Артём Дончак Июль 16th, 2013, 10:35 pm
Рецензия на рассказ ЛЕШИЙ
-----------------------
Начну с пряников.
В целом текст мне понравился, он довольно сложно структурирован, имеет несколько конфликтов и при желании его можно превратить в нечто более объёмное. Или не превратить, в этом тоже есть своя прелесть. Стиль или “язык”, выбранный для исполнения авторского замысла выбран вполне удачно, он в меру сух, но это позволяет сосредоточиться на сюжете и не отвлекаться на “красивости”. Так, что не удивлюсь, встретив рассказ в каком-нибудь сборнике, там он будет смотреться вполне уместно и наверняка найдёт своего читателя. Но у меня тут рецензия, а не хвалебная аннотация, поэтому перехожу к “кнуту”, благо текст позволяет разгуляться всякому желающему “поковыряться в потрохах”.
Раз я начал говорить о структуре, то давайте эту ниточку разовьём и мысленно нарисуем схему взаимодействий персонажей. Видится мне эта структура в виде солнышка, как его рисуют дети: кружочек, а от него расходятся линии-лучики. В центр “солнышка” поместим поместим Лешего – главного персонажа - давшего название тексту. А на концы “лучиков”, пометим “сюжетные сгустки”, как я это называю. Их всего шесть и о каждом я расскажу по порядку. Почему имеено в таком виде? Да потому что прямолинейной логикой они не всегда связаны, а про концентрическую я не слышал.
“Мальчик в шапке”
С этого начинается текст, мир мы видим глазами четырнадцатилетнего мальчугана в вязанной шапке, которого зовут Андрей, а его ушами слышим шум вертолёта. И с самых первых строчек, идёт неоднозначное прочтение: где находится мальчик? Сперва я подумал, что на земле и слышит вертолёт, который пролетает над ним, ан нет. Оказывается он ВНУТРИ вертолёта. Путсячок? Нет, тут как в хирургии, путсяков не бывает.
Андрей летит в компании охотников-браконьеров, людей с деньгами, которые не собираются считаться ни с кем и не с чем, в общем, классические христоматийные негодяи. Обстановка описана подробно: и мысли мальчика, и переживания и ощущения. В ходе этого очень ненавязчиво выдана информация о текущей охоте, о том как в берлоге завалили медведицу и медвежонка “пестуна”. Хотя тут у меня сразу возник вопрос о времени года, о соотношении его с медвежьим воспроизводством и прочие егерьские тонкости. Но настаивать не буду, главное, чтобы автор знал – я заметил! Важно же не это, нам показывают что пассажиры “вертушки” совершенно отрицательные персонажи, а чтобы наши последние сомнения в отношении их отпали, автор вводит их охоту на оленей с вертолёта, описывая всю жестокость процесса, жестокость ради забавы.
Думаете всё так хорошо? Нет! Потому что на сцену впервые выходит некто Старик, он же Леший. Этот партизан вскидывает снайперскую винтовку и, цитирую, “...Пуля калибром 7,62 и весом 12 грамм...” попадает в ступицу хвостового винта вертолёта, вызвав его крушение. Заметили? Кто не понял, объясню: ступица – это такая массивная деталь одеваемая на вал, к которой крепятся различные детали типа маховиков, шкивов, зубчатых венцов и прочего железного счастья. Ключевое слово здесь - “массивная”! А если учесть, что к ней клеятся (кстати да, именно клеятся!) лопасти винта, то очень массивная. Ей эти 12 грамм пули на излёте – что слону дробина. Какая авиакатастрофа?
Но это мелочи, по сравнению с очень важным просчётом: автор руками своего ключевого персонажа, которому мы должны симпатизировать, убил целую кучу народа, включая мальчонку-несмышлёныша, который умер за что? За какие-то эфимерные идеи старика-пенсионера? Это очень, очень, большая ошибка! Её не может оправдать ничто! Какими бы негодяями не были эти люди, как отдельно взятый старик может решать жить им или нет? Но к этому я ещё вернусь, а пока повешу “лисий хвост”, чтобы не забыть, ну, вы знаете, что к чему.
Краткий итог: этот “сюжетный сгусток” введён для показа “Зла”, с которым партизанскими методами борется Леший. Выполнен он с ошибками: автор “с кровью” рвёт связи возникшие между читателем и этими второстепенными персонажами. Задача не выполнена, а наоборот. Внесена, как минимум, сумятица и негатив в сторону главного персонажа.
“СплавникИ-катамаранИсты”
Вот так затейливо я обозначил группу из четырёх человек (две пары), которые сплавляются по реке. Сплав по реке ранней весной? По ледяной воде? По мне так немного не по сезону, нет?
Привозит их на место начала сплава местный хлопец, который напоследок им советует не щалить и “кивает” на Лешего. Совершенно грамотная подача, ни в чём не могу упрекнуть автора. Мягко, полутонами до читателя доводится информация, что есть Некто, который не одобряет всякие “бяки” на подвластной ему территории. Самую малость выправляется подмоченное впечатление от старого партизана.
На этом “сгусток” можно было бы закрывать, более ничего не работает на сюжет. Ребята сплавляются, разумеется переворачиваются, и одну из девушек, от удара потерявшую сознание, относит в сторону, где её спасает наш главгер. Здесь автор ещё немного выправляет ситуацию, вводя в текст внутренние самоукоры Лешего, который не спилил опасное бревно, находящееся в реке, через которое катамаран и перевернулся. Но плюс ли это? И уравняет ли это тот факт, что чуть ранее он “положил” кучу народа в вертолёте?
Далее идёт не совсем понятная мне сцена с девушкой Женькой и Лешим. Он относит её в безопасное место, разжигает костёр и раздевает красавишну до полного гола, чтобы высушить одежду. При этом имеет место похоть и вожделение, непонятно зачем тут описываемые. Для “поднятия градуса”? Для расширения аудитории и увеличения интереса? Так читатель и не засыпал пока, он с интересом хрустит предложенными строчками. Ценность имеет только это место, цитирую:
“- А про вас рассказывали... И совсем вы не старый... У вас глаза молодые – добавила незнакомка.”
Вот это хорошо, это зачётно. Но совершенно не понял обручального кольца лежащего на валуне. Чьё, кому, зачем?
Ещё одним моментом, оправдывающим появление этой четвёрки в рассказе, является факт обнаружения ими испорченной лесопильной техники. Таким образом показана работа “партизана”. А это уже ниточка к следующему “сюжетному сгустку” - к “Лесопильным мафиози”.
“Лесопильные мафиози” и “войсковые части”
Оказывается, главная заноза в жизни Лешего – это незаконное и варварское истребление леса местными мафиози. Он охотно портит технику негодяев, при этом намекается, что и с людьми случается не всё гладко. Правило “Лес рубят, мафиози мрут!” работает. Мафиозным главарям такой расклад не нравится и они решают уничтожить партизанствующего старика. А в пику им, автор вводит некие воинские подразделения и ФБР которым по душе то, что делает Леший и считающие его “своим”.
Ну, что сказать – в этом главный кофликт рассказа, никуда не денешься. Но за развитием событий начинаешь замечать нереальность происходящего. От детали к детали, от сюжетного штриха к поворотам событий начинаешь понимать, что перед нами, немного расширенный литературный... комикс! Да-да! Все эти мафиози с автоматами бегающие по лесу, эти войсковые парни-рубаки, стрелящие на поражение, тысячи вертолётов и маленькая атомная бомба в кармане... Ну не перебор ли? Какой командир отдаст приказ об уничтожении живой сили противника без прямого приказа очень высокого начальства? А тут, потому что “попросили хорошие люди”. Нет, не верю. В Бетмена верю, а тут не очень. Может потому что знаю, что Бетмен – это честный комикс и отношение у меня соответствующее? А здесь всё вроде как “взаправду”?
“Старичок-пособник”
Есть некий персонаж, который чуть “приземляет” нашего Бетмена и дающий ему немного фактуры. Он в курсе “незримой войны” и снабжает Лешего провиантом, за что страдает физически. Мафиози его находят и укладывают в больницу на длительное лечение. Кстати, обещанная “ловля на живца” не получила продолжения или я что-то не так понял? Как-то мудрёно всё завернулось, какие-то “мышеловки, захлопнувшиеся дважды”, “Уралы”, вертолёты оражевого цвета... Запутался я.
Вот такую структура имеет текст. Все эти выделенные части-сгустки как-то контактируют между собой, часто совершенно опосредованно, но это не страшно. Не страшны и запятые стоящие не на своих местах, не большая это беда, чесслово! Есть корявые предложения и просто неверно сконструированные, но и это не важно, всё правится. Чуть большее значение имеют “провалы” в логике и “матчасти”, а этого добра в избытке. Но самое важное – это оценка самого героя. Помните, “лисий хвост”? Вот он, искрится на сонце, отчаянно-рыжий и восхитительно пушистый. Так что с героем-то? Как его воспринимать? Чем он лучше мафиози? На его руках тоже кровь и что важнее? Незаконно спиленные сосны или человеческие жизни? Мать этого парнишки, в один миг потерявшая всю семью, это как?
Но не так просто всё заканчивается. Вот финал в чистом виде, цитата:
“Над болотом на бреющем полете прошли вертолеты.
- Батюшка, Кедр, помоги мне, - Леший погладил рукой ствол. Он плакал или просто из его глаз текли слезы?
Солдаты проводили вертолеты взглядом. Те сделали круг и заходили на посадку.
- Ну все, пошли, - Гусев обернулся к кедру.
Возле кедра никого.
На том месте, где стоял Леший, никого! Ружье, висевшее до того у Лешего на локте, теперь свободное, отвалилось от дерева и с глухим стуком упало к ногам опешивших от удивления солдат.
Только мгновение на коре дерева была видна кисть старика. Но и она растаяла, впиталась, вошла в плоть кедра. И все. Никаких следов.
Совершенно в другом месте из леса вышел Леший и поправил на плече ружье. Взглянув на небо, улыбнулся и, мимоходом сорвав пару ягод шиповника, зашагал куда-то по своим делам. Он прошел по свежевыпавшему снегу. Примятый снег тут же расправился и следы исчезли: словно никто здесь и не проходил.”
Интересно вплетённая мистическая составляющая, дающая немного иной окрас всем событиям. Тайге действительно всё равно, будут ли жить эти двадцать человек или нет, он вечна. И защищается она как может, всеми доступными способами. И это вне понятий “Добро” и “Зло”.
Но мы не такие, мы, человеки, даём свои оценки и считаем это исключительно важным. Потому что иначе не умеем. Потому что нам нужны ориентиры.
И наверное это правильно.
"Вершина мастерства практикующего психолога - это умение манипулировать собственной кошкой." (с) Артём Дончак aka Fmaster