Итак, вы написали книгу. Хорошую.
По вашим ощущениям и отзывам друзей она вполне может составить конкуренцию тому, что уже стоит на полке.
Однако же вы рассылаете ее по издательствам и выясняете странную вещь: издатели не хотят ее издавать!
Damn, думаете вы и не понимаете, почему это случилось с вами...
Психологи говорят: "Понять, значит простить", а я говорю: "Понять причины отказа - значит издаться".
Многих смущает формулировка отказа: "Сюжет замечательный, язык богатый (и вообще вы гениальны)... ". Сбивает с толку, не правда ли? А заодно и греет душу.
Запомните: издательсва - это крупные современные компании. И для них важен вопрос имиджа компании. В такой формулировке отказа нет ничего удивительного. А вот ответ "Вы бездарь" или другая грубость от редактора - это вопрос профпригодности редактора и несмываемое пятно на репуьации издательства.
Я прошу вас сейчас отвлечься от эмоций и задаться одним-единственным вопросом: "Отчего же тогда редактор мне отказал?"
Давайте начнем разбираться в вопросе с самого начала.
Однажды я писала
довольно циничную статью для "Бизнес-Журнала", и беседовала с сотрудниками издательств. Сухая статистика по ЭКСМО такова: В базе 1500 стабильно издающихся авторов. Включая однодневок - 3000.
Это плод работы ЭКСМО за 15 лет.
То есть в год принимается около 100 авторов - и это издательство, объединившее наиболее большое кол-во писателей!
Вдумались в цифры?
При этом примерно 30 рукописей поступает на общий мэйл, еще примерно столько же авторы сами приносят в редакцию или шлют на личные мэйлы редакторов.
Грубо округлим – и выясним, что в день в ЭКСМО поступает около 50 рукописей.
Истина в том, что их все читают. Не надо утешать себя тем, что их сразу выкидывают. Их на самом деле выкидывают, но немного позже. Причина проста – резензент\редактор ниасилил более двух страниц.
Именно это в 95% и является истинной причиной отказа. Если ЭТО не могут читать сотрудники издательств – то откуда у них появится уверенность, что читатели ЭТО купят?
Однажды я принимала участие в формировании новой издательской серии Рипола. И я сделала из этого очень важные выводы.
1) Редакторам надо ставить памятники.
2) Из множества присланных мне рукописей я не увидела НИ ОДНОЙ, которую я бы захотела прочитать до конца. Ни одна не заставила биться сильнее мое читательское сердце в восторге: вот он, алмаз… Ни одна рукопись не заставила меня все бросить на время чтения и не спать ночами, пока не дойду до последней буквы…
Хотя нет, нагло вру. Одна рукопись мне очень понравилась. Из 50-70 рукописей только одну я рекомендовала к изданию с чистым сердцем и уверенностью в том, что этого автора – будут читать.
И вот, побывав на месте редактора, я с уверенностью говорю: автор, который способен писать интересно, который способен захватить внимание читателя – на вес золота для издательства. Таких мало. И такие становятся звездами.
Возвращаясь к своей той редакторской работе: в итоге я просто выбрала из того, что мне прислали самое более-менее удобоваримое и рекомендовала к изданию. Не знаю, возможно, этих авторов и издадут. Может – нет. Но перспектив я для них не вижу ни со стороны авторов, ни со стороны издательств. Стоит ли издаваться любой ценой, если автор неконкурентноспособен и никогда не станет звездой?
Задумайтесь в этом месте об этом, друзья мои…
Рядовой автор – это гонорары от 7 до 25 тысяч рублей, совершенно неадекватная цена за такой труд. Не лучше ли попробовать делать карьеру в другом месте?
Подумали? Все же согласны?
Ок, идем дальше.
Итак, вам отказали. В одном, в другом издательстве. В третьем.
Я свято верю, что вы у меня все молодцы и попадаете в те 5 % авторов, которых не издают не потому, что они пишут неинтересно, а по второй и последней причине: под них нет серии.
Что делать в таких условиях?
Вариантов несколько.
1)
Наивный.
Однажды одна девушка, вообще не разбирающаяся в издательском бизнесе, послала в АСТ, ЭКСМО и прочие из-ва свой первый опус, позиционировав его как Иронический детектив. «Вам понравится» , - горячо убеждала она в сопроводиловке. Издателей она не убедила.
Истина в том, что у девушки вообще не было шанса издаться, как бы она не понравилась издателям. Она писала какой-то дикий микс из детектива и МИСТИКИ, все это щедро сдобрив иронией. Издатели не любят таких мутантов. Им надо, чтобы все было четко: эту книгу отправляем в Крутой детектив, это – в Сентиментальный роман, а это еще что за смесь бульдога с носорогом? Ф ТОПКУ!
Но даже не по этой причине у девушки не было шанса издаться. Дело в том, что она заявила себя как автора иронического детектива. Сотрудник, который принимает почту, распределяет ее по отделам согласно заявленному жанру. Иронического детектива тогда не было ни в АСТЕ, ни в Риполе, и ее опусы отправились в корзину. А вот в Эксмо был отдел Иронического детектива! Книга отправилась по адресу, и редактора ее прочитали, и… девушку издали. Редактора закрыли глаза на мистическую составляющую – и издали.
Позиционируй девушка книгу как мистику – она бы никогда не издалась. Потому что серий, повторяю, нет!
Вывод: иногда вот такая неосведомленность дает плоды. Кстати, этой девушкой была я. И, кстати, мою первую многострадальную книгу издатели (видимо, в знак иронии над моим стилем) так и назвали – «Смесь бульдога с носорогом», заменив информативное «Библия ведьмы».
2)
Попасть в десятку!
Отриньте светлые идеалы, которыми, вы, возможно, полны. Отриньте иллюзии и четко определитесь, в какой серии и какого издательства вы хотите издаться.
После этого примерно с полгода усиленно читайте авторов этой серии и «пропитывайтесь» духом этой серии. Неплохо бы послать запрос в издательство и получить от них концепцию данной серии. Заодно познакомитесь с редактором – постарайтесь сделать так, чтобы он вас запомнил! После этого и не раньше – садитесь и пишите книгу, которая идеально подойдет в эту серию.
В сопроводиловке упомяните о том, что вы претендуете именно на серию эээ.. «Безумные ежики», и кратко расскажите о проведенной работе по изучению серии (этим вы покажете издателю серьезный подход к литературной деятельности).
Я вам гарантирую – при таком подходе вам будет очень сложно не издаться. Положительное решение практически гарантировано.
ЗЫ: Все это не работает, если автор напишет просто НЕИНТЕРЕСНО. Но это же не про вас, друзья мои?
3)
Усердие и труд все перетрут.
Значит, позиции прежние.
Имеем автора, который пишет интересно, но нестандартно. Причина отказа – отсутствие серии. Что делать в таком случае? Сделать эту серию самому!
На заре моей карьеры мне рассказывали о девушке, которая однажды пришла к издателю с 12 (!) книгами сразу же и концепцией своей собственной серии. Для меня тогда своя серия была вообще чем-то далеким и нереальным, и я со скепсисом спросила: «И чего ж она добилась?»
Ну да, думала я… Люди тут годами идут к своей серии, пальцы в кровь стирают, серия – знак признательности от издательства.. А тут пришла выскочка – и сразу ей все подай!
Так вот, я была очень удивлена, услышав ответ: «Конечно же ей дали серию! Это же не автор, а мечта!»
После того, как я издала свою четвертую книгу, я вдруг выяснила, что издаваться мне негде. Художественную литературу Рипол издавал в своей «дочке» - Престиж-книге, которая однажды решила отделиться и пуститься в самостоятельное плавание. Художка в их планах не значилась, всех авторов передали по наследству в головной офис. Там, посмотрев на мои книги, сурово сказали: «Мистику не издаем! Серии нет»
И вот снова я осталась без издателя, в глубокой задумчивости – серий не было вообще нигде под меня. Хотя нет – я была на тот момент просто социально опасна, а в гневе я ээээ… неприятна.
«Ах у вас нет мистических серий? – злобно думала я, строча концепцию этой серии. – Ну так будет!»
Я никогда не писала концепций новых серий, однако же то, что я сделала – оказалось вполне удобоваримым.
Компоненты были следующие: я написала о идее, написала о конкурентных преимуществах, описала таргет-группу этой серии.
В итоге скромно приписала, что уже есть 3 готовые книги – одну прилагаю.
Я послала это в АСТ, ОЛМУ и Рипол.
Положительное решение пришло… отовсюду! Все готовы были издавать мою новую серию!
Причины: я доказала, что издание такой серии будет выгодно для издательства.Остановилась я на Риполе по ряду причин.
Что я добилась, замахнувшись на собственную серию?
- Собственной серии.
- В мае все смогут купить мою первую книгу из этой серии, и уже по обложке видно, как особо отнеслось издательство к этому проекту. Обложка – невероятно стильная и прекрасная…. Damn, это лучшая обложка на свете!
- Мне вернулось мое имя. Прежние издатели настаивали на псевдониме, так как концепция той серии не предусматривала англоязычных имен. Жизнь под псевдонимом полна неожиданных и порой не всегда приятных сюрпризов – и потому для меня очень важно то, что теперь на обложке моих книг будет стоять то же имя, что и у меня в документах.
- Мои книги теперь не просто тупо издают - издательство намерено на них еще и зарабатывать :) Что предусматривает брендинг автора. Все. Автору больше и желать нечего.
Вывод: не бойтесь скакнуть выше. Бойтесь остаться ниже.
Разумные и аргументированные доводы в пользу вашей серии способны сотворить чудо. Для издающегося автора – это шанс на серьезный скачок в его карьере. Для неиздающегося – практически стопроцентный шанс издаться.
Напишите 5-7 книг, к ним – аннотации еще на 5-7, после этого напишите здравую концепцию – и вам будут рады в любом издательстве!
Немного общих советов
- Издатели не любят однодневок. Дайте понять, что вы готовы писать сутками, не есть и не спать, творя нетленки – и шансы ваши возрастут. Объясните издателю. Какой вы крутой чувак – мол, вы владелец автозаправок и свечного заводика, и издатель должен еще спасибо сказать, что вы выкроили время на общение с ним – и вы в пролете. Просто потому, что понятно – это автор одной книги. Некогда ему писать!
- Посылайте не одну книгу в издательство, а две. Или больше. В крайнем случае – книга+аннотации на следующие книги. Убедите издателя в своем серьезном отношении к литературной деятельности!
- Летом все в отпусках. Не лучшее время для отсылки первой книги. Также не стоит лезть в издательство за 3-4 недели до весенней и осенней книжных ярмарок – все ресурсы брошены на подготовку к этим важным событиям. А вот через недельку после них – самое оно. Издатели благодушны и расслаблены.
- Берегите психику. Работайте с аффирмациями, посещайте психоаналитика, общайтесь с друзьями, слушайте красивую музыку под аромат индийских благовоний. Выберите для себя сами способ релаксации. Издание первой книги – это всегда ОЧЕНЬ много нервов. Это слезы, истерики. Книгу вы наверняка издадите – у нас в клубе все издаются. А вот нервные клетки не восстанавливаются НИКОГДА.
Зы: сейчас пишу наскоряк :) потом, возможно, что-то и добавлю.
Очень надеюсь, что это поможет сориентироваться литклубовцам.