Ну вот, а сейчас, как обещала, с самого начала.
Вернее, с того начала, которое большинство из вас имеет.
О ФАЙЛАХ
О тех файлах книг, которые находятся в вашем компьютере.
О тех, которые вы хотели бы увидеть в виде книги.
Последовав моим советам, Вы сразу увидите, что книга становится лучше - не сомневайтесь.
Но хочется заметить, что можно научить всему - но таланту не научишь.
Не научишь доброте, не добавишь ума, совести или сострадания.
Вы знаете, что это небезопасно - писать книги?
ВЫ В НИХ - КАК НА ЛАДОНИ.
Я прожила довольно долгую и насыщенную жизнь, и у меня есть и вторая профессия - я врач, в числе других и психолог.
Так вот - одно время мне приходилось составлять психологические портреты по текстам - два абзаца на АБСОЛЮТНО ЛЮБУЮ ТЕМУ - и человек, его внутренний мир, виден как под микроскопом, даже если он написал диалог от чужого имени.
Та вот - получается что автор своим текстом попадает под посторонний взгляд тысяч людей!
ЭТО ОБЯЗЫВАЕТ.
Вывод из этого прост - пишите, если Вы считаете, что вам есть что сказать, и если Вы готовы, что на Вас, как в Доме-2, через ваш текст на Вас будут смотреть и как-то оценивать тысячи глаз. Разумеется, впечатления многих не понравятся вам.
Вы готовы к этому?
Как больно ранит критика, иногда даже справедливая, Вы знаете?
Как некоторым людям нравится выискивать чужие ошибки, ляпы и как они смакуют Ваши промахи - Вы готовы спокойно и доброжелательно к этому отнестись? а ведь есть люди, которые достаточно талантливы, но бестактны и ехидны?
Чтобы это меньше ранило Вас, и Вам приходилось с этим сталкиваться как можно реже, есть одно правило, которое можно назвать
ОСНОВНЫМ ПРАВИЛОМ ДЛЯ АВТОРА
АВТОР ПИШЕТ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ.
Ваш текст полностью выдает Ваше отношение к нему. И от этого зависит симпатия или антипатия читательской аудитории.
Представьте, что читатель - Ваш собеседник.
да, Вы пишете не о нем, НО РАССКАЗЫВАЕТЕ ИМЕННО ЧИТАТЕЛЮ.
Это не значит, что нужно заигрывать с читателем - все равно не угадать, кто возьмет в руки книгу. Но должно быть видно, что автор обращается к разумному, достойному, умному и достойному доверия человеку. Представляйте себе такого, когда пишете - и пишите о чем и как угодно.
Если бы Вы поменялись местами, и именно Вы были бы собеседником, кого бы Вы предпочли слушать?
Вот и ответ - в нем все, и добавить нечего.
Но это - В ОБЩЕМ.
А конкретно: вот перед вами текст вашей книги.
Как это будет читаться, когда она выйдет?
Вот кто-то взял ее в руки.
Что дальше он будет делать?
Он прочтет название, возьмет ее в руки, посмотрит обложку и тексты на ней, посмотрит оглавление, раскроет где-то в середине...
Как сделать все правильно, чтобы он не вернул ее продавцу?
Начинаем сначала:
КНИГА ПИШЕТСЯ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ - помните?
Для них же составляется рубрикация - деление текста на заголовки и подзаголовки.
Во-первых, для того, чтобы смысловые блоки не путались в голове у читающего.
Во-вторых, чтобы не происходило утомление от слишком больших фрагментов. Здесь все просто: каждая глава - все же отдельный смысловой кусок, где есть сюжет и одна или две (не больше!!) основных мыслей.
Поэтому главы не должны быть слишком длинными (не более 10-12 страниц).
Если они больше или сложнее (имеют внутри отдельные блоки по-разному, будь то смена места, времени или объекта действия) всегда намного лучше, когда это видно на бумаге, то есть как-то разделено: звездочками, именами героев, метками места или времени - в зависимости от того, что в данном случае уместнее.
Все это улучшает не только видимый эффект от книги (это совсем не главное). ЭТО УЛУЧШАЕТ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА ЧИТАТЕЛЕМ.
То есть при таком подходе любая книга КАЖЕТСЯ ЧИТАТЕЛЮ ИНТЕРЕСНЕЕ. Он не пропускает кусков, не упускает нить сюжета, и так далее.
Есть и еще один момент.
ЧИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ ОГЛАВЛЕНИЕ. то есть он хочет видеть, как и из чего построена книга. Поэтому представьте, что оглавление выглядит как три части с названиями, а между ними - места и даты или только 1, 2, 3...
И что? Зачем оно такое?
Тогда лучше вообще не делать оглавление (или содержание) в конце книги, а это неверно.
То есть маркеры места и времени, (цифры, звездочки и так далее) никому не мешают, но какую смысловую и рекламную нагрузку (что и есть оглавление) они несут, когда читатель видит такое оглавление?
Никакой, или почти никакой. поэтому такое деление уместно ВНУТРИ ГЛАВ, если уж они такие сложные.
Далее.
Не следует забывать и о том, что общие, ничего не значащие, или еще хуже - затаскано-назидательные названия глав - это тупо и вредно для книги. Поэтому названия глав должны все же отражать то, что в них написано.
Хорошо, когда оглавление смотрится как хорошая аннотация - емко, доступно и интересно.
Вот мои соображения по поводу рубрикации и оглавления.
Они верны и полезны для автора.
Кроме основного текста, издательству интересно было бы видеть:
1. Краткое содержание книги (некоторые называют это дурацким словом СИНОПСИС).
2. Аннотацию.
3. Сведения об авторе (то, что вы хотите, разумеется, сказать о себе, включая сведения о предыдущих публикациях, о которых Вы хотели бы сказать)