Про Кузьму сказ

Конкурс сказок

Про Кузьму сказ

Сообщение Venetzia! Апрель 5th, 2005, 3:23 am

Про Кузьму сказ

Как на острове Буяне, что на море-окияне, в стародавние времена жили людишки, да странные какие-то. Было у них по два уха да брюхо, на голове картуз, а в руках арбуз. В бога, правда, верили, но не в того, что слева, а в другого, никому не известного. И хорошо жили, сильно не тужили, семечки щелкáли, да в дуду играли.
Это только присказка, а сказка впереди будет.
Недоброе происходит при царе Горохе, ох недоброе.
Завелась в лесу нечисть – поганки бледные, померло от них две деревни: наелись да и пропали. Звали попа – поп ходил вокруг, кадилом помахал – толку никакого; и то - дошло до знающих людей потом, что расстригой оказался. Скрывался в здешних местах от синоду. А мы что? Видим – поп, а какой поп, что у него за соответствие – и не ведаем. За то была потом кара - с колокольни при сильном ветре и молниях упал колокол, придавив у Анфима козла.
Хотя и хорошее тоже было. При охульнике царском Гришке расцвела заморская торговля – изо всех концов стали прибывать фуротары и везти диковины: ведмедей плюшевых да икру рыбью. А как-то, на большой праздник в стольный град привезли диковину невиданную - лепестричество.
Кузьма тогда как раз повез лапти торговать, две телеги лаптей повез.
- Я, – говорил значительно перед этим, - корову себе куплю. Буду с нее молоко доить, масло делать, а масло тоже торговать буду. Еще корову на барыши куплю, это в два раза больше масла выйдет. Глядишь, в люди пойду!
Долго ли коротко ли, стоит Кузьма на базаре, сапоги лакированы, борода чёсана, картуз на бок заломлен – будто купец большой! Народ мимо ходит, на лапти глядит, щупает, но покупать не спешит – приценивается. И то – люд сейчас шибко умный пошел, ждет вечера, купцы домой будут собираться – авось отдадут в полцены.
И тут оно! Лепестричество!
На большой телеге (у Кузьмы раз этак в пять поменьше будет) стоит диковина – колесо железом обитое, краской разрисовано, адская рожа, петух, намалевана. Вокруг телеги стоят заморские граждане - заморыши, билеты продают, зазывно кричат по-своему, а толмач наёмный переводит.
Народ собрался быстро, уши развесил - слушает.
- Леди и мусье!
- Пострелята да пострелёныши, а также их родители!
- Зисис эликтрификасьон экстрадионэр бутифул!
- Диковину заморскую увидеть не хотите ли?
- Аттансьон! Гигьен боку традисьон фукин пукин!
- Кто смел выходи, задешево для почину!
Кузьма и прельстился тогда. За лаптями следить мужичка какого-то оставил, деньгу вырученную в ладонь сгрёб и айда к диковине.
- Я хочу! – кричит.
- О, волёнтэр! – радуются купцы заморские.
Толмач в сторону Кузьму отвел и перевел, значит, по быстрому:
- Ничего не бойся, диковина надежная, наукой испытана на хомяках – чудо хороша, смертельных ситуэйшен нема совсем!
Ничего не понял Кузьма, но деньгу отдал – сколько было, а было изрядно: коровий хвост можно было купить. А то и копыто!
Посадили, значит, Кузьму на телегу, обруч железом кованый на лоб натянули, один из заморышей (мастер, видно) забегал вокруг колесá, рукоятки тягает, молотком стучит, запускает лепестричество.
Тут в глазах у Кузьмы темнеет, руки немеют, ноги отнимаются.
И видит он словно во сне:
будто сидит на царском троне заместо царя нашего, Гороха, змий зеленый о двух головах;
будто есть у этого змия дочь - писаной красоты царевна: щеки румяны, губы пухлые, тело белое, маслом политое;
но дочь эта непроста - не могут сыскать ей жениха уже тридцать лет и три года;
и потому не могут, что …;
и плывет над видением голос мужеский – суровый и решительный: «быть тебе, Кузьма, мужем царевниным коли убьешь ты его, … »
А дальше Кузьма дослушать не успел: заморыш обруч с него стянул, по щекам отхлестал, в чувство приводя, водой в морду побрызгал.
- Арю элайф?
- Не понимаю я, по-вашенски, хомяк! – говорит Кузьма ему и головой мотает из стороны в сторону. Слез с телеги и пошел словно пьяный к лаптям. Народ уважительно расступается, герою проход даваючи. Добрел Кузьма до своей телеги - а лаптей-то и нету! От такой оказии, разум мигом в тело вернулся. Ан поздно!
- Не видели? – спрашивает Кузьма у народа честнóго.
- Не видели!
- Не знаете?
- Не знаем!
Вот так вот бывает. Пришлось возвращаться ни с чем: ни денег, ни лаптей, ни коровы – только от лепестричества заморского голова трещит и делать что – непонятно.
Три недели сидит Кузьма на печи, думу думает. Но сколько не думай – одно выходит: надо идти его воевати. Царя своего, Гороха – свет-батюшку. Дабы царевну на себе оженить. Иначе к чему лепестричество твердило в уши Кузьме, к чему он потерял телегу лаптей и две коровы будущих?
- Ох… - ворчит Кузьма да бок чешет. - Надо идти его воевати.
- Эк ты какой – воевати! – сказывает брат ему в ответ. - Чем ты его будешь воевати? Сапогом своим блестящим? Эх, Кузьма-Кузьма! Здоровый ты мужик, но нé дал бог, как говорится.
- Ты это, - ведет Кузьма носом уважительно, - не наговаривай. Бога-то нету.
- Которого нету: того, что слева или справа?
- Обоих!
- Ну эт ты загнул, брат. Такого точно быть не может!
- Нету, - упирается Кузьма, - нету, нету, нету!
Разгорячился, с печи соскочил, по избе скачет, руками машет. Покрутился, покрутился – чует: делать нечего, шасть за порог да на царя.
Знамо, до стольного града добраться сейчас – как пару валенок связать! Кузьма и одуматься не успел – стоит в царских хоромах служке докладывается: «Кузьма, мол, лапотных дел мастер, к царю по личному вопросу».
Допустили. Царь оказался об одной голове и в змеиных сходствах не обличен вовсе. Только с лица немного зеленоват, но это, может, свет неровно падал с окон. Кузьма и растерялся, стоит картуз в руках ломает, слов не вяжет.
- Ну, здорово, лапоть! – говорит царь.
- Здорово, царь-батюшка!
- С чем ко мне пожаловал? Говори без утайки!
- Воевати вас пришел, батюшка!
- Эк ты как поворачиваешь сразу! Воевати, значит?
- Воевати, - понурился Кузьма.
- Что ж так-то? Аль недоволен чем? Повинность большу платишь? Или в солдаты застригают?
- Нет, царь-батюшка. Не застригают.
- Что тогда?
Царь с лица изменился боле, бороду чешет, корона на ухо съехала - волнуется.
- Царевну вашу оженить хочу. Было мне знамение от лепестричества, что аз есмь избран.
- Аз есмь, говоришь?
- Есмь, батюшка, есмь.
- А ежели я тебе ее так отдам? Воевати не избегнуть?
- Как тáк?
- Ох… как бишь тебя?
- Кузьмой кличут.
- Ох, Кузьма-Кузьма! Скажу тебе тайну царёвой важности: доча моя, царевна, значится, засиделась в девицах, хоть и писаной красоты сама. Не берет никто. Ибо есть в этом деле одна загогулина. Подь сюды!
Кузьма к царю придвинулся, и царь на ушко шепнул ему такое – что теперь уж лапотных дел мастер с лица побледнел и как-то разом осел к полу. Царь корону оправил и говорит, уже не таясь:
- Видишь теперь? А ты – воевати! Так отдам, задаром, да еще полцарства в придачу! Что скажешь?
И быть бы тут Кузьме мужем царевниным – царевичем, играть свадьбу медовую да полцарства отхватить разом без смертоубийства – но:
- Не хочу, - говорит. – Боязно, что-то.
Царь ничего не сказал, рукой только махнул – иди, мол, воевака.
По сию пору, значится, Кузьма лапти плетет да на базар свозит в надежде на корову барышей скопить. Только к диковинам заморским с большим подозрением ныне относится – врут окаянные, почище Ваньки-пострелыша. А что за загогулина с цареной вышла: эт он никому не говорит, ибо тайна не какой-нибудь – царёвой! – важности!
Аватара пользователя
Venetzia!
All the psychos in the world can't bring me down!
 
Сообщения: 3254
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2004, 12:57 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 5 книг
Мистика
Эксмо/Рипол Классик

Сообщение Влад Силин Апрель 5th, 2005, 2:50 pm

Стилизована сказка хорошо. При стилизации под ёрнический «русский» фольклор есть несколько подводных камней. Вы их счастливо обошли.
А вот дальше начинается самое интересное. «Как на острове Буяне, что на море-окияне, в стародавние времена жили людишки, да странные какие-то. Было у них по два уха да брюхо, на голове картуз, а в руках арбуз. В бога, правда, верили, но не в того, что слева, а в другого, никому не известного. И хорошо жили, сильно не тужили, семечки щелкали, да в дуду играли». Эти присказки хороши, чтобы показать диковинное место далеко от нас. Делать героя выходцем из этой Terrы Incognita – рискованный ход. Фразой о боге вы отсекаете читателей от русских православных корней – и сказка повисает в воздухе. Неясно, к каким традициям она взывает, о каких людях рассказывает.
Главный герой вообще не воспринимается человеком. Насколько я знаком со сказочной архетипикой, это злой дух. О том говорит его способность к визионерству (пусть и под воздействием электричества) и нечеловеческие мотивации. Воевать царя он пошёл не потому, что влюбился в принцессу, а чтобы окупить потерянные лапти. Нарушение причинно-следственной связи – тоже признак чуждого нам мира.
Итак, главный герой ближе к бесам, чем к людям. Он приходит из волшебной страны с нечеловеческими законами бытия, он отрицает бога и несёт погибель царю. А царь спасается от него волшебным заговором – иначе эту недоговорённость в конце сказки я оценить не могу. Если вспомнить законы построения драмы, концовка провальна. Не должно быть действия ради действия - все события меняют героя, антураж или мотивации других героев. У вас же герой пришёл, пошептался с царём и ушёл. В нём что-то изменилось, но вы этого не показали. А это - самое важное в сказке.
Влад Силин
 

Сообщение mangust Апрель 5th, 2005, 5:17 pm

Смешно. Забавно. Развлекает. Если не лезть глубоко. К концовке не стал придираться, потому как рассказ может закосить под историю из сказочной жизни, где любая концовка хороша. Сходил к царю, узнал, что дочь гермафродит (предположительно) :0)) и пошел обратно. А царь,- добряк такой, взял и отпустил восвояси.
Кстати, в определенный момент мне стало казаться, что революцией попахивает. Иносказания порой давали повод думать о времени, в котором жил герой. Сам герой как наш народ - бесхистростный, падок на все блестящее, халяву, и желание отобрать у другого (пусть у царя) чтобы самому владеть. Но под конец стало ясно - не то.
Сказка-шутка. Я бы так охарактеризовал. Откровенно развлекла.
P.S. вероятно мультик про мистера Проньку вы любите. :D
mangust
 

Сообщение Автор Апрель 5th, 2005, 7:21 pm

Влад Силин, от Кузьмы-беса привет вам! Особливо позабавило его слово "визионерство"! ))

mangust, не вспоминается что-то такого мультика. )
Автор
 

Сообщение Ольга Громыко Апрель 6th, 2005, 12:15 am

..пометки на полях...
Сюжет: сказочное ерничание :-)
Техническая сторона: очень даже, прочитала с удовольствием, похихикала.
Концовка озадачила. Не помешало бы хоть намекнуть, что там с царевой дочкой, а то уж больно большой разброс догадок.
Публикабельность: вполне.
Ольга Громыко
 

Сообщение Сергей Соболев Апрель 6th, 2005, 4:14 pm

К;омментарий от Сергея Соболева

Вещь разудалая, веселая, какая-то языческая, чуть ли не времен
многобожия и доисторической Руси (но с ловко вкрапленными
деталями и зарисовками жизни уже нынешней). Чувствуется,
что писалось в хорошем озорном настроении; кроме того, Автору
хотелось продемонстрировать свое умение стилизовать письмо под
"шутейный" русский народный сказ. А почему, собственно нет?
В указанном жанре отметились многие не самые последние люди.
Вспомним, хотя бы, пушкинское: "Там чудеса, там леший бродит..."
Или великолепный "Сказ про Федота-стрельца" Л Филатова?.. Вещь
получилась оригинальная, - по стилистике - но и несколько
расхристанной, шальной, как и ее бедовый главный герой.
По основным позициям согласен с уважаемыми коллегами, не буду
повторять уже высказанного ранее. Автору: я в вашем "сказе"
запаха серы не учуял. "Бесенка", если таковой обнаружится,
можно полечить "лепестричеством". Впрочем, вам, как автору
"Кузьмы", виднее...
За веселый нрав и озорное словцо вам ендову с бражкой и
румяную молодуху впридачу!
Мои вам наилучшие пожелания!
Сергей Соболев
Сергей Соболев
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Апрель 3rd, 2005, 2:20 pm

Сообщение Revolte Апрель 8th, 2005, 1:28 am

эх... действительно, стильно не значит сильно. "настоящий рыцарь ДЖ. ЕДАЯ должен черпать силы во вселенной". но было смешно и забавно.
Revolte
 

Сообщение Inity Апрель 11th, 2005, 4:00 pm

А меня сказочка позабавила =)
Делать героя выходцем из этой Terrы Incognita – рискованный ход. Фразой о боге вы отсекаете читателей от русских православных корней – и сказка повисает в воздухе.

Ну, для какого читателя как. Подвисла в языческой Руси, и православным читателем была воспринята нормально.
Главный герой вообще не воспринимается человеком
.
Вполне нормальный герой, на мой извращенный вкус 8) Ему приснился сон о тридевятом царстве (только сон был дан более современным способом - через "лепестричество"), куда он собственно и рванул инициироваться. Правда, на первой девушке из загробного мира редко женятся.
Насколько я знаком со сказочной архетипикой, это злой дух.

Ой, какой страшный вердикт 8)
О том говорит его способность к визионерству (пусть и под воздействием электричества) и нечеловеческие мотивации. Воевать царя он пошёл не потому, что влюбился в принцессу, а чтобы окупить потерянные лапти.

Мотивации у него совершенно нормальные. Какие положено герою русской сказки =) Емеля тоже ехал в город не на Несмеяне жениться 8)
А царь спасается от него волшебным заговором – иначе эту недоговорённость в конце сказки я оценить не могу.

Страх героя перед vagina dentata был слишком силен. Поэтому герой недоинициировался и позорно бежал из тридевятого царства без артефакта. =))
Inity
 

Сообщение Автор Апрель 11th, 2005, 8:06 pm

Ольге Громыко.
про концовку мне кажется удачно намекнула уважаемая Inity ))) вот только жаль г-на Зигмунда в те времена не было, который внятно объяснил Кузьке, что боятся нечего..

Про православных читателей.
типаОтвет Владу Силину
думается, что православный читатель в массе своей не настолько ортодоксален, чтобы прямо так уж болеть за чистоту рядов, ой сказок. к тому же намек вполне мог быть и не на христианского бога. мало ли какого бога можно назвать богом - вон и на островах меланезии меня поддерживают, тоже говорят, бог у нас есть.
))
Автор
 

Сообщение Фрези Апрель 11th, 2005, 8:42 pm

Автор,

я Вам завидую белой завистью. Ужасно хотелось бы самой так написать.

Большое Вам спасибо!
Фрези
 

Сообщение Ольга Громыко Апрель 11th, 2005, 8:48 pm

Автор писал(а):Ольге Громыко.
про концовку мне кажется удачно намекнула
))

Всем не намекаешься ;-)
Вы же сами видите по реакции судий - никто толком не понял, в чем дело, одни неуверенные догадки. Концовка должна быть такой, чтобы любой, даже не шибко одаренный воображением читатель (я до сих пор к ним вроде бы не относилась ;-)) сумел догадаться, в чем дело.
Ольга Громыко
 

Сообщение Автор Апрель 11th, 2005, 9:40 pm

Фрези, ну что вы! Ведь можете же! Вон, перо даже дали за то! ))))) И правильно дали. Можно было даже посолиднее на мой вкус. ))))

Ольга Громыко, правы вы! Я же не спорю - должна! Но захотелось неуверенных догадок, хоть тресни. Топором меня за это зарубите! )
Автор
 

Сообщение Андрей Апрель 12th, 2005, 12:30 pm

Хорошая вещь получилась, понравилась русская стилизация, но не сказка, а именно что - СКАЗ. Лепестричество к сожалению как волшебство у нас не катит - хотя постойте! - лет 500 назад сошло бы.
Как бы определится? О! может это римейк волшебной сказки?! :?
В принципе, такой жанр и стиль у нас сложился в советское время: к/ф "Левша", "Сказ о Федоте-стрельце", даже гайдаевский “Иван Васильевич” сюда каким-то боком прислонился. :)
И всё обошлось без Зигмунда Фрейда - только русско-советская творческая интеллигенция руку приложила :D
Андрей
 

Сообщение Прохорова Апрель 12th, 2005, 4:28 pm

НЕ, так нечестно. Что там царь нашептал? Больше двух, говори вслух. А то у меня всякие возникают версии научно обоснованные. К примеру, был у Царевны первый муж, кощей Бессмертный, но воевати надумал не до свадьбы, а после. С Царевной этой самой.И после этого во всех сказках пишут, что: на дереве в тёмном-тёмном лесу, на высоком -высоком дубу, висит то, что кощей пуще глаза бережёт: сундучок, а в нём сами знаете что: яйцо, да ещё и с иголкой, видать пришивать пытались.
А нечего сказки на полдороге бросать
Прохорова
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Август 29th, 2004, 10:06 pm

Сообщение Эланор Апрель 13th, 2005, 7:51 pm

Смешная сказка, и стилизация очень понравилась, но в конце аж обидно, ну хочется же знать, что там царь Кузьме сказал! :lol:
Эланор
 

Сообщение Kloun_ono Апрель 13th, 2005, 11:02 pm

Изображение
))))))))))))))
Kloun_ono
 

Сообщение Андрей Апрель 14th, 2005, 11:40 am

Влад Силин писал(а):Если вспомнить законы построения драмы, концовка провальна.


Ну, прям: так уж и "провальная" концовка? Да в жизни сплошь и рядом видим такие концовки: неопределённость из-за множества равноценных вариантов решений, зависание вопросов в воздухе, ожидание благоприятных обстоятельств, нерешительность самих субъектов и т.п. -примеров множество.
Так что для драмы такая концовка как раз таки характерна. А вот для традиционной сказки наоборот не характерна. Сказка, как правило, даёт определённый назидательный ответ. Вот мы и подошли к определению жанра "Сказа про Кузьму "- это ДРАМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА. Снова повторюсь: сей Сказ из серии - к/ф "Левша", филатовский Федот-стрелец и даже гайдаевский "Иван Васильевич..." А неопределённая концовка выглядит очень даже кстати для драматической сказки.

А вот однозначное слово "провальная" в устах критика, неумеющего типологизировать, звучит провально. С римейком "Новая лягушка-путешественница" случилась та же самая история - критики не смогли определить что же им представил автор. А раз не знаешь с чем имеешь дело, то не знаешь с какими мерками подходить к произведению. Отсюда и недооценка авторского труда, и необъективное судейство. Теперь понятно почему случился плюх?

Очень бы не хотелось, чтобы сказочный конкурс происходил под девизом "Души прекрасные порывы" ;)
Последний раз редактировалось Андрей Апрель 14th, 2005, 1:06 pm, всего редактировалось 1 раз.
Андрей
 

Сообщение Прохорова Апрель 14th, 2005, 12:50 pm

А мне кажется, автор внёс в фольклор современную коррективу. Чего это, мол, хэппи энд-обязательно свадьба? Гражданский брак, к примеру, тоже неплохо. Может, царь ему нашептал, что царевна этим и балуется. И меняет гражданских мужей по расписанию. И пошёл Кузьма дожидаться своей очереди.
Прохорова
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Август 29th, 2004, 10:06 pm

Сообщение Автор Апрель 14th, 2005, 2:38 pm

Если уж на то пошлО...
Не такая уж и провальная концовка. В эпоху повальной сериальности - это неплохой задел-крючок для второй серии. Многие авторы разной степени популярности и способностей этим грешат, согласитесь? А чем, собственно, я хуже? )))))))))) Конечно, конечно, что позволено юпитеру, то дяде пете в питере вовсе и нельзя. Как же, помню и это.
Так что просьба считать меня коммунистом (зачеркнуто) считать это хитрым литературным приёмом, который автору не вполне удался из-за неопытности.
Вопрос считаю закрытым.
Автор
 

Сообщение Андрей Апрель 15th, 2005, 6:54 pm

Автор писал(а):В эпоху повальной сериальности - это неплохой задел-крючок для второй серии.


Серийная сказка :?: :shock: По-моему, это даже хуже, чем серийный маньяк-убийца ;)
Уж лучше ПРОСТО ДОПИШИТЕ концовку или оставьте всё как есть (и так не плохо), только нас не убивайте ;)
Андрей
 

Сообщение Мария Брикер Апрель 16th, 2005, 12:27 am

Все словно сговорились. Хотят люди видите ли знать, что же нашептал царь Кузьме про дочку. Прочитала сказку, сижу и думаю, какой комментарий оствить, а в голове вопрос, что же все таки с царевой дочкой невпорядке :D Воображение уже не нашутку разыгралось.
Сказка просто замечательная, очень понравилась. Но так измываться над читателями... :D
Мария Брикер
Автор Экслибриса//8 книг//ЗВЕЗДА'08
 
Сообщения: 746
Зарегистрирован: Декабрь 3rd, 2004, 11:51 pm

Сообщение Aquarell Апрель 16th, 2005, 4:15 am

Хорошая сказка , повеселила на славу ! Но вот только Кузьмы-2 не надо , уж лучше оставить всё как есть ...
Aquarell
 

Сообщение Автор Апрель 16th, 2005, 9:44 am

Aquarell, а что?
"Возвращение Кузьмы", "Кузьма наносит ответный удар", "Помесь Кузьмы с царевной: кто остановит ужас?" Спрашивайте с магазинах города!
Хехехе.
Концовка мне нравится вс больше и больше!
Автор
 

Сообщение Aquarell Апрель 16th, 2005, 7:46 pm

Ой , а у автора уже и бизнес-план созрел ! Ура , ударим " Кузьмой " по ужасам ! Прошу записать в очередь за автографами :lol:
Aquarell
 

Сообщение Андрей Апрель 25th, 2005, 6:27 pm

Ваша сказка вполне заслуживает второго места. Я бы дал абсолютные 9 баллов. Вы честно потрудились.
Литературная программа “Атрибутор” - http://www.textology.ru/web.htm (не забудьте трижды скопировать текст в окно программы – для объёма) определяет Вашу "текстовую школу" - стиль и ближайший авторский аналог - следующим образом - В. Шукшин (скорее всего это сказка “До третьих петухов”).
Андрей
 

След.

Вернуться в "Не жизнь, а сказка!"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3