Единственная, кто тебя любит

Третий традиционный  конкурс  на звание лучшего Автора года.
Тема от Олега Дивова: "Ложь во спасение".
Работы принимаются с 23.01.2006 по 13.02.2006, до 00:00 по Мск включительно.
Участие в конкурсе ограничено. Подробности в Правилах.

Единственная, кто тебя любит

Сообщение Автор Февраль 7th, 2006, 11:45 am


… Ее дыхание пахло росой с лепестков белых лилий и студеным утренним туманом.

Анри, девятый граф де Лисс, умирал, и это было для него полной неожиданностью. Что с того, что он видел уже почти семьдесят весен? Де Лиссы жили долго, благословлял их Господь от щедрот своих. Еще крепки у Его Светлости руки, бьющие без промаха на охоте дичь, ясен ум; прошлым летом обвенчался он с Марией де ла Кур осьмнадцати годов от роду, и не было с тех пор ни единой ночи его слабости.
Мария…
Граф недовольно пожевал старческими бескровными губами и дернул витой шнур.
- Графиня где? – сварливо осведомился он у появившейся сиделки.
- Ее светлость в церкви, молится о Вашем выздоровлении, - сострадательно глядя на него, ответила женщина.
Нетерпеливым жестом граф отпустил ее. Невозможно, совершенно невозможно видеть чужие глаза, которые тебя жалеют. Жаль, что глаза Марии так на него не смотрят. Откинувшись на подушку, он прикрыл глаза и словно наяву увидел безупречный профиль графини, склонившейся перед иконой.
В последнее время она была странно бледна, избегала его, словно боясь, что неведомая болезнь перекинется и на него, зато неустанно молилась. На свои черные волосы, уложенные тяжелым узлом на затылке, она уже накинула легкое покрывало цвета траура. Во время редких визитов опускала глаза, и граф отчаянно любовался пушистыми ресницами, которые рисовали кружевные тени на измученном страданием лице.
«Скажи, - беззвучно молил он ее каждый раз. – Скажи мне то, что исцелит меня, что заставит заструиться быстрее вялую кровь».
Он надеялся, что Мария сможет подобрать нужные слова.
Она в ответ тихо шептала, что желает милорду скорейшего выздоровления, молитвами ея и милосердием Господним. Ресницы трепетали, словно крылья ночной бабочки, но ни разу так и не открыли таившейся под ними жалости к умирающему мужу, которая бальзамом пролилась бы в его вены. С неожиданным смирением де Лисс мечтал хотя бы о сочувствии от юной жены, а получал молитвы.
Сплюнув кровью в шелковый платок, Анри небрежно кинул его в таз около кровати. Еще один сгусток жизни покинул его, а ведь столько дел незавершенных! Вскоре состоится королевская охота, и, разумеется, де Лиссу доставили приглашение. Отказать невозможно, монарх юн и вспыльчив. Жерара, младшего сына де Лисса, казнил за измену, хотя и знала каждая мышь в Версале, что неосторожный юноша воспылал страстью к хромоногой королевской фаворитке, хрупкой и по-детски трогательной. А старший, Этьен, дослужился до маршала. Говорят, король его ценил. Когда в одном из боев Этьену оторвало ядром голову, монарх прислал свои соболезнования, земли пожаловал.
Маршалов у короля много, а вот в роду де Лиссов наследники кончились.
О, если бы бессонные ночи с юной графиней не прошли зря…
Если бы Мария вошла и сказала: «Милорд, муж мой, я поне…»
Острая боль мгновенно вытеснила все мысли, раскаленной стрелой вонзилась в разум. Вмиг забылись все сожаления и пленительный профиль графини. Боль терзала его, отгрызая остатки жизни, и в какой-то миг Анри понял шестым чувством: это все. Пришла пора молиться.
Местный кюре отпустил ему грехи еще седьмицу тому назад, но сейчас, на пороге неведомого, граф страстно захотел сам переговорить с Богом.
«Господи! – воззвал он в душе своей. – Господи….»
И понял, что не знает, что сказать и о чем просить.
Жизни? Чтобы снова были ночи с Марией, чтобы снова любоваться ее тихой и безупречной красотой?
Наследника? Чтобы уже зрела в чреве графини новая жизнь, чтобы в положенный срок родился мальчик с упругими кудрями де Лиссов?
Или… прощения?
«Господи», - неуверенно повторил он сквозь непереносимую боль, и тут дверь распахнулась.
Мария, графиня де Лисс, вбежала в комнату, и не было ни скорби в ее лице, ни кружевных теней от опущенных ресниц.
- Милорд, я понесла, - ликующе закричала она. – О, муж мой, вставайте же, отпразднуем это! Анри! Вы скоро станете отцом!
- Отцом? – недоверчиво переспросил старик.
Мария закружилась по комнате, бережно прижимая руки к совершенно плоскому животу, и голос ее звенел под каменными сводами.
- Анри, это будет чудесный малыш, с вашим профилем и моими глазами, кудрявый, как все де Лиссы! Наследник, милорд!
- А если девочка? – заинтересованно спросил граф.
Ее светлость уселась к нему на кровать, вскинула сияющие счастьем и нежностью глаза, и порывисто сказала:
- Мальчик, я знаю. О, Анри, как же я вас люблю, муж мой!
И в тот миг старик понял: он выживет. Как он может умереть, если у него скоро родится кудрявый сын, а Мария его любит? Вот и старая кровь уже заструилась в его жилах, словно весенний ручей, вытесняя смерть.
Он вскинул на Марию помолодевшие глаза, с которых уже стекла болезнь и боль, и графиня припала к нему, обнимая его и лаская.
Она целовала морщины на его лице с такой беспредельной нежностью, что сердце графа на миг изумленно замерло от осознания, что это самый чудесный миг в его жизни.
А потом он впился в ее уста, сминая нежный шелк лилий, впитывая в себя любовь Марии, стекающую как мед с ее губ. И на миг подумал, о том, как сладко она пахнет.
Утренними туманами.
И росой с привкусом лилий.


* * *

Во всем благословил Господь Ольгу. И дом у нее полной чашей, и муж глаз не сводит, а ведь уже женаты давно, сынишке шестой год.
Но этот день не заладился с утра. Поскандалили с мужем из-за пустяков, и он ушел на работу, хлопнув дверью. Сережка капризничал, и ни в какую не хотел завтракать. Любимая голубая чашка выскользнула из рук и брызнула на полу осколками.
- Мама, я хочу мультики! – ныл Сережа.
- Сначала завтрак, - сцепив зубы, ответила Ольга. Завтрак длился уже минут сорок, манной каши в тарелке за это время не убавилось, и она уже устала уговаривать сынишку.
- Ну почему вы не даете мне то, что я люблю! – горестно воскликнул малыш. – Ни пельменей, ни колбаски!
Голубые глазки ребенка были полны укора.
- Сережа, потому что это еда для взрослых, а ты заболеешь, если будешь питаться только пельменями, - кое-как выговорила Ольга, чувствуя, как в голове у нее зреет маленький шарик боли.
Ссора с мужем.
Около часа уговоров.
Да еще и плюс к этому у Сережи есть один недостаток – рот у него ни на миг не закрывается. Тоненьким звонким голоском он непрестанно балаболит – поет песенки, сам себе что-то рассказывает. Тяжело это для нервов.
- Я не буду есть эту кашу! – гневно крикнул малыш и бросил в кашу ложку. Брызги полетели во все стороны, несколько капель повисли на темных волосах матери.
Вдох-выдох.
Сходить, умыться.
Шарик боли разбух в раза в два.
Вернувшись, Ольга села напротив сына, взяла ложку, и зачерпнула из его тарелки.
-Ну, раз ты не будешь, то, пожалуй, эту чудесную кашку я съем сама. Это ведь не просто каша, это суперкаша! Ее Бэтмен ест на завтрак, и знаешь какой он сильный? Вот берет за хобот слона и крутит его над головой! А все из-за каши!
Ребенок тревожно нахмурил лобик и отодвинул в сторону тарелку:
- Сам съем.
Наконец-то накормив ребенка, Ольга посадила его перед телевизором, поставила диск с мультиками. Няня сегодня не придет, и как-то надо справляться самой. А ей надо срочно дописывать книгу, издатель торопит. Осталось совсем немного, одна-две алки, и книга будет готова, но разве Сережа даст поработать! И с мужем Ольга поругалась сегодня из-за его матери – попросила свекровку забрать на день Сережу, а она ответила: «А ты чем таким занята, милая? Целыми днями дома бока отлеживаешь, домработница убирает, прачка стирает. Посиди денек сама с родным ребенком, мамаша».
Как на гонорары шубки свекровке покупать – тут Ольга умница. А вот понять и признать, что у литератора такой же рабочий день, как и у тех, кто работает в офисе, хоть он и дома пишет – на это домашние не в состоянии. Они искренне считают, что писать книги – не дрова возить – чего там, сиди да шевели пальчиками. А, ладно, чего теперь брюзжать.
Сережа прокрался в кабинет следом за матерью. Не успела она коснуться кнопок на системнике, а он уже стоял посреди комнаты и как обычно с радостным видом что-то балаболил.
- Сережа, мама работать будет, пожалуйста, посиди тихонько на кресле, - рассеянно сказала Ольга, обдумывая концовку книги.
Сынишка забрался на кожаное кресло, свесил ножонки в синих пушистых тапочках и снова принялся балаболить.
- Сережа, потише, пожалуйста.
-Улю-лю-лю! – вскочив, он погнался за кошкой, неосторожно спрыгнувшей с полки. Животное, прижав уши, рвануло за диван.
На экране на миг вспыхнула заставка, компьютер загрузился, и Ольга нахмурилась. Вместо привычных маков на экране монитора красовался айсберг.
- Что такое? – пробормотала она.
- А это я тебе картинку такую сделал! – счастливо сообщил Сережа, ухватив кошку за хвост.
- А что ты делал в моем компьютере?!
- Так а мой что-то не работает, я и пришел поиграть на твоем в гонки.
- Сережа, на моем компьютере гонок нет. И я тебе строго-настрого запретила подходить к нему!
Мазнув по матери невинным взглядом, ребенок, кряхтя, вытащил упирающуюся кошку.
- Отпусти кошку! Сколько раз тебе говорили – не гоняй ее!
Сережа со страдальческим видом выпустил полосатый хвост и закрыл уши ладошками, пережидая грозный материнский крик.
Вдох – выдох.
Как же болит голова…
Повернувшись к монитору, Ольга привычно нажала на ярлык вордовского документа на рабочем столе, который вел к новой книге. На миг компьютер задумался, а потом выдал: документ не найден.
Ольга недоуменно нахмурилась. Как не найден? Открыла Мои Документы, где хранила сам файл, внимательно просмотрела – книги не было. Запустила поиск по названию – файла не было.
Что-то ее насторожило в папке с документами. Еще раз внимательно ее просмотрев, она убедилась: более половины файлов пропало.
- Сережа, - срывающимся голосом спросила она. – Ты ничего тут не трогал вчера?
- Как не трогал? – рассудительно ответил он. – Трогал, конечно. Я там прибрался у тебя, мам.
Ольга долго смотрела на него в полном молчании, и от взгляда ее Сережа смутился.
- Мам, а что случилось? – растерянно спросил он.
- Уйди, - мертво сказала она. – Уйди, сын, иначе я за себя не ручаюсь.
Книга, готовая на девяносто процентов. Книга, которую она писала восемь месяцев, и которую издатель уже ждет и готовит пиар-компанию. А гаденыш стер ее одним движением кнопки.
Сережа, который сроду не реагировал ни на какие крики, метнулся от тихого голоса матери за дверь испуганным зайчонком, а Ольга, схватив диски с программами, принялась пытаться восстановить файл.
А ребенок, закусив на кухне пирожным, сообразил, что в ближайшее время никто у него над душой стоять не будет. И потому он решил осуществить свою давнюю мечту. Забравшись на табуретку, Сережа снял с крючка большую деревянную доску, на которой резали хлеб, и выскользнул на улицу. Участок, на котором стоял дом, на севере граничил с озером, и Сережа давно хотел поплавать на плоту.
Мягкие тапочки впечатались в прибрежный ил, и мальчик мимолетно подумал, что мать опять на него наорет, когда он вернется.
Зажав досочку под мышкой, малыш храбро шагнул в озерную воду, как обычно что-то балаболя себе под нос. Холод воды его смутил лишь ненадолго – мечта согревала. Это был его единственный шанс покататься на плоту, потом мать и нянька ни за что не разрешат! Счастливый и довольный, он шагал все дальше и дальше в озеро, распевая песенки, шлепал плашмя доской по воде и весело смеялся.
Дно как-то неожиданно кончилось. Вот только что было, и вдруг малыш провалился. Уйдя с головой под воду, он забил ручками-ножками, вынырнул на поверхность, истошно закричал, чувствуя недоброе. Вода снова утянула его, но Сережа снова ее победил, снова выбрался на поверхность, и, захлебываясь, он кричал только одно слово:
- Мама!!!!
И мама пришла. Распахнув голубые наивные глазенки, парень смотрел, как мамочка, родная мамочка, идет к нему прямо по поверхности озера.
Дойдя до него, она наконец погрузилась в воду, взяла ребенка на руки и, баюкая, ласково сказала:
- Ну вот, малыш, а ты боялся.
- Мамочка, я же чуть не утонул! – закричал Сережа.
- Солнышко ты мое любимое, ну разве я бы тебя бросила?
Он потеснее прижался к материнскому боку, и храбро признался:
- А еще я тапочки испортил.
- Новые купим, - беспечно сказала мать и поцеловала дитя в лоб.
И Сережа почувствовал, как чудесно пахнет ее дыхание.
Утренними туманами …

* * *

Девушка шла по длинному коридору. Он причудливо извивался, менял направления, и кое-кто поговаривал, что он бесконечен. Что же касается девушки, то она это знала наверняка. В стенных нишах мелькали огоньки, слышались голоса, виднелись лица людей. Одеяние девушки из бледно-розового шелка развевалось от быстрых шагов, длинные ленты языками пламени залетали в ниши и ласково касались лиц.
- Франсуа, я измучена гнетом вины. Муж мой, конечно же, отвратителен, но быть причиной его смерти…
Лента скользнула по лицу молодой девушки с безупречным профилем, которая еще не знала, что теперь-то она по праву носит траурные одежды.
Парень около нее, гораздо моложе и привлекательнее умершего старика утешал Марию, обещал, что они поженятся и будут любить друг друга до гроба.
Девушка в розовых одеждах на миг остановилась, внимательно взглянула в глаза парню и сожалеюще покачала головой. Да, он женится на Марии, которой три недели назад передал пузырек с ядом. Клятвы его перед алтарем будут искренни, но уже в первый же год он увлечется прехорошенькой Вивиан, женой барона из соседнего поместья.
В соседней нише на миг мелькнуло озабоченное и расстроенное лицо Ольги: unerase – программы не смогли восстановить затертый файл книги. Вскоре она не выдержит и зарыдает, истерикой пытаясь вытеснить горечь от мысли, что столько времени, столько работы – и все зря.
Бледно-розовая лента скользнула по лицу матери, и она, сама не понимая отчего, замерла от ощущения чего-то ужасного, перед которым история с потерной книгой была сущей чепухой.
А девушка остановилась перед дверью, лицо ее принялось меняться, выплавляться в другое, чужое. Розовые шелковые одежды сменило домотканое платье.
За дверью раздался натужный кашель, и девушка наконец вошла в комнату.
-Дедушка! – бросилась она к постели. – Дедушка, милый, я так по тебе скучала…
- Элис? – недоверчиво спросил высохший старик.
Постель, на которой он лежал, не менялась уже много недель, и в комнате стоял смрад от больного и нечистого стариковского тела.
- Дедуля, милый, я тебе лекарство принесла! – лучась улыбкой, Элис присела на край постели, не смущаясь грязи. – Мама тряханула своего муженька, дал он денег на лекаря, так что поставим тебя на ноги. Вот, прими!
Старик, не двигаясь, лежал и смотрел на девушку. И взгляд этот был далек от радости встречи с внучкой. Далек от благодарности за выздоровление.
- Проклятая, - насмешливо сказал он. – Кого ты хочешь обмануть? Я старый солдат, и слишком часто видела, как мечешься ты по полю боя, собирая свою жатву. Неужто ты думаешь, что я не узнаю запах твоего дыхания – запах утренних туманов и росы с лепестков лилий? К чему этот спектакль? Я готов к смерти. Забирай, не юродствуй.
Девушка, вздрогнув, посмотрела в его глаза, и лицо ее снова на миг расплавилось, снова розовые шелка облекли ее фигуру.
И, взглянув своими истинными глазами в лицо старого солдата, она печально и нежно улыбнулась:
- Ян, это важно, чтобы последнее, что ты видишь в этом мире – было лицом того, кто тебя любит.
- Меня никто не любит, - сварливо ответил старик. – Жена ушла к другому, дочь бросила – к чему ей обуза?
- Шшш, - улыбнулась девушка, приложив тонкий пальчик к синюшным стариковским губам.
И он неожиданно для себя поцеловал его, а она не отдернула руку, лишь счастливо засмеялась.
-Ян, зачем тебе это беспомощное стариковское тело? Душа твоя сильна и благородна, и столь прекрасна, что я замираю в восхищении, глядя на тебя.
И старик, взглянув в ее глаза – прозрачные, как вода в горной реке, наконец несмело улыбнулся:
- Освободи меня, Прок… Благословенная. Освободи.
Она прильнула к нему, обняла, словно самое драгоценное на свете, и закрутило старого солдата в темном водовороте, завертело как щепочку, и где-то рядом он слышал взволнованный шепот:
- Ян, смотри мне в глаза, смотри в глаза той, кто тебя истинно любит.
Любит…
Автор
 

Сообщение Doctor Lloyd Февраль 7th, 2006, 2:31 pm

Какой класс!!!
"Жизнь мудрее всех нас, живущих и мудрствующих" (с)
Аватара пользователя
Doctor Lloyd
Модератор
 
Сообщения: 1281
Зарегистрирован: Август 7th, 2005, 9:04 am
Откуда: Москва
Число изданных книг/Жанр/Издательство: Малая проза

Сообщение Venetzia! Февраль 7th, 2006, 4:19 pm

Мда.
С учетом того, что подкинутый сын подруги вчера стер мне больше половины новой книги, то эмоции Ольги особенно понимаю. Впрочем, практически каждый литератор был в такой ситуации.
Аватара пользователя
Venetzia!
All the psychos in the world can't bring me down!
 
Сообщения: 3254
Зарегистрирован: Апрель 11th, 2004, 12:57 am
Число изданных книг/Жанр/Издательство: 5 книг
Мистика
Эксмо/Рипол Классик

Сообщение Амрит Февраль 8th, 2006, 12:22 am

Прелестно. Но тяжело. Сцена с малышом вызвала отвращение и чувство вины. Слегка запуталась в сюжете. Очень красивый язык.
Изображение
Аватара пользователя
Амрит
Автор 06/07, Серебряная сказка, 6 книг
 
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Ноябрь 24th, 2004, 3:44 pm
Откуда: г. Калининград
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Bлад Силин Февраль 8th, 2006, 4:32 pm

Идея рассказа очень глубока. Если принять, что со смертью человека всё закончится, абсолютно неважно, что он увидит в последний момент. Чумной барак, ледяное крошево на реке, белый потолок... Но если же путь наш продлится и после смерти, миг умирания определит очень многое. И пусть последним, что мы увидим, будет лицо любящего человека.
Композиция рассказа очень интересна. Перед нами разворачиваются истории, объединённые одной героиней – Смертью. Я не совсем понял: Мария из первой истории и третьей – одна и та же? Это стоило бы прописать почётче. Я понял так, что это три разных истории. В каждой смерть лгала умирающему, чтобы он перешёл порог спокойным и умиротворённым.
У каждой истории свой яркий микросюжет, и все они последовательно доказывают идею рассказа. С этим рассказом вас можно лишь поздравить.
Bлад Силин
 

Сообщение Мавка Февраль 8th, 2006, 5:24 pm

Единственный из прочитанных мной на этом конкурсе рассказов, который понравился мне целиком, сразу и безоговорочно.
Несовершенство - залог выживания.

Цветан Тодоров
Аватара пользователя
Мавка
 
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Ноябрь 7th, 2004, 11:38 pm
Откуда: ISRAEL

Сообщение Автор Февраль 9th, 2006, 9:30 pm

Я не совсем понял: Мария из первой истории и третьей – одна и та же? Это стоило бы прописать почётче. Я понял так, что это три разных истории. В каждой смерть лгала умирающему, чтобы он перешёл порог спокойным и умиротворённым.


в третьем, решающем эпизоде, я упоминаю героинь предыдущих историй. Мария - это жена графа из первой истории. я ее описал (безупречный профиль, траурные одежды), и счел это достаточным. Следовало написать прямо : ""графиня де Лисс". Мной не учтено, что между первым и третьим эпизодом есть еще одна история, и она перебивает память читателя. На будущее это учту.

Благодарю за добрые отзывы :)
Автор
 

Сообщение Сергей Соболев Февраль 9th, 2006, 10:35 pm

Комментарий от Сергея Соболева

Etre assis sur des lys
Так, Автор. Вы меня озадачили. Я сейчас стану разгадывать сакральный смысл вашего трехчастного творения. А также выуживать из текста символы и вскрывать шифры, заложенные вами здесь в изобилии.
Знаете ли вы сами об этом? О том, что символов и загадок у вас не меньше, чем в любой отдельной взятой главе "Кода да Винчи"? :wink: Или же н е к т о, когда вы писали 1-ю и 3-ю части, водил вашей рукой, либо нажимал за вас нужные клавиши?
В качестве эпиграфа приведена дивная фраза.
...ее дыхание пахло росой с лепестков белых лилий и студеным утренним туманом
Вы ведь не случайно определили эту обрывочную мысль в самое начало, верно? Она несет глубокую смысловую нагрузку; она у вас поистине стержневая. А потому не только обыгрывается внешними средствами, но и несет в себе код и разгадку вашего текста (смею надеяться).
Если вы применили этот прием осознанно, с твердым расчетом, то - браво! Это означает, что вы не только большой эрудит(ка), но и обладаете "верхним" писательским чутьем, умением о с о з н а н н о вкладывать в слова и фразы глубокий, потаенный смысл.
Если у вас получилось это неосознанно, в минуты вдохновения, захватившие вас, если т а к и е строки сами льются на бумагу, то это свидетельствует - пока что - о вашей незаурядности и одаренности. Я бы сказал, о своеобычном даре, который еще только предстоит развить.
Теперь приступим непосредственно к символам и шифрам.
Лилия. Нет, не так. ЛИЛИЯ! Вот один из ключей, который поможет нам вскрыть потайной смысл того, что мы только что прочли.
Возможно, мои слова для Автора не будут открытием или откровением, но все же в этом месте остановлюсь поподробнее. Лилия -это символ чистоты и безупречности. Таково его значение как в сакральном смысле, в обиходе символов и знаков мировых религий, так и в более современном нам понимании.
"...ее дыхание пахло росой с лепестков белых лилий..."
Лилия и смерть - ничего более полярного и несопоставимого нет. Белая лилия символ не смерти, не угасания или небытия, но чистоты и непорочности. Белыми лилиями украшают безупречно белый наряд идущей под венец невесты, как символ девственности и чистоты. Лепестками белых лилий во многих странах устилают брачное ложе. Девочек, идущих в первому Причастию в католических странах, тоже украшают лилиями. И так далее - примеров можно привести множество.
Белая лилия - это антипод смерти, это нечто совершенно другое.
Так что же получается? Автор привлек ошибочную метафору, как бы невзначай перепутав такие важные смыслы, как Жизнь и Смерть?
Ничего подобного! Здесь - при расшифровке - нас ждет второе открытие, не менее удивительное чем то, о чем говорилось выше.
Белая лилия - согласно христианской традиции - издревле считается цветком... Пресвятой Девы Марии. И у католиков, и у православных на многих картинах религиозного содержания, равно как на иконах, Божья Матерь Мария изображается либо с цветком белой лилии в руке, либо с вплетенными в нимб лилиями...
Как зовут героиню (героинь) первого и третьего этюдов?
МАРИЯ
Кое-что теперь проясняется, верно? Повторюсь, не знаю, также ли я думаю, как автор, написавший этот вне всякого сомнения незаурядный текст. Но для меня, когда я додумался до этих вот - согласен - необычных трактовок, весь рассказ обрел совершенно новый смысл, он заиграл новыми красками, а сами образы вышли за пределы нашего обычного трехмерного мира. Нет богини смерти, нет Танатоса, а есть Единственная: и при рождении, и в тяжелые или светлые минуты жизни,
и при переходе в иной, неведомый нам мир...
Кстати, цифра "три". Чаще всего лепесток лилии изображают как трехчастный: в гербах, и в виде архитектурных деталей, и много где еще. Любопытно, что и рассказ этот построен по трехчастной схеме, где третья часть является одновременно синтезом, завершением создания столь необычными средствами образа Марии и финалом всего произведения.
Даже книга Мориса Дрюона, которая пришла мне поначалу на ум, - при чтении первых двух или трех абзацев, пока не вчитался боле основательно - называется "Etre assis sur des lys", в переводе - "Лилии не прядут"... (Женщинам в монархической Франции нельзя было занимать сколь-нибудь высокую должность... Лилиями укарашались и трон короля, и мантия судьи, и высокие присутсвенные места... Но если вспомнить, ч ь и м символом является белая лилия, то понятно, что небесный трон не идет ни в какое сравнение с любым из земных...)
Хорошо показаны в 1-й и 3-й частях фазы, которые я бы назвал "инстинктом умирания". И далее следует сам п е р е х о д, на грани которого и возникает образ Марии, трактовать каковой, понятно, каждый из нас имеет право по-своему.
Вторая часть - диссонансна, она работает больше не на замысел, а против него. Зачем топить ребенка? За то, что он стер файл с почти написанной книгой? Автор, вы ведь - так у вас написано - отправили на свидание с Марией не саму писательницу, а ее сына. Было бы оправданно по тексту, если бы сама эта писательница кинулась с черновиками вон из дома - в направлении Издательства, чтобы обьясниться и попросить дать ей еще месяц-другой, дабы поправить дело. И там бы, к примеру, увидела - выйдя на проезжую часть, чтоб тормознуть такси или частника - улыбающуюся редактриссу. Которая погладила бы ее по головке и успокоила: "Не переживай, дорогая! Твой ребенок, прежде, чем стереть текст, прицепил его файлом к письму и отправил на наш ящик... Прочла... и вот спешу к тебе... просто "вау!!!"... Ты написала гениальную книгу... Роулинг будет просто дохнуть от зависти!"...
Секундное видение... счастье-то, счастье!.. И тут бац - грузовик сбивает вашу героиню...
Поверьте, Автор, мне очень жалко писательницу, с которой случился такой "трабл". Но лучше уж бросить ее саму под колеса "камаза", чем утопить невинного ребенка.
Мой отзыв грозит превзойти текст по обьему. Возможно, кто-то из коллег захочет продолжить поиск "смыслов" и "шифров". А мне пора и честь знать 8)
Сергей Соболев
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Апрель 3rd, 2005, 2:20 pm

Сообщение Амрит Февраль 10th, 2006, 6:14 am

Cергей Соболев, я восхищаюсь вашими подробными рецензиями, но по поводу лилии хотела напомнить, что все-таки этот цветок не случайно ассоциируется со смертью. Кажется, в средние века водяные лилии были траурным цветком для девушек, скончавшихся в незамужестве, если я не путаю. А вот наша, русская традиция - не дарить лилии на День Рожденья, мол, примета к смерти. Хорошо помню, как моя подруга билась в истерике - у нее со сверовью не складывались отношения, и вдруг свекровь начала делать подарки, да не просто - а белые лилии на День Рожденья,носки (к разводу), ножи и вилки (к ссоре). Как выяснилось,специально выбирала. А если еще вспомнить цветаевское "в пруду она, где лилии... Но я ее любил?"
Совершенно согласна по поводу смерти ребенка, это жестоко, Автор, мне запомнился из всего рассказа только этот эпизод, он заставляет меня сильно нервничать. Очень сильно. Но это мнение не литератора.
Изображение
Аватара пользователя
Амрит
Автор 06/07, Серебряная сказка, 6 книг
 
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Ноябрь 24th, 2004, 3:44 pm
Откуда: г. Калининград
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Сергей Соболев Февраль 10th, 2006, 9:59 am

Амрит, отчасти вы правы. В том смысле, что если есть норма, то найдутся и отклонения от нормы. Норма - касательно трактовки символа белой лилии - такова, как я ее описал. Именно такая расшифровка данного символа дается тысячелетиями, начиная с культа Матери-прародительницы, она присутсвует - и совпадает - во всех трех главных течениях христианства, ее элементы присутствуют в Исламе и в иудаизме. Но, конечно, в отдельно взятых случаях любой символ может трактоваться "инаковей", по-иному (точно также, как белое иногда называют черным). С Цветаевой вы привели хороший пример. Поэт, если он большой мастер, и если он находит яркий, запоминающийся художественный образ, способен создавать свои трактовки символов или событий, и тогда они, эти новые смыслы, - благодаря читателям и почитателям - живут паралелльно основным, устоявшимся за века.
Сергей Соболев
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Апрель 3rd, 2005, 2:20 pm

Сообщение Автор Февраль 10th, 2006, 10:04 am

Странно мне, что комментарии более походят на размышления, а не разбор полетов :). Сам я уже нашел два неудачных предложения и одну очепятку :) Пока никто не ткнул.
Удивительно :)

Символизм в этом рассказе присуттствует, действительно, но это более интуитивный, чем рассудочный шаг. Я категорически отказался от идеи ОПИСЫВАТЬ лик Смерти. Определять цвет волос, форму глаз, и прочие атрибуты внешности. И потому было решено прописать ее символами, едиными во всех ее ипостасях. И начался мозговой штурм. Выглядело это примерно так.

"Связка: смерть и любовь. Любовь - это красота. Красота - это цветы. Какой цветок подойдет смерти? Роза? Нет. Затасканно. Васильки? Буднично. Орхидеи? экзотично. Лилии? Лилии... Благородство, нежность, роса на атласных белых лепестках. ОНО!!!!" Вот так был определен первый символ моей героини, Смерти :)
Далее была следующая логическая связка: "Смерть и надежда. Надежда на то, что со смертью ничего не кончается. Будущее начинается каждое утро - утро начало будущего. Утро-это туман, неясность. Временная неясность. Туман - это холод, временный некомфорт".
И в результате я написал:

… Ее дыхание пахло росой с лепестков белых лилий и студеным утренним туманом.

Это - определение моей героини. Вот такими символами. И это - ключ для читателя ко всем эпизодам.
И лигшь в последнем эпизоде я набросал ее истинный лик. Это девушка в розовых одеждах. Не старуха с косой, а юная девушка, у которой впереди долгая жизнь, одетая в розовые одежды, цвета рассвета и надежды.

------------------------------
Я предвидел, что второй эпизод с малышом будет воспринят с некомфортом и некоторым недоумением. Как говАривал один писатель, вот эти фразы:
"Он выстрелил в старика"
и
"Он выстрелил в ребенка"
несут совершенно различные смыслы и эмоции. И, если смерть старика никого не удивит и не расстроит по большому счету, смерть ребенка считается ужасным происшествием.
Неправильно ставить вопрос: "Зачем автор утопил ребенка. Почему не мать?"
Потому что смерть не выбирает. Так карта легла.
Я показал в общем-то обычное утро. Задерганную мать, жизнерадостного и непослушного ребенка. После того, как ребенок уничтожил работу матери, она явно готова была его прибить, он боялась, что сейчас она его отлупит так, что он неделю на попу не сядет, и потому его отослала.
Если бы она знала, что череда событий, в числе которых было и ее решение убрать с глаз долой виновного ребенка, приведет к несчастному случаю - разве бы она печалилась о потерянной работе?
Я нарочно не стал делать выводы в эпизоде по поводу того, кто был прав, кто виноват, предоставил это читателю, и эти размышления вызвали у него чувство вины и некомфорта.

Любите своих любимых и близких, люди. Сейчас. А не когда с ними случится непоправимое.

best regards,
Автор
Автор
 

Сообщение Автор Февраль 10th, 2006, 10:13 am

У меня есть вопрос на засыпку, уважаемые судьи и литклубовцы :)
Кто определит жанр, в котором написан рассказ? Я в сомненьях.
Автор
 

Сообщение Акулина Февраль 10th, 2006, 9:50 pm

Автор

«Я нарочно не стал делать выводы в эпизоде по поводу того, кто был прав, кто виноват, предоставил это читателю, и эти размышления вызвали у него чувство вины и некомфорта.»

»Любите своих любимых и близких, люди. Сейчас. А не когда с ними случится непоправимое.»

Я не смогла разделить эту работу на три отдельные истории.
Я понимаю так:
Каждый человек нуждается в любви. Каждый. Старый, молодой, младенец, слабый, сильный….
Когда старик(1) ЗНАЕТ, что нет для него любви, он уходит из жизни. Он слаб. Слабому помогает обрести веру в любовь к нему Мария, принимая облик той, в чьей любви он нуждается…Он умирает счастливым.
Ребенок (2). Хрупкое создание. У него есть свой компьютер, много игрушек…Маме НЕ ДО НЕГО. Он хотел помочь маме (убрался в компьютере) , получилась плохо. Он одинок, он не знает этого мира, он ПОГИБНЕТ без ее любви. Мария приходит к нему в облике самого любимого им человека: «Солнышко ты мое любимое, ну разве я бы тебя бросила?». В ее объятиях он чувствует себя любимым и счастливым.
В третьей части, умирает МУДРЫЙ и СИЛЬНЫЙ. «Освободи меня, Прок… Благословенная. Освободи.».
Мария исполняет его желание, и он счастлив.

Автор
«Кто определит жанр, в котором написан рассказ? Я в сомненьях
Исходя из вышеизложенного, я думаю, что это притча.
Творческих успехов.
Если нет дерева, то не прилетит золотой феникс...
Аватара пользователя
Акулина
 
Сообщения: 180
Зарегистрирован: Декабрь 29th, 2005, 2:18 am
Откуда: Москва

Сообщение Мангуст Февраль 10th, 2006, 10:46 pm

Если глубоко задуматься… То, у вас трагедия.
Если очень глубоко … Тогда, романтическая трагедия.
Аватара пользователя
Мангуст
 
Сообщения: 930
Зарегистрирован: Июль 4th, 2005, 9:42 am

Сообщение авто-мат Февраль 11th, 2006, 1:09 am

Три фрагмента, как три мощных крепости с круговой обороной, не пробиться, потому и мало критики собственно текста - профессионально сделанного, конечно. Есть две точки зрения у меня лично на эти фрагменты.
1. Обыденная. Три отдельных фрагмента автор выставил на конкурс и началась игра под названием "найдите смысл".
2. Мистическая. Подсознательно, в состоянии спонтанной или управляемой медитации, если не в состоянии даже астральной каталепсии, автор смог вытащить из глубин веков. реинкарнационный путь индивидуума, оставив, правда, нераскрытой тайну. Кто кого чье тут воплощение? Граф родился мальчиком или писательницей? Графова ли молодая баба родилась и дожила потом до состояния старого солдата? Старый ли солдат родился женой графа де Лисс?.. Впрочем, завеса таинственности и трагичного, мрачного романтизма должна быть. Лилии, графы и смерть.
"Есть в графском парке черный пруд. Там лилии цветут" - из хорошей песни.
Здарова калдуны и дивчонки
авто-мат
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: Февраль 27th, 2005, 7:45 pm
Откуда: г.Китеж

Сообщение Амрит Февраль 11th, 2006, 2:10 pm

В 16 лет и я написала рассказ про смерть, в облике девушки Марии, в одном и том же городе она пришла в гости к стриптизерше, старику и маленькому мальчику. Стриптизерше она была сестрой, старику - любовью из далекой юности, мальчику, как вы уже догадались, мамой. Но у меня смерть и в самом деле была, то есть чувствовала себя и мамой, и подругой, и сестрой. И ужасно страдала. Не было лилий - только снег и туман. Рассказ запинали ревнители реализма. 10 лет после этого я не писала ничего нереалистичного. Интересно, автор, это бродячий сюжет? Или мы с вами одну рыбку поймали?
Изображение
Аватара пользователя
Амрит
Автор 06/07, Серебряная сказка, 6 книг
 
Сообщения: 1830
Зарегистрирован: Ноябрь 24th, 2004, 3:44 pm
Откуда: г. Калининград
Anti-spam: Нет
Введите среднее число (тринадцать): 13

Сообщение Терпсихора Февраль 12th, 2006, 12:45 am

Из КВН:
«Мы знаем, что наши шутки не для всех смешны, но мы шутим для тех талантливых ребят, которые сдают сессию досрочно».

Что я этим хотела сказать? Ваш рассказ дано понять не каждому.
Когда прочла вторую часть, я решила, что ребенок не утонул – Ольга его успела спасти. Еще мне подумалось, что первая часть, должно быть, из Ольгиной книжки, которую стер мальчик. А третья часть? Третья часть, тоже, наверное, из Ольгиной книжки, только из другой.
Почитав отзывы, разобралась, что к чему. Ну и ребус у вас, Автор! :D

Если я правильно поняла, идея в том, чтобы в последние минуты жизни человек видел того, кто его любит? По-моему, в третьей части это условие не выполняется.

- Ян, смотри мне в глаза, смотри в глаза той, кто тебя истинно любитСмерть явилась в образе внучки. Старику известно, что внучка его не любит.
Что у нас получается? Старик умирает, а рядом с ним нет той, которая его любит.
Терпсихора
Автор Экслибриса/3 книги
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: Апрель 1st, 2005, 10:53 pm
Откуда: .ru

Сообщение Акулина Февраль 12th, 2006, 2:13 am

Прочитала у Амрит:
Стриптизерше она была сестрой, старику - любовью из далекой юности, мальчику, как вы уже догадались, мамой.

Прочитала у Esenia:
Если я правильно поняла, идея в том, чтобы в последние минуты жизни человек видел того, кто его любит?

Подумала, может это : "Так вот, где таилась погибель моя!"
В первом случае (у Автора) - старика отравила молодая жена, у которой был молодой поклонник (любовник?).
Во втором случае, у матери ребенка на первом месте - работа, а не сын.
В третьем случае МУДРЫЙ старик отдает себя Смерти, зная, что нелюбовь внучки, подвела последнюю черту.
Получается, что все они видят тех, кто привел их к Смерти, только первые двое, не знают этого, а Смерть, принимая тот или иной облик, "говорит" им об этом.
О Господи, до чего только не додумаешься, когда Автор так "закручивает". :|
Если нет дерева, то не прилетит золотой феникс...
Аватара пользователя
Акулина
 
Сообщения: 180
Зарегистрирован: Декабрь 29th, 2005, 2:18 am
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Соболев Февраль 12th, 2006, 11:04 am

Меня тут немного поправили. Книга М. Дрюона из серии "Проклятые короли" называется - La Loi des males ("Негоже лилиям прясть""). Я же привел в отзыве другое фр. выражение, тоже достаточно известное. Увы, за четверть века, как выяснилось, у меня в голове перепутались эти две французские сентенции.
Благодарю коллегу, указавшего мне на эту неточность - причем в деликатной форме)))
Сергей Соболев
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Апрель 3rd, 2005, 2:20 pm

Сообщение Автор Февраль 12th, 2006, 11:58 pm

Амрит, что касается данного текста, то писался н исключительно на основе моей фантазии, ранее подобной идеи я нигде не видел.

Я смотрю, текст каждый понимает по-своему, некоторые взгляды стали откровением даже для меня.
Но, если желаете узнать, какой смысл вложен мной, то я поделюсь.
Старику известно, что внучка его не любит.
Что у нас получается? Старик умирает, а рядом с ним нет той, которая его любит.

Как нет? Смерть - "Единственная, кто тебя любит"
Граф де Лисс был нелюбим, но графиню любил трепетно. И смерть приняла образ его жены, и в этом образе сделала его последние минуты самыми чудесными в жизни. Малышу нужна была только мама, только ее он звал.Умирающему солдату наверняка было приятнее всего видеть свою внучку, если смерть решила принять ее образ.
Авторский замысел во всех трех отрывках одинаков. Смерть принимала облики людей, которых любили умирающих, и в которых они отчаянно нуждались в свой последний момент. Она им лгала. Тема конкурса какая у нас? "Ложь во спасение", верно. В двух случаях она достигла своей цели - граф поверил, что жена его любит, и все у них будет хорошо, а ребенок обнял мать. Оба умерли счастливыми, рядом с любимыми ими людьми. В третьем случае обман раскрылся. И делала это Смерть из любви к людям. Именно о ней сказано: "Единственная, кто тебя любит". В моем рассказе ей отведена исключительно положительная роль :)
Я сожалею, что многое заложил между строк. Вроде все объяснено, но не разжевал. Однако варианты мне крайне понравились :)
Сергей Соболев, после вашей глубокой философичной рецензии мне лично совершенно без разницы, как в оригинале называлась книга Дрюона:) Тем более что во французском не силен, увы.
Автор
 

Сообщение просто мария Февраль 13th, 2006, 3:10 am

Авторский замысел во всех трех отрывках одинаков.

Три отрывка - написаны они мастерски, читаются великолепно. И объединены общей идеей - все так. Но как единое целое, как законченный рассказ их, имхо, воспринять трудно.
Аватара пользователя
просто мария
Автор Экслибриса - 10 книг/Почетный гражданин форума / Модератор
 
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Апрель 12th, 2005, 5:56 pm

Сообщение Терпсихора Февраль 13th, 2006, 11:32 am

Я сожалею, что многое заложил между строк. Вроде все объяснено, но не разжевал.

Не стоит полагаться на то, что читатели правильно прочтут текст между строк, поскольку каждый человек мыслит по-своему,
Терпсихора
Автор Экслибриса/3 книги
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: Апрель 1st, 2005, 10:53 pm
Откуда: .ru

Сообщение Наташа Февраль 13th, 2006, 11:00 pm

Первая часть - идеальна. Вторая и третья разочаровывают, к сожалению. Прошу у Автора прощения! Когда повествование перекидывается на манную кашу и потерянный текст книги (а, чёрт!), то глубокой философии здесь уже не место. ИМХО, конечно. Быт есть быт. Между строк уже не читается, а, скорее, обидно, что первая часть про Марию так быстро закончилась. Контрасты в литературе - вещь сложная. После первого текста, второй читаешь в том же ритме, но не получается, хоть стиль и не меняется. А надо бы! Надо бы его поменять! Именно поэтому и не читаются первый и второй отрывок вместе, как одно целое. Третья же часть заставила меня сделать паузу, ибо душа ещё не разобралась со вторым (детская смерть, как-никак). Здесь бы переход какой-нибудь, чтобы отвлечь читателя, переключить на концовку.
Очень надеюсь, что мысль вы мою поняли. К сожалению, я не литературовед, объясняю по своему восприятию.
Желаю вам больших успехов. У вас огромный потенциал!
Ах, да! Неужели автор этого рассказа - мужчина? Вот уж никогда бы не сказала. Похвально вдвойне.
Наташа
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Декабрь 9th, 2004, 10:44 pm

Сообщение IRA Февраль 17th, 2006, 2:54 pm

А знаете, автор, именно эта детская смерть и отталкивает читателя. И не потому, что все такие чувствительные, а потому что вы прописываете её так легко. Как срываете с куста. У меня сложилось впечатление, что вы знаете, что такое дети, понаслышке. Может быть, это совсем не так! Но такое чувство у меня осталось после рассказа. И не только потому, что мать не видит, куда уходит ребёнок ( просто так открыл дверь и ушёл?), и что ребёнок этот сразу же бежит к водоёму, как-будто специально ждал этого момента, и что тонет тут же. Как-то всё гладко у вас получается. Или так было задумано? Вообще-то, вырвавшись на свободу, он бы ещё часик бесцельно поболтался по двору, а потом бы ему в голову пришла мысль пойти поплавать. Да и что такое "утонуть" дети в этом возрасте уже знают. Хоть и попадают в ситуации, конечно.
Ну, не знаю, не прижился моему сердцу этот момент. Хоть убейте.
Показалось, что Автор добивается эффекта в неведомой ему области. Вы уж простите за такое определение!
А в целом - красиво. Очень красиво написано.
IRA
 

Сообщение Ольга Тарасевич Февраль 17th, 2006, 6:16 pm

мне рассказ понравился. может, я просто из тех людей, которые не очень-то придираются. Но мне кажется - нет предела совершеству. Всегда есть что-то, что можно улучшить. Но если идея оригинальная, язык хорош и от рассказа не оторваться - значит, он получился. Во всяком случае, для меня:)
Ольга Тарасевич
Автор Экслибриса//6 книг//ЗВЕЗДА'08
 
Сообщения: 491
Зарегистрирован: Февраль 10th, 2005, 10:51 pm
Откуда: Минск

След.

Вернуться в "Золотое перо-2006"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron