Приятный для чтения, полный живых деталей и ярких образов рассказ с весьма и весьма непредсказуемым сюжетом. Трагедия разбитой семьи оборачивается счастьем для супругов, освободившихся от тяготивших семейных уз. Финал опровергает название рассказа – снимок оказывается отнюдь не случайным, а тщательно спланированным. Однако чересчур сложный для выполнения план, задуманный Анной, вызывает сомнение в реальности его воплощения. Слишком много «если бы» должно в нем совпасть, чтобы план увенчался успехом. И есть множество гораздо более простых способов добиться развода. Почему не нанять частного детектива? Почему просто не застать мужа с любовницей? Почему, в конце концов, не обратиться к Насте напрямик, объяснив свою ситуацию и попросив сделать снимок в момент, когда Люда приведет мужа на набережную?
Еще один принципиальный момент:
Настя залюбовалась снимком. Он был действительно хорош: кроме буйства весенних красок, удалось передать ту нежность, в которой буквально купались влюбленные. Постановочным кадром таких искренних чувств добиться было нельзя, поэтому Настя и любила гулять по городу с камерой – а вдруг попадется что-то стоящее.
Это – серьезный удар по логике повествования.
Настя – талантливый фотограф, она видит нежность влюбленных, да и камера не чувствует фальши – снимок получается искренним и удачным. Т.е. муж Ани в самом деле любит свою любовницу. Почему же он с таким упорством не дает развод?
Его действия нелогичны. Он отказывается разводиться, т.к. глубоко религиозен и считает, что жена – одна на всю жизнь. Но при этом заводит любовницу, и тем самым совершает смертельный грех – прелюбодеяние. Вопрос: муж лукавит, озвучивая причину отказа в разводе? Он не так уж религиозен? Тогда, учитывая, что любовницу он любит по-настоящему (чему свидетельством - снимок), зачем он удерживает Аню?
И еще: Аня и муж венчаны? В противном случае, не освященный церковью брак тоже считается прелюбодеянием, и все отговорки мужа – ложь.
Жаль, что нераскрыт образ мужа. Фактически его волевое и бескомпромиссное решение не давать жене развода и служит толчком к созданию интриги, но сам мужчина так и остается загадкой для читателя. Мы видим его всего лишь однажды – на набережной, и там он предстает в образе влюбленного и пылкого мужчины, чем вызывает симпатию. Дальнейший же короткий рассказ о нем в письме Ани этот образ опровергает, представляя мужа деспотичным в семьи и фанатиком в отношении религии. Хотелось бы узнать о нем побольше, все-таки этот мужчина – камень преткновения двух женских образов, Ани и Люды.
Неясной для меня осталась и цена, заплаченная за успех Анной. Цена ее счастья – неприятности по работе, которые из-за снимка возникли у Насти?
Что касается несомненных достоинств рассказа, так это, помимо непредсказуемого сюжета, хэппи-энд, легкий и приятный слог, образность и позитивность, умело созданные женские образы – Ани и Насти. Особо отмечу, что очень правдоподобно и трогательно описаны ощущения провинциальной Ани от большого, блестящего, но равнодушного города. Но при этом без злобы на большой город, а с горечью человека, который чувствует себя в нем бесконечно одиноким.
Пройдусь по мелочам.
Не хочу придираться к деталям, но так как эта фраза идет первой в рассказе и занимает особое положение в тексте (сильная позиция), позволю cебе обратить на нее внимание:
Настя неторопливо шла по набережной, время от времени вдыхая аромат свежести, доносившийся с реки.
Причастие «доносившийся» подразумевает некоторую удаленность реки от героини, в то время как она находится на набережной. Здесь лучше бы причастие убрать вообще и оставить просто «аромат свежести с реки».
Устав за долгую зиму от жутких морозов, когда воздух, казалось, становился стеклянным и обжигал горло,
Такое описание мороза мне, проведшей 5 зим в Иркутске, очень знакомо. Поэтому и возникло ощущение, что действие происходит в Сибири. Каково же было мое удивление, когда становится ясно, что речь о приволжском городке. К тому же Аня, вспоминая холод уральских зим, отмечает тепло приволжского города. Впрочем, что Ане, выросшей на Урале, тепло, то Насте, родившейся в Приволжье, вполне может показаться жутким «стеклянным» холодом.
Сквозь длинные пепельные волосы девушки, небрежно растрепавшиеся на ветру, тысячами разноцветных искорок просвечивало солнце, от чего казалось, что они унизаны бисером; а по воде, как раз напротив влюбленных, плыли розовые воздушные шары, которые улетели от радостно скачущих по песку подростков.
Очень красивый образ, настоящая авторская удача!
Фотография, сделанная Настей, оживает перед глазами и понимаешь, что снимок действительно восхитительный.
У женщины лишь чуть дрогнули острые, словно стрелы, ресницы, но в тот же момент она еще крепче прижала к себе мужчину.
Не сомневаюсь, что у Насти острое профессиональное зрение, чтобы разглядеть стрелы ресниц. Но все-таки, чтобы увидеть реснички, надо стоять очень близко к влюбленным. Как в таком случае ее не заметил мужчина?
- Да, - обреченно выдохнула Настя, почувствовав себя падчерицей из «Двенадцати месяцев»: судя по жуткому холоду, поселившемуся у нее внутри, разгневанный редактор прогнал вступившую в свои права весну и опять наступил морозный январь. Следом за январем пришел октябрь: ведь именно в этом месяце бывают дожди, окатывающие с головы до ног. Но, разлепив по инерции зажмуренные глаза, Настя поняла, что стоит не в лесу у костра братьев-месяцев, а на краю дороги, по которой только что проехала поливальная машина.
Отличная метафора!
Еще несколько вопросов, которые возникли по ходу действия:
Откуда Ане стал известен домашний адрес Насти? От бывшего мужа она узнать его не могла – на визитке, которую оставила ему Настя, только номер мобильного. Взяла в редакции? Тоже сомневаюсь, чтобы редакторы так легко выдавали координаты своих сотрудников.
Так ли хорошо видно лицо мужа на фото, чтобы его можно было опознать? Ведь чтобы запечатлеть поцелуй, нужно снимать влюбленных сбоку, при этом лицо одного закроет лицо другого. Плюс летящие по ветру длинные волосы женщины. Тут можно и прогадать с ракурсом. В кадр должен попасть какая-то отличительная примета, по которой мужчину можно будет опознать наверняка. Иначе он даже от фотографии в журнале может откреститься – мол, просто похож на меня, и все.
Последние три строчки, на мой вкус, чересчур сентиментальны. Одно дело, если бы Настя была активным участником плана, тогда желание Ани отблагодарить ее, назвав именем дочку, было бы понятно. Но т.к. Настя о плане не имела понятия, желание выглядит сомнительным.
Так или иначе рассказ заканчиваешь читать с улыбкой на лице, от него остается приятное послевкусие и хорошее настроение. Спасибо автору!