ОДНАЖДЫ…

Этот конкурс для тех авторов, для которых музыка - такой же важный инструмент, как ручка, лист бумаги, компьютер...
Кто никогда не пишет в тишине - только под водопадом музыки, которая пронзает душу и трансформируется в слова на бумаге.
Для тех, кого вдохновляет музыка...

Модератор: просто мария

ОДНАЖДЫ…

Сообщение просто мария Май 25th, 2009, 3:44 pm

ОДНАЖДЫ…

Курсанту казалось, что жизнь его началась с того момента, когда их, призывников, одетых во всякое экзотическое рванье, словно разнокалиберную щебенку «высыпали» из кузовов армейских фургонов на территории сержантской учебки. Ворота КПП захлопнулись со зловещим скрежетом, отрезав пацанам призрачную дорогу в прошлое, а потом… испуганные мальчишечьи глаза, пытающиеся опознать себя в зеркале среди десятков точно таких же глаз, замешанных в «невкусном» зеленовато-желтом салате из свежевыбритых макушек и новеньких камуфляжей. Ну а после: «На ле… Гав! Шао… Гавш!» И так, думалось теперь Курсанту, было всегда, с момента первого его осознанного взгляда на мир, хотя на самом деле не прошло еще и двух месяцев с тех пор, как ему обрили голову и выдали форму. Что ж, у грешников в аду тоже нет прошлого, нет будущего, но для них такая беспросветная форма бытия и является главным наказанием; в учебке же, - не в наказание, а во исполнение священного долга, - люди утрачивают всякие временные ориентиры, каждый новый день для них словно пишется со вчерашнего под копирку: с семи утра до одиннадцати вечера жизнь исключительно по одним и тем же заученным командам, регламентирующим каждый твой шаг; к тому же, после «реэмбовских» маршбросков и изнуряющей строевой – непреодолимое, вечное чувство голода. Подкрепить же силы хотя бы каким-нибудь сухариком… Поначалу в обед ребята воровали у хлебореза горбушки и прятали их в многочисленных кармашках камуфляжей, но потом сержанты, заметив такое безобразие, приказали курсантам наглухо зашить все карманы на форме. Ну а класть хлеб за пазуху… За час обычных «солдатских будней» в учебке он там просто превращался в мокрое и соленое месиво.
Заступить в наряд – это была единственная возможность хотя бы немного перевести дух в таком беспросветном жизненном «маршброске». Сегодня – очередь Курсанта: запад окрашен последними багровыми всполохами заката – величественная картина, осознание неизбежности скорого исчезновения которой навевает легкую грусть; за спиной автомат, в подсумке – один отсек занимает запасной магазин, в трех других – украденный хлеб. Четыре часа без команд, с едой, наедине с собственными мыслями… Так это же просто увольнительная в рай!

Накрывшая землю ночь выдалась теплой и ясной. Запрокинув голову, Курсант долго смотрел на звезды, ощущая, как вместе с их загадочным светом на него снисходит умиротворение. Хотелось помечтать, но о чем? Пределом его глобальных желаний в данный момент был лишь день, когда он избавится от ненавистной армейской формы - такое же далекое и нереальное событие, как рождение правнуков. Ему стало грустно: «Неужели я разучился мечтать?» И вдруг ночную тишину пронзил печальный звук флейты… Курсант от неожиданности вздрогнул.
В учебке часто можно было услышать музыку по ночам. После отбоя, когда курсантам уже отдана команда «умерли», а все офицеры, за исключением дежурного, покидали расположение части, сержанты-кровопийцы – такие же срочники, но уже наделенные некоторой властью, нередко устраивали себе в каптерках некое подобие вечеринок. Да и всего час назад, когда ночь еще не вступила в свои права, из подвального окна ближайшей к часовому казармы доносилось: «группа крови, на рукаве…» - последний цоевский хит, кем-то из «наделенных властью» запускаемый с заезженной магнитофонной пленки в течение получаса. Потом еще какой-то дискотечный музон немного проиграл, и все стихло. А теперь, вот, снова музыка и, действительно, неожиданно как-то, флейта…
Курсант не сразу понял, почему сразу после этого изображение звезд на распростертом над ним космическом экране утратило недавнюю резкость, а сердце внезапно забилось быстрее, но еще несколько пронизывающих душу звуков, и он осознал, что глаза застилают слезы, а сердце не просто стучит, а вдруг принялось отсчитывать время, причем в обратной хронологии – назад, подобно тому, как недавно в подвале на сержантском магнитофоне перематывалась кассета на начало песни Виктора Цоя.
Мелодию же, которую сейчас внезапно выдал этот магнитофон, Курсант слышал в последний раз на школьном выпускном. Она вовсе не была танцевальной, - печальные звуки флейты больше подошли бы для занятий какой-нибудь там медитацией, - но тогда одноклассники как по команде вскочили и ринулись приглашать девчонок на «медляк». И будущий Курсант поднялся… - теперь он явсвтенно вспомнил этот момент, - он ждал его два года, две жизни, объединенные в одну эпоху; и вот - судьба предоставляет ему последнюю возможность прикоснуться к руке той, что пару лет назад стала для него смыслом существования. ОНА…

***
ОНА была новенькой в их восьмом «а» и, едва переступила порог… Нет. Как только она вошла… Нет! Она просто по определению не могла войти: такие внеземные созданья не перемещаются в пространстве подобно смертным; ОНА снизошла к этому городу, к этому классу, к НЕМУ, сопроводив свое волшебное явление ослепительным божественным светом. И едва глаза будущего Курсанта привыкли к нему, как он увидел над головой новенькой целый сонм смеющихся ангелочков, целящихся в его сердце стрелами, чуть подрагивающими от насмешливых колебаний натянутой тетивы. Кто-то скомандовал белокрылым карапузам «пли!» и… всё. Всё! «Небесная «учебка» готовит исключительно снайперов – ни одна из стрел не прошла мимо мишени. Всё! Он влюблен: навеки, навсегда, до последнего своего вздоха. Теперь он избавлен в жизни от мучительного определения ее цели, но обречен на вечный поиск несуществующих путей ее достижения.
Вопрос о том, куда пойти после восьмилетки, перед будущим Курсантом не стоял: если ОНА уйдет из школы, то и ему в ней делать больше нечего; если же пойдет в девятый…
Два года в школе потом показались ему одним сказочным мгновением: каждое утро в преддверии учебного дня он пел от радости, ведь тот сулил ему новую возможность видеть неповторимо-прекрасное лицо любимой. И пусть она сама даже не смотрит в его сторону, а бездонные глаза ее лишь изредка равнодушно скользят по нему, словно он для нее всего лишь ничем не примечательная деталь интерьера, все равно, даже такой мимолетный взгляд – а он уже на вершине блаженства: торжествует, пытается писать стихи…
Со своей парты в центре класса ему так удобно было смотреть на свою Богиню! - стоило лишь чуть повернуть голову. А потом сорок пять минут беспрерывного созерцания родного профиля и изумленная констатация факта, что с каждой секундой он становится все более и более совершенным, - звонок, ненавистная перемена, - и снова сорок пять волшебных минут, каждая из которых – очередное открытие, с величиной которого несопоставимо даже открытие Америки.
Но в десятом классе случилось нечто ужасное, катастрофа, – его пересадили за другую парту. Да не просто за другую, за первую! Так, по мнению учителей, он, наконец, переключит свое внимание на школьную доску, и у него хотя бы появится шанс вылезти из болота троек, коими в последнее время запестрел классный журнал напротив его фамилии. Но до учебы ли тут, когда тебя, надеясь избавить от веры, пытаются лишить Божества? Наивные педагоги! Вера в любовь не имеет границ, она – вне пространства. Десятиклассник быстро вновь обрел возможность видеть родное лицо, - поистине, любви не страшны любые преграды, - он догадался брать на уроки маленький осколок зеркальца. Поставив его перед собой на парте, как бы просто так, он теперь в течение каждого урока мог тайком наслаждаться созерцанием отражения своего Божества в этой маленькой стеклянной иконке.
Ему казалось, что так будет всегда. Но вот, последний школьный звонок… Для парня, правда, просто первое предупреждение: «Пора действовать!», но он не заметил его, а лишь подумал, что не все еще потеряно, что у него впереди еще целая вечность – подготовка к экзаменам, экзамены и выпусной. Все это время у него еще будет возможность видеть ту, что навсегда заняла место в его сердце. Какие экзамены?! Он теперь ходит в школу лишь для того, чтобы поймать хотя бы еще миг, в течение которого можно будет видеть любимую, после чего добавить к ее облику, навсегда отпечатавшемуся в памяти, еще какую-нибудь мелкую деталь, подчеркивающую его совершенство. Если бы он был писателем, то непременно сравнил бы себя с иконописцем, которому посчастливилось написать икону с живого божества, на секунду явившегося ему во плоти. Каждая доля этой драгоценной секунды – дополнительный штрих к его будущему портрету.

Ну а после все же был выпускной…
Он резко поднялся, чтобы подойти к девушке и пригласить ее на танец, а потом, думал, как получится: «Я тебя люблю!», или: «Я без тебе не смогу жить!», или… просто молчать и ждать, когда она первой спросит его о чем-нибудь. Как получится. Но ничего не получилось… Его опередили. Один из одноклассников уже протянул в ее сторону руку, ОНА же, лишь мгновенье поколебавшись, приняла ее, после чего новая пара медленно закружилась под тоскливые звуки флейты… Ну а будущий Курсант заплакал и ушел домой, где впервые в жизни напился до потери чувств.
Такая вот любовь у него была...

***
- Была??! – воскликнул Курсант, заставив умолкнуть стрекочущих в темноте кузнечиков. А потом, до боли в руке сжав ремень автомата, тихо прошептал: - Нет…
Между тем мелодия, благодаря которой Курсант непостижимым образом распахнул для себя ворота времени, продолжала звучать. Она словно шла к звездам и те, внимающие ей, обретали в глазах юноши не просто былую четкость, но и неожиданно выстроились в необычайное созвездие, в котором угадывались черты еще недавно такой далекой, а теперь, снова, такой близкой школьной Любви.
- Нет, - снова прошептал Курсант, - мы обязательно встретимся с тобой, любимая, родная, единственная… Мы будем вместе встречать рассвет, провожать закаты… Я подарю тебе самую нежную утреннюю зарю и самый красивейший закат из всех, что видел сам, и, клянусь, сделаю все для того, чтобы в твоих глазах при этом не отразилось ни единого облачка! Я мечтаю…
В твоих глазах увидеть отраженье
Пылающего запада багрового.
С тобою восхищенье
Разделить.
И вместе быть.
И ждать заката нового!..
Жаль, что у Курсанта не было с собой записной книжки – зашитые карманы не позволяли носить ее с собой. Стихи совершенно неожиданно, каким-то экспромтным ураганом прямо-таки слетали с его уст, минуя мозг, и он потом повторял их, чтобы запомнить:
«…Вы – смысл биений раненого сердца.
Вы – цель! Вы – финиш! Но вы слишком далеки:
В лучах созвездий Ваших глаз мне не согреться,
Хотя… от них мне никуда не деться,
Но не достигнуть Вашей маленькой руки…»

Ну а потом, когда закончился его наряд, и много позже, когда за плечами осталась учебка, а его солдатский календарик с «похороненными» днями жизни, что он отмечал крестиками, все больше начинал походить на план фашистского кладбища, он пытался вспомнить эти стихи. Иногда получалось, и он спешил записать их на подвернувшихся под руку клочках бумаги. А под конец службы, когда сослуживцы засели за составление дембельских альбомов, он взял тетрадь и старательно переписал туда эти свои «вирши», перемешивая их со стихами других известных ему поэтов, писавших о любви. Ни одно из них он не подписал: как-то не дорого было ему ни собственное, ни чужое авторство, а дорога сама тема…
«…Потому что если не любил, значит, и не жил, и… не дышал»! - «Балладой о любви» Высоцкого закончились записи в его «дембельской» тетради.

ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ.
В ОДИН ИЗ ДНЕЙ:
Ксюша любила стихи. В свои семнадцать она уже перечитала почти всех классиков, книги которых были дома, а теперь с преогромным удовольствием «тусовалась» на одном поэтическом Интернет-форуме. Ей казалось – могла узнать любого поэта уже по стилю его слога. Но однажды она нашла среди книг в домашнем книжном шкафу старую тетрадь – «3 коп.», содержание которой ее несколько озадачило. В ней корявым почерком отца были написаны в основном хорошо известные ей стихи. Что же в этом странного? Многие, она знала, в молодости поэзий увлекаются: переписывают в записную книжечку полюбившиеся стишки. Чем отец хуже?
Сначала Ксюша мельком просматривала эти стихи и улыбалась, мысленно подписывая строки пропущенными папашей фамилиями поэтов: «Пушкин», после»: «…Я вас любил так искренно, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим!»; «Есенин», ниже: «…И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари».
Но некоторые стихи… Вот они-то и озадачили девушку, к примеру:
«...фигура – словно ласточка в полете.
Дыханье – словно воздух тихих гор.
Опять глаза… Вы словно молча пьете
Вас окружающий сверкающий простор…».
или
…Я не знаю этой жизни ресторанной,
Я не знаю, как танцуют вальс
Под переливы музыки печальной
В огромной светлой комнате хрустальной,
Но… приглашаю, приглашаю ВАС…

Подобных стихов было много. Какой-то наивный, но весьма трогательный слог. «Кто бы это мог быть? - задалась она вопросом. – Не сам же папик их придумал?» По ее мнению, это ленивое существо в тренировочных с вечно вытянутыми коленками способно только молчать в тряпочку, когда мать закатывает ему очередной скандал за какое-нибудь невынесенное мусорное ведро. Или также молча дымить на кухне, прикуривая следующую сигарету от еще тлеющего окурка. Ну, это только тогда, когда матери дома не было; она ему в квартире вообще запрещала курить.
«Кто же? Кто же автор стихов?» С отцом Ксюша разговаривала редко, поэтому спрашивать его об этом сначала не хотела, да и зачем, когда под рукой Интернет?
Свободный поиск, правда, ей ничего не дал, и тогда она сделала выкладку стихов с этим вопросом на своем литературном форуме. Отзывы пришли разные:
«Фигура как у ласточки? Это как, врасторпырку? Ха-ха!»
«Оригинально! «Дыханье словно воздух тихих гор. Одновременно подчеркивается и его неуловимость, и чистота. Каким же еще быть горному воздуху? Здорово! Но почему «опять глаза»? Это только кусочек стиха?»
«Это Есенин! Ранний».
«Нет, это кто-то из начинающих или самоиздатчик»…
Короче, Ксюше так толком никто и не ответил на ее вопрос. Собралась было она вечером все-таки попытать отца: кто автор? Но… Она столкнулась с ним в прихожей и не сразу узнала: дорогой костюм, который он ни разу еще не надевал, галстук, который он ненавидел, модная стрижка… Отец преобразился настолько, что сложно было понять: то ли старше и солидней он теперь выглядит, то ли стильней и моложе.
- Па-а-а?.. - только и смогла вымолвить девушка.
- Что, не признала? – Отец смущенно улыбнулся.
- Да уж… Прям и не знаешь, как к тебе обращаться: Александр Иванович или Шурик?
- Хорошо еще что отчество мое не забыла… Шурик! Ну, как я тебе?
- Здо-орово! – протянула Ксюша, окидывая отца с головы до ног удивленным взглядом, при этом отметив про себя, как безупречно начищены его ботинки. Отец принципиально не любил чистить обувь, говорил: «Это шиза бездипломных слесарей!», намекая на героя Баталова из «Москва слезам…», но иногда оговаривался: «В армии начистился!» Сегодня же…
- У меня сегодня, Ксюш, большой праздник, - произнес отец, повернувшись к зеркалу и поправляя узел галстука. – Двадцать лет, как школу закончил. Сегодня с одноклассниками встреча.
- Какой же ты у меня старый! – изумилась Ксюша. – Двадцать лет…
- Старый? – отец вновь повернулся к дочери. – Да мне и сорока еще нет. А двадцать лет… Сразу после школы – армия, пришел – специально в хомут влез, окольцевался… А через год уже и ты… Как одни миг эти двадцать лет! А знаешь, - он мечтательно улыбнулся, - мне кажется, я только вчера аттестат получил.
- Везет! А я вот только что, а кажется, уже вечность прошла.
Отец ничего на это не ответил, а, лишь еще раз заценив свое отражение в зеркале, бросил:
- Ну, я пошел. Буду поздно. Мать в курсе.
- Смотри, не загуляй там! – дала ему шутливое напутствие Ксюша.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ

- Оксана Геннадьевна, вас! – произнесла белокурая девица, ответившая на звонок служебного телефона.
Неприметная худенькая женщина, бросив: «Спасибо, Оль», устало приняла у нее трубку:
- Слушаю.
- Ма, я тут с девчонкой одной в Интернете познакомился, - услышала она голос сына. - Такая интересная! Поэзией увлекается, умница. И, чего звоню-то, озадачила она меня… Вопрос тебе на засыпку - ты не знаешь, кто написал эти стихи:
«Моя икона из зеркального осколка.
Она - не фикция, не плод воображенья.
Пред ней молюсь я об одном лишь только:
«Яви мне снова глаз любимой отраженье!»
- Первый раз слышу, и почему ты меня об этом спрашиваешь?
- Ну, мам, у нас же бабушка литературу в школе вела…
- Вот и звони ей, мне некогда. А вообще, оставил бы ты эти компьютерные знакомства, до добра не доведут. Ладно, все… Да, и суп, если не будешь, в холодильник убери.
Оксана Геннадьевна едва успела положить трубку, как телефон снова зазвонил. Она не сочла за труд ответить, правда, не забыв придать своему голосу официально-сердитые нотки:
- Алло?
- Оксана? – раздалось в трубке.
- Оксана Геннадьевна, - поморщившись, поправила она.
- Да это я, Оксан, Катрин. Не признала?
- Катька, ты?! – мгновенно потеплевшим голосом спросила Оксана Геннадьевна.
- Ну. Как сама?
- Нормально. Ты как?
- Тоже ничего. Что же ты вчера не пришла? Почти все собрались…
- Куда? – не поняла Оксана Геннадьевна.
- Здрасьте тебе… Ты что, забыла, что еще двадцать лет назад мы наметили вчерашнее число, чтобы всем классом собраться?
- Ах, да, мне звонили… Но, понимаешь, столько дел… Ну, никак, Кать, извини.
Оксана Геннадьевна не стала признаваться бывшей однокласснице, что долго размышляла над тем – идти ли ей на эту встречу? Конечно, хотелось, но… Она долго рассматривала себя в зеркало и злилась: как-то ее высокое самомнение не сочеталось с тем, что она видела в стекле. Ну вообще ничего примечательного: баба как баба, «серая мышка», к тому же – какие-то неизвестно откуда взявшиеся горькие морщинки на лбу и у краешков губ, волосы не только стали реже, но и местами уже тронуты едва заметной сединой, в глазах больше не видно былых искорок… Типичный портрет матери-одиночки! Но, списывая такую личную оценку своей внешности на собственную излишнюю самокритичность, она только снова убеждалась в своей исключительности. Впрочем, она часто задавала себе вопрос, и не могла понять – откуда у нее такая самооценка, и почему никто не ценит ее так же, как она сама? Может, просто после школы «достойные» и способные оценить ее проходили где-то мимо? И какой смысл вообще идти на вечер, если там она ни для кого не будет Оксаной Геннадьевной, и все лишь будут шептать друг другу, когда она отвернется: «Да, не пощадило Оксанку время!» В общем, как бы то ни было, в последний момент Оксана приняла твердое решение: она на эту встречу не пойдет!
- Ты много потеряла, Оксан, - продолжала щебетать Катя. – Так весело было! Ребята все такие представительные… Лешка Тимофеев уже полковник, прикинь?! Танцевали до упаду! До сих пор ноги болят… А музыку знаешь какую слушали?
- Откуда ж мне знать? – хмыкнула Оксана Геннадьевна.
- Оттуда! – торжественно объявила Катя. – Ребята нашли ту же музыку, что они ставили на наш выпускной. Помнишь?
Оксана Геннадьевна неуверенно покачала головой, - она действительно не помнила той музыки, - но ответила подруге:
- Что-то смутно припоминаю.
- Эннио Мориконне, – напомнила ей Екатерина. – Целый диск отыскали! Хочешь послушать?
- Это как, по телефону? – Оксана Геннадьевна рассмеялась.
- Зачем же? Ручка есть под рукой? Записывай сайт.
Оксана машинально записала то, что продиктовала ей Катька, и только потом спохватилась:
- Да мне, Кать, Интернет как-то… Баловство все это.

ВЕЧЕРОМ ТОГО ЖЕ ДНЯ

Накормив сына ужином и помыв посуду, Оксана Геннадьевна по уже давно заведенному ритуалу села в кресло перед телевизором и, закрыв глаза, безвольно откинула голову на высокую спинку. День прожит. Точно такой же день, как и вчера, и позавчера… Такой же будет и завтра! – в этом она была абсолютно уверена. Сейчас она немного посидит так, переведет дух, и пойдет спать. Правда, ощущение того, что сегодня она забыла сделать нечто важное, не покидало женщину. Внезапно она открыла глаза и, резко встав, направилась в комнату сына какой-то странной лунатичной походкой.
Мальчишка как всегда сидел за компьютером. Оксана Геннадьевна, остановившись на пороге, тихонько позвала:
- Сы-ын!
Тот вздрогнул, обернулся и с удивлением посмотрел на мать. Что-то в ее облике его насторожило: неестественный блеск глаз, что ли...
- Сын, а что за стихи ты мне декламировал днем? – спросила она. – Разобрались с автором?
- Не-а! Инкогнито. Да вот они, посмотри… - с этими словами он открыл на компьютере другую страницу.
Оксана Геннадьевна долго читала эти стихи. Причем так увлеченно, что даже не заметила, как сын на некоторое время оставил ее одну. Странное душевное умиротворение снисходило на нее с этих строк – они словно ставили на место давным-давно утраченные кирпичики фундамента ее жизни; еще одна прочитанная строчка – и очередная пустота заполнена, а все «здание» начинает принимать первоначальную устойчивость и законченный вид.
От стихов неведомого автора ее отвлек немного насмешливый голос сына, неслышно вновь появившегося за ее спиной:
- Ма, ну ты дашь мне сегодня за компом посидеть?
- Ах, да… - растерянно, даже как-то виновато ответила она. - Нет, погоди, еще… Погоди, я сейчас…
С этими словами она ринулась в прихожую, сорвала с вешалки свою сумочку и быстро нашла в ней листочек бумаги, на который днем записала продиктованный ей Катькой адрес музыкального сайта.
Потом сын без труда помог ей попасть на него.
- Эннио Мориконне! – объявил он. – Тут море композиций, что тебя интересует? Или все послушать хочешь?
- Н-не знаю.
- Ну, вот, самый клевый музон, «ля профессиональ»…
Из колонок компьютера полилась музыка. Хорошая музыка. Знакомая. Не до боли, конечно, но…
- Профессионал! – ровно прокомментировала она. – Бельмондо.
- Кто-кто? – не понял сын. – Я же говорю, Эннио…
- Да постой ты, артист это такой, Жан Поль… Ладно, что там еще?
Сын запустил следующую мелодию и со скучающим видом собрался дожидаться, когда мать попросит поставить очередную композицию. Но та вдруг, как ему показалось, замерла, хотя на самом деле Оксану Геннадьевну неожиданно затряс такой частый озноб, что глаз постороннего был просто не в состоянии уловить эту вибрацию ее тела; сама же она при этом просто боялась пошевельнуться, опасаясь нарушить божественный строй звуков, наполнивших комнату. Она смогла лишь произнести, едва шевельнув губами:
- Флейта…
- Ма, это синтезатор! – снисходительно поправил ее сын.
- Нет. Флейта, - уверенней повторила мать. – Флейта, сын!
Тот пожал плечами и произнес:
- По-английский написано: «Однажды в Америке»… Фильм вроде такой есть.
- Да, да… однажды… - согласилась было с ним мать, но потом добавила: - ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД. – После чего неожиданно спросила: – Ты можешь записать мне это на мобильник?
- Что это тебя на классику вдруг потянуло? – удивился мальчишка. – Конечно, запишу.
- Меня не потянуло, сын… - тихо ответила мать. – Просто однажды… я видела ту иконку, о которой писал твой Инкогнито… И я слышала музыку, вдохновлявшую его…

ТЕМ ЖЕ ВЕЧЕРОМ, НО ЕЩЕ ПОЗЖЕ:

Александр Иванович весь день пребывал в подавленном состоянии. Вчерашняя встреча одноклассников… Двадцать лет он ждал ее, все это время она была смыслом его жизни, но в один миг рухнули все его надежды – он не встретил там человека, который по всем космическим расчетам был просто обязан там быть, но… не пришел.
Теперь он был отрешен от всего и, раскрыв кухонное окно и облокотившись на подоконник, беспрерывно курил, с тоскою наблюдая за тем, как неотвратимо угасает багровое зарево на западе. Сигарета в его левой руке потухла, но он этого не замечал - глаза его замерли на закатном горизонте, правая же рука была судорожно сжата в кулак. Он не слышал, как за спиной ему что-то привычно выговаривает жена, и та, разозлившись на такое невнимание к собственной персоне, огрела его по шее мокрым кухонным полотенцем:
- Глухой что ли?! – словно издалека донесся до Александра Ивановича ее рассерженный голос. – Говорю, посмотри, что с телефоном.
- Что? – глухо переспросил он.
- Звонит, говорю, без причины, а в трубке короткие гудки. Завис!
Александр Иванович ничего не сказал, а лишь поднес к губам правую руку, до сих пор сжатую в кулак – сквозь пальцы сочилась кровь.
- Что это еще? – командирским голосом спросила жена.
- Кровь, - спокойно ответил он, после чего, наконец, разжал кулак: на ладони лежал маленький осколок зеркала.
- Придурок! – заключила женщина. – Говорю, посмотри, что с телефоном…

После того, как телефон разразился очередной «зависающей» трелью, Александр Иванович поднял трубку: «Да?» Странно, о каких коротких гудках только что говорила супруга? Тихо… Но вдруг, неожиданно, словно не из трубки, а из далекого прошлого, до него донеслись звуки флейты… Те самые, что однажды… Мужчина успел лишь подумать, что у него слуховая галлюцинация или он просто сходит с ума, как вдруг музыка резко прервалась и он услышал в трубке… такой близкий, такой родной голос, настолько тихий, что казалось, он звучит на частоте, доступной лишь ангелам: «Прости…»
Еще минуту он стоял, прижимая к уху телефонную трубку, а потом, ни слова не говоря, схватил ветровку и направился к выходу из квартиры. Жена хотела было привычно прикрикнуть на него: - чего, мол, удумал? - но осеклась: от мужа ее исходило какое-то странное, внеземное сияние, а сам он… Она никогда его таким не видела!
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6347
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Becoming Jane Май 25th, 2009, 3:48 pm

У меня сразу возникло недоумение: что ж это за мальчик такой, который не знает фильм "Профессионал" и музыку из него? А "Однажды в Америке" для него просто какой-то фильм? У меня есть младший брат, для него "Профессионал" в свое время был одним из любимых фильмов.
А музыка оттуда, благодаря различным ремиксам и кавер-версиям за последние несколько лет стала мега-популярной. Как говорится, я узнаю эту мелодию с трех нот :)
Успех - это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся. Д.Б.Джови
Аватара пользователя
Becoming Jane
Модератор | Открытие года'09
 
Сообщения: 1000
Зарегистрирован: Январь 31st, 2008, 2:22 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Юлия_Набокова Май 25th, 2009, 6:53 pm

Потрясающе!

Сначала с трудом вчитывалась в описание армейских будней и опасалась, что весь длинный текст - про солдат, но потом втянулась и прочитала на одном дыхании. Кажется, я узнаю этот стиль и автор уже не раз радовал меня в предыдущих конкурсах :)

До этого мне на конкурсе попадались миниатюры, зарисовки, фрагменты, а здесь - целая эпопея длиною в двадцать лет!
Интересная история, живые герои, меткие характеристики, необыкновенные описания, удачные сравнения, неожиданные метафоры - лучший рассказ из всех, которые я на этот момент прочитала. И какие бы рассказы еще не появились, за этот буду голосовать в тройке любимчиков.

Автору удачи. :)
Моя новая книга - http://www.labirint.ru/books/257565/
Аватара пользователя
Юлия_Набокова
 
Сообщения: 2029
Зарегистрирован: Ноябрь 26th, 2004, 8:49 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 9/юмористическое и городское фэнтези/Альфа-книга, АСТ

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Larisa Май 26th, 2009, 1:06 am

Я, наверное, что-то не поняла, но - на что здесь вдохновляет музыка? На встречу с бывшей любовью?
Это моё личное мнение. Оно может не совпадать с другими.
Неопытная Ведьмочка.
Аватара пользователя
Larisa
 
Сообщения: 3046
Зарегистрирован: Ноябрь 4th, 2007, 1:30 am

Re: ОДНАЖДЫ...

Сообщение Becoming Jane Май 26th, 2009, 1:41 pm

Автор, у меня есть еще одна претензия, потерпите еще)
Известно, что курсанты - это студенты высших военных учебных заведений. А ваш герой оказывается призывником в армии. Даже если он направлен туда, то, отучившись, вместе с дипломом он получает звание лейтенанта. Соответственно, никаких солдатских ужасов, которые вы описываете, в его жизни быть не может.
Успех - это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся. Д.Б.Джови
Аватара пользователя
Becoming Jane
Модератор | Открытие года'09
 
Сообщения: 1000
Зарегистрирован: Январь 31st, 2008, 2:22 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Начинающий литератор

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Руслан Май 26th, 2009, 5:26 pm

Хороший замысел, но на мой взгляд, многовато натяжек, немного тщательней прорисовать причинно следственные связи. Да и концовка...ну мелодраматично как-то. Но в целом неплохо!
"Справедливости ищешь? Наплюй и забудь!
Богатей или нищий? Наплюй и забудь!
Захотелось весы привести в равновесье?
В одну чашку наплюй, про вторую забудь!"
Г.Л. Олди.
Руслан
 
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: Апрель 24th, 2006, 3:57 pm
Откуда: г. Ейск, Краснодарский край

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Автор Май 27th, 2009, 3:43 am

Лариса права, действительно, героя не музыка подтолкнула к поэтическому экспромту. Но и не чувства. Он же их утратил! (не зря ведь такой объем текста занимает описание армейского ада, отшибающего память). Однако музыка оживила его память, память вернула его к чувствам, чувства, на фоне продолжающей звучать музыки, неосознанно вылились в стихи. Если хотите, в рассказе сделана попытка раскрыть природу вдохновения, одним из ключевых компонентов которого является конкретная музыка, а не просто «он услышал музыку, и она его вдохновила». Рассказ вовсе не из той оперы, где «песня строить и жить помогает».

Что касается «Однажды в Америке» и Бельмондо в «Профессионале».
Я же не рисую пацана полным профаном. Он знает музыку Мориконне, но не увязывает ее с конкретными фильмами. Ну не киноман он! А то, что он не знает Бельмондо – этим я хотел лишь подчеркнуть его принадлежность новому поколению, не все представители которого с благоговением относятся к киноклассике. Хотя, недавно я встретил довольно образованного и далеко не юного человека, разумеется, смотревшего «Профессионал», который… тоже не знал, что исполнителя гл.роли зовут Бельмондо. Так-то вот! Что вы хотите от ребенка?
По поводу курсанта могу сказать с определенной долей компетентности - это один из статусов военнослужащего до его назначения на конкретную должность. Он может учиться как в военном вузе, так и школе сержантов. Последнему в учетной карточке так и записывается - курсант в\ч такой-то.

С Русланом соглашусь по поводу натяжек, но более подробная прорисовка ПСС потребует и большего объема текста, что не впишется в условия конкурса. Хотя, только понял, в таком варианте есть свои преимущества - динамики больше. По поводу мелодраматичности концовки - по крайней мере без трупов.

Ну а Юлии Набоковой…
Убеждаюсь, что вдохновлять могут не только музыка и чувства!
Аватара пользователя
Автор
 
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Февраль 2nd, 2007, 6:14 pm

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Ян Валетов Май 28th, 2009, 2:02 am

Гладкий, с точки зрения литератора, текст. Много натяжек. Впечатление вторичности не оставляло с первых до последних строчек. Словно смотрел "нарезку" из разных фильмов старых лет. Нет, я не скажу "плохо", но ощущения сопереживания у меня не было. Дело не в мелодраматичности финала, стандартности стервы жены настоящей, неустроенности жены несостоявшейся и самого романтического ухода с выпускного из-за того, что избранница танцевала с другим... Дело в том, что я не поверил ни в любовь, ни в трагедию. Что-то у автора не получилось, хотя, повторюсь, написано неплохо.
Удачи.
Каждый пишет, как он слышит, как он дышит, так и пишет.
Аватара пользователя
Ян Валетов
Автор Экслибриса//8 книг// "Стабильность"08"
 
Сообщения: 894
Зарегистрирован: Август 4th, 2004, 8:12 pm
Откуда: Украина

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Автор Май 30th, 2009, 12:43 am

Вау!
Прямо и не знаю, как воспринимать мнение Яна Валетова: вроде бы и «вдохновляет», но при этом и обескураживает. Конечно, «троечка», как я воспринимаю оценку «неплохо» от признанного писателя, для меня это уже высоко, спасибо, но вот претензия к тому, что мне не удалось заставить поверить читателя в любовь…
Наверное, не трудно предположить, что в основе этого рассказа лежит другая история. Так вот, в оригинале «Однажды…» - это история мощнейшей любви с трагическим финалом (своеобразная попытка современной интерпретации купринского «Гранатового браслета») но тема конкурса – «Музыка, которая меня вдохновляет», в совокупности с ограничением текстового объема, по моему мнению, не предполагает раскрытия других тем в ущерб основной. И если мне не удалось заставить кого-то поверить в любовь, вернее, сделать такую попытку, то лишь по той причине, что я и не ставил перед собой подобной задачи.
Назначение первой части рассказа – просто показать мальчишескую безответную любовь, которая на фоне армейского мрака, напомнив о себе мелодией флейты, выходит на некий следующий уровень. Именно конкретная мелодия явилась катализатором внезапно снизошедшего на героя поэтического вдохновения. Он понятия не имеет, что это за музыка, и слышал ее до этого лишь однажды.
Назначение второй части – просто назвать музыку, но при этом еще и придать всему рассказу определенный литературно-завершенный вид. Для этого я решил предположить, во что может вылиться обыкновенная школьная любовь лет, эдак, через двадцать, и воскресить в памяти героев музыку, что звучала на их выпускном. Вторая часть вообще не предусматривает раскрытия чувств героев друг к другу, она - всего лишь сухая констатация фактов их жизни двадцать лет спустя (с некоторой попыткой анализа кризиса среднего возраста). Ну а дальше, вполне обычный литературный прием – пересечение двух независимых сюжетных линий в одной точке. Краткость изложения здесь, видимо, и создает эффект «натяжек». Намеренная же «натяжка» у меня одна – относительная независимость двух частей рассказа. В первой я не называю имен и адресов, а только, благодаря В.Цою, обозначаю время. То, что события, изложенные во второй части, являются продолжением – прямо это не утверждается. Если и заметны параллели, то они вполне могут быть объяснены неким совпадением. Сделано это лишь для того, чтобы подчеркнуть грандиозность временной пропасти между событиями и заставить читателя воспринимать вторую часть, как уже немножко другую историю.
Что же касается упомянутой мелодраматичности. История безответной любви по определению последней не предусматривает хэпи-энда. Взаимность чувств – это уже просто любовь. В оригинале мой герой курит у раскрытого окна в квартире, что ему запрещает делать жена, ну а после музыку в трубке слушает его дочь и отвечает: «Папы больше нет…». Т.е. я рушу х.э. в его наивысшей точке. В данном же рассказе я решил сделать невозможное – заставить поверить читателя в то, что все будет хорошо. «Чапай все же переплыл реку!» У меня не мелодрама – фантастика!
И еще по поводу замечаний Яна Валетова. «Ощущение, что смотрел «нарезку» из старых фильмов». Как это понимать? К примеру, если у меня при чтении книги возникает ощущение просмотра фильма и я уже не вижу строк, глотаю ее, то мысленно говорю потом автору «спасибо». Такое бывает очень редко. Ну а если у меня в этом рассказе уже присутствует кино-«нарезка», то «склеить кадры» – это уже просто дело техники?
Да, и старые фильмы – это ж здорово!
Аватара пользователя
Автор
 
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Февраль 2nd, 2007, 6:14 pm

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Lolitta London Май 31st, 2009, 12:10 pm

Симпатично...Грустно...
Меня, как обычно, ужасно расстраивает слабость людей в принятии каких-то верных решений в жизни, в выборе собственного Пути.
Эта проблема очень явственно показана в данном рассказе.
Хотелось бы, чтобы такого с людьми не происходило: такой слабости, ведущей к обычной жизненной драме.
Хотелось бы, чтобы они были хозяевами своей жизни.
Но, тогда бы не было таких рассказов, в принципе :)
Многим он будет близок.
Осталась неразгаданное: почему после армии герой не попытался отыскать ту девушку и жениться на ней? Почему связал жизнь с безразличной ему женщиной? Остается домысливать, либо принять то, что многие мужчины просто слабы.
Впрочем, такое бывает сплошь и рядом, как я уже говорила.
Lolitta London
 

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Автор Июнь 1st, 2009, 1:59 am

Лолитта, благодарю за такой отзыв. Вопреки мнению Яна Валетова, убеждаюсь - мысль свою донести до читателя мне удалось, ВЫ же сделали для себя такой вывод, который я (вернее, мой герой) просто боялся принять (ВОТ ОНА - ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА!) - "многие мужчины просто слабы"!
Однако скажу кое-что в оправдание героя - его сила не в решительности, а в верности собственным чувствам. Мир для него запараллелился: в одном измерении - сказка любви, в другом - реальность. Я и оставил финал без конкретного действия - его встречи с героиней. Когда параллели - сказка и реальность (с "поредевшими волосами, тронутыми сединой") пересекутся, кто его знает, возможно, истинная трагедия - это выход из сказки, свое место в которой герой определил изначально:
«…Вы – смысл биений раненого сердца.
Вы – цель! Вы – финиш! Но вы слишком далеки:
В лучах созвездий Ваших глаз мне не согреться,
Хотя… от них мне никуда не деться,
Но не достигнуть Вашей маленькой руки…»
Ну а в общем суть рассказа - достучаться до некоторых (ВАШИХ, женских) сердец, и если что и вдохновляло меня в работе по нему, так это слова одной забытой песни, группы Секрет, кажется: "Посмотри, ты же стала взрослей, посмотри, ты устала от блеска огней, потеряла любовь, респектабельной став..." и что-то там еще про папу. А заканчивается песня, - не знаю, воспроизведу ли дословно: "Вот бы все повернуть, все сначала пройти, да только в те времена больше нет пути, И лишь во сне за тобою идет по пятам, Твой единственный парень, оставшийся там".
Все-таки, я дал героям возможность найти путь "в те времена", хотя, как говорил выше - это фантастика.
Аватара пользователя
Автор
 
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Февраль 2nd, 2007, 6:14 pm

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Lolitta London Июнь 1st, 2009, 10:31 pm

Да, теперь все стало на свои места...
Возможно, я сразу не заметила этого ньюанса в рассказе...
Зато заметила что-то другое :)
Lolitta London
 

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Ян Валетов Июнь 2nd, 2009, 1:16 am

Автор писал(а):Лолитта, благодарю за такой отзыв. Вопреки мнению Яна Валетова, убеждаюсь - мысль свою донести до читателя мне удалось, ВЫ же сделали для себя такой вывод, который я (вернее, мой герой) просто боялся принять (ВОТ ОНА - ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА!) - "многие мужчины просто слабы"!


Ох... ;)
Каждый пишет, как он слышит, как он дышит, так и пишет.
Аватара пользователя
Ян Валетов
Автор Экслибриса//8 книг// "Стабильность"08"
 
Сообщения: 894
Зарегистрирован: Август 4th, 2004, 8:12 pm
Откуда: Украина

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Автор Июнь 2nd, 2009, 3:07 am

Ян, извините за ссылку на ваше мнение. Конечно же, донести мысль автора (что я имел в виду) и заставить поверить в чувства героя (о чем говорили вы) - разные вещи. Просто так написалось, ведь - как не поверни- везде любовь! Ох...

А вас, Лолитта, просто боюсь спрашивать - что вы еще заметили. В проницательности вам не откажешь! Честное слово - боюсь: два раза набивал вопросы, но стирал. Как-то из темы конкурса они несколько выпадают.
Аватара пользователя
Автор
 
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Февраль 2nd, 2007, 6:14 pm

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Седлова Валентина Июнь 8th, 2009, 2:47 pm

Сильный рассказ. Очень добротно и умело сработанный. Но - именно что "сработанный". Во время чтения не оставляло чувство, что автор словно говорит: "А вот мы сейчас мелодрамы добавим, а здесь вот "слезодавилку", чтоб все дружно героев пожалели..." Не скажу, что это плохо - но, образно говоря, срубленному топором изваянию не хватило наждачной шкурки. Чуть больше тонкости и изящества - и рассказ бы сильно выиграл от этого.

Инфантильный герой не вызывает к себе симпатии, идя по пути наименьшего сопротивления. К чему тогда были все эти стихи и музыка? Человеку так нравилось мечтать, а не действовать, что в результате оказались несчастными он сам, его жена и его одноклассница, и даже армия не смогла заставить его повзрослеть. По крайней мере, именно такие выводы лежат на поверхности.

Открытый финал. Лично для меня - вещь неоднозначная и не любимая. Однако, в данном варианте - почему бы и нет? Кстати, интересно про открытый финал http://www.vostokinform.ru/skena/personality/final/

В любом случае - спасибо автору!
Аватара пользователя
Седлова Валентина
 
Сообщения: 104
Зарегистрирован: Январь 12th, 2007, 3:10 pm

Re: ОДНАЖДЫ…

Сообщение Автор Июнь 11th, 2009, 1:32 am

Валентина, благодарю за ссылку. И еще отдельное спасибо!
И вот за что:
Для меня литературное произведение всегда представлялось картиной, каждый мазок, штрих которой – это слово. Писать (в смысле - рисовать) – занятие увлекательнейшее. Однако же… «Изваяние, которому не хватает наждачки…» Вот это для меня открытие! Картина, в которой кто-то даже видит глубину, один фиг – штука плоская, как не посмотри. Природа у нее такая. А я в азарте и увлекся «рисовательством», совсем упустив из виду, что есть такой вид искусства, как скульптура. Другими словами – в своих литературных потугах я упустил главное – объем, трехмерное видение всего того, что выскакивает с моей «клавы»! Вроде, «прозрел». Попробую перестроиться.
Впрочем, если Вы увидели в моей работе пусть и нешлифованное, пусть самое неумелое топорное изваяние – для меня это уже высочайшая оценка. Спасибо!

Не знаю, понятно ли я выразился, но развивать свою мысль до «сетевого дневника» силенок у меня маловато, да и не к месту это будет.

И все же не удержусь от пары слов в защиту "Однажды". Ян Валетов не поверил в любовь и трагедию, Вам, Валентина, несимпатичен инфантильный герой - но я же и не пытался влезть в психологические дебри любви, а герой вообще остался без описания, в рассказе только некие факты, другими словами - действие, но если уже на основании этого можно судить о том - была ли настоящая любовь, или это всего лишь маниакальная юношеская влюбленность, симпатичен ли вам герой или нет, значит, что-то все-таки у меня получилось? Наверное... что-то...
Аватара пользователя
Автор
 
Сообщения: 1614
Зарегистрирован: Февраль 2nd, 2007, 6:14 pm


Вернуться в Музыка, которая меня вдохновляет

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2