просто мария Май 25th, 2009, 3:48 pm
Ошиблась конкурсом
В небольшом зале пригородного дома культуры набилось под завязку молодежи, стояли в проходах и сидели друг у друга на руках. Публика собралась сплошь длинноволосая, обвешанная серьгами и заклепками. Ритмично вспыхивали огоньки сигарет, по рядам бродили бутылки, но присутствующий в единственном числе охранник предпочитал не вмешиваться.
Конкурс молодежной музыки катился по разъезженной колее. Классические рокеры заводили публику ритмами, в которых внимательное ухо улавливало наворованные у кого попало проигрыши. Панки, как и положено панкам, исполняли свои шокирующие песни, обходясь всего тремя аккордами. Скрежетал треш в сопровождении текстов про дьявола и могилы. Исполнители стиля «кин» выдавали песни совершенно бессмысленные, зато прилично зарифмованные. Рейвера больше танцевали, чем пели, рэперы читали речитативом. Разок порадовали публику джазмены, которые последний раз в жизни фигурировали как молодежь – им было уже за тридцать.
После джаза музыка особого энтузиазма не вызывала. Провожали и встречали, как полагается, воем, но скорее ленивым, чем восторженным. В перерывах между воем и музыкой слышались высказывания:
– Попсня!
– У «Даз бот Кеннеди» сперли.
– Лучше бы я дома посидел, «Кино» послушал.
– Зато – не под фанеру.
Многие откровенно скучали, кое-кто уже пробирался к выходу. Дезертиров остановила рок-н-ролльная группа «Погасшая луна»: и музыка хороша, и слова песни берут за душу парадоксальностью. Этим выли погромче. Но после «Погасшей луны» уже блистать было некому, и снова многих зрителей потянуло на свежий воздух.
Вдруг, когда очередные не особо одаренные трешера уволокли со сцены свои причиндалы, вышла девушка. Вышла одна, в черном вечернем платье и со скрипкой. Платье публику особо не удивило, джазмены вообще были при «бабочках», но скрипка… Ладно бы – саксофон.
Девушка, пока шла по сцене, поглядывала в зал озадаченно и неуверенно, дойдя, почему-то замерла. Зазвучали реплики:
– А это еще кто?
– Может, ошиблась? Конкурс скрипачей – завтра!
– Провокация!
– Не люблю, когда елозят конским волосом по кошачьим кишкам.
Девушка решительно вскинула скрипку к плечу.
То, что она начала играть, не было даже классикой. Классику современные длинноволосые, как ни странно, уважают, но это была какая-то гамма, вроде тех, которые приходится слышать в музыкальных школах.
В зале зародился неприятный шумок, но вдруг, прямо посреди гаммы, мелодия сорвалась и покатилась горной лавиной. Потом взлетела до неба – и снова обвал. Потом опять взлет-обвал, в этот раз – быстрее, но взлет не так высок. Взлет-обвал, взлет-обвал, чередование взлетов и обвалов выравнивалось, становилось ритмичным. Кто разбирается, стали улавливать в этом растянутом рваном ритме так любимый рокерами диалог: вопрос-ответ, вопрос-ответ. И каждый раз вопрос с ответом – новые.
В зале сползли с лиц ухмылки, тлели, пропадая зря, сигареты, вываливались из ослабевших пальцев бутылки. Одни вжимались в кресла, другие вставали навстречу музыке. Многие вздрагивали от мурашек по спине. У иных слезились глаза, это не были слезы радости-печали, глаза иногда слезятся от музыки, как от режущего света. Некоторые даже зажмурились. Равнодушных – не было.
Темп мелодии неуловимо замедлялся, но напряженность вопросов и ответов так же неуловимо нарастала, в «диалоге» слышался конфликт. Когда конфликт достиг вершины, темп опять стал ускоряться, а напряженность – спадать, у кого память покрепче, заметили, что скрипачка исполняет череду вопросов-ответов в обратном порядке. Вот сейчас ритмичный диалог снова превратится во взлеты-обвалы… Однако мелодия переродилась в легкую и сладенькую, а в финале скрипачка добавила вычурную звуковую завитушку… Почти в финале, и почти добавила. Самая последняя нота затянулась, и завитушка внезапно сорвалась в свободный решительный росчерк, разом отменивший всю легкость и сладость.
Девушка опустила скрипку, сдержанно поклонилась. В тишине зала отчетливо расслышался шепот:
– Это же надо скрипкой такое сотворить.
Зал взорвался воем, свистом, восторженным ревом, аплодисментами и криками «браво!» Видимо, некоторые решили, что раз это была скрипка, а не треш, де еще вечернее платье, то логичнее будет аплодировать, а не выть.
Когда скрипачка, разминувшись с очередной порцией панков, проходила мимо остальных молодых музыкантов, те на нее смотрели. Одни – с уважением и завистью, другие – просто блестели глазами, оглушенные.
Возле гардероба девушку остановил один из устроителей конкурса:
– Не уходите, еще ведь награждение! Сейчас последние выступят, и будем голосование проводить.
Девушка растерялась.
– Но это же конкурс! – объяснил устроитель. – И награждать, между прочим, будут вас.
- Меня?! – пролепетала скрипачка.
- Одно из призовых мест – точно ваше. Вы видели, как публика завелась? Кстати, как все же вас зовут, и как назвать вашу пьесу? Нам записать надо.
- Э-э… Пусть будет «Зимняя гроза», – решила девушка.
- Это вас так зовут? – ухмыльнулся устроитель, записывая.
Победители конкурса уходили последними. Скрипачка с рассеянной улыбкой на лице и первым призом конкурса в руках направлялась к выходу в сопровождении группы «Погасшая луна», занявшей второе место. Футляр со скрипкой она пристроила на спине, как рокеры носят гитару.
- Уже закончили? – недоброжелательно осведомился охранник.
- Завтра опять приду! – задорно объявила скрипачка. – Я на конкурс скрипачей записана, который завтра. День перепутала, и меня по недоразумению на сцену выпустили.
- И выиграла! – рассмеялся охранник. А группа «Погасшая луна» остолбенела всем составом.
Когда девушка выскользнула за дверь, басист «Погасшей луны», опомнившись, побежал за ней.
- Так ты эту свою песн… тьху, эту свою «Зимнюю грозу» для конкурса готовила?! В смысле – для завтрашнего?
- Нет, – серьезно ответила девушка. – Завтра нужно классику играть. Сегодня я импровизировала.
Басист остолбенел во второй раз.