Опасный бизнес

Ежегодный конкурс на лучшего писателя форума "ЭКСМО"

Опасный бизнес

Сообщение Venetzia! Февраль 24th, 2005, 1:09 am

Опасный бизнес


- Следующий! - голос таможенницы утонул в шуме и гаме Мюнхенского космопорта.
Человечек в светлом, забрызганном ноябрьской грязью плаще кинул кейс на движущуюся ленту, подал паспорт хмурому пограничнику, а сам протиснулся в воротца металлоискателя. Тишина - аппарат не реагировал. Таможенница кивнула, ее напарник вернул паспорт человечку; тот выловил свой кейс по другую сторону ленты и затопал на посадку.
Эдди Бауэр наблюдал за процедурой досмотра со своего места в очереди, переминаясь с ноги на ногу и постукивая костяшками пальцев по столбику ограждения.
- Все нормально, не трясись, - второй рядом с ним проговорил как робот, сам себя не слыша из-за доносившихся из наушников своего плеера воплей.
Пошлет же бог напарников! Парня этого Эдди видел второй раз, и на фоне приличных костюмов и темных пальто деловых космопортовских пассажиров парнишка выделялся: алые штаны шириною в Атлантический океан еле держались на голой заднице, и пуп гордо торчал назло холоду под куцей фуфайкой. Работай этот пацан с Эдди постоянно, он бы его научил! Никогда не выделяйся из толпы, вот первая заповедь профессионала.
- Лысый сам паковал? - в десятый раз переспросил Эдди.
- А че! Ну, сам, - парнишка захихикал. От него за версту несло жареной курицей и пивом. - С бодуна, вообще, козел. Сделаю, говорит. Без проблем. Запаковал как своему.
Эдди вздохнул. Лысому он доверял, да и проверять упаковку не было времени: красноштанный пацан заявился на встречу в космопорт с опозданием на полтора часа. С бодуна так с бодуна... напарников в этом бизнесе не выбирают.
Неслышно приоткрылась в стальной переборке боковая дверь - "Посторонним вход воспрещен" - и выпустила двоих в форме, с собачонкой - рыжим спаниелем на поводке. Песик весело потрусил вдоль очереди, обнюхивая ноги и сумки пассажиров. Двое шли за ним, пронизывая каждого полицейским взором, и отпечатанные на компьютере листки держали наготове. Возле какого-то дядьки песик задержался, запрыгал радостно - двое подскочили, спросили документы, повели за дверь с надписью. Пассажиры запереглядывались, кто-то нервно засмеялся. Эдди расслабил мышцы и постарался дышать ровнее.
Спаниель подбежал к нему, играючись, нюхнул там и тут, интереса к Эдди не проявил и затрусил дальше.
- Ты видел? - Парень заблеял радостно. - Я говорю, Лысый паковал! Без проблем... - Эдди пнул его под бок, чтоб замолчал.
-Ну, я пошел, - продолжил пацан, перекрикивая музыку в ушах. - Лысому скажу, всё оки-доки.
Эдди закивал - уходи, уходи скорее. Всего два человека оставалось перед ним. Хотя чего он волнуется? Лысый еще никого не подводил. В этом бизнесе подведешь - до вечера не доживешь.
Было, было у Эдди сомнение, что Лысый с бодуна передоверил упаковку красноштанному парнишке - уж очень тот настойчиво уверял Эдди, что работал именно Лысый. Но с другой стороны, собака не отреагировала. Да и исправить ничего уже нельзя было: последний перед ним человек уже получал свой паспорт обратно из рук хмурого погранца, и напарница его выжидающе смотрела на Эдди.
Он улыбнулся, снял с руки часы, выгреб из карманов мелочь и положил всё в подставленный сотрудницей подносик. Мысленным взором окинул себя - не забыл ли чего - и шагнул в воротца металлоискателя.
Бззииинь! - звон эхом отразился под сводами космопорта.
Эдди принахмурился раздосадованно - естественная реакция невинного человека - и принялся демонстративно обшаривать карманы. Забыл какую-то мелочь, мать твою, а ведь так важно ничем не привлечь к себе внимания! Под бдительным взглядом обоих таможенников осмотрел все складки верблюжьего пальто. И - улыбка озарила Эддино лицо - показал пограничникам затаившуюся в подкладке фирменную металлическую "молнию" внутреннего кармана.
Таможенница кивнула, знаком показала - пальто на столик. Руками в перчатках взялась прорабатывать все складки, а Эдди в это время опять вступил под своды металлоискателя.
Бзиииинь! - зазвенели воротца.
Таможенница отложила пальто. Ее напарник закрыл паспорт Эдди и держал его перед собой с таким видом, будто отдавать уже не собирался. Покорнее овцы Эдди взглянул в их суровые глаза.
- Ду ю хэв метал? - спросила пограничница. Эдди помотал головой.
- Ви подумайт, - посоветовал напарник.
Эдди подумал, но сердце его заглушало все мысли своим биением. - Я не... я не имейт никакой метал, - ломано сказал, чтоб им понятней было.
Погранцы покивали, посовещались. Очередь медленно теряла терпение. Черт, ну что такого на нем может быть? Пломба, что ли, железная в зубах? Не привлек внимание, называется...
Пограничница перегнулась через столик и посмотрела ему на ноги. - Туфель?
Улыбка озарила лицо Эдди. - Ну конечно! - Он поспешно нагнулся и расшнуровал новенькие тяжелые ботинки с литыми железными подковками. Ботинки эти он спешно купил только сегодня утром, когда обнаружил, выйдя из самолета африканской компании, что его марокканские сандалеты на босу ногу не годятся в европейский гололед.
Таможенница принялась рассматривать ботинки, а Эдди в носках протопал по замызганному полу в воротца.
Бззиииииииииииииинь!
Очередь позади зашумела; кто-то засмеялся. Стоящий сразу за Эдди джентльмен в английском костюме скривился и демонстративно посмотрел на часы.
Второй таможенник уже что-то говорил в мобильник. Получив ответ, он кивнул, спрятал паспорт Эдди в карман и сделал ему знак: пройдемте, мол. Под возмущенные взгляды очереди Эдди на цыпочках, в обход чужих вещей, попрыгал за ним в дверь с надписью "Посторонним вход воспрещен".


Комната оказалась маленькая и совершенно темная - без окон. Пограничник щелкнул выключателем, и ярко-белый, как в больнице, свет озарил четыре стены.
В комнате стоял пластмассовый столик и стул. Пограничник кивнул Эдди на стул - раздевайтесь. Личный досмотр, значит. Проклятье, вот ведь влип. Раздеваться ему никак нельзя!
Дрожащими руками Эдди начал развязывать галстук, а пограничник подвинул на столе облезлую кофеварку, разложил бумажки и принялся за протокол.
- Имя? - Эдди Бауэр.
- Подданство? - Марсианская колония.
- Место работы, цель поездки?
Эдди просительно воздел запутавшиеся в пиджаке руки. - Я председатель сельскохозяйственной фирмы Бауэр и Ко. Я опаздываю на марсианскую конференцию по выращиванию нестандартных кормов для цыплят-бройлеров. Этим занимается моя африканская компания. Вот бумаги... - Эдди полез в боковой карман.
Пограничник закивал - понятно, мол, не тяните, раздевайтесь. Эдди начал медленно выпутываться из второго рукава. Думай, думай - что ему соврать, чтоб не раздеваться?
- Ну?
- Я вас умоляю, господин офицер... - Эдди лихорадочно рассматривал белые стены в поисках вдохновения. Может, правда сказать, что пломба? - нет, слишком маленькая, металлоискатель от пломбы не сработает, да и в рот полезут, попросят показать. Думай, думай! - Следующий планетолет будет только через неделю... Я опоздаю на конференцию, я единственный докладчик с Земли! Опять будут кормить цыплят неизвестно чем эти марсианские монополисты! - Эдди продолжал извиваться в рукаве, как вдруг ясная улыбка вдохновения озарила его лицо. -Понял! Господин офицер - я знаю, что это звенит!
Таможенник кивнул: слушаю.
- Это... это медицинский вопрос, - Эдди наигранно засмущался, закраснелся. - Видите ли... я полгода назад катался в горах... э-э, там у нас в Африке горы, знаете ли, и вот сломал ногу. То есть разбился!
- Ногу,- уточнил пограничник. Эдди закивал:
- Шейку бедра, или как оно там называется. Вообще много чего сломал. По кусочкам собирали, - закивал. - И, представьте себе, вживили мне в кость такую штуку... как бишь ее... типа стержня. Титановый, что ли. Полгода с ним провалялся, учился заново ходить. Вот... это он, видимо, у вас и звенит, сволочь. Хирург говорит, все уже срослось, можно стержень удалять, да я все не соберусь.
Пограничник покивал и занес что-то в протокол. - Справка, - протянул руку.
- А?
- Доктор должен быль давать справка. Есть справка, я вас пропускайт.
Эдди готовно полез в бумажник. Руки дрожали - давай думай, думай! Перерыл для вида бумажник, полез в кармашек для кредитной карточки, посмотрел под карточкой, взглянул на погранца - нету! - Забыл, - вздохнул виновато. - В машине обронил!
- Машина на стоянке?
Соображать надо быстро, быстро.
- Машину угнали сегодня со стоянки! Позвоните в полицию - они подтвердят!
Пограничник пожал плечами и задумался, глядя в протокол. Позвонит в полицию или нет? Игра пошла рискованная. Эдди тихонько потянул пиджак обратно себе на плечо. Потому он и профессионал, что с годами научился выходить из любой ситуации. Только бы вырваться из этой комнаты, из рук таможенников, хотя бы на несколько минут, а там на свободе можно спокойно себя перетряхнуть и выяснить, что это звенит! Под любым предлогом, лишь бы выйти отсюда, успеть на самолет и доставить товар!
- Я знаю, что делать, господин офицер, - сказал уверенно. - До рейса остается полтора часа. Я успею взять такси, доехать до клиники, взять у них дубликат справки и привезти его вам. К счастью, время рабочее.
Таможенник с сомнением посмотрел на Эдди. - Ви не успейт.
- Успею! Клиника на выездной дороге из аэропорта. Если в пробку не попаду - успею! - Эдди кивал и переступал по полу носками.
Пограничник покачал головой. Только бы не задумался, что это у них за клиника такая возле самого аэропорта! Развернулся, отпер дверь - шумом и дневным светом обдало Эдди, - и подал знак следовать за ним. Эдди зашлепал на выход.
Погранец сказал что-то отрывистое женщине, она коротко засмеялась и выкинула на стол Эддины ботинки, махнула головой: одевайтесь! Под рассеянным взглядом еще не улетевшего джентльмена в английском костюме Эдди всунул в них озябшие ноги и, блея слова благодарности, заторопился к выходу, размахивая по полу незавязанными шнурками.


Холодный ветер прохватил его горячее от пережитого волнения тело. Эдди, однако, поспешил не такси ловить, а через запруженную автобусами и такси площадь, мимо космопортовских офисов и ангаров, в темнеющие кусты озеленения.
В кустах огляделся - нет, отсюда никому его не увидеть. Нервная дрожь начала отпускать Эдди, но расслабляться было рано. Он снял пиджак - тело облепила холодом мокрая рубаха, - вытянул ее из брюк и начал расстегивать пуговицы. Нетерпеливо содрал рубаху через голову и наклонился к животу, разглядывая товар.
Живот у Эдди с помощью красноштанного пацана был в туалете космопорта весь обвернут толстым поясом из прозрачной пленки. После нескольких попыток Эдди зацепил край пленки и начал ее разматывать, слой за слоем... вся трава вокруг покрылась мятым полиэтиленом, точно развернули большую магазинную покупку.
С последним слоем пленки на землю стал падать товар - плоские брикеты, нагретые Эддиным телом и потому податливые, с характерным сладко-горьковатым запахом... Эдди схватил одну плитку и начал срывать с нее один за одним герметичные слои полиэтилена. Упаковано, действительно, было на совесть - никакая собака не почует.
Потом подставил пачку к свету от ближайшего ангара и долго, тупо смотрел на покрывавшую товар последнюю упаковку. Воздел глаза к небу и засмеялся медленным, нервным смехом.
Каждая плитка товара под герметичным полиэтиленом была - с бодуна или еще как - любовно обернута в слой металлической фольги с прилипшими кусочками жареной курицы.
Проклиная Лысого и его пацана, Эдди принялся за работу. Если доставка сорвется, это вам не птичий корм! Эдди знал людей, стоявших за заказом. Лучше их не волновать. Будут ли погранцы обыскивать по второму разу? Даже если и будут, придется рискнуть. И так последняя Эддина доставка в Европу накрылась на днях в этом же космопорту. Хорошо хоть не сам вез.
Эдди методично срывал фольгу и кидал в кусты. Оглядел каждую пачку внимательно: не осталось ли где кусочка? Кажется, нет. Осторожно намотал груз обратно на себя, привел одежду в порядок и поспешил, наступая на шнурки, обратно в зал отлета.
- Хирург был на месте, - старательно хромая, подошел Эдди к пограничнику. - Принял без очереди, вынул стержень из ноги. Операция элементарная, пять минут под местной анестезией. Можно пройти на посадку?
Пограничник мотнул головой на металлоискатель. Эдди прихромал к воротцам и, молясь всем марсианским богам сразу, вступил внутрь.
Сигнализация промолчала.
Таможенник учтиво вручил Эдди паспорт; пограничница улыбнулась и помогла надеть пальто. Прощально помахивая рукой и улыбаясь, Эдди захромал на посадку.


Уже в планетолете, опускаясь на подушки кресла за пять минут до взлета, Эдди всего затрясло на нервной почве.
- Вот работнички! - повернулся он к своему соседу и широко улыбнулся, узнавая попутчика. - Больного человека загоняли! Пожалуй, вернусь с конференции - в суд на них подам.
Сосед Эдди - все тот же джентльмен в английском костюме - согласно кивнул и опять углубился в журнал.


- И почему нельзя было его задерживать? Ведь белыми нитками все было шито! Ты знаешь, сколько длится такая операция? - Сержант Анна Штеккель опустилась на стул и наконец-то вытянула уставшие ноги.
- Приказ, - пожал плечами сержант Манненгейм. Он осторожно стянул с рук приклеившиеся одноразовые перчатки и потянулся к кофеварке. Дверь в комнату с надписью "Посторонним вход воспрещен" стояла настежь. Мертвый час - рейсов по расписанию не будет до утра...
- Вот сволочь-то, - в сердцах сказала Анна. - А одет, ты видел? Тебе на твою зарплату полгода на такие ботинки пахать.
- А ну их, - добродушно отозался Манненгейм. - За ботинки душу продавать... Приказ был - не брать, а проконтролировать, как и куда летит. За ним все равно идет наш агент. Если Бауэр при себе что-то имел, - это только образцы. Они там на Марсе заключат сделки на тонны товара! Цыплячий корм, как же, как же! Вот тут мы их и возьмем...
- Вот мерзавец, - процедила Анна. - Здоровьем людей торгуют, подонки! А ты видел уже, в отделе прибытия на днях перехватили партию товара? Сходи посмотри, она пока на складе, на описи лежит. Скорей бы сожгли эту дрянь синим пламенем!
- А что здоровье! - Манненгейм прихлебнул кофе и прикрыл глаза от удовольствия. - Ты молодая, а я помню, еще мальчиком был. До 2006 года. Так эту, как ты выражаешься, дрянь в любой бакалейной лавке продавали. И детям давали! И дети вырастали... уже с синдромом привыкания.
- Знаю, - ответила Анна. - Нам на курсах говорили: чего только в прошлом веке детям не пихали, для удобства родителей. Сказали, до самого 1927 года "Кока-Кола" содержала кокаин, отсюда и название. А французы грудным детям в молоко анисовую водку подливали, чтоб не плакали!
- Так наркотическую зависимость вырабатывают с младенчества, - поддакнул Манненгейм.
- Но продавать его в магазинах детям... немыслимо! Неужели никто не протестовал?
- Да как тебе сказать... кое-кто протестовал, но все только смеялись. Никто не верил, что он вызывает синдром привыкания. А потом ударил неурожай 2006 года, это я помню! Всё сырьё поели гусеницы или как их там. Умные сразу побежали в магазины запасаться, потому что сразу же цены на него подскочили до небес! Вот тогда и открылось, какая у миллиардов людей была от него зависимость! У нас весь буфет был им забит, сверху донизу! Мне было десять лет и я, конечно, таскал потихоньку... и ничего - живой. Главное - вовремя завязать.
Анна кивнула. - Я знала одного человека... он дня не мог без него прожить. Все деньги на него тратил, говорить мог только о нем, - вздохнула, вспоминая.
- И что с ним стало? - деликатно, почуяв больную тему, спросил Манненгейм.
- Бросил! - глаза Анна загорелись воспоминанием. - Без всяких клиник, без уколов, без кодирований! Сказал - брошу, спустил в туалет всё, что дома держал на случай ломки, и с тех пор - завязал!
- Молодец пацан, - крякнул Маннегейм. - Побольше бы таких - и мне тогда можно на пенсию...
Анна задумалась, глядя в чашку. - И все-таки... ужасная мысль, но иногда, как посмотришь на них - вечером в парке, одеты черт-те как, музыка эта ужасная, раскатывают везде на этих, как их, короче, без револьвера не подойдешь... но иногда закрадывается эта мысль, и хочется узнать: что они от него испытывают? Ведь что-то это им дает?
Она нахмурилась, не одобряя собственных мыслей. - Хоть бы раз попробовать, узнать: что они чувствуют, когда принимают этот, как его, - она поморщилась, - шоколад?

(PS У этого рассказа два источника: реальная история, приключившаяся с одним контрабандистом, и "шоколадный ажиотаж" в магазинах Европы 1998, кажется, года в связи с действительно тогда существовавшей, реальной угрозой полного уничтожения во всем мире деревьев какао мутировавшими насекомыми-вредителями.)
Аватара пользователя
Venetzia!
All the psychos in the world can't bring me down!
 
Сообщения: 3254
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2004, 12:57 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 5 книг
Мистика
Эксмо/Рипол Классик

Сообщение Атос Февраль 25th, 2005, 9:09 pm

Очень даже неплохой рассказ. Мне понравился. Хороший язык, есть интрига,
динамичное развитие событий. По ошибкам, огрехам и тараканам почти не к чему
придраться. Разве что вот это "...и затопал на посадку." - немного не к месту
именно там, где слово "затопал" использовал автор. Не подходит это слово
(звучит немного с этаким бодреньким юмористическим оттенком) к атмосфере
напряженности и серьезных волнений пассажиров и главного героя перед
посадкой в космолет и проверкой таможенниками. Меня как-то резануло
дисгармонией сразу. Надо бы проще и по атмосфере рассказа, например "...и
прошел на посадку". Ну это мелочь. Вот концовка показалась слабоватой.
Такое нагнетание интереса в течение всего рассказа, концентрация внимания
на ожидаемой контрабанде, и, вдруг, всего лишь шоколад... Абыдно, да.
Испытываешь разочарование от такого простого ответа... И непонятно, почему
обычный шоколад может быть контрабандой и чем на самом деле страшен "синдром
привыкания"? Тут явно слабое место рассказа. Надо было как-то объяснить
получше и попонятнее или построить концовку по другому. (Сведения из P.S.
неубедительны и слабы для читателя).
В общем, автор молодец, пишет хорошо, явно не новичок. Талантливый.
Все необходимое у него есть для того, чтобы писать замечательно.
Замечание (или пожелание) только одно - лучше надо продумывать сюжет.
Пробовать читать свое произведение чужими глазами. Представлять себе все
оттенки впечатлений от вброшенных в произведение мыслей, намеков, интриг,
действий и в финале получить вспышку яркой, эффективной и неожиданной, но
совершенно ЯСНОЙ и ВСЕМ понятной развязки.
Мушкетёр
Атос
 
Сообщения: 515
Зарегистрирован: Июль 30th, 2004, 3:31 am
Откуда: Белгород

Сообщение Конрад Февраль 27th, 2005, 7:35 pm

Уважаемый автор! Сюжет, если Вы планировали его такой простенький, ровненький – удался. Интрига, похоже, заключалась в слове "шоколад", и конечно, развязка сильного впечатления не дала. У меня есть замечания по тараканам и кое-где по содержанию. Вряд ли в космопорту будущего будет стоять жалкий, узкий металлоискатель с воротцами, будет что-нибудь пооригинальней. (Но, увы, на этом приборе завязана интрига). "Никогда не выделяйся из толпы, вот первая заповедь профессионала". Здесь правильнее употребить тире. Никогда не выделяйся из толпы - вот первая заповедь профессионала.
"Бзиииинь! - зазвенели воротца". Когда они зазвенели второй раз, можно добавить слово снова или опять. "Есть справка, я вас пропускайт". Есть справка - я вас пропускайт.
"Эдди готовно полез в бумажник". Скорее все-таки с готовностью, или быстро.
"Позвонит в полицию или нет?" Позвонить полицию или нет? " Эдди, однако, поспешил не такси ловить, а через запруженную автобусами и такси площадь, мимо космопортовских офисов и ангаров, в темнеющие кусты озеленения. В кустах огляделся - нет, отсюда никому его не увидеть". Один раз вместо кустов можно написать, например, заросли. "Если доставка сорвется, это вам не птичий корм!" Про тире думаю тоже самое. "Дверь в комнату с надписью "Посторонним вход воспрещен" стояла настежь". Стояла раскрытая настежь.
"- Манненгейм прихлебнул кофе и прикрыл глаза от удовольствия"
"- Хоть бы раз попробовать, узнать: что они чувствуют, когда принимают этот, как его, - она поморщилась, - шоколад?" Кофе и шоколад – близнецы-братья. Я чувствую в этих двух предложениях противоречие (лично я). Желаю успехов. Есть смысл трудиться.

___________________ Конрад Карлович Михельсон.
нет повода огорчаться
Конрад
 

Сообщение Автор Февраль 27th, 2005, 8:55 pm

Большое спасибо! Видимо, с юмором у меня проблемы. Рассказ вообще-то задумывался как юмористический. Вот и сейчас перечитываю - и не вижу, как можно воспринять его серьезно :-) Автор, видимо, из той категории людей, которые в одиночку смеются над собственным анекдотом.

В связи с этим вопрос: а что можно тут сделать, чтоб было смешно? Над выбором слов поработать (в одиночку "протопал", видимо, не сработало), а еще что?


"Кофе и шоколад – близнецы-братья. "

Вообще-то именно это и хотелось показать -- что разница между различными веществами, вызывающими привыкание, незначительная. Запретили одно, а другие остались. Идея рассказа возникла несколько лет назад, когда в мировой медицинской прессе активно муссировалась тема "шоколадной зависимости". У предрасположенных людей он вызывает настоящую физиологическую зависимость со всеми вытекающими последствиями, и обожравшиеся шоколадом американцы сейчас с этим всерьез столкнулись.

Но спасибо за критику, а то было ощущение, что рассказ получился такой гнусный, что людям даже рецензировать противно.
Автор
 

Сообщение Конрад Февраль 27th, 2005, 10:52 pm

Главный герой почти весь рассказ проводит в страхе и напряжении. Тут трудно подвести читателя к юмору. Скорее всего у Вас в голове есть какие-то допоолнительные обстоятельства, которые делают рассказ смешным, но от читателя они остались скрыты. Выводите их на свет, не бойтесь!
Нет повода огорчаться!
Конрад
 

Сообщение Наташа Февраль 27th, 2005, 11:48 pm

Атос, Вам не кажется, что вы придаёте сюжету в произведении очень большую роль? Я уже сколько ваших рецензий читала и везде вы пишите одно и то же: слабый сюжет. Будь то детектив или проза.
Что для вас является хорошим, сильным сюжетом?
Ведь, если так задуматься, то у великих класиков- прозаиков сплошь и рядом "слабые" сюжеты. Так получается?
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение Атос Февраль 28th, 2005, 9:31 am

to Наташа
Нет, не кажется.
Великие классики жили в прошлом веке, в основном (или позапрошлом).
Тогда писателей было
мало, да и читателей тоже. Тем не менее, у большинства из них сюжеты все-таки
были не слабые (например, Война и мир, 12 стульев и т.д.). Но были
писатели, у которых в романах больше присутствовало "описалово" природы,
крестьянского быта или чего-то еще. Тогда это было позволительно. Сейчас нет.
Исключая, конечно, всякие крайние случаи. Ну, и, особенно, в коротких
рассказах (да еще с заданной, как у нас темой) писать ни о чем, разводить
воду, просто неправильно и неинтересно для читателей. Каким сейчас может
считаться литературное произведение БЕЗ сюжета или с ОЧЕНЬ слабым сюжетом?
Что это вообще такое? Для более подробной информации о роли и месте сюжета
в произведении рекомендую посмотреть книги "Творческое саморазвитие или
Как написать роман" Николая Басова, "КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ" Юрия Никитина и
множество других книг и статей. Это не я придумал. Без ХОРОШЕГО сюжета - нет
произведения...
И я не "везде" пишу, что слабый сюжет во всех конкурсных рассказах, не
передергивайте...
Что для меня является хорошим сильным сюжетом?
Такой сюжет, произведение с которым читается на одном дыхании, не
оторваться, интересная завязка, неожиданная и любопытная "развязка", напряжение и азарт во время всего чтения. "Интересность" произведения, притягивание внимания по развитию
ТЕМЫ, а не "седьмая вода на киселе". Тут на конкурсе, кстати, немало
работ с хорошим сюжетом. Вы легко их отличите от бессюжетных...

Желаю успехов и всего наилучшего!
Мушкетёр
Атос
 
Сообщения: 515
Зарегистрирован: Июль 30th, 2004, 3:31 am
Откуда: Белгород

Сообщение Наташа Февраль 28th, 2005, 11:10 am

Спасибо за ответ!
Позволите высказаться?
Книги, о которых вы написали соответствуют вкусам и стандартам "Эксмо", издательству, ставящему литературу на конвейер. Не стоит об этом не забывать. Ни один писатель этого издательства никогда не получит Нобелевскую премию. И все мы знаем почему.
Книги многих современных писателей основаны на крепких сюжетах. Это всё. Им скучно "описалово" также, как вам. Но вопрос в том, что талантливого "описалова" в последнее время не встретишь. А знаете почему? Потому что подобные Никитины и Басовы считают это пустоловием и выпускают УЧЕБНИКИ, как правильно писать!
Вкусы разные. Детективами и фантастикой, основанными на подобных методиках рынок уже пресыщен.
Может быть не стоит так категорично придерживаться только одной точки зрения? Можем упустить талант.....
Всего вам доброго!
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение Амрит Февраль 28th, 2005, 12:33 pm

Первый фантастический рассказ на конкурсе, который мне было интересно читать. Вот за это спасибо.
Изображение
Аватара пользователя
Амрит
Автор 06/07, Серебряная сказка, 6 книг
 
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Ноябрь 24th, 2004, 3:44 pm
Откуда: г. Калининград
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Атос Февраль 28th, 2005, 1:53 pm

Наташе

Безусловно, все не так просто. Конечно, коммерческие издательства берут
только те книги, которые принесут им прибыль. Это понятно. Но среди
выпускаемых ими книг есть и те же классики, которые тоже продаются и
приносят прибыль. Есть и другие жанры. Тот же "мейнстрим"-проза
(та же классика), который
многие издательства берут и публикуют. Но, конечно же, там требуется
совершенно другой УРОВЕНЬ писателя и опять-таки, его величество сюжет.
Кто будет читать 600-700 страниц толстой книги "описалова" природы или
"я пошла - я пришла, вытерла детишкам сопли...". Это неинтересно никому,
кроме автора. У каждого много своего личного накопилось.
Совершенно с Вами НЕ согласен, что "...Ни один писатель этого издательства
никогда не получит Нобелевскую премию. И все мы знаем почему.". - Очень даже
может получить! Там печатаются и талантливые писатели и, к сожалению, не
очень...
Всяко бывает... Кстати, даже здесь, на конкурсе, я гораздо чаще встречаю
в рассказах, как Вы говорите, "талантливое описалово" ни к селу, ни к городу,
часто при почти полном отсутствии сюжета (или невразумительном).
А это как раз и подтверждает правоту авторов вышеприведенных мной учебников
(да и многих других) - из каких частей, компонент состоит писательское
мастерство. Если писать ни о чем, кому нужно переливание из пустого в
порожнее?
По поводу таланта. Тут кто-то уже писал на форуме, по-моему, Альт, что
даже под оччень талантливый камень (имеется в виду писатель) вода сама не
потечет, если он не будет работать, совершенствовать свой талант,
пробиваться, чтобы его УВИДЕЛИ другие и ОЦЕНИЛИ. А иначе, каждый "наваявший"
любое ОПИСАЛОВО, может заявить так, как говорите ВЫ. Только потому, что он
не умеет придумать и работать с сюжетом...
Писатель - это рассказчик! Что он будет рассказывать своим замечательным
и красивым языком другим людям, не имея темы, сюжета и не вызывая интереса к
себе?
Вы пишете - "Детективами и фантастикой, основанными на подобных методиках
рынок уже пресыщен." - Да, Вы правы с детективами, которые читают ВСЕ,
(большей части населения, к сожалению,требуется литература попроще...)
А вот с
фантастикой, совершенно не согласен. Ее, наоборот,мало, потому что аудитория
читателей - высокотребовательная техническая интеллигенция, студенты, люди с
фантазией и
воображением, которых не так-то много по сравнению, например, с потребителями
"легкого чтива" типа ДД.
Отвечу Вашими же словами "Может быть не стоит так категорично
придерживаться только одной точки?" У меня точка зрения другая.
Что касается талантов, то я если где его увижу, буду всемерно помогать и
поддерживать, учиться понимать то, что раньше не понимал.
Но вот чего у меня точно никогда не будет, так это "упертого" взгляда на
свою вечную правоту... Чем больше мы живем, тем больше понимаем и больше
нам открывается...

А Вы всегда можете написать свой учебник, как по-Вашему надо писать книги.
Может быть, это и станет откровением для всех...

Желаю Вам успехов и всего наилучшего!
Мушкетёр
Атос
 
Сообщения: 515
Зарегистрирован: Июль 30th, 2004, 3:31 am
Откуда: Белгород

Сообщение Фрези Февраль 28th, 2005, 2:21 pm

В первый раз на этом конкурсе для разнообразия соглашусь с Атосом. :-) Конечно, писатель -- это именно рассказчик. И он может быть хоть Рафаэлем пера, но если в основе произведения не лежит четкий, проработанный сюжет, это не книга. Более того! должен быть такой сюжет, такие события, с которыми читатель может отождествлять себя, в которых может себя представить. В принципе, любая книга -- это смоделированная ситуация, ролевая игра. А качество прозы -- это уж, так сказать, сахарная пудра сверху.

Мне доводилось часто слышать от редакторов на Западе стоны: мол, знаем, что этот автор плохо пишет! Но у него есть сюжет и нужная нам тема! Мы, мол, сами любим неординарную, сильную прозу и с радостью взяли бы книгу "рафаэля" от литературы, если бы он принес нам то, что нам нужно по теме! Но не несут нам таких книг "рафаэли", поэтому приходится печатать посредственностей.

Таракан Автору:

И - улыбка озарила Эддино лицо - показал пограничникам затаившуюся в подкладке фирменную металлическую "молнию" внутреннего кармана.

Улыбка озарила лицо Эдди. - Ну конечно!

Эдди продолжал извиваться в рукаве, как вдруг ясная улыбка вдохновения озарила его лицо

Лучезарный товарищ... :-)
Фрези
 

Сообщение Конрад Февраль 28th, 2005, 4:49 pm

Браво Атос! Ваши развернутые ответы и рекомендации составляют немалую и весьма важную часть закромов сайта. Их отличает продуманность, тщательность и искренность. (и все это не без добротного юмора! (моя слабость)) Поверьте, это сейчас редкость. Спасибо Вам за труд! Ваши записки с этого конкурса можно свести воедино и сохранить. Это никому не будет лишним.
Позвольте мне свое мнение насчет сюжета высказать. Я в ваших зарослях недавно лазаю.
Поэтому и ошибиться могу. А странички, где на меня можно вылить что-нибудь неприятное, пока нет. Ну, да к делу. Сюжет должен присутствовать. Банально, но это хребет, на который накладывается все: и мастерство писать, и мастерство не писать, и вовсе не мастерство - все накладывается (совсем как у млекопитающего - от ласкающих взор частей тела- до органов вывода (да-с-с, не грубо?)). Можно заниматься арт-писательством, быть эдаким Сальвадором Дали в прозе, никто это не запретит. Можно даже сорвать лавры и радостный визг поклонниц дивным узором срок бесконечных (и бессмысленных). Но Ваше животное без хребта не утопает ни в завтрашний день, ни в послезавтрашний. Могут возразить: а почему, собственно говоря, животные? Есть и амебы и микробы беспозвоночные. Есть конечно. Только для их рассмотрения нужен приборчик какой-нибудь. А народ нынче вредный пошел, ленивый, микроскопов за спиной таскать не хочет. Ему наглядность подавай, желательно в стиле экшэн. Тут, любезные, тоже перекос. Экшэн без одухотворения, без элементов "описалово" тоже самое, что "пришел-ушел". Только уже не молодая мать бегает (это никому не интересно), а вооруженный гомодрил. Но народ рад. (Знать бы только, что это такое – народ… )
Молодым присуще не иметь сильного сюжета. Талант (способность) не может пока подпитаться слабеньким жизненным опытом и скатывается до творчества казахского акына – что вижу - то и пою. Бывает иногда красиво. Но это должно быть лишь начальной ступенькой.
А как же классики?! Один Чехов со своими рассказами чего стоит. Мы читаем его просто так, и даже не ищем в его рассказах сюжет, но он попадается нам под настроение и лечит душу (или веселит). Я, как и Наташа, озабочен духовной деградацией всего, в т.ч. и литературы. Литература должна рождать души прекрасные порывы – это и есть ее главное предназначение. (Атос, как я понимаю, этого нигде не отрицает). Но динамика жизни по сравнению с золотым веком неизмеримо выросла (нет смысла подтверждать примерами). И изменилось все, в том числе и восприятие творческих произведений. Процесс плачевный для настоящей литературы, но, увы, неизбежный. И тонкие, духовные таланты вынуждены пребывать сорняками среди цветущих, востребованных середнячков-писателей. Что делать? Искать золотую середину. И мне тоже…
___________________ С почтением, Конрад Карлович Михельсон.
нет повода огорчаться
Конрад
 

Сообщение Наташа Февраль 28th, 2005, 6:52 pm

Дорогие друзья! Разве я имела что-нибудь против сюжета? Мой вопрос был: что вы, Атос называете сильным и слабым сюжетом. Потому как в очень многих постах на конкурсе вы пишете, что сюжет слабоват или вообще отсутсвует. Хотя я иногда не пойму, в чём его слабость? Что сразу в начале нет убийства или семейного развода, т.е. скандала, который мог бы привлечь читателя, а в конце нет неожиданного поворота событий, который мог бы шокировать или восхищать?
Почему читателя нужно держать в напряжении всю книгу? Зачем? Есть книги, которые иногда просто хочется перечитывать в перерывах между другим чтением. И знаете почему? Потому что в них больше рассуждений, "описалова" и никакого нагнетения страстей.
Мне кажется, что писать описание гораздо тяжелее, чем действие. В описании лишняя пара слов портит всю картинку, действительно навевает тоску. В том и проблема, как я уже писала, что не умеют описывать, не чувствуют границ.
Самый незамысловатый сюжет можно превратить в шедевр, если писать с умом.
Кстати, именно выпуск подобных учебников, приводит к тому, что на рынке появляется такое огромное количество, извините, бездарных авторов. Они учатся писать также, как медик-студент лечить зубы. И именно по выложенным вами формулам. Что-то боязно мне, что через несколько десятилетий мы будем открывать книги и не узнавать автора по "почерку", т.к. все они будут похожи как две капли воды.
И ещё: интересно, если бы у художников были бы похожие методические пособия "Как надо рисовать", значит и я со своей полной бездарностью в этом деле могла бы стать известной художницей?
Или это уже другая тема дискуссии?
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение Нора Февраль 28th, 2005, 7:51 pm

Конрад, позвольте восхититься вашими выссказываниями.

Малая проза отличается от большой как раз минимизацией. То есть все лишнее надо оставлять за бортом. Атос пытается доказать, что в рассказе должна быть заложена глубокая идея и показана виртуозно и кратко. Если идет описание природы, то только для того, чтобы показать как она влияет на действие сюжета (хмурое осеннее утро отразилось на состоянии героя и он покончил с собой, либо произошли изменения в планах из-за дождя и поэтому произошло что-то ужасное или наоборот радостное и т.д.). Концовка в рассказе должна поставить точку или .... Именно заключительные фразы имеют огромное значение в рассказе. Это финал, как в театре. Вспомните РЕВИЗОРА.
Если взяли тему, то последняя фраза должна поставить итог этой идеи.


С уважением, Нора.
Я последний поэт деревни. Предпоследний скончался в пьянке. Из к/ф "Мы поженимся" ;)
Аватара пользователя
Нора
 
Сообщения: 979
Зарегистрирован: Август 16th, 2004, 2:57 am
Откуда: Оттуда

Сообщение Фрези Февраль 28th, 2005, 8:16 pm

Золотые слова, Нора! :!:
Фрези
 

Сообщение Автор Февраль 28th, 2005, 8:21 pm

Нда, дискуссии стали завязываться на обсуждениях серьезные...

Амрит, спасибо за поддержку! (Ковыряет носком пол.) Ребят, а как все-таки насчет рассказа?... Или насчет отсутствия сюжета и прочего хорошего было конкретно в мой огород? Уж ругайте как полагается! У меня нервы давно как канаты. :-) :mrgreen:
Автор
 

Сообщение Наташа Февраль 28th, 2005, 8:30 pm

Моя вина! Прошу прощения! :roll:
К вашему рассказу наши дискуссии никакого отношения не имеют!
Я лично очень тяжело читаю фантастику. Как дочитаю, так сразу же отвечу вам!
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение Атос Февраль 28th, 2005, 8:45 pm

Наташе

Наташа, мы всего лишь обмениваемся здесь личными мнениями о своих подходах
к оценкам тех или иных произведений. Естественно, они могут быть у каждого
своими. И вы можете не соглашаться с моими взглядами и приоритетами.
Для того мы тут собираемся и общаемся, чтобы иметь возможность обмениваться
РАЗНЫМИ мнениями. Как говорится, уважаю Ваше мнение, но имею свое.
С высказыванием Норы тут полностью согласен.
Что касается учебников. Представьте себе, что исчезнут все учебники как для
студентов-медиков, так и для всех остальных. А для литераторов не будет
учебников не то, чтобы русского языка, но даже и грамматики... И куда же мы
тогда придем? :-) Нет, учебники нужны во всех науках и искусствах,
даже для художников! Как смешивать краски, например. Я говорю здесь о
разумных, взвешенных подходах к каждому вопросу, а не о крайностях и
патологиях. Бездарных авторов, медиков, художников и т.д. хватало во все
времена. И учебники тоже бывали плохие и хорошие. Их пишут разные люди,
иногда бездари, иногда гении. Приведу Вам еще примеры, как бы,
учебников по теме "как писать книги" - Нора Галь "Слово живое и мертвое",
Лев Толстой "Круг чтения", Максим Горький "Письма к начинающим литераторам"
и т.д. Без учебников, ну никак нельзя, по-моему. Если нет искры и таланта,
никакой учебник не поможет, а вот если есть, то может помочь очень сильно.
Вашу позицию я понял и отношусь к ней с уважением.

Желаю Вам успехов и всего наилучшего!

Автору
Вы уж извиняйте, что на Вашей территории увлеклись обсуждениями, бывает...
А я ведь Вам рецензию уже написал...
Мушкетёр
Атос
 
Сообщения: 515
Зарегистрирован: Июль 30th, 2004, 3:31 am
Откуда: Белгород

Сообщение Нора Февраль 28th, 2005, 10:02 pm

Автор, меня тоже простите грешную. Пока отдохите. Скоро Наташа прочитает, да и я. Мы тут вам еще понапишем. :wink:

С уважением, Нора.
Я последний поэт деревни. Предпоследний скончался в пьянке. Из к/ф "Мы поженимся" ;)
Аватара пользователя
Нора
 
Сообщения: 979
Зарегистрирован: Август 16th, 2004, 2:57 am
Откуда: Оттуда

Сообщение Наташа Февраль 28th, 2005, 10:56 pm

Уже пишу! :lol:
Эээ...мне было немного сложновато читать. Начинала три раза и бросала. "Пацан в красных штанах" занимает очень много места в начале рассказа, а потом пропадает совсем. Стоит ли его тогда так подробно описывать? Может потратить на него пару предложений и всё?
Некоторые моменты меня тормозили. Прилагательные, например:

Парня этого Эдди видел второй раз, и на фоне приличных костюмов и темных пальто деловых космопортовских пассажиров парнишка выделялся: алые штаны шириною в Атлантический океан еле держались на голой заднице, и пуп гордо торчал назло холоду под куцей фуфайкой.

Просто громадное предложение, пресыщенное прилагательными. Неплохо бы разделить его на две части. И убрать: тёмных, деловых, голой, куцей, Атлантический.
Ну, это мой вариант :)

Эдди принахмурился раздосадованно - это как? Почему принахмурился?

Эдди, однако, поспешил не такси ловить, а через запруженную автобусами и такси площадь, мимо космопортовских офисов и ангаров, в темнеющие кусты озеленения.

Здесь вы сбиваетесь со стиля. Больше бы подошло: "Однако такси Эдди ловить не стал, а...". Или что-то в этом роде. А то сбивается ритм текста.
Концовка, как ни страно, мне наоборот понравилась. Только вы её чуточку затянули.
Смешно тоже не было, а тревожно как-то. Я сама много летаю и потому знаю, что волнение при прохождении таможни всегда есть. Как-то не до смеха.
Остальное подробно разобрано у Атоса и Конрада.
А так, всё путём! Желаю успехов! :)
:)
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение Синет Н. Март 8th, 2005, 1:18 pm

Нормальная фантастика. Выписано хорошо, есть огрехи. но о них ниже. И все же я готов принять
мировую зависимость от шоколада, если вы обоснуете, что же там за вещества, на которые подсидают?
Ну а теперь об ошибках:

/... второй рядом с ним проговорил как робот, сам себя не слыша из-за доносившихся
из наушников своего плеера воплей... / - какое-то совсем неправильное предложение.

/... шумом и дневным светом обдало Эдди... / - предложение выбивается из общего стиля рассказа.

/... поспешил не такси ловить... / - см. выше.

/... точно развернули большую магазинную покупку... / - эта "магазинная покупка" выглядит как-то
по-детски. "Магазинная" вообще можно опустить.

/... Хирург был на месте, - старательно хромая, подошел Эдди к пограничнику. - Принял без
очереди, вынул стержень из ноги. Операция элементарная, пять минут под местной анестезией.
Можно пройти на посадку?.. / - неужели и вправду такая пустяковая операция. Мне что-то не
верится. Или я не прав?

/... Дверь в комнату с надписью "Посторонним вход воспрещен" стояла настежь... / - "стояла
настежь"? Как это?
Синет Н.
 

Сообщение Автор Март 8th, 2005, 4:11 pm

Ребята, Наташа и Синет, большое спасибо! Вы выделили те самые места, в которых я сама была не уверена -- они дописывались наспех в последний момент.

Можно пройти на посадку?.. / - неужели и вправду такая пустяковая операция. Мне что-то не
верится. Или я не прав?


Еще раз наука автору: читатель всегда прав! Если у читателя вопросы, значит, автот недоработал, не сумел показать так, как нужно. Там же потом таможенница говорит напарнику: "Белыми нитками шито... Ты знаешь, сколько длится такая операция?"

Не удалось перевести этот реальный жизненный случай на бумагу (наука автору!!), но именно так, слово в слово, отвертелся в жизни действительный контрабандист. Причем в жизни полицаи ему поверили!! В рассказе по крайней мере я сделала так, что это все было подстроено полицией, иначе вообще никто не поверил бы. :-)
Автор
 

Сообщение MaxLovtsov Март 9th, 2005, 1:07 pm

Ох, чувствуя я, разрываться буду на части, когда оценки выставлять придеться. По этому рассказу я еще не высказывался, хотя и прочитал. Мне он пришелся по душе. На мой взгляд, здесь получилось этакое - "фантастика-нефантастика", но довольно таки хорошо. Неровностей каких-либо замечено не было. Вредителей с усиками тоже не видать. Мне кажется, что стоило углубить рассказ, а не заканчивать "на самом интересном месте". И еще на счет Марса - вечная тема, может быть стоило прикрытие контрабандисту изменить, что-то вроде - Тур-поездка на Альфа-666? :twisted: Но все-таки автору видней :D Молодец!
MaxLovtsov
 

Сообщение Автор Март 9th, 2005, 8:57 pm

Спасибо. Макс!

Бальзам на душу автора :-)

Все замечания учту!
Автор
 

Сообщение Синет Н. Март 11th, 2005, 5:32 pm

Упс, а я и не заметил. Слишком увлкекся критикой. Извините. :(
Синет Н.
 


Вернуться в "Золотое Перо-2005"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1