Итак, сакраментальный вопрос: ПОЧЕМУ ИЗДАТЕЛЬСТВО ОТКЛОНИЛО РУКОПИСЬ?
Объяснений этому много, несмотря на то, что ответ чаще всего одинаков:
ИЗВИНИТЕ, ВАШЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАМ НЕ ПОДХОДИТ.
Тем не менее, можно сделать попытку классифицировать причины отказов.
Хочу отметить, что такой ответ совсем не обязательно означает, что ничего нельзя сделать.
Ест ряд причин, не совсем, а иногда даже совсем не связанных с качеством и ценностью самого текста.
ЧАСТО ЭТО ПРОСТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО АВТОР ДОПУСТИЛ КАКОЙ-ТО ПРОМАХ.
ЧАСТО ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО СИТУАЦИЮ МОЖНО ИСПРАВИТЬ.
Однако быстро и просто ответить на этот вопрос нельзя по причине того, что таких причин может быть много.
Наверное, есть смысл сначала рассмотреть ОБЩИЕ СЛУЧАИ, а затем перейти к более детальным объяснениям ПО ЖАНРАМ.
Будем рассматривать от простого к сложному.
СНАЧАЛА – БЕЗНАДЕЖНЫЕ СЛУЧАИ.Самый распространенный и самый тяжелый из них – это ВОПИЮЩАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ.
Тут, действительно, сложно что-то посоветовать.
Поразительно, но многие СОВЕРШЕННО НЕ ВИДЯТ СОБСТВЕННОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ.
Речь не идет об опечатках или грамматических простых ошибках, а о том, что многие думают, что ворд исправит все за них, а грамотность – это не главное.
Да, опечатки – это мелочь, и все их допускают. Об этом никто не говорит.
Речь идет о той грамотности, которая выражается в правильности построения фраз и умении выразить свою мысль на бумаге.
Запятые не там где нужно, неправильно построенные фразы, разговорные обороты, неуместное применение разговорного или наоборот, формального, стиля – все это говорит о том, ЧТО ЧЕЛОВЕК АБСОЛЮТНО НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ.
Пустые ничего не значащие фразы, заколдобистые пятиэтажные предложения, подобные клубку без конца и без начала – такой текст говорит о том, что автор ВООБЩЕ НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬ.
Вот некоторые перлы:
Молодой человек в потертых джинсах с недоверчивым взглядом весело подошел к барной стойке, гламурно прикурил сигарету, в открытое окно потянул дым и томно вздохнул, глядя на девушку, которая сидит за столиком одиноко теребя бокал с шампанским. Он подумал: откуда такая невинная красота в таком злачном месте может она подругу ждет.Ужас, да?
Причем эта девушка больше никогда и нигде в тексте не фигурирует.
Для тех, кто не понимает, почему ужас, это может быть тестом: значит, вам можно писать только СМС-сообщения. Короткие.
Но большинство из вас, конечно, понимает, а если не понимает, то чувствует.
Конечно, такой текст не возьмет ни один умственно здоровый издатель.
Конечно это крайний, утрированный вариант.
Но несогласования сказуемых и определений, неправильная структура фразы, нелогичное описание персонажа, абсолютное отсутствие понятия о том, зачем нужны знаки препинания – это увы, проблемы многих.
Если их критическое количество – конечно, текст никто не возьмет.
К сожалению для большинства авторов таких текстов остается абсолютной тайной, ЧТО ЖЕ В ИХ ТЕКСТАХ ПЛОХОГО.
В любом случае, УМЕНИЕ ПИСАТЬ ТЕКСТЫ – ЭТО ОДНО ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ.
На вашем же ресурсе находятся весьма полезные ссылки на учебники по литературному редактированию и корректуре.
Они не будут лишними НИ ДЛЯ КОГО.
Они помогут понять, КАК ЛУЧШЕ ИЗЛОЖИТЬ СВОЮ МЫСЛЬ И ОПИСАТЬ ГЕРОЕВ И РАСКРЫТЬ СЮЖЕТ.
Вот эти ссылки:
Библиотека центра дистанционного образования Московского Государственного Университета Печати.
http://www.hi-edu.ru/abc_courses.html И в частности :
Редактирование. Общий курс.
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook023/01/index.html Теория и практика редактирования.
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook030/01/index.html Технология редакционно-издательского дела.
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook077/01/index.htmlБольшое спасибо за них.
К таким же безнадежным недостаткам относятся:
Полное отсутствие сюжета,
фактологическая недостоверность (написание исторического романа с грубым нарушеним и перевиранием исторических фактов, имен и дат),
очень близкие к плагиату работы,
книги ни о чем.
Нужно сказать, что далеко не все книги, на которые мы даем отказ, такие. К счастью.
Ведь знаете, это такая радость – получить интересную книгу, которую еще никто не читал!
НЕ СОВСЕМ БЕЗНАДЕЖНЫЕ СЛУЧАИБольше книг, в которых ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Например, проблемы стиля.
Как правило, художественное произведение состоит из текста автора и текста, мыслей и действий героев. Все это объединяет сюжет, в ходе которого решается какой-то конфликт или проблема.
В большом произведении обычно присутствуют все эти составляющие.
СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ часто неровный – это самая распространенная проблема. Что это значит?
Авторский текст часто перескакивает с нейтрального на характерный, присущий какому-то герою. То есть в описании действий героя автор вдруг начинает употреблять жаргонные выражения, хотя до этого авторский текст был вполне нейтральным.
Запутанность и непонятность авторской речи, НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ И БЕСКОНЕЧНЫЕ ОТСТУПЛЕНИЯ-ОБЪЯСНЕНИЯ-ВОСПОМИНАНИЯ. В этом случае книга перегружена пространными авторскими рассуждениями, а этот перегруз, как ни странно, читателю не нравятся.
И такой текст сложен для восприятия и создается впечатление, что автор сам запутался в своей книге.
Когда пишешь целый роман, такое случается – действительно, большая вещь – это непросто.
ЧТОБЫ НЕМНОГО ВЫСТРОИТЬ ПОВЕСТВОВАНИЕ, МОЖНО ПРОСТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК НЕСКОЛШЬКО ВЕЩЕЙ.
1. В РОМАНЕ ДЕЙСТВУЮТ ДВА-ТРИ ГЛАВНЫХ И, КАК ПРАВИЛО, ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Остальные проходят «массовкой». КАЖДОЙ КАТЕГОРИИ «ПОЛАГЕТСЯ» СВОЯ ДОЛЯ ВНИМАНИЯ.
2. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ГЕРОИ ДЕЙСТВУЮТ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ КНИГИ, если только они не умерли, не уехали и т.д.
3. ОНИ: ДЕЙСТВУЮТ, ДУМАЮТ, РАЗГОВАРИВАЮТ.
4. У КАЖДОГО СВОЙ ХАРАКТЕР, СВОЙ СПОСОБ ДЕЙСТВИЙ, СВОЙ ЛЕКСИКОН.
5. ЕСЛИ РОМАН ИДЕТ ОТ ИМЕНИ ОДНОГО ИЗ ГЕРОЕВ, ЭТО ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЕГО ОБРАЗУ. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ И ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА, НО КАК БЫ ОТ ЕГО ИМНЕИ
6. ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ НЕ О ТОМ ЛИЦЕ, ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО ИДЕТ РАССКАЗ, НЕ НУЖНО ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ РАССКАЗАМИ О ТОМ, ЧТО ОН ПОДУМАЛ. ПУСТЬ ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ ЕГО ДЕЙСТВИЯ, СЛОВА, ВНЕШНОСТЬ, ДАЖЕ ПОЗЫ И ОДЕЖДА. Это сделает текст живее и интереснее.
7. НО ЕСЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО НУДНО РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ, КТО ЧТО ПОДУМАЛ – ЭТО ПЛОХО.
8. БЫВАЕТ, ЧТО ПОВЕСТВОВАНИЕ ИДЕТ ПООЧЕРЕДНО ОТ ИМЕНИ РАЗНЫХ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ.
9. ИХ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ-ТРЕХ, А ТО ВСЕ ЗАПУТАЕТСЯ, И СКОРЕЕ ВСЕГО, ВЫ НЕ ВЫДЕРЖИТЕ И СМЕШАЕТЕ СТИЛИ ОБРАЗОВ. ЭТО СЛОЖНЫЙ ПРИЕМ.
10. БЕССМЫСЛЕННЫХ, НЕ ИМЕЮЩИХ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОДОЛЖЕНИЯ ИЛИ КАКОГО-ТО ЗНАЧЕНИЯ СЦЕН И ПЕРСОНАЖЕЙ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. ИХ ВСЕХ НУЖНО ВЫЧЕРКНУТЬ. ВЕДЬ ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ? ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАСКРАСИТЬ И ЛУЧШЕ ВЫПИСАТЬ ГЕРОЕВ.
Вот тут нелишним будет пример. Почти пример. Текст приводит не буду – я корректно отношусь к авторам, и работаю с ними индивидуально и конфиденциально.
Вот компания парней входит в клуб. Они куда-то едут, и зашли перекусить. Они устали, у них проблемы. Их трое. Они расстроены, озабочены, злы… Но один из них – такой веселый рубаха-парень, которого трудно выбить из колеи.
Так вот эта сцена в клубе.
Они садятся за столик, обсуждают свои проблемы, в ходе которых читатель должен с главными героями «познакомиться» поближе, и вдруг автор пускается в пространные описания девушки, которая с двумя бокалами пива дефилирует через зал.
Там про нее написано почти страница. Далее она уходит из зала… и все. Больше нигде в романе она не фигурирует.
Зачем она вообще была нужна?
Вообще понятно. Тот, который не может без радостей жизни, ее заметил. Автор хотел его с помощью этой девушки точнее описать. Но тогда надо было написать, КАК ОН ЕЕ РАССМАТРИВАЛ, КАКИМИ ГЛАЗАМИ, ЧТО ПРИ ЭТОМ ДУМАЛ И МОЖЕТ, ДАЖЕ ГОВОРИЛ. Но само по себе ее описание от имени автора – лишнее. А вот глазами героя – гораздо уместнее.
А так – зачем? Когда я сказала об этом автору, он удивился: действительно, эта сцена была нужна, чтобы так сказать, «познакомить» читателя с характером парня, но…
Вот и вся остальная «массовка» - билетеры, соседи, сослуживцы, иногда члены семьи – они должны описываться и действовать только тогда, когда это необходимо.11 ВОЗЬМИТЕ КАЖДОГО ГЕРОЯ, И ПРОСЛЕДИТЕ ЕГО. Уверена, после этого ваша книга станет намного лучше.
12. УВЕРЕНА, ЧТО, КОГДА ВЫ БУДЕТЕ ЭТО ДЕЛАТЬ, ВЫ НАЙДЕТЕ СТОЛЬКО МЕЛОЧЕЙ И НЕ ОЧЕНЬ МЕЛОЧЕЙ… ЭТО ХОРОШИЙ РАБОЧИЙ ПРИЕМ ДЛЯ АВТОРА.
ТАК МОЖНО ИЗ СРЕДНЕЙ КНИГИ СДЕЛАТЬ ХОРОШУЮ.
СЛУЧАИ, КОГДА ПОМОЧЬ ЛЕГКОЗнаете, есть, конечно, и момент личного вкуса редактора.
Кому-то кажется, что читателю нравятся триллеры типа ПИЛА, кто-то любит, когда богатые плачут.
Короче, кто-то любит ананас, а кто-то – свиной хрящик.
У меня тоже, к примеру, есть симпатии и антипатии.
Если спросите, я отвечу, как смогу.
Но сегодня же мы говорим не о моих вкусах.
Вообще ПЕЧАЛЬНО, ЧТО МНОГИЕ АВТОРЫ ПУТАЮТ ЛИЧНЫЙ ВКУС РЕДАКТОРА ИЛИ ИЗДАТЕЛЯ И ЕГО МНЕНИЕ О ТОМ, НУЖНА ИЛИ НЕ НУЖНА ЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВУ ДАННАЯ КНИГА.
ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ РЕДАКТОРА – ЭТО ЕГО ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧИТАТЕЛЮ.
ТО ЕСТЬ ОН ДОЛЖЕН ВЫБИРАТЬ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ ЗАХОТЯТ ПРОЧЕСТЬ КАК МИНИМУМ КОЛИЧЕСТВО ЧИТАТЕЛЕЙ, РАВНОЕ ПЛАНИРУЕМОМУ ТИРАЖУ.
ВОТ ЭТО ОН ДОЛЖЕН.
А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – ЭТО УЖЕ ПОТОМ.
АВТОРУ ЖЕ ОН, ПОКА НЕ ЗАРАБОТАЛ НА ЕГО КНИГЕ ХОТЬ КОПЕЙКУ, НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.
ВЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ В ТИРАЖ – ЭТО РИСК, ЕСЛИ ВЫ РАНЬШЕ НЕ ЗНАЛИ.
СКОЛЬКО ИЗДАТЕЛЬСТВ ЗАКРЫЛОСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ? ТАК-ТО ВОТ.
И УЖ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОН ЕМУ НЕ ДОЛЖЕН НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ ВЫБРОСИТЬ ДОСТАТОЧНО БОЛЬШУЮ СУММУ НА ПЕЧАТЬ ТИРАЖА, КОТОРЫЙ НИКТО НЕ КУПИТ.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ С ЭТИМ НЕ СОГЛАСНЫ, существуют издательства, печатающие книги за счет авторов, есть Самиздат и тому подобные ресурсы… то есть им тоже, в общем, руки никто не рубит. Я же просто рекомендую некоторые вещи согласно своему опыту.
ПОГОВОРИМ О КНИГАХ, КОТОРЫЕ В ОБЩЕМ, НЕПЛОХИ, НО ИХ НЕ БЕРУТ.
«НЕФОРМАТ»
Этот термин не обязательно означает количество авторских листов.
Конечно, если у нас в серии книги в основном по 8-12, как вы выражаетесь, «алок», то, конечно, возникает вопрос цены книги и проблемы с торговлей и ценообразованием.
Второе – лучше всего воспринимается и читается произведение именно такого объема.
Но против этого «неформатного отказа» есть простые способы: надо просто поинтересоваться другими книгами этой серии, и добавить в письме, что вы готовы сократить, дописать, разделить либо добавить еще и другие тексты (если конечно это так и есть).
Многотомные издания покупают значительно хуже, чем авторскую серию, каждая книга которой может быть самостоятельной. В большинстве случаев для этого достаточно написать некую недлинную предысторию где-то после первой главы.
Но неформат бывает и другим – по жанру.
В настоящее время жанры сливаются, разделяются, и нет четких границ каких-то.
Романов, например, разновидностей масса: женский роман может быть детективным, мистическим, бытовым, историческим, и т.д.
Роман-приключение, детектив с элементами мистики, эротический, гламурный, футуристический, постапокалиптический, и еще много-много всяких.
СОВЕТ: изучите книги издательства и не позиционируйте произведение четко, если есть опасения, что он пройдет «мимо» тематики издательства. Лучше напишите внятное краткое содержание и четко изложите фабулу. Если вещь стоящая, то редактор найдет, куда ее поставить.
Или включит в какую-то обтекаемо названную серию, с перспективой в случае успеха такой тематики отделить ее отдельно – в новую серию или подсерию.
Так и развивается серийная наполненность в издательствах.
ДРУГИЕ ОШИБКИ.
Могут быть промахи, которые мешают изданию.
Например: книга-фэнтези, в которой почему-то имена, время и иерархическое построение фактуры очень похожи на историческое.
Что делать читателю? Он путается. Ему кажется, что он читает историческо-мистический роман, автор которого не знает истории. Он разочарован и зол, и пишет гневные письма издателю.
Эту ситуацию легко исправить: нужно изменить имена, указать на время, сделать акцент на названии страны и кое-что поменять в описании социума: например, вместо князей пусть будут какие-то другие титулы. Тогда получится хорошее фэнтези.
Иногда так бывает.
ЧАСТО В РОМАНЕ НЕУДАЧНОЕ НАЧАЛО.
Бывает, что в хорошей книге автор просто неудачно начал рассказ.
Бывает, из начала читателю совершенно непонятно, зачем ему читать эту книгу. У него создается впечатление общения с неприятным человеком, который будет в него.читателя, как в мусорку изливать злобу на жизнь или хвастливые опусы о себе любимом. И зачем это ему. А книга-то о чем? ведь читатель надеется найти в ней нечто важное ДЛЯ СЕБЯ! ИМЕЕТ ПРАВО.
ИМЕННО ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ В НАЧАЛЕ.
ПОВТОРЮ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО:
НА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЕ ЧИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, ЧТО ЕМУ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ ЭТУ КНИГУ.
Но начало – это отдельная тема, и заслуживает отдельного обсуждения. На портале есть информация на эту тему.
Я ее изучу, и в ближайшие недели добавлю что-то от себя.
ИНОГДА НАЧАЛО ТАК ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ГЛАВНОГО ГЕРОЯ (КОТОРЫЙ ЧАЩЕ ВСЕГО ОЧЕНЬ НАПОМИНАЕТ САМОГО АВТОРА), ЧТО ДАЛЬШЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ЧИТАТЬ.
Или проблема, которая звучит на первых страницах, очерчена так, что уже не хочется этого ничего.
Это, конечно, трудно исправить.
Например, многим людям не удается первичное общение, хотя потом выясняется, что человек хороший, и так далее.
КАК ПРИМЕР, можно привести такое начало: главная героиня пространно рассуждает о том, какие мерзкие создания мужики и как они ей противны. Приходят первые персонажи, и видно, что они ей мерзки.
Зачем читать дальше такой роман? Неприятно, как будто подслушал какую-то грязную сплетню.
И уже никто просто НЕ ДОЧИТАЕТ до того места, где мировоззрение героини меняется, потому что она встретила настоящую Любовь… печально, но часто бывает именно так.
Так же некрасиво выглядит рассуждение о том, что героиня ПРОСТО НЕ ПОНИМАЕТ ЖЕНЩИН, КОТОРЫЕ…
Все это дурной тон и неудачное начало.
Начало книги, как и начало разговора – это УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА.
ЧИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОЧУВСТВОВАТЬ СИМПАТИЮ К АВТОРУ И ЕГО МНЕНИЮ.
Ну, и конечно, должна быть какая-то интрига, а не предыстория начиная с рождения бабушки на тридцать-сорок страниц.
ДЛИННЫЕ ПРЕДЫСТОРИИ НАДО ОТОДВИГАТЬ НЕМНОГО ЗА НАЧАЛО.
Почему?
Очень просто: когда вы первый раз видите человека, и он начинает вам нудно излагать свою родословную, ваши намерения? Наверное, куда-нибудь убежать.
Но если это человек почему-либо станет Вам интересен, вы же сами его будете расспрашивать?
Вот и в книгах все точно так же.
Так что в этом плане главное - НАХОЖДЕНИЕ КОНТАКТА СО СВОИМ ЧИТАТЕЛЕМ.
Желаю успехов всем в этом!
Надеюсь, что чем-то была полезна.
Жду вопросов.
Следующий раз, обещаю, будем говорить о фантастике и фэнтези.
Вопрос, я вижу, назрел.