РИЦА

:) Место для самых отчаянных авторов-мазохистов, желающих испытать невероятные ощущения :)

А теперь серьезно.
В этом разделе есть два правила.
1. Будь доброжелателен.
2. Если не готов выполнять пункт 1. - ищи себе другой форум, не дожидаясь действий администрации.

Модераторы: Becoming Jane, просто мария

РИЦА

Сообщение Владимир Воронин 13 Июль 19th, 2016, 9:49 pm

Самое большое, самое глубокое, самое красивое озеро Абхазии расположено на высоте 950 метров над уровнем моря. Возникло оно не просто так. Легенды об этом озере не просто легенды, а мудрость народа, назидание потомкам, изложенное запоминающимся поэтическим языком. Эта легенда, как и все другие, рассказывает о том, что хорошо, а что плохо, как следует поступать человеку, а от каких поступков следует воздержаться.
В давние-предавние времена на месте, где раскинуло свои прозрачные как слеза воды высокогорное озеро Рица, лежала красивая долина. В долине жили люди. Хорошо жили, зажиточно. Самым богатым в Абхазии было это селение. А излишнее богатство, как известно, порождает жадность. Жадными были люди, проживавшие в том селении. Даже закон гостеприимства не чтили они. Путники, зная это, предпочитали обходить селение стороной.
Только в одном доме, стоящем на краю селения у самого леса, мог найти приют путешественник, застигнутый в горах непогодой или просто уставший. Жил в этом доме охотник, снабжавший всё селение дичью. Он охотно делился с соседями добычей, хотя семья у самого была немаленькая. На дикое мясо он выменивал у односельчан муку, соль, масло, одежду для себя, своей жены и детей.
Жена его тоже не сидела без дела. Она без устали вязала тёплые вещи из шерсти коз, которых пасли дети. Детей было пятеро. Четверо своих и одна приёмная девочка, дочка рано умершего брата охотника. Обе сестры носили красивое имя Рица. Чтобы их не путать, родители и братья звали их Большая Рица и Маленькая Рица. Братьев звали Агепста, Ацетук и Пшегишха. Дети были красивы и здоровы.
Счастливо и в достатке жила семья охотника. С радостью уходил он в горы на охоту и с радостью возвращался. Но однажды случилась беда. Когда он в очередной раз охотился на горных туров, разразился страшный буран. В горах гулял такой ветер, что с трудом можно было удержаться на ногах. Снег летел во всех направлениях. И сверху вниз, и снизу вверх, и слева направо, и справа налево, и закручиваясь по спирали. В белой мельтешащей пелене не видно было вытянутой руки.
Охотник, перед самым бураном подстреливший матёрого тура-самца, пытался добраться до зверя, свалившегося после выстрела со скалы. Нужно было пройти большой ледник, раскинувшийся на всю ширину ущелья. На леднике и застала его метель. Практически наощупь пробираясь среди льда и упавших сверху камней, охотник думал о своей жене и детях, ждущих его дома с мясом. Это был первый тур, убитый им за неделю трудной охоты. Не желал он бросать уже добытого зверя в горах. В снежной круговерти не заметил охотник глубокой и широкой трещины, расколовшей ледник до самого дна.
Напрасно дети и жена ждали своего кормильца. Когда стало ясно, что охотник никогда больше не вернётся, молодая вдова одела глубокий траур. Но детей нужно кормить. Кормить каждый день. Первое время спасали запасы, отложенные на чёрный день. Чёрный день наступил, когда нечего стало есть. Постепенно вдова продала или обменяла на продукты всё, что можно было продать.
Единственной ценностью, оставшейся в доме, была мохнатая чёрная бурка охотника и его оружие. Эти вещи вдова не хотела продавать ни за какие деньги. Пришлось просить у соседей продукты в долг. Но недаром в народе говорят: «Начнёшь просить в долг, придёт время, когда будешь просить милостыню». Вдова задолжала так, что никто в селении больше не хотел с ней даже разговаривать.
В один из хмурых, ненастных дней вдова охотника от дома к дому обошла всё селение. К каждому жителю она обращалась с просьбой дать в долг хотя бы немного еды для маленьких её детей. Но жители селения были глухи к её просьбам. Они были не только богатыми, но и жадными. Никто ничего не дал. С пустыми руками вернулась мать к плачущим от голода детям. Только самая маленькая девочка не плакала. Она уже не могла.
Чтобы хоть немного успокоить детей, мать пообещала сварить мамалыгу. Она развела в очаге огонь, над огнём повесила котёл. Налила в него воды и попросила детей потерпеть, пока вода закипит. Прутиком она нарисовала в пепле небольшой круг. Сказав детям, что это лепёшка, которая скоро испечётся, вдова вышла из дома.
Шелестел листьями деревьев мелкий дождичек, шумел, перебирая камешки ручей, протекавший рядом с домом. Зная, что в доме нет и горсти кукурузной муки, плачущая женщина набрала у ручья мелких камешков. Перемешав их с чистым песком, понесла в дом. Делая вид, что это кукурузная мука, тонкой струйкой высыпала песок с камнями в котелок. Помешивая деревянной лопаткой варево из камней и песка, попросила детей потерпеть ещё чуть-чуть.
Дети терпели. Терпели долго. А что им оставалось делать? Наконец, сморённые голодом и усталостью, дети заснули. Не спала только вдова. Она плакала над котлом с камнями. Слёзы падали на нарисованную в золе лепёшку. Вдова охотника достала из-под подушки тёплые шерстяные носки. Она связала их в дни достатка. Берегла до последнего, как память о своём погибшем муже. Намереваясь утром выменять на них горсть кукурузной муки, вдова прикорнула.
Вдруг скрипнула дверь. На пороге дома стоял гость. С грязной, промокшей насквозь одежды стекала вода. В сапогах тоже хлюпала вода. Он поклонился очагу и тихим, чуть хриплым голосом сказал: «Я прошёл всё селение, лежащее в долине, стучал в каждые ворота. Никто не открыл мне калитки, никто даже не вышел из дома. Не могу ли я у Вас переждать ночь и непогоду»?
«Гость от Бога!» - говорят в народе. Вдова ласково пригласила его к огню. Предложила старую, но чистую и сухую одежду мужа, отдала тёплые носки, которые предполагала обменять на муку. Пока гость переодевался, вышла из дома. Низкие тучи затянули небо, по-прежнему шёл дождь. Сквозь пелену дождя виднелись огни селения, в котором жили богатые, но бессердечные люди.
Когда женщина вернулась в дом, гость грелся у огня, протянув к очагу руки. Он явно был голоден, но женщине нечего было ему предложить. А сказать, что в доме совсем нет еды, она постеснялась. «Подожди немного, промолвила она тихо, обращаясь к путнику, - может, Бог что-нибудь даст». Гость улыбнулся и сказал, что надо бы помешать в котле, мамалыга скоро сварится.
Ничего не ответила ему вдова. Она молча сняла крышку с котла и начала перемешивать камни. И вдруг случилось чудо! Камни рассыпались и превратились в муку! На том месте, где в золе была нарисована лепёшка, дымилась горка лепёшек настоящих! Гость улыбался.
Мамалыга получилась крутой и вкусной. Вдова поднесла гостю угощение первому, разбудила и накормила детей, поела сама. Уложив детей снова спать, постелила гостю, накрыла его косматой буркой мужа. Сама прикорнула рядом с детьми, согревая их своим телом. Хорошие сны снились женщине. Будто после долгого отсутствия, вернулся её муж, долго плутавший в горах. Теперь её дети не будут голодать!
Утром, когда она проснулась, в доме никого не было. На стене висела косматая бурка мужа, под ней лежала аккуратно сложенная одежда и шерстяные носки. Они были совершенно новыми, как будто никто никогда не одевал их. Мирно посапывали во сне дети, на краю очага лежали две вчерашние лепёшки, в котле оставалось немного мамалыги. Незнакомец исчез.
Разбудив и накормив детей, вдова сняла с крюка надочажной цепи котёл. Намереваясь хорошенько вымыть его в ручье, она вышла из дома. Остановившись на пороге, женщина ахнула: Вся долина, насколько хватал глаз, была затоплена водой. Вместе с людьми, их домами, садами, огородами и прочим достоянием. Только к её домику вела узенькая тропиночка. Вдова охотника ужаснулась. Она поняла, что Бог покарал соседей за их жадность, негостеприимство и другие пороки.
Быстро вернулась в дом, собрала всё ценное, что могла унести, велела детям держаться за руки и, гуськом, по одному, семья прошла по сухой тропинке к берегу. Тропинка мгновенно исчезла под водой. Сложив принесённый скарб на берегу, женщина стала думать, что же делать дальше? Самое ценное имущество, что ей удалось унести, лежало перед ней. Надочажная цепь, котёл, оружие и бурка мужа. Были здесь и тёплые шерстяные носки. Но разве убережёт от холода одна пара носков целую ораву детей? Еды не было никакой.
Но жить надо было как-то дальше. К вечеру вдова сложила из камней очаг, развела в нём огонь, укрепила над огнём котёл. Она не надеялась на чудо, но всё же набрала чистого песочку и камешков, всыпала их в котёл и стала помешивать. Чудо произошло! Камни превратились в муку, в котле опять была мамалыга! Накормив детей, мать устроила небольшой шалаш из бурки мужа, уложила детей спать. Сама прикорнула у очага, на голой земле.
Надолго поселились мать с детьми на берегу озера. Дети росли, взрослели, по мере сил помогали матери. Главным их достоянием был волшебный котёл, в котором каждый вечер варилась мамалыга из песка и камней. Подросшие мальчики научились ловить в озере рыбу, девочки собирали в лесу ягоды и дикие фрукты. Общими усилиями сплели из тонких и гибких ветвей рододендрона небольшую хижину, обмазали её глиной. Жили небогато, но счастливо.
Братья мечтали стать охотниками. Как их отец. Каждый день они пытались натянуть тетиву отцовского лука. Не получалось. Когда старшему из них удалось всё же это сделать, он взял лук, колчан со стрелами, отцовский нож апсуа хузба. Рано утром, ещё до рассвета, отправился на берег озера. Ему удалось подстрелить утку и дикого голубя, прилетевшего на водопой. Гордый охотник принёс добычу домой, положил у ног матери.
Вдова прослезилась. Это было первое мясо, появившееся в доме за много лет. Но как его приготовить? В котле варились камни с песком. Мать попросила дочерей ощипать и выпотрошить птиц, добытых старшим братом, а сама продолжала помешивать в котле камни и песок, ожидая, когда они превратятся в мамалыгу. На этот раз чуда долго не происходило.
Вдруг, от долгого трения о камни песка дно котла отвалилось. Его содержимое вылилось в очаг, почти загасив огонь. Только тоненькая струйка дыма поднималась в том месте, где была нарисована в золе лепёшка. Её изображение тоже смыла вода из котла. Женщина с трудом раздула огонь, сняла с цепи дырявый котёл, присела на камень и пригорюнилась. Она поняла, что волшебная мамалыга кончилась.
Дети успокоили её, сказав, что они уже большие и сами могут добывать пищу. Братья нарезали тонких прутиков, нанизали на них мясо. Сёстры приготовили вкусный шашлык, сдобрив его соусом из дикой алычи. Ужин получился не только вкусным, но и сытным. Вдова перестала беспокоиться о будущем своих детей.
Прошло время, дети выросли. Уже все три брата ходили на охоту. Мать старела. Когда сыновья принесли в дом первого своего тура, она отошла в мир иной. Дети с честью похоронили её, стали жить самостоятельно. На берегу озера они построили небольшой, но крепкий дом. Часть охотничьей добычи братья раздавали бедным людям из соседних селений, часть продавали людям богатым.
Появился достаток. Первым делом они купили красивую одежду сёстрам, приоделись сами. Приобрели новое оружие, доспехи и охотничьи припасы. Купили несколько коз и трёх боевых коней. Простую, прочную мебель смастерили сами, посадили небольшой сад. Между деревьями сёстры развели огородик, где выращивали зелень и овощи. Жизнь налаживалась.
Братья постоянно пропадали на охоте, младшая Рица занималась домашним хозяйством, готовила еду. Старшая сестра пасла коз, доила их. Из молока делала вкусный сыр. Большая Рица превратилась в рослую, красивую девушку. Братья уже подыскивали ей жениха. А она пасла коз и целыми днями пела. Пела обо всём что видит. Пела о том, как радостно жить в этом прекрасном мире, полном света и любви.
Её звонкий, красивый девичий голос разносился далеко в горах. И однажды этот голос услышали лесные разбойники. Это были два брата. Одного звали Гега, другого - Юпшара. Подкравшись поближе, они увидели красавицу. Снега на вершинах гор казались чёрными по сравнению с белизной её лица. Не могли соперничать с цветом её губ пунцовые горные тюльпаны и цветки дикого граната. Как бескрайнее море под солнцем, блестели зелёно-голубые её глаза. Волнистые каштановые волосы струились по плечам, прикрывали тонкий гибкий стан. Руками белыми как сердцевина миндаля, держала она пастушеский посох и пела.
Пела чарующим голосом, журчащим как горный ручей. Песня её летела легко и свободно. Простой напев, слетавший с её губ, напоминал весенние песни соловья, иволги и певчего дрозда, вместе взятых. Юпшара мгновенно влюбился. Он решил похитить девушку. Брат согласился ему помочь. Разбойники решили, что это легко будет сделать, потому что братьев Рицы не было дома. А малолетняя сестра чем могла ей помочь?
Юпшара, выскочив из кустов, схватил девушку, вскочил на коня и поскакал вниз по долине, к озеру. На берегу он вместе с Рицей, прыгнул в лодку и стал лихорадочно грести к противоположному берегу. Гега, заметая следы, подхватил повод коня брата и помчался прочь, в соседнюю долину, отвлекая на себя возможную погоню. Рица закричала.
Голос её услышала младшая сестра. Она выскочила из дома, но что может сделать маленькая девочка с двумя взрослыми мужчинами? Маленькая Рица отвязала охотничьего сокола одного из братьев, сидевшего на насесте рядом с домом. Бросив птицу в небо, она надеялась, что сокол найдёт и приведёт её старших братьев.
Агепста, Ацетук и Пшегишха третий день охотились в дальних горах. Увидев сокола, кружившего над ними, они удивились и обеспокоились. Поняв, что случилось что-то нехорошее, бросили добычу, вскочили на коней и помчались к дому. Но в горах сильно не расскачешься. На середине озера был Юпшара, когда увидели похитителя братья Рицы.
Шесть стрел выпустили из своих луков охотники. Все они не долетели до цели. В ярости, изо всех сил метнул в разбойника свой щит старший брат. Пшегишха промахнулся. Со свистом пролетев над головой пригнувшегося в страхе Юпшары, щит острым ребром своим вонзился в противоположный берег озера. В образовавшуюся щель хлынула вода. Лодку потянуло течением во вновь образовавшуюся реку.
Рица, окрылённая подоспевшей помощью, рванулась из последних сил. Юпшара не смог удержать её. Но лодка покачнулась, девушка упала в озеро. Она не умела плавать. И руки её были крепко связаны сыромятными ремнями. Рица утонула. Широко раскрытыми глазами она долго смотрела на удаляющееся от неё голубое небо, на блестящую поверхность воды. Вода в озере с тех пор стала синей как небо и зеленоватой, как глаза Рицы.
Юпшара приналёг на вёсла, он ещё надеялся спастись. Но это ему не удалось. У самого берега лодку завертел водоворот, она разбилась о камни. Разбойник оказался в воде. Бурный поток подхватил его и понёс в море. Он надеялся на помощь брата, но тот сам, поскользнувшись на камнях, свалился в бурную речку, протекавшую в соседнем ущелье. Братья-разбойники встретились, как встречаются две реки.
Братья Рицы Агепста, Ацетух и Пшегиршха, поражённые смертью сестры, произошедшей у них на глазах, от страшного горя окаменели. Стоят они и поныне над озером, оберегая покой своей сестры Большой Рицы. А что же Рица Маленькая? Увидев то, что произошло с её братьями и сестрой, девочка ушла в горы. Горе её было безмерно.
Устав, она присела на небольшой камень в красивой маленькой долине. Но не видела она красот, окружавших её. Слёзы застилали глаза девочки. Она плакала и не могла остановиться. Из её слёз образовалось целое озеро. Маленькая Рица так долго плакала, что вся превратилась в воду и слилась с озером.

Возможно, это только легенда, народное сказание. Но говорит легенда о многом. О том, что хорошо, а что плохо. О том, что можно делать, а чего нельзя. О том, что от поступков человека зависит, как к нему будут относиться люди и высшие силы. О том, что любовь бессмертна.
Как бы то ни было, но голубеет водой обширное высокогорное озеро Большая Рица. Самые высокие и величественные вершины, возвышающиеся над озером, зовутся Агепста, Ацетух и Пшегишха. В озеро Рица впадает шесть рек, а вытекает всего одна – Юпшара, которая вскоре впадает в другую реку, которая носит имя Гега. Ещё дальше, в неприступных горах, затеряно маленькое красивое озеро по имени Малая Рица. Крепко чтит народ абхазский закон гостеприимства, жадность у абхазов не в чести.
Владимир Воронин 13
 
Сообщения: 100
Зарегистрирован: Май 28th, 2015, 12:09 am
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Вернуться в Проба Пера

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Татьяна Ка. и гости: 3