несколько солдат, хрипя, валятся на землю. На форме чернеют дырки от пуль. Оставшиеся с ужасом смотрят на девочку. Один пытается вскинуть автомат.

-Пух!

Чёрное отверстие посреди лба. Оставшиеся в живых солдаты срываются с места, бегут через двор. Даша поднимает кулачки, вытягивает указательные пальцы, изображает стрельбу с двух рук.

- Пух! Пух! Пух! Пух!!

Спины СС-совцев взрываются ошмётками плоти и крови. Солдаты валятся в пыль лицами вниз.

Пространство школьного двора усеяно трупами солдат. На форме каждого чернеют пулевые отверстия. Из живых во дворе остаётся одна лишь Даша.

Малышка вздрагивает, словно очнувшись от глубокого сна. Оглядывает двор и трупы удивлённым взглядом.

Из дома выходят Светлана и мужчины. С ужасом смотрят на побоище и на ребёнка. Священник с Махмудом переглядываются. Махмуд пытается что-то сказать, однако голос его подводит. Светлана подходит к малышке, берёт на руки, прижимает к себе, гладит по волосам. Братерский пытается что-то сказать, однако священник прижимает палец к его губам, показывает на ребёнка. Глаза девочки закрыты, дыхание глубокое и ровное.




Свет ночника падал на лежащего, телевизор по-прежнему что-то бубнил.

…только тех, кто верит в себя…

Поющий дотянул последнюю ноту, и с пола Саша поднимался уже под завершающее гитарное соло.

Едва оказавшись на ногах, парень упал снова, в этот раз на диван. Сел, обхватив голову руками.

- Пух! – прижав ладони к вискам, Саша качался из стороны в сторону, - пух-пух, твари, пух-пух!

…маленькая деревенька в южной полосе, голубоглазая девочка идёт мимо молящихся мужчин…стоит перед вооружёнными солдатами вермахта…

…падает с дыркой на груди сержант с пустым взглядом…летят ошмётки крови из спин, спасающихся бегством солдат…рассматривают потрясённые люди побоище на школьном дворе…


- Их просто нужно было спасти, - бормотал парень, раскачиваясь, - я спас… спасла, господи милосердный, неужто так было?!

Взгляд голубых глаз остановился на чёрных динамиках колонок. Саша шагнул к музыкальному центру, потянулся к коробке компакт-диска. Глянул на год выпуска –1994, провёл пальцем по списку песен, задержавшись на треке «Воздух». Наконец, пошатываясь, двинулся обратно к дивану.

Неожиданно в спину ударили приглушённые звуки автоматных выстрелов. Саша стремительно обернулся. На экране телевизора продолжался выпуск «Евроньюс». Кадры горящей деревни, испуганные лица женщин, плачущие дети. Танк, бронетрастпортёры, люди в камуфляже с оружием – всё тонуло и плавилось в глазах стоящего перед телевизором человека.

- Фашисты, - произнёс Саша ровно, - вы всегда и везде, твари…

На экране громадный танк, вращая башней, разворачивался посредине улицы.

- Пух! – шагнув вперёд, Саша склонился к экрану.

Бронированная машина пылает, оплывая расплавленным железом.

- Пух-пух!

Вспыхивают факелами бронетранспортеры. Солдаты в панике бегут по улице.

Губы парня расклеиваются в улыбке, когда он падает на кровать лицом вниз. Спустя мгновение Саша уже крепко спит, дыша глубоко и ровно.

И он, разумеется, уже не мог видеть, как при падении перелистнулась страничка забытого на диване томика Тарковского, и свете хрустальной розы особенно отчётливо видны стали строчки:

«Когда отыскан угол зренья и ты, при вспышке озаренья, собой угадан до конца».


Утреннее солнце брызгало лимонными пятнами на паркет, тонуло в прямоугольнике выключенного телевизора, щекотало лежащему затылок. Подложив книжный томик под тетрадные листы, парень увлечённо водил по бумаге чёрной гелевой ручкой.

- Санёк, айда популяем, - солнце мигнуло на линзах очков в тонкой оправе.

В руке вошедшего удобно устроился пневматический пистолет.

Отложив ручку, Саша поднял голову.

- Яш, - произнёс парень тихо, - я, кажется, уж настрелялся. Ты скажи лучше, вот если ж постараться, могилу человека найти можно?

- Если сильно постараться, найти можно то, чего и представить нельзя, - Яков поправил очки, - чью могилу искать-то собрался?

- Как тебе сказать, - Саша глянул на исписанные листки, - свою, стало быть…шутка-шутка…знакомой одной…близкой…участник войны…

- А давно знакомая умерла?

- Да лет получается пятнадцать назад…Ладно, Яш, ты извини, поработаю ещё немного…

- В стихоплётство податься решил?

- В мемуаристику скорей…

Потирая висок, Сергей снова склонился над бумагой. Лимонные лучи ложились на чёрные строчки:

«…а потом она…я...ничего не помнила…милосердная память…Но раз уж теперь я всё вспомнил и не сошёл с ума…может, не зря так случилось? Они всюду, чертовы war pigs, свиньи войны. Остановить их мне не по силам, но кое-что я всё же теперь могу? Он был прав тогда, тот узбек, нельзя вот так – женщин, детей, нельзя и мужчин. Кто-то или что-то действительно наблюдает за всем этим. Иногда его терпению приходит конец. И тогда сам человек становится смертельным оружием – кто-то или что-то выбирает своим оружием слабейшего и невиннейшего из своих созданий. И воздух действительно в состоянии держать тех, кто верит в себя…»
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6346
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Re: Огонь на поражение

Сообщение Becoming Jane Январь 20th, 2009, 11:26 pm

Очень тяжело, эмоционально, раздирающе. Не думаю, что я что-то буду писать про этот рассказ, как написано и прочее. Слишком задело за живое. Генетическая память войны, видимо.
Успех - это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся. Д.Б.Джови
Аватара пользователя
Becoming Jane
Модератор | Открытие года'09
 
Сообщения: 1000
Зарегистрирован: Январь 31st, 2008, 2:22 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор

Re: Огонь на поражение

Сообщение Исолемент Январь 21st, 2009, 12:23 am

Начало несколько затянуто, и фокал скачет, но образ девочки очень, очень сильный, яркий, запоминающийся, неповторимый. Браво
Парадокс: яой - самый романтичный жанр в манге. Кто погуглит, тот поймет.
Аватара пользователя
Исолемент
 
Сообщения: 1449
Зарегистрирован: Апрель 28th, 2006, 9:40 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор

Re: Огонь на поражение

Сообщение Оленок Январь 21st, 2009, 2:08 am

Исолемент писал(а):Начало несколько затянуто,

А мне не почувствовалось начало затянутым. Очень грамотно передано состояние ГГ, не мог же автор сразу к видению переходить? Пожалуйста, объясните, в чем вам видится затянутость, может я не права? Что, интересно, вы тут выбросили бы?
Аватара пользователя
Оленок
 
Сообщения: 327
Зарегистрирован: Февраль 25th, 2008, 12:53 am
Откуда: Москва

Re: Огонь на поражение

Сообщение Natasha Январь 21st, 2009, 4:44 am

Необычный по форме рассказ. Напомнил Кинговскую "Воспламеняющую взглядом". Сюжет прорисован, великолепно создана атмосфера.
Abyssus abyssum invocat.
Аватара пользователя
Natasha
ЗОЛОТОЕ ПЕРО 2009
 
Сообщения: 850
Зарегистрирован: Февраль 21st, 2007, 7:33 am
Откуда: Florida

Re: Огонь на поражение

Сообщение Исолемент Январь 21st, 2009, 4:58 am

Оленок, мне показалось, что часть до того, как Яков покинул комнату, дана только ради того, чтобы исполнить обязательное условие и упомянуть участника литклуба в рассказе. Понятно - условие - но несколько портит впечатление, имхо. Мне кажется, можно было выполнить это условие более аккуратно и менее навязчиво. Я бы не то что прямо "выбросила" но подсократила бы
Парадокс: яой - самый романтичный жанр в манге. Кто погуглит, тот поймет.
Аватара пользователя
Исолемент
 
Сообщения: 1449
Зарегистрирован: Апрель 28th, 2006, 9:40 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор

Re: Огонь на поражение

Сообщение Флогистон Январь 21st, 2009, 5:16 am

Полностью согласен с предыдущим критиком. Рассказ не показался целостным. Описание военных действий и особенно неординарное фантастическое поведение ребенка выбивает из колеи, но это сильная часть рассказа, а вот то, что предворяет и заканчивает его кажутся необязательными вкраплениями для достижения единственной цели - соответствия конкурсу.
Аватара пользователя
Флогистон
 
Сообщения: 153
Зарегистрирован: Октябрь 13th, 2006, 10:31 am
Откуда: 120 км

Re: Огонь на поражение

Сообщение Natasha Январь 21st, 2009, 5:21 am

Именно поэтому мне не нравится это условие. Мне тоже показалось, что начало и финал вынужденные.
Abyssus abyssum invocat.
Аватара пользователя
Natasha
ЗОЛОТОЕ ПЕРО 2009
 
Сообщения: 850
Зарегистрирован: Февраль 21st, 2007, 7:33 am
Откуда: Florida

Re: Огонь на поражение

Сообщение Флогистон Январь 21st, 2009, 5:30 am

Natasha я так понимаю, что это внутренний конкурс, потому что написать о форумчанах так, чтобы рассказ жил вне форума и нравился стороннему читателю, вряд ли получится. Автор, наверное,потом доработает то, что написано курсивом и получит интересный рассказ.
Аватара пользователя
Флогистон
 
Сообщения: 153
Зарегистрирован: Октябрь 13th, 2006, 10:31 am
Откуда: 120 км

Re: Огонь на поражение

Сообщение просто мария Январь 21st, 2009, 4:38 pm

Режет глаз написание "СС-овцы" вместо привычного "эсэсовцы". Даже проверила поисковиком - может, сейчас так стало принято писать. Но нет -общепринятое "эсэсовцы" встречается намного чаще.

Как я понимаю, ГГ - реинкарнация той самой голубоглазой девочки? То есть события военного времени он вспоминает как бы "ее памятью"?
Но тогда получается, что она видит саму себя как бы со стороны... :shock:

Причину этого я, правда, понимаю. ;) Автор наверняка тоже.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6346
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Re: Огонь на поражение

Сообщение Ян Валетов Январь 25th, 2009, 4:18 am

Несомненно, разказ очень искусственно разделен на две части, и одна ко второй совершенно не клеится. Это связано с исполнением условий конкурса, но условия есть условия, исполнил их Автор топорно.
Есть претензии по описаниям, есть стилевые промахи, но в целом хорошо написанный рассказ, грешащий разве что нарочитой кинематографичностью. То есть - Автора гораздо больше волнует картинка, чем все остальное. Но картинка получилась яркая, что особенно радует - ведь Автор был стеснен малой формой.
Эмоционально, живо, если убрать грубые "нашлепки" вступления и финала - было бы совсем хорошо. Автору надо помнить, что нельзя впихнуть невпихуемое. Незачем было портить небрежностью хорошую основную идею.
Каждый пишет, как он слышит, как он дышит, так и пишет.
Аватара пользователя
Ян Валетов
Автор Экслибриса//8 книг// "Стабильность"08"
 
Сообщения: 894
Зарегистрирован: Август 4th, 2004, 8:12 pm
Откуда: Украина

Re: Огонь на поражение

Сообщение Автор Январь 25th, 2009, 3:23 pm

Уже столько отзывов, пора, наверное, и ответить.

Спасибо всем без исключения за прочтение и мнения.

Единственное, что Автор хотел бы заметить - Яков здесь не для условия конкурса. Если б дело было только в этом, Автор, в конце-концов, мог его сделать ГГ или, на худой конец, изобразить самого себя. Но, кто-же должен был принести герою диск "Наутилуса"? Не с неба же он свалился? Да и диалог Якова с героем в конце я считаю важным.


Как я понимаю, ГГ - реинкарнация той самой голубоглазой девочки? То есть события военного времени он вспоминает как бы "ее памятью"?
Но тогда получается, что она видит саму себя как бы со стороны...

Причину этого я, правда, понимаю. Автор наверняка тоже.


Разумеется понимаю. Никто не знает, что такое реинкарнация и есть ли она вообще. И каким образом человек может вспоминать свою прошлую жизнь - изнутри или снаружи, этого не проверишь.

Эмоционально, живо, если убрать грубые "нашлепки" вступления и финала - было бы совсем хорошо. Автору надо помнить, что нельзя впихнуть невпихуемое. Незачем было портить небрежностью хорошую основную идею.

Простите, не могу с Вами согласиться в принципе.
Аватара пользователя
Автор
 
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Февраль 2nd, 2007, 6:14 pm

Re: Огонь на поражение

Сообщение Ян Валетов Январь 26th, 2009, 2:50 am

Убрать вообще или исполнить изящно - суть две разные вещи. Исполнено, ИМХО, топорно. В настоящем варианте рассказ без них бы выиграл. Если бы Автор постарался написать вступление и финал не настолько "в лоб", то могло бы быть лучше.
Впрочем, и сейчас не настолько плохо, чтобы Автор отбивался руками и ногами.
Аватара пользователя
Ян Валетов
Автор Экслибриса//8 книг// "Стабильность"08"
 
Сообщения: 894
Зарегистрирован: Август 4th, 2004, 8:12 pm
Откуда: Украина

Re: Огонь на поражение

Сообщение Соболев_СВ Январь 27th, 2009, 4:43 pm

Главное Яном сказано и сказано абсолютно верно. Автор рассказа явно тяготеет к "киношному" видению сюжета. История воспроизведена и оформлена, скорее, не как литературное произведение малых форм, но как фрагмент сценария, как отрывок из "поэпизодника". Причем, это промежуточный, я бы даже сказал, черновой вариант, написанный небесталанной рукой, но бегло, без последующей отделки и доводки.
Вот лишь несколько характерных примеров.
"Едва слышный шум моторов. Звук постепенно усиливается. Из-за поворота выныривают мотоциклы с колясками. Живность, кудахтая, блея и гогоча, рассыпается по дворам... Один из солдат возвращается в жилище. Короткая очередь, вскрик. Солдат выходит, присоединяется к отряду. Так дом за домом.
....................
В одной из комнат из окон за двором наблюдают люди. Мужчина в красноармейской форме, с культей правой руки, левой сжимает «наган». Другой, восточной внешности, вооружён допотопной берданкой. Третий, с длинными волосами и бородкой, по виду священник, без оружия. На полу ничком мужчина в милицейской форме. Из-под тела натекла обильная лужица крови, рядом валяется трёхлинейка."

Осталось лишь загнать текст в голливудский сценарный формат и сопроводить маркерами - "день", "деревня", "интерьер - изба" и т.д.
Далее. В тексте присутствует энергетика; автор не поскупился на чувства, на эмоции. Но местами - перебирает по этой части, пытаясь выжать слезу не только из героев, но и из потенциального читателя.
Слезы капают, катятся, текут ручьями, изливаются на нас потоками. Рыдают решительно все, кто попал в поле зрения нашего эмоционального автора.
- Тёть Свет, - слёзы катятся по щекам парня, - где мама…
- ...женские крики, немецкая ругань, детский плач.
- Слышно, как заходятся плачем дети.
- В соседней комнате заходятся криком дети...
- Из соседней комнаты доносится детский плач.
- Саша рыдает навзрыд.
- Почти крича в экстазе, молится священник.
- Детский плач, визг пуль.
- Спасти, - бормочет парень, размазывая по щекам слёзы...
- ...испуганные лица женщин, плачущие дети.


Кстати, деревенский парнишка лет 6-7 с игрушечным пистолетиком или самоделкой более органично смотрелся бы в роли "руки Господней". Но это сугубо мое мнение.
Могу лишь догадываться, кто является автором этого довольно любопытного, но не слишком "изячно" исполненного произведения. В этот раз не все получилось идеально; но на то и конкурсы, чтобы шлифовать мастерство и набивать руку.
Соболев_СВ
 

Re: Огонь на поражение

Сообщение Юлия_Набокова Февраль 4th, 2009, 12:47 pm

Я так и не поняла: зачем приходил Яша?
Пришел, положил диски, ответил на звонок и ушел. Санек заказывал ему диски? Или они снимают одну квартиру, что Яша пришел, выложил покупки и умчался дальше? Из текста этого неясно. Как я поняла из комментария автора, Яша приходил, чтобы отдать диск. И опять же вопрос: Санек просил его принести диск «Наутилиуса» и другие записи? Или Яша сам наобум выбрал подборку дисков и принес другу?

- Всё, Санёчек, труба зовёт,


Царапнула форма имени. Это девушки обычно склонны к уменьшительно-ласкательным вариантам. От мужчины я никогда не слышала, чтобы друга (не девушку!) называли Санечек. Саня, Шура, Шурик – это да.

В руках мужчина держал гитару, внизу приткнулся красно-белый спасательный круг с оптимистичной надписью «Титаник».


Ироничное замечание об «оптимистичной надписи» выбивается из общего стиля. До этого иронии и заигрывания с читателем не наблюдалось. И в целом стилю рассказа оценочность не свойственна: идет строгое перечисление предметов обстановки, движений, примет внешности героев. Ироничность – уже другой уровень.

По форме – автор слишком увлекся сценарным форматом. Можно было обыграть сценарную подачу материала в художественной форме, добавив в нее мысли героя, немного изменив описания. В таком же виде, как есть, рассказ выглядит именно сценарием видеоролика. И погружения в рассказ, как это происходит, например, в «Там, где несет воды Висла», не получается. Читатель остается сторонним наблюдателем, зрителем происходящих событий. Хотя на сопереживании этот момент не сказывается, рассказ цепляет за живое, не оставляет равнодушным.

Странной показалась перемена пола при реинкарнации. В роли ребенка, расстреливающего фашистов указательным пальцем, убедительнее смотрелась бы не белокурая малышка, а отчаянный сорванец. А то получается, что девочка действует, убивает, а в это же время на диване корчится здоровый парень и ничегошеньки не делает (до самых финальных строк).

Историческая вставка не показалась достоверной. Персонажам даны роли – красноармеец, священник, эсэсовцы – но духа времени не чувствуется. Потому что он – в деталях, в особенностях речи, в приметах времени, в поведении людей прошлого. Описанная сцена войны может происходить где угодно и с кем угодно. Возможно, так и задумывалось, чтобы показать, что война везде одинакова?
Моя новая книга - http://www.labirint.ru/books/257565/
Аватара пользователя
Юлия_Набокова
 
Сообщения: 2029
Зарегистрирован: Ноябрь 26th, 2004, 8:49 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 9/юмористическое и городское фэнтези/Альфа-книга, АСТ

Re: Огонь на поражение

Сообщение Автор Февраль 4th, 2009, 3:01 pm

Я так и не поняла: зачем приходил Яша?

Он принёс герою диск. Разумеется, ненамеренно. И, ведь не мог же диск материализоваться в комнате сам по себе? Далее фраза героя, обращённая к Якову
"- Яш, - произнёс парень тихо, - я, кажется, уж настрелялся." Она важна, она закольцовывает рассказ.

От мужчины я никогда не слышала, чтобы друга (не девушку!) называли Санечек.

Называли. А здесь ещё и Яков гораздо старше героя.

В таком же виде, как есть, рассказ выглядит именно сценарием видеоролика.

На сценарий, действительно, похожа средняя часть, данная курсивом. Остальное обычный текст. А серединка дана в такой форме не случайно, герой видит фильм в своей голове. Да, он как бы смотрит на себя со стороны, но, кто поручится достоверно, как оно бывает на самом деле? И бывает ли?


Насчёт смены пола. Нет. Сорванец, да ещё и с игрушечным оружием, нет, и ещё раз нет. Девочка, самое то.

Возможно, так и задумывалось, чтобы показать, что война везде одинакова?

Совершенно верно. Неважно Великая отечественная война, Югославия или крестовые походы. Везде и всегда гибнут люди, в том числе и дети. А рассказ не о Великой Отечественной войне, не о Саша и Даше и не Якове. Он о чём-то другом, быть может о том, что иногда действительно в нашем мире случаются странные вещи.
Аватара пользователя
Автор
 
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Февраль 2nd, 2007, 6:14 pm

Re: Огонь на поражение

Сообщение Юлия_Набокова Февраль 4th, 2009, 4:54 pm

На сценарий, действительно, похожа средняя часть, данная курсивом. Остальное обычный текст.

Обычный текст???

Вот фрагменты из начала:

Полумрак гостиной рассеивался мерцанием телевизора, да ещё светильником в форме розы, что укреплён был над диваном. Бледно- лимонный свет играл надписью на обложке книги – «Арсений Тарковский. Избранное». Парень лет четырнадцати, опёршись затылком о валик дивана, листал пожелтевшие страницы, время от времени бормоча что-то под нос.

Тишина в квартире нарушалась лишь едва слышным бормотанием телевизора. Финальные титры очередной серии мыла сменились там вечерним выпуском «Евроньюс».


- типичная экспозиция для сценария.

Ногтём мизинца Саша почёсал кончик брови. Носок правой ноги покачивался в такт музыке. Неожиданно мизинец застыл – буквально на мгновение – чтобы продолжить расчёсывать бровь. Стало очевидным, что парень вознамерился разодрать её в кровь.


Так детально движения и мимика прописываются обычно в сценарии. В художественном тексте волнение можно передать и другими средтвами. В сценарии, где важна картинка, только так.

Он принёс герою диск. Разумеется, ненамеренно. И, ведь не мог же диск материализоваться в комнате сам по себе? Далее фраза героя, обращённая к Якову
"- Яш, - произнёс парень тихо, - я, кажется, уж настрелялся." Она важна, она закольцовывает рассказ.

Тогда тем более непонятно: у Яши есть свой ключ, и он приходит к другу и уходит свободно. Как-то это странно. Ключи дают родным, любимым, а с друзьями обычно договариваются о встрече и встречают их у порога.
Я понимаю, что задача Яши - принести Саше диск. Но весьма неубедительно, что друг приходит к другу на 5 минут, выкраивая время перед другой встречей - с форумчанами. Одно дело, если они соседи и могут запросто ходить друг к другу в гости. Другое дело, если Яша живет в другом районе или вообще на другом конце Москвы. Попробуй доберись в гости по вечным пробкам - только ради того, чтобы привезти диск, а не посидеть и пообщаться. Мне такая ситуация кажется до неправдоподобия фантастичной.
Моя новая книга - http://www.labirint.ru/books/257565/
Аватара пользователя
Юлия_Набокова
 
Сообщения: 2029
Зарегистрирован: Ноябрь 26th, 2004, 8:49 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 9/юмористическое и городское фэнтези/Альфа-книга, АСТ

Re: Огонь на поражение

Сообщение Руслан Февраль 4th, 2009, 6:17 pm

Хочу встрять в дискуссию и заметить, что как раз таки
"Полумрак гостиной рассеивался мерцанием телевизора, да ещё светильником в форме розы, что укреплён был над диваном. Бледно- лимонный свет играл надписью на обложке книги – «Арсений Тарковский. Избранное». Парень лет четырнадцати, опёршись затылком о валик дивана, листал пожелтевшие страницы, время от времени бормоча что-то под нос.

Тишина в квартире нарушалась лишь едва слышным бормотанием телевизора. Финальные титры очередной серии мыла сменились там вечерним выпуском «Евроньюс».

в сценариях недопустимы. это так называемая "литературщина"))))))))
"Справедливости ищешь? Наплюй и забудь!
Богатей или нищий? Наплюй и забудь!
Захотелось весы привести в равновесье?
В одну чашку наплюй, про вторую забудь!"
Г.Л. Олди.
Руслан
 
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: Апрель 24th, 2006, 3:57 pm
Откуда: г. Ейск, Краснодарский край

Re: Огонь на поражение

Сообщение Юлия_Набокова Февраль 4th, 2009, 6:47 pm

Руслан, да?
А в сценарии строго - "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека."?
Моя новая книга - http://www.labirint.ru/books/257565/
Аватара пользователя
Юлия_Набокова
 
Сообщения: 2029
Зарегистрирован: Ноябрь 26th, 2004, 8:49 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 9/юмористическое и городское фэнтези/Альфа-книга, АСТ

Re: Огонь на поражение

Сообщение Руслан Февраль 4th, 2009, 6:57 pm

Да, именно так.
"Справедливости ищешь? Наплюй и забудь!
Богатей или нищий? Наплюй и забудь!
Захотелось весы привести в равновесье?
В одну чашку наплюй, про вторую забудь!"
Г.Л. Олди.
Руслан
 
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: Апрель 24th, 2006, 3:57 pm
Откуда: г. Ейск, Краснодарский край

Re: Огонь на поражение

Сообщение Natasha Февраль 4th, 2009, 9:18 pm

Как бывший сценарист, могу сказать, что в сериалах - да, так, как Руслан говорит. Из-за временных ограничений. В полных метрах допускаются художества на уровне этой истории.
Abyssus abyssum invocat.
Аватара пользователя
Natasha
ЗОЛОТОЕ ПЕРО 2009
 
Сообщения: 850
Зарегистрирован: Февраль 21st, 2007, 7:33 am
Откуда: Florida

Re: Огонь на поражение

Сообщение Руслан Февраль 4th, 2009, 10:50 pm

Ну, сейчас всё перешли на американскую форму записи, там эти художества особо не распишешь, да и не стоит брать на себя работу режиссёра, это его обязанности.
"Справедливости ищешь? Наплюй и забудь!
Богатей или нищий? Наплюй и забудь!
Захотелось весы привести в равновесье?
В одну чашку наплюй, про вторую забудь!"
Г.Л. Олди.
Руслан
 
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: Апрель 24th, 2006, 3:57 pm
Откуда: г. Ейск, Краснодарский край

Re: Огонь на поражение

Сообщение Natasha Февраль 4th, 2009, 10:57 pm

Руслан, я много перечитала американских сценариев. Конечно, обстановку, куда камеру поворачивать, это не надо. А детали поведения есть, такие вещи, как титры тоже допустимы, потому, как важно вроде бы. А свет играл и прочее, тут ты прав, не будет.
Abyssus abyssum invocat.
Аватара пользователя
Natasha
ЗОЛОТОЕ ПЕРО 2009
 
Сообщения: 850
Зарегистрирован: Февраль 21st, 2007, 7:33 am
Откуда: Florida

Re: Огонь на поражение

Сообщение Лира Февраль 6th, 2009, 8:33 pm

Такое ощущение возникло, что рассказ был написан если и не литератором-профессионалом, то, по крайней мере, человеком, стремящимся им стать.
Burning deep inside of me...
Лира
Автор Экслибриса/1 книга
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: Ноябрь 10th, 2008, 8:21 pm
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 1 книга / Фэнтези / АСТ
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Re: Огонь на поражение

Сообщение paulus Февраль 7th, 2009, 4:26 am

Сейчас прочитал внимательно. Хороший рассказ!
Но сначала бегло ознакомился с ним сразу после выкладки. Чего давно за собой не замечал, шевельнулось во мне что-то после эпизода "выхода ребенка" ("пух!"). Раз уж пошли в отзывах "киношные" параллели, скажу - напомнило "Любовь земная" с Матвеевым (когда партизаны успели спасти селян из пылающего сарая и всыпать "гадам"), "Последний легион" (решающая битва) и тому подобные фильмы с уловкой сценариста: "Все кончено... почти, но вдруг!.. Ура! Хэппи энд - наши победили".
В данном рассказе хорошо показана сцена неравного боя (Вообще тема, входящая, как мне кажется, в моду (по крайней мере в кино) - интересен взгляд "не участника" на ВОВ), но вот все остальное, за исключением фамилии "Тарковский" и того, что Руслан любит пиво, после первого прочтения не запомнилось. А на отзыв решился вот по какой причине, не смейтесь, но покоя не дает одна мелочь: почему у мертвого НКВДэшника была винтовка, а у красноармейца - револьвер? Конечно, солдат мог позаимствовать у мертвого более удобное для себя оружие, но почему тогда узбек не взял трехлинейку? Ждал, пока батюшка соизволит обратить на нее свой взор? Мог и берданку ему оставить. Впрочем, понимаю, что подобные уточнения утяжеляют рассказ, но все же.

Ну а конечный мой вывод - рассказ был бы просто супер, если бы он не писался на конкурс.
Мой сайт: http://calebin.ru/
paulus
Автор Экслибриса/6 книг
 
Сообщения: 522
Зарегистрирован: Май 14th, 2008, 4:37 am
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

След.

Вернуться в ЗОЛОТОЕ ПЕРО 2009

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron