Хотел только ссылки, но софт сказал - мало текста добавляю:
из интересной биографической статьи о Карлхайнце Штокхаузене - ученике Оливье Мессиана, новатора и основателя всего движения электронной музыки:
(
http://opentextnn.ru/music/personalia/schtokhauzen/)
"По Штокхаузену, традиционный материал музыки — тоны определенной высоты — более не является единственным. Современное искусство дало новую музыкальную практику, где неопределенные по высоте звучания, то есть шумы, заняли равноправное с тонами положение. Сочинения, подобные "Ионизации" Э. Вареза или "Конструкциям в металле" Дж. Кейджа, ни в коей мере не являются результатом композиторского произвола, они суть следствие новых представлений о музыкальном: "Отныне все с большим вниманием отмечаются природные звуки: мелодии, гармонии, ритмы ветра, воды, колоколов, молотов, автомобилей, машин — звуки, прежде в музыке неорганизованные и большей частью иллюстративные" (Stockhausen, 1963, 32). К ним относятся и разнообразные электронные звучания, практически бесконечного спектра, открывающие перед композитором неограниченные возможности. "Любое мыслимое звучание становится музыкальным, если оно необходимо в композиционной структуре сочинения" (Stockhausen, 1963, 32). Тут содержится, однако, важное ограничение: нельзя превращать электронную музыку в область самоцельных, неорганизованных тембральных экспериментов, как это делают "дилетанты-архивариусы" французской musique concrete."
Мой комментарий: Штокхаузен еще в 50-60х годах озвучил и конкретно оформил те идеи, которые являются общим базисом и для нашего вчерашнего предмета разговора. А именно то, что четверть-тоновые интервалы являются частным случаем, одной из множества конкретизаций, тезиса о музыкальности тех или иных элементов музыки. Расширение тонового диапазона вдвое путем добавления четверть-тоновых интервалов в существующий диатонический звукоряд (еще 12 нот к существующим 12 нотам), очевидно, расширяет гармонический диапазон музыки, обогащая ее новой полифонией и звуковыми отношениями. Грубо говоря, в два раза больший фиксированный гармонический диапазон,..
Концепция, взгляд на музыку, который предлагает нам Штокхаузен состоит в том, что ЛЮБОЙ, _АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ_ звук обладает музыкальной ценностью (а не иллюстративной, или, если угодно, украшательской) и что высота звука, измеряемая в Герцах, отнюдь не является критерием музыкальности. Причем микрохроматизм (четверть-тоновые интервалы) являются лишь первым шагом в этом направлении, воспоминанием хорошо забытого старого, а следующим шагом, сделанным в 60х годах, является эмансипация тонов и звуков неопределенной, нефиксированной высоты, и шумов в том числе - примеров могу привести множество. На сегодняшний даже существует направление в электронной музыке - Noise, использующее эту идею как образующую парадигму этого направления (что вообщем-то существенно ограничивает это направление так же, как ограничивало себя направление конкретной музыки, но это уже другой вопрос).
Прекрасная фраза: "Любое мыслимое звучание становится музыкальным, если оно необходимо в композиционной структуре сочинения" (Stockhausen, 1963, 32)
Греки -
http://www.youtube.com/watch?v=QBuXcaSlCz8&NR=1http://www.youtube.com/watch?v=zJQkKdUDaZg&NR=1