Архитектор Декабрь 10th, 2007, 9:13 pm
Книжка «Гечевара» лично мне сразу приглянулась своим броским названием. Кроме того, я вспомнил, что когда-то уважаемая Алейда выставляла на форуме очень и очень симпатичный рассказ «про Сталина». Cразу же подумалось, что роман должен в той или иной степени быть развитием данного рассказа, поэтому, не теряя времени, я купил «Гечевару» и прочёл за один вечер. Теперь думаю изложить здесь некоторые свои мысли по поводу прочитанного.
Сначала отмечу положительные моменты. Первым из них является то, что роман попросту говоря интересен, т.е. читается легко и быстро. Стилистика очень хороша, за исключением некоторых сумбурных абзацев и некоторой непонятной мании автора убирать из предложений связующие глаголы. Собственно говоря, я не слишком много читаю современной российской прозы, но кое-какое представление о ней имею, и поэтому хочу сказать, что произведение Алейды по ряду позиций выигрывает у многих так называемых мэтров отечественной лит-ры, раскрученных пиаром.
«Гечевара» прежде всего интересен тем, что поднимает очень важные и злободневные проблемы – революционности и псевдореволюционности. Это замечательно, учитывая то, что радикальные молодёжные движения действительно набирают массовость и несут определённую угрозу традиционным ценностям, а теоретическая база их – винегрет из самых разных, порой совершено противоположных идей. То, что автор в своём романе сатирически высмеивает данные молодёжные организации – безусловный плюс.
К сожалению, не понятна идейная платформа, на которой держится сам автор. То ли он высмеивает псевдореволюционеров, то и революционеров вообще. Совершенно замечательно и, кажется, искренне автор вскрывает пороки общества и даже осмеливается (пусть и шёпотом) произнести слова «Президент» и «Правительство», но одновременно с этим не менее искренне восхищается гармоническим совершенством буржуазной действительности («Мак-Пинк – прекрасен» и т.п.). Получается, что автор оставляет читателя в дураках, не предлагая ему ничего, кроме своего сарказма и «трелей» певца Киркорова (кстати, почему именно Киркорова? – он в жизни не спел ни одной «трели». Неужели именно он может выступать достойным противовесом той антикультуре, над которой с явным удовольствием издевается автор).
Современная политическая актуальность всячески избегается автором (абстрактный президент, увы, так и остаётся абстрактным), мало того – если присмотреться, то получится, что описанная в книге секта-группировка молодых бунтарей имеет мало общего с реальными молодёжными группировками и скорее напоминает действительно нечаевцев и т.п. с примесью некоторых характерных современных черт – как то специфические словечки, музыка и др.
Грандиозная удача автора – сюжетный ход с перениманием буржуазными учреждениями (в лице Пинкова и его ресторанчика) всей этой революционной мишуры и использование её в своих коммерческих интересах. Но опять же непонятно – сознательная или бессознательная это удача?
Роман имеет кое-какие логические противоречия. Например, как могут члены одной и той же группы одинаково чтить и Сталина и Троцкого? Возможно, в провинции и встречаются такие гибриды, но в Москве троцкисты и сталинисты насмерть бы забили друг друга томами своих кумиров. Непонятно, в частности, как герои радуются обретению «Поваренной книги революционера» - неужели их главарь не знал, что эта книга хранится у его подружки? Далее, Снежана, судя по всему, состоит в НБП (будь она неладна!), но тогда почему все остальные герои никакого отношения к этой «партии» не имеют?
Сюжет развивается тоже парадоксально. Сначала перед нами хоть и сатирическое, но реалистичное произведение, оперирующее актуальной действительностью. Но постепенно оно превращается в некое политическое фэнтези, что особенно странно – ведь на одной из страниц автор совершенно уморительно смеётся над романами про эльфов и др. Безусловно, начиная с эпизода взрыва, роман – чистое фэнтези – некая голубая мечта всех лимоновцев и иже с ними. И ежу ясно, что метод, применимый героями для совершения революции, совершенно нереален и утопичен. Автор наверняка это тоже понимает, но никак себя не выдаёт, то есть – в очередной раз бросает читателя.
Жаль, что автор не выходит за рамки молодёжных движений, жаль, что он не дёт никаких альтернатив и не вводит, хотя бы намёком, положительного героя (деятельного).
Вот, собственно, главное, что я хотел сказать. Роман ярок, оригинален и, безусловно, очень хорош. Придирки к нему носят чисто субъективный, «классовый» характер.
Алейде удачи и новых книжек!
P.S. обложка ужасна.