Продолжаю "записки читателя". Двигаюсь медленно, потому что с принтером нелады, приходится читать с экрана. Остановилась на тридцать первой главке.
Все, что написано, читается хорошо, но такое ощущение, что многое не написано.
Начну с Маши. Девушка поступила в университет, начала учиться. Значит, волнение, новая обстановка, новые знакомства, новые интересы. Ничего этого практически нет в Машиных главках, хотя Дракон видит ее в компании студентов. Это притом, что жизнь в ДК - привычная и, значит, не такая интересная для нее - прописана в деталях.
Болен брат, мама разрывается между работой и больницей. Вопрос: на ком стирка-готовка- уборка- магазины? Тоже на маме? Во-первых, с Машиной стороны это было бы свинство, во-вторых, это просто нереально. Значит, на Маше. Но при чтении создается ощущение, что у нее масса свободного времени, дома она просто не знает, чем себя занять. Прогулки, посиделки, гости... Начинаю прикидывать. Пары в университете плюс что-то задают на дом, плюс три репетиции в неделю, плюс концерты, плюс хозяйство. Время на посиделки придется выкраивать, и не каждый раз получится. На девушку, вдобавок к беспокойству за брата, свалился воз хозяйственных проблем и непривычной ответственности, но в тексте ничего этого нет. Она почти никогда никуда не спешит.
На этом фоне и ее тревога за брата выглядит не совсем достоверной. Стерильной, что ли. Она скорее думает о том, что волнуется за него, чем действительно волнуется. Если бы она, положим, бросилась стирать его пижамки с мыслью: ну, меня не пускают с ним сидеть, но хоть что-то я делаю для него, - это меня больше задело бы как читателя, чем рассуждения о том, не будет ли предательством пойти на репетицию. Тут, конечно, сугубое имхо. А приготовить к приходу мамы горячий ужин? Ей бы очень не помешало после работы и дежурства в больнице!
Линия любовных и/или эротических переживаний прописана хорошо и подробно, только все сцены немного сливаются. Тут бы как раз разделить чем-то университетским, какими-то домашними проблемами, а то ощущение такое, будто ничто иное Машу не интересует. Это было бы понятно, если бы она в Саню по уши влюбилась, так ведь нет!
И еще кое-что меня смутило. Сол - табу, потому что женатый, но его жену она не представляет реальной женщиной. Между тем, сходство ситуации Лены с маленьким ребенком и Машиной мамы с Игорьком, оставленной мужем ради другой женщины, бросается в глаза, тем более что Маша сначала рассказывает о предательстве отца Солу, а потом встречается с отцом, то есть все это у нее в памяти очень свежо. Читатель, естественно, ждет, что в голове у Маши возникнет аналогия, и на месте неизвестной ей жены она увидит мать, а на месте Сола - отца. Вот тут запрет выстроился бы железный, психологически обоснованный безо всяких терминов, вроде "табуированный", и ссылок на дикарей. Может, потом так и будет, но почему не сразу?
Следующий ход тоже меня удивил.
Чтобы не думать о Соле, ей надо было найти себе кого-нибудь другого.
И она находит - Саню, который ей в лучшем случае безразличен, если не неприятен. По-моему, достаточно цинично, непонятно даже, чего еще надо Дракону.
Понравился эпизод с ребенком. Кусок про аборт тоже написан здорово, но очень по-женски. Это, конечно, понятно, но дан-то он от лица Дракона! Может, вставить, какую-то фразу-переключалку: Дракон вспомнил, как развлекался, наблюдая в своем телевизоре...
Вот, пока все. Про других героев в следующий раз напишу.
Отзыв выглядит мрачновато, но я пишу в первую очередь о том, что вызывает вопросы. А читаю при этом с интересом и удовольствием